СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Созы и союзные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Созы и союзные слова"»

План-конспект урока русского языка в 7 классе. Учитель- Нуштаева Т.К.

Тема урока: «Союзы и союзные слова»

Тип урока: объяснение нового материала

Технология урока: критическое мышление

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления знаний по теме «Союзы и союзные слова», научить различать союзы от союзных слов средствами технологии критического мышления.

Задачи:

– обучающие: способствовать формированию понятия “союзные слова”, выявить отличия между союзными словами и союзами;

– развивающие: создать условия для развития у школьников умения сопоставительного анализа информации;
– воспитательные: прививать любовь к языку средствами содержания урока, способствовать воспитанию семейных ценностей через использованнные тексты на уроке, способствовать формированию сотрудничества при групповой работе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:  

- повторить изученный материал о союзах

- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;

- уметь определять роль союза, создавать предложения с союзами, находить их в тексте.

Метапредметные

Личностные

-Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, умений оценивать чужой труд

Регулятивные
-Проектировать маршрут преодоления трудностей в обучении через включение в новые виды деятельности

Познавательные

-умение структурировать знания

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные

Эффективное взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности

Основные термины, понятия: союз; союзное слово



Ход урока

1.Организационный момент. Слово учителя.

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать мне – и я пойму (китайская пословица). Как вы поняли смысл этой пословицы? Что важно по этой пословице? Человек лучше понимает тогда, когда сам начинает делать. Поэтому начинаем нашу работу.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

-Перед вами на столах лежат оценочные листы, за каждое выполненное задание вы в них будете проставлять себе отметку, а в конце урока мы высчитаем общий балл

-Начнем с повторения сведений о союзе .Разминка «Терминологический диктант».

-Я вам называю сейчас определение, а вы записываете только термин

1. Часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и частей в сложном предложении ( Союз)

2.По грамматическому значению союзы делятся на…(сочинительные и подчинительные.)

3.По строению союзы делятся… (простыми и составными).

4. Союзы, соединяющие однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного называются ( сочинительные)

5.Союз Да в значении НО является сочинительным и… назовите разряд ( противительный)

6.Назовите разряд подчинительного союза КОГДА (временной)

- А теперь обменяйтесь работами , проверьте работу друг друга и выставите оценку в таблицу на ваших оценочных листах.

Ответы:

1. Союз

2.Сочинительные и подчинительные

3.Простые и составные

4.Сочинительные

5. Противительный

6. Временной

Критерии: «5» – 0 ошибок, «4» – 1 ошибка, «3» – 2 -3 ошибки, «2» - 4и более

- Поднимите руки у кого отметка 5,..4,..3,

-Поднимите руки , кто не справился с этой работой

-Для чего мы выполняли это задание? ( Для того, чтобы повторить пройденный материал)

-Игра «Найди лишнее

-Найдите в каждом ряду слов лишнее, выпишите это слово

  1. И, А, НО, ИЛИ, ТОЖЕ, ПОТОМУ ЧТО.

  2. КОГДА, ЕСЛИ, ЧТО, И, ПОКА

  3. КАК,СЛОВНО, ТОЧНО, КОГДА, КАК БУДТО

  4. ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, ВВИДУ, ОДНАКО

- Сравните свои ответы с эталоном самоконтроля.

Эталон:

  1. Потому что

  2. И

  3. Когда

  4. Едва (союз, наречие, частица в зависимости от контекста)

-Где вы допустили ошибку? Почему?

-Оцените себя и выставите оценку в лист достижений.

Критерии:

«5» -0 ошибок,

«4»- 1 ошибка,

«3»- 2 ошибки,

«2» -3 и более

- Выставьте отметку в оценочный лист


-Прочитайте слова, которые вы выписали.

-К какой части речи они относятся?

Итак,союз.

-Это слово однозначное или многозначное по своему лексическому значению?

Многозначное

- Какие значения слова « Союз» вы можете назвать.

-Давайте обратимся к Толковому словарю Ожегова


II. СО’ЮЗ, -а, м. В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и словоформы внутри предложения. Двухместный с. (~, состоящий из двух позиционно разобщённых служебных единиц, совместно выполняющих служебную функцию).
прил. ~ный, -ая, -ое. Союзная связь. Союзное слово (местоимение, способное быть связующим средством при подчинении предложений, напр., как, какой, что, чей, куда, когда и др. ).

-Что общего между этими понятиями? Связывают.

- О чём пойдет речь на уроке? Какова цель нашего урока?

Обратимся к тексту. Работа с текстом

- Прочитайте предложения

1.Наша семья очень дружная, потому что мы любим и уважаем друг друга. (СПП)

2.Если кто-то нуждается в помощи и поддержке, он всегда может рассчитывать на остальных. (СПП)

3.Родители заботятся о нас , а мы стараемся во всём им помогать. (ССП)

4.Добрые традиции оберегают счастье, покой и благополучие в доме. (однор члены)

5.Я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га. (СПП)

-Можно ли назвать эти предложения текстом?Да. Почему?

Текст — это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.

-Определите тему текста? Семья

- Озаглавьте этот текст ( Записать на доске). Наша семья.

- Сформулируйте основную мысль текста.

Основная мысль заключается в том, что семья- это прежде всего тепло семейного очага, традиции, счастье, покой, забота родителей о детях, поддержка, взаимопомощь

- А что для вас значит слово «семья», какие ассоциации у вас оно вызывает? Мама, папа, бабушка, сестра, брат, праздник, смех, слезы, счастье, душа, дом, уют.

В тексте есть слово «очаг». Объясните значение слова.

В словаре С.И.Ожегова дается такое определение. Дано два значения слова. ОЧАГ, -а, м. 1. Устройство для разведения и поддержания огня. Поддерживать огонь в очаге. 2. перен. Место, откуда что-н. распространяется,средоточие чего-н. (книжн.). О. войны. О. пожара. О. инфекции.

В каком значении употреблено слово в данном тексте? Семейные традиции, уважение, любовь

- Какие предложения в тексте по структуре? Сложные.

- Чем они связаны? Союзами

- Одно предложение записано с пробелами на доске, нужно вставить пропущенные знаки препинания и орфограммы, выполнить полный синтаксический разбор предложения.

1 учащийся

Я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.

2 учащийся

-Найдите в предложении наречие и выполните морфологический разбор.

(Никогда – наречие, неизм., в предложении является обст.)



3 учащийся

-Найдите в предложении слово, однокоренное теме нашего текста и выполните морфемный и словообразовательный разбор.

семейного

-Выставьте свои отметки в лист контроля



3. ФИЗМИНУТКА

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево)

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад

- Отдохнули? Работаем дальше.

4. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Перед вами пара предложений.

Мы знаем что в нашей семье всегда будет оказана помощь друг другу.

Я знаю что подарить сестре на день рождения.


-Определите, предложения простые или сложные?

- Найдите грамматические основы предложений.

-Расставьте знаки препинания

-Как вы думаете, с какой целью я их написала, что в них общего? Слово « Что»

- Можно ли сказать, что эти 2 слова являются союзами?

-Давайте попробуем разобраться

-Как в русском языке называются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значения? Омонимы

- В данных предложениях найдите омонимичные формы . Что

5.Актуализация знаний.

- Для того, чтобы понять, союз перед нами или другая часть речи ,нужно следовать моим рекомендациям (советам).

Перед вами на партах лежат таблицы, попутно мы с вами будем их заполнять, исходя из наших рассуждений и умозаключений




Советы

Союзы


Член предложения



Можно удалить



Логическое ударение



Можно заменить



Можно подставить же и именно



Спросите



Часть речи





Совет первый. Если вы хотите узнать – союз перед вами или нет — расчлените!

Да, да. Разберите сложноподчиненное предложение буквально на части. То есть, по членам предложения, конечно.

Союз – не является членом предложения.


- Какой часть речи является слово «что» во втором предложении?

Относительное местоимение

Совет второй. Уберите!

Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить слово другой части речи из предложения нельзя

Совет третий. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!

Используйте логическое ударение.

Логическое ударение не может падать на союз!


Совет четвёртый. Замените! Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности.

Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.

А вот слова другой части -можно

Совет пятый. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, же или именно. И посмотрите, как себя поведет слово. Рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно.(как посторонний предмет)



Совет шестой. Спросите! Превратите часть предложения с союзом в вопросительное предложение. Предложение с союзом вам превратить не получится

-Давайте посмотрим на таблицу, которая у нас получилась

Советы

Союзы


1.Член предложения

нет

да

2.Можно удалить

да

нет

3.Логическое ударение

нет

да

4.Можно заменить

Другим союзом

Другим словом

5.Можно подставить же и именно

нет

да

6.Спросите

нет

да

Часть речи





- Какие ячейки у нас остались не заполнены?

Вторая колонка, не записано наименование слов, которые соединяют части сложного предложения

- Такие слова называются союзными.

6. Постановка целей урока

- Какие цели мы с вами ставили? А каких целей мы уже достигли? Что же такое союзные слова?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать правило, пользуясь таблицей.

- У нас осталась не заполнена последняя строка в таблице

«Какими частями речи может быть выражено союзное слово»

- Можем ли мы сами ответить на этот вопрос?

- Давайте обратимся за помощью к учебнику

Союзное слово — это относительное местоимение или наречие, которые соединяет главную и придаточную часть в составе сложноподчиненного предложения.

-Прочитайте правило, сравните с информацией в своей таблице. Все ли мы с вами записали?

- Какой информации у нас нет?

Чаще всего союзными словами бывают относительные местоимения – такие, как кто, что, какой, который, чей, сколько и т. д.

А также наречия: где, куда, откуда, когда, зачем, как и т. д.



7.Первичное закрепление.

- Перед вами два предложения

Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке.

Я не представляю, когда ты закончишь задание.

- Эти предложения простые или сложные?

- При помощи какого слова присоединяется придаточная часть к главной? Когда

- Попробуйте сначала в парах определить, где союз, а где союзное слово, пользуясь таблицей

- У кого получилось?

- Давайте сверим ваши результаты с эталоном

- Поднимите руки, кто выполнил верно

- Оцените свою работу и выставьте себе отметку в оценочный лист

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. прочитать теорию по учебнику . с.232

2.составить 3 пары предложений с союзами и союзными слова на тему « Мой класс»


9.Рефлексия (подведение итогов урока)


-Возьмите свои оценочные листы, у вас у каждого на нем проставлены отметки за упражнения. Давайте посчитаем среднее арифметическое. Какая отметка у вас получилась?

- Поднимите руки у кого «5»…»4»… «3»

- Какие цели мы перед собой ставили?

 -Как вы считаете, достигнуты ли они вами?

- Всё ли было выполнено?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!