СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Страна городов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен в соответствии ФГОС 3 покаления. К конспекту прилагается полный кейс пакет документов (дополнительные материалы для учащихся, карты, инструкции). 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Страна городов"»

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему «Страна городов» к УМК А. А. Плешакова («Школа России»). ФГОС 3.


Образовательная организация: МБОУ «СОШ №1 г. Ленска».

Учитель: Трифонова Любовь Леонидовна.

Класс: 4 «В»

Предмет: Окружающий мир


Цель: сформировать у учащихся представление о городах Х-ХI вв. Киеве и Новгороде.

Формируемые УУД:

Предметные:

• выяснить, где и каким образом строились города в древней Руси;

• дать первоначальное представление об истории образования Киева и Новгорода;

• развивать умение работать по карте и схемам, обобщать и делать выводы;

• осознать важность археологических находок.

Метапредметные:

познавательные:

• извлекать фактуальную информацию из текстов, схем, иллюстраций;

• анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

коммуникативные:

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

• умение слушать и вступать в диалог, выражать свою точку зрения в устной монологической речи.


регулятивные:

• умение определять последовательность действий для достижения результата;

• осуществлять творческий подход к решению проблемы;

• объективно оценивать результаты своей деятельности.

Личностные:

• Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и педагогом.

• Формирования навыка самостоятельного принятия решений.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, физическая карта России, кроссворды для работы в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания. Мотивация к деятельности по формулировке темы урока.


Кроссворд 1

1. Важное событие, произошедшее в 998 г. (Крещение.)

2. Русский князь, который прославился своими военными подвигами. (Олег.)

3. Дороги, связывающие между собой жителей Древней Руси. (Водные.)

4. Так стали называть добрых молодцев, служивших на заставах. (Богатырь.)

5. Советники и помощники князя. (Бояре.)

6. К воротам этого города прибил свой щит князь Олег. (Царьград.)

7. Здание для молитв на Руси после ее крещения. (Собор.)

8. Имя князя Красное Солнышко. (Владимир.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: Новгород.)

Кроссворд 2

1. Кто совершал набеги на Древнюю Русь? (Кочевники.)

2. Имя русского богатыря. (Илья.)

3. На какой реке происходило крещение Руси? (Днепр.)

4. Как люди прозвали князя Олега? (Вещий.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: Киев.)



Какие слова получились в выделенных строках кроссвордов? (Новгород, Киев)

- Назовите тему нашего урока.

- Да действительно мы будем говорить сегодня о городах Древней Руси Киеве и Новгороде. Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов, отсюда и название темы урока.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Познакомиться с городами конца 9-11 века Киевом и Новгородом.)


- Что мы будем делать для достижения этой цели?

  • работать с картами, схемами;

  • работать в группах по изучению темы;

  • работать с кейс материалами.


2.. Мотивация познавательной деятельности.

Открытие нового знания

— Чтобы начать разговор о городах, надо узнать, как они появились. Выскажите свои предположения на этот счет. (Высказывания детей.)

Мы знаем, как жили древние славяне, как выглядели их жилища, какими были поселки славян-землепашцев. У славян было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости.

Прежде всего, нужно было выбрать подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заостренных дубовых бревен. Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для Друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять. Такие поселки-крепости со временем стали называться городами — от слов «городить», «огораживать». Цент города был обычно укреплён и назывался КРЕМЛЁМ внутри жили князья со своими дружинниками (воинами), за пределами жили купцы, ремесленники: кузнецы, гончары, кожевенники, ювелиры,Камнерезы, косторезы.

На Руси было образованно много городов.

Приезжали иностранцы чтобы продать свой товар (ткани, книги, пряности, зеркала, украшения) и купить изделия мастеров-ремесленников, мёд, меха, воск. Иностранцев поражала красота и необычность русских городов, а множество людей на улицах создавало впечатление, что всё население Руси живёт в городах. Отсюда и название «Гардарика» что в переводе «Страна городов»


Физкультминутка

Жура-жура- журавель! ` (Ходьба на месте с высоко

Облетел он сто земель. поднятыми коленями, махи

Облетал, обходил, руками.)

Крылья, ноги натрудил (Поглаживание рук, ног.)

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?» (Руки вытянуты перед собой)

Отвечал он, пролетая: Легкий бег на носочках)

«Лучше нет родного края!»


3. Организация познавательной деятельности

Практическая деятельность обучающихся. Работа в группах с кейс пакетом

—Прежде чем начать работать в группах. Вспомним правила работы в группе. (Не говорить всем вместе, всем смотреть на говорящего (учитель или ученик), реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял), возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Вова, ты не сказал, что...».)

КЕЙС 1 Группа: Археологические находки.

Задание: Используя информацию, определите значение археологических находок

1. Что стало известно благодаря работе археологов?

2. Из чего делали берестяные грамоты и чем на них писали?

3. Как была обнаружена важная находка?

4. Каким был ученик Онфим.


КЕЙС 2. Древний Новгород

Задание: Используя информацию, найдите ответы на вопросы и составьте рассказ о Новгороде.

1. Какой город расположился на берегах реки Волхов у Ильмень-озера?

2. История - названия города.

3. На какие стороны разделялся город? (схема)

4. Кто жил в Кремле?

5. Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде?

6. Кто управлял городом?


КЕЙС 3. Древний Киев

Задание: Используя информацию, схему, карту расскажите о Киеве

  1. Первое упоминание о городе

  2. Расположение и укрепление городов (на какой реке стоит, какой торговый путь проходит)

  3. История - названия города.

. 4.Каким был город в конце 9 века ?

5. Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при Ярославе.


Представление образовательного продукта. Сообщения учащихся.



4. Подведение итогов урока

- Какую цель мы поставили вначале урока?

Достигли мы ее или нет узнаем выполнив задание на рабочих листах.

Диагностика достижения планируемых результатов.

Выполните задания на рабочих листах.

Домашнее задание

С. 29-34 читать. Придумать и записать рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде»

Оценивание обучающихся по рабочим листам + оценка лидера группы

Словесная оценка работы групп.

Эмоциональный конец урока

Рефлексия

- Ребята, я предлагаю вам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда на листочках:

• Сегодня я узнал почему…….( Русь называли страной городов)…

• Было интересно

• Было трудно …

• Я выполнял задания…

• Я понял, что…

• Теперь я могу …(рассказать всем о древнем городе)

• Я почувствовал, что…

• Я научился……

• Я попробую……( прочитать книги по истории России)

• Урок дал мне для жизни…(уверенности в себе)

• Мне захотелось…(побывать в Новгороде)


Спасибо за урок!
























КЕЙС 1 Группа: Археологические находки.



Удивительная жизнь Древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Раскопки Новгорода начавшиеся в 1932 году продолжаются до сих пор.

Например стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X – XV век – 500 лет .

Многочисленные находки фрагментов горшков, светильников, амфор, говорят о том, что гончарное ремесло было развито широко.

Выдающимся открытием археологов стали берестяные грамоты. 26 июля 1951 года молодая работница Нина Акулова нашла прямо на мостовой XIV в., в щели между двумя плахами настила, плотный свиток бересты, на поверхности которого просвечивали четкие буквы. Подавляющее большинство грамот было обнаружено в слое XIII-XIV века. Не подлежит сомнению, что в средневековом Новгороде написанное слово было привычным средством общения. Древние новгородцы писали на бересте – берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками – писалами. Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья. На бересте вели деловые расчёты. После прочтения ненужные грамоты выбрасывали. Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них – маленький новгородец Онфим – ходил в школу, учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и отвлекался от занятий, делал на бересте смешные рисунки.

Жил-был в Новгороде мальчик Онфим, 5-7 лет от роду. И обучался этот мальчик грамоте. Царапал на бересте буквы и слоги. Целая охапка берестяных листов, процарапанных мальчиком Онфимом, была обнаружена в прослойке рядом с древней мостовой, где пролежала более 700 лет. Нынче эти берестяные грамоты выставлены в Историческом музее Москвы. А в детстве он вероятно, слушал рассказы о ратных подвигах. И вот он рисует самого себя в виде человека, стоящего на коне, и копьем приканчивающего врага. Поверженные враги, воины в шлемах, полностью соответствуют шлемам XIII века.
Так рисунки Онфима открывают нам доступ к той новгородской действительности, в которой развивалось новгородское искусство.



КЕЙС 2. Древний Новгород


Много было богатых городов на Руси, но всех богаче был Новгород, Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем.

Почему же он носит такое название. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.

Весь город был, как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. Напротив Новгородского кремля располагалась торговая площадь города. Вокруг нее теснились каменные амбары, в которых хранились зерно, мука и разные товары. Везли их отовсюду. Пристани Волхова были густо уставлены кораблями и лодками, на которых приплывали гости из разных стран и городов. Судов было так много и стояли они, так тесно прижавшись друг к другу, что, случись пожар, огонь мог перекинуться по ним с одного берега на другой.

Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече – это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил, и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной.

Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон, спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов.

На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода. Внутри кремля располагался княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

.За пределами кремля жили ремесленники: кузнецы, гончары, кожевенники, косторезы.ювелиры, камнерезы; торговцы и другой городской люд.

За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века, христиане собирались в нём для богослужений, Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы.

Город Новгород известен в истории с 859 года.



КЕЙС 3. Древний Киев


Много прекрасных городов стояло на Руси. Но краше всех - Киев, стольный град Великих князей.

Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.

Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути и речные и сухопутные – через него проходили. Высоко на кручах на берегу Днепра стоит Киев. через Киев проходили важнейшие торговые пути — «из варяг в греки», в Царьград, в Азию, на Дон, в Новгород.

В 882 г. Киев стал столицей Руси и с тех пор получил почетное наименование «мать городов русских». Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в него можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Эта церковь еще известна как Десятинная, потому что князь Владимир повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками. Большинство населения Киева составляли ремесленники.

Значительно изменился город в XI в. В городе были построены церкви, каменные дворцы.

Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, прозванном Мудрым.

Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра. В этом соборе молились, и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси. Следующий памятник архитектуры– Золотые ворота, главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной медью и украшены резьбой. Такое богатство восхищало въезжающих гостей. Были построены Львовские ворота. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году.







ПРАВИЛО РАБОТЫ В ГРУППЕ

Не говорить всем вместе,

всем смотреть на говорящего,

реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял),

возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Вова, ты не сказал, что...».)


ИНСТРУКЦИЯ.


1.Прочитайте задание.

2.Выслушайте все точки зрения.

3.Выберите общую.

4.Составьте план ответа. Вывод.

5.Выбирите выступающего.



ПРАВИЛО РАБОТЫ В ГРУППЕ

Не говорить всем вместе,

всем смотреть на говорящего,

реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял),

возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Вова, ты не сказал, что...».)


ИНСТРУКЦИЯ.


1.Прочитайте задание.

2.Выслушайте все точки зрения.

3.Выберите общую.

4.Составьте план ответа. Вывод.

5.Выбирите выступающего.












ПРАВИЛО РАБОТЫ В ГРУППЕ

Не говорить всем вместе,

всем смотреть на говорящего,

реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял),

возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Вова, ты не сказал, что...».)


ИНСТРУКЦИЯ.


1.Прочитайте задание.

2.Выслушайте все точки зрения.

3.Выберите общую.

4.Составьте план ответа. Вывод.

5.Выбирите выступающего.






























КЕЙС 1 Группа: Археологические находки.


Задание: Используя информацию, определите значение археологических находок


1. Что стало известно благодаря работе археологов?

2. Из чего делали берестяные грамоты и чем на них писали?

3. Как была обнаружена важная находка?

4. Каким был ученик Онфим.


Фамилии членов группы. Оценка































____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


______________________________________

____________________________________


___________________________________

________________________________


___________________________________





КЕЙС 2. Древний Новгород


Задание: Используя информацию, найдите ответы на вопросы и составьте рассказ о Новгороде.


1. Какой город расположился на берегах реки Волхов у Ильмень-озера?

2. История - названия города.

3. На какие стороны разделялся город? (схема)

4. Кто жил в Кремле?

5. Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде?

6. Кто управлял городом?


Фамилии членов группы. Оценка































__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________


_________________________________









КЕЙС 3. Древний Киев


Задание: Используя информацию, схему, карту расскажите о Киеве

  1. Первое упоминание о городе

  2. Расположение и укрепление городов (на какой реке стоит, какой торговый путь проходит)

  3. История - названия города.

. 4.Каким был город в конце X века ?

5. Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при Ярославе.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Фамилии членов группы. Оценка













































Словарь.

Лексическое значение новых слов:

Купец – богатый торговец, успешно торгующий у себя в стране или за границей.

Ремесленник–человек, который владеет профессиональным ремеслом.

Варяги – так называли в Древней Руси наемных дружинников и купцов, пришедших из Скандинавии.

Вече – в Древней Руси: собрание горожан для решения общественных дел.

Князь– военный вождь славянских племен.

Кремль – городская крепость в старинных русских городах.

Ладья – большая лодка.

Мозаика– узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали.

Ров – широкая и глубокая канава.

Собор-главная церковь в городе, в монастыре.

Фреска – картина, написанная водяными красками, по свежей, сырой штукатурке.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!