СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 3 классе тема: правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. обобщение по теме.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 3 классе тема: правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. обобщение по теме.»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Обобщение по теме.

Цель урока: Обобщить и систематизировать изученный материал по правописанию парных согласных в корне.

Задачи:1Развитие умения обнаруживать парные согласные на слух и зрительно.

2) Закрепление понятия «орфограммы» и её признаков.

3) Закрепление знаний о способах проверки парных звонких и глухих согласных в корне.

4) Контроль знаний, умений и навыков по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова»

5) Формирование навыков учебной деятельности.

Оборудование: картинки с нарисованными человечками: Ушастик, Глазастик, Мыслитель, компьютерная программа «Школьный наставник»

Ход урока.

I. Организационный момент.(2 мин)

II. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. (20 мин)

1) Повторение теоретического материала.

Цель: Повторить знания об орфограмме и признаках.

- Ребята, что такое орфограмма? (это правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких возможных)

- Орфограммы можно легко найти и отличить друг от друга, если знаешь их признаки.

Сегодня на уроке специальные значки для признаков орфограмм помогут вам:

* одни признаки увидеть (Глазастик появляется)

* другие – услышать (Ушастик)

* третьи – осознать, понять разумом (Мыслитель)

На доске:

Согласные буквы 11

Согласные звуки 21

Пары по звонкости-глухости 36

- Прочитайте записи в левом столбике и числа в правом столбике

- Соедините стрелочками, какие числа к какой записи относятся.

2) Работа с таблицей

Таблица «Согласные звуки и буквы»

Звонкие согласные звуки


Согласные буквы


Глухие согласные звуки


твёрдые


мягкие




твёрдые


мягкие


[б]


]


Б

П


[п]


[п]


[в]


[в′]


В

Ф


[ф]


[ф']


[г]


]


Г

К


[к]


[к]


[д]


[д']







Д

т


[т]


]


[ж]


——


ж

ш


[ш]


——


[з]


[з']


3

с


[с]


]


——


[й']



Й

——


——


[л]


1]


л


——


——


[м]


[м']



м


__________



____








[н]


[н']



н


——


——


[р]



[р']



р


____


____











——


——


х


[х]



[х']



——


——


ц


[ц']



——


——


——


ч


——


[ч']



——


——


щ


——


[щ']



- Назовите звуки, которые являются непарными по звонкости-глухости? (й,л,л,м м,н н,р р,х х,ц,ч,щ)

- Назовите непарные звонкие согласные.

- Назовите непарные глухие согласные.

- При обозначении каких звуков мы можем столкнуться с орфограммой, то есть с выбором буквы: парных по звонкости-глухости или непарных? (При обозначении парных по звонкости-глухости согласных звуков мы можем столкнуться с орфограммой)

- В каком месте в слове встречается эта орфограмма? (Эта орфограмма встречается в корне слова)

-Как называется орфограмма? (Парные звонкие и глухие согласные в корне слова)

3) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

-Ребята, вы догадались, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне)

- Сегодня мы будем вспоминать всё, что знаем про эту орфограмму,

-будем учиться находить слова с этой орфограммой, отличать их от проверочных слов.

-Если научитесь их отличать, успешно справитесь с компьютерным тестом.

4) «Не подведи свою группу» (групповое задание)

Цель: тренировать умение определять на слух орфограмму с парными согласными.

-Ребята, что такое рифма? (Созвучие концов стихотворных строк)

Правила игры: на карточках записаны тексты.

Задание:

-Прочитайте текст вслух и определите, почему подчёркнутые слова в конце строк рифмуются, хотя выделенные согласные буквы разные. Побеждает группа, которая первой даст точный ответ.(Разными буквами обозначаются одинаковые согласные звуки, которые имеют пару по звонкости-глухости)


1. Не тот хорош,

Кто лицом пригож,

А тот хорош,

Кто для дела гож.

2. Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки.

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто лук.

3. Сладкие крошки

На короткой ножке.

Кто проходит близко,

Кланяется низко.

-Определите, в каком из этих текстов на доске больше всего слов с орфограммой «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» и сколько их? (в последнем, 6 слов).

-Назовите слова с орфограммой в третьем тексте. (Сладкие, крошки, короткой, ножке, близко, низко)

- Вы успешно нашли слова с орфограммой.

-Теперь будем учиться различать слова с орфограммой и проверочные к ним.

5) Восстановление пар слов.

Цель: учить различать проверочные и проверяемые слова.

- Прочитайте на доске два слова.(блуза-блузка)

-Найдите и прочитайте проверочное слово.(блуза)

-Найдите и прочитайте слово, которое проверяем.(блузка)

-Чем отличается проверочное слово от слова, которое проверяем? (В проверочном слове нет выбора букв, а в слове, которое проверяем есть выбор буквы, значит есть орфограмма.

Вариант ответа: в проверочном слове после согласного стоит гласный звук или непарный звонкий согласный, в слове с орфограммой – парный согласный на конце или в середине слова перед парным согласным)

- Запишите, где необходимо, проверяемые и проверочные слова. Работайте самостоятельно.

Крошечка - …, бровь -…, сказочка - …, берег - …

-Проверим задание

6) Подбор слов с орфограммой к проверочным.

Цель: закрепить умение подбирать слова с орфограммой к проверочным.

Сапоги -…

Сапожок -…

Круги -…

Кружок -…

Пироги -…

Пирожок -…

Шаги -…

Шажок -…

-Прочитайте первых два слова и выделите в них корень.(Сапоги, сапожок)

-Назовите эти корни. (В слове сапоги корень сапог, в слове сапожок корень сапож)

-Что заметили интересного в этих двух корнях?(Чередование согласных)

-Проверочными или проверяемыми являются эти слова?(Проверочными)

-Докажите. (Нет выбора букв)

-Какое слово можно проверить при помощи слова сапоги? (Сапог)

-Запишите это слово

-Какое слово можно проверить при помощи слова сапожок? (Сапожки)

-Запишите это слово.

-Как называются слова сапог и сапожки? (Слова с орфограммой или проверяемые)

-Запишите остальные слова самостоятельно.

-Проверим задание. (Дети читают слова в тетради)

7) Упражнение в различении проверочных слов и слов с орфограммой.

Цель: формировать умение видеть орфограмму.

- Прочитайте на доске ряды слов и послушайте, что я о них думаю. Согласитесь со мной или не согласитесь.

На доске: -Прочитайте первую строчку.

*Скрипка – скрипочка, скрипки, скрипичный.

- Я думаю, что все слова после чёрточки – проверочные к слову скрипка. (не согласны, слово скрипки не является проверочным, в нём есть орфограмма )

- Выделите корень, подчеркните орфограмму.

*Находка – находчивый, находки, находить.

- Я думаю, что среди слов после черточки нет проверочных слов к слову находка.(не согласны, проверочное слово находить) Выделите корень наход.

*Соседский – соседний, соседка, соседи.

- Я думаю, что среди слов после чёрточки есть два проверочных слова к слову соседский.(согласны, здесь проверочных два слова: соседний и соседи)

 Физкультминутка(3 мин) Лёгкие прыжки.

Мягкие шажки.

Вот и вся зарядка.

Мягкая посадка.

- Назовите из физкультминутки слова, в которых есть орфограмма «Парные звонкие и глухие согласные в корне», назовите проверочные слова.

Лёгкие – лёгок

Прыжки – прыжок

Мягкие – мягок

Шажки – шажок

Зарядка – зарядочка

Посадка – посадить

-Почему эти слова нужно проверять? (Есть выбор буквы)

 9) Тест (10 мин) «Проверочные слова к слову с оглушённым согласным» с использованием пмк «школьный наставник»

Цель: проверить уровень усвоения темы «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

- Ребята, орфограмма в тесте названа неточно. Как правильно называется эта орфограмма? (Парные звонкие и глухие согласные в корне)

- Тест выполняем в режиме самоконтроля.

Есть ли среди слов тетрадка, тетрадный проверочное к слову тетрадь? (да, нет)

Есть ли среди слов букашка, букашечка проверочное к слову букашка? (да, нет)

Есть ли среди слов чуткость, чуткие проверочное к слову чуткий? (да, нет)

Есть ли среди слов перевозить, перевозчик проверочное к слову перевозка? (да, нет)

Есть ли среди слов книжки, книга проверочное к слову книжка? (да, нет)

Есть ли среди слов пробковый, пробки проверочное к слову пробка? (да, нет)

Есть ли среди слов близёхонько, близкий, близок проверочное к слову близко? (да, нет)

Есть ли среди слов морковка, морковочка, морковный проверочное к слову морковь? (да, нет)

III. Итог урока. (3 мин)

- Над какой орфограммой мы сегодня работали? (Парные звонкие и глухие согласные в корне)

- Как отличить слово с этой орфограммой и проверочное к нему? (В слове с орфограммой есть выбор буквы, в проверочном слове нет выбора букв

Вариант ответа: в проверочном слове после согласного стоит гласный звук или непарный звонкий согласный, в слове с орфограммой – парный согласный на конце или в середине слова перед парным согласным)

- Сдайте, пожалуйста, рабочие тетради, я проверю и поставлю оценки.

IV. Домашнее задание (2 мин): страница 85, упражнение 227

Объясни, какие буквы пропущены в словах.

Игровая площа..ка, детская коля..ка, пушистая ко..ка, народная ска..ка, ре..кая книга, короткий рассказ, деревянная ука..ка, металлическая стру..ка, скользкая доро..ка.

Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни согласные буквы, написание которых нужно проверять.

Составь предложение с одним из словосочетаний.

Самоанализ урока

Урок построен по типу урока обобщения.

Тема урока «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова»

Основной целью является: обобщить и систематизировать изученный материал по правописанию парных согласных в корне. Для её реализации было поставлено пять задач.

1) Развитие умения обнаруживать парные согласные на слух и зрительно.

2) Закрепление понятия «орфограммы» и её признаков.

3) Закрепление знаний о способах проверки парных звонких и глухих согласных в корне.

4) Контроль знаний, умений и навыков по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова»

5) Формирование навыков учебной деятельности.

Для решения первой задачи выполнялись задания: игра «Не подведи свою группу», задание к физкультминутке. После выполнения заданий учащиеся повторили способ выделения из устной речи парных согласных.

На осуществление второй задачи были направлены следующие упражнения: теоретический материал, который позволил вспомнить определение орфограммы и её признаков.

Для закрепления знаний (3 задача) детям предлагались следующие задания:

- восстановление пар слов (№5)

- подбор слов с орфограммой к проверочным (№6)

- упражнение в различении проверочных слов и слов с орфограммой (№7)

Учащимся был предложен тест «Проверочные слова к слову с оглушённым согласным»

Анализ самостоятельной работы

Выполняли работу – 27 человек

Выполнили без ошибок – 16 человек

Допустили ошибки:

1 – 2 ошибки – 7 человек

3 ошибки – 4 человека

Пятая задача реализовалась при выполнении всех заданий на протяжении всего урока.

Урок получился целостным, завершённым. В полной мере использовались разные средства обучения на уроке (наглядность, компьютер)

Все поставленные задачи на уроке выполнены. Основной цели урок достиг.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!