СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 3 классе Тема: Органы чувств, их роль в жизни человека. «Школа России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 3 классе Тема: Органы чувств, их роль в жизни человека. «Школа России»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 3 классе Тема: Органы чувств, их роль в жизни человека. «Школа России»»

Класс - 3 А

Дата 07.12.2022

Тема: Органы чувств, их роль в жизни человека. «Школа России»

Цель урока: знакомство с органами чувств человека, и информацией, которую человек получает об окружающем мире с их помощью.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: научить детей различать, охарактеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать  развитию интереса в познании самого себя.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.

Регулятивные УУД:

1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные УУД:

1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.


Конспект урока

1. Организационный момент

 Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

2.Актуализация знаний. Тест

1)Что относится ко внешнему строению тела человека?

а) Легкие, сердце, руки, голову.

б)Ноги, руки, мозг, почки.

в) Ноги, голова, руки, ноги, туловище.

2) Назови науку, изучающую работу органов человека.

а) анатомия б) гигиена в) физиология г) биология


3)  Выбери органы, пищеварительной системы.

а) лёгкие б) сердце в) печень г) кишечник


4)  Отметь орган, который управляет деятельностью всего организма.

а) сердце б) желудок в) лёгкие г) мозг


5) Укажи, что не является органом.

а) сердце б) голова в) лёгкие г) желудок



6) Укажи, что относится к нервной системе.

а) сердце б) нервы в) кишечник г) печень

- Обменяйтесь своими работами проверьте и оцените работы друг друга по ответам, представленным на доске.


3.Самоопределение к деятельности.

Представьте, что мы входим с вами в берёзовый, светлый лес. Нас окружают белоствольные берёзки. На лужайке белеют ромашки, синеют колокольчики. На их лепестках, переливаясь и играя под лучами солнца, сверкает роса. Воздух звенит многоголосьем птиц.(включить звукозапись) Солнечные лучи проникают сквозь кроны деревьев, ласково и нежно касаются лица и рук. Проходим полянку и слышим журчание ручья. И сразу всем захотелось попробовать эту живительную воду. Вода такая холодная, что от неё начинают замерзать руки. Но какая вкусная! Мы дышим ароматом цветов, наслаждаемся пением птиц. Но вдруг кто-то закричал: « Ребята, сюда! Ягоды!» Мы все бежим туда. И вдруг взору открывается поляна, вся усыпанная земляникой. Срываем ягоды, пробуем. Ах, какая вкуснота!

- Ребята, при помощи чего мы воспринимали окружающую среду?

1) Слышали голоса птиц при помощи ушей.

2) Чувствовали вкус ягод при помощи органа вкуса.

3) Температуру воды при помощи органа осязания.

4) Видели красоту леса с помощью глаз.

- Глаза, уши, нос, язык, кожа – все это органы чувств.

- Итак, какова же тема нашего урока? Органы чувств, их роль в жизни человека.

4. 1) Записать в тетради число, тему урока.

Отгадайте загадку:

На краю полей пшеничных,

Под тенистою листвой

Два ключа есть необычных

С чистой, свежею водой.

Не умыться той водицей

Хоть и глубока она,

Целый мир в нее глядится

Небо, звезды, облака.

Днем открыты всем навстречу

Эти чудо - роднички,

А во мраке, в поздний вечер

Их скрывают колпачки. Что это?


Правильно, это глаза или орган зрения. Посмотрите на эту картинку. Опишите её.

- Почему вы смогли описать картину ? ( У нас есть глаза, увидели что изображено)

- Правильно, при помощи глаз - органа зрения.

Посмотрите на таблицу. Глаза – это «глазное яблоко» парный орган.

Глаза состоят из зрачка, радужной оболочки. Радужная оболочка придаёт глазам цвет. Потому у некоторых из нас синие, карие, зелёные, серые глаза. Потом расположен хрусталик, с помощью которого мы видим.После хрусталика расположено стекловидное тело. Глаза могут поворачиваться и смотреть в разные стороны при помощи мышц. Здесь же расположены кровеносные сосуды. Зрительные нервы связывают головной мозг с глазом.

- Что защищает глаза от света?

- Правильно, складки кожи – веки. Края их покрыты ресницами. В уголке глаза есть железа, выделяющая слезу. Если в глаз попадут пылинки, слеза смоет их.

Давайте подумаем и доскажем предложение (на доске) : При помощи глаз мы различаем (показать предметы): цвет предметов, форму, размер, расстояние между предметами.(Записать в тетрадь)

Но зрение можно легко повредить. Прочитайте в учебнике как его нужно беречь.

- Давайте сделаем вывод, что нельзя и что нужно делать правильно, чтобы сберечь зрение?

Ответы учеников

- Ребята, а почему глаза в сильный мороз не мёрзнут? ( предположение детей)

В сильный мороз быстро мёрзнут уши, кончики пальцев, щёки, нос. Холод ощущается не кожей, а заложенными в ней специальными окончаниями чувствительных нервов. Одни из них воспринимают только холод. И вот такие холодовые точки отсутствуют в открытой внешней поверхности глаз. Поэтому глаза не мёрзнут.


2) Отгадайте загадку:

Много есть чудес на свете,

Например, воронки эти,

Из которых никогда

Не текла в бутыль вода.

Но у каждой той воронки

Всё же много работёнки-

Песни, шутки, гам и гуд

Целый день сквозь них идут.

Никогда не бьют баклуши

Наши преданные …… (уши)


Прослушайте мелодию. Почему мы можем ее повторить?

Где бы мы ни были: в комнате, на улице, среди природы – везде нас сопровождают различные звуки.

Звуки мы различаем благодаря органу слуха.

Рассмотрим строение уха . Выступление ученицы.

Н аши уши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружняя часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.


3) Расслабляющая физминутка "Звуки природы".

4) Работа в парах.

Нужно ли беречь орган слуха? Выберите верные утверждения.

- Сильный шум портит слух.

- Не ковыряй в ушах острыми предметами;

- Почувствовал боль в ухе, обратись к врачу;

- Регулярно мой уши;

- Частый шум укрепляет слух;

- Всегда ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами;

- Регулярно чисти уши туго скрученной ваткой.

Проверка.


5) Отгадайте загадку:

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (язык)



Н а языке расположены окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи.

в) Практическая работа №1.

Когда мы едим огурец, лук, лимон, соль, конфету, то возбуждение от пищи передаётся по вкусовым нервам в головной мозг. .

Кончик языка в основном чувствует сладкое. Края - солёное и кислое, а его основание – горькое.

Задание : подписать на карточке рецепторы. Проверка.


- Как беречь органы вкуса? Прочитайте.

Работа в паре.

Поделитесь друг с другом, что вы узнали нового об органе вкуса.


6) а) А сейчас проведём опыт.

Завязываю ученику глаза и даю в руки яблоко, влажную салфетку, мягкую игрушку, мел.

Ученик на ощупь определяет предметы.

- Ребята, почему он смог описать предметы? Какой орган чувств помог определить предметы? (орган осязания)

Б) О значении кожи расскажет ( Витя).

Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела.

В) Работа в паре.

Дайте друг другу рекомендации по уходу за кожей.

Г) Прочитайте в учебнике. Совпадают ли ваши правила по уходу за кожей с теми, что вы прочитали в учебнике?

7) Отгадайте загадку:

А) Вот гора, а у горы–

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит

То заходит, то выходит. (Нос)


Б) Проведём эксперимент. Определите предметы по запаху. (Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: мыло, чеснок, кофе, конфета).

- Ребята, как он определил предметы?

Правильно. Распознавать запахи нам помогает орган обоняния – нос. В носу разветвляются обонятельные нервы, которые возбуждаются от запаха разнообразных веществ и передают это возбуждение к головному мозгу.

Работа с учебником (Нос - орган обоняния)

- Как сохранить обоняние?

8)  Рефлексия.

С помощью органов чувств, которые работают вместе с чем? (с нервной системой) человек ощущает изменения где? ( в окружающей среде)

9) Самостоятельная работа(дописать слово)

1. У человека есть органы …

2. Всеми органами чувств руководит ….

3. Глаза - это орган …

4. Нос – это орган …

5. Уши – это орган …

6. Кожа – это орган …

7. Органы чувств нужно …

9) Проверка. Самооценка.

10) ИТОГ

Итак, мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств. Их сигналы дополняют друг друга. Мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.

Урок оконч

Орган _______________________













Орган ___________________

















Самостоятельная работа(дописать слово)

1. У человека есть органы _______________

2. Всеми органами чувств руководит ________

3. Глаза - это орган________________

4. Нос – это орган ________________

5. Уши – это орган _______________

6. Кожа – это орган_______________

7. Органы чувств нужно ______________


Орган ________________________














Орган ___________________

















Самостоятельная работа(дописать слово)

1. У человека есть органы _______________

2. Всеми органами чувств руководит ________

3. Глаза - это орган________________

4. Нос – это орган ________________

5. Уши – это орган _______________

6. Кожа – это орган_______________

7. Органы чувств нужно ______________

Орган ________________________














Орган ___________________

















Самостоятельная работа(дописать слово)

1. У человека есть органы _______________

2. Всеми органами чувств руководит ________

3. Глаза - это орган________________

4. Нос – это орган ________________

5. Уши – это орган _______________

6. Кожа – это орган_______________

7. Органы чувств нужно ______________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!