Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе : «Сказку плести - не помелом мести».»
Конспект урока по риторике 5 класс
Урок 28.
Тема: «Помогите сказочным героям». (по разделу «Сочини те сказку»)
Рабочее название урока: «Сказку плести - не помелом мести»
Цель урока:
.
Подготовить учащихся к созданию новой волшебной сказки на основе приемов: «введения нового волшебного помощника» и «сказки наизнанку».
Задачи урока:
Закрепить знания о приемах создания волшебной сказки
Развивать память, воображение, фантазию и творческие способности детей;
Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию;
Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, родному слову;
Оборудование:
В оборудование вошли учебник Т.А. Ладыженская «Детская риторика», презентации программы Power point, интерактивная игра «Миллион сказок детям (по русским народным сказкам), интерактивный ресурс пазл Баба-яга, музыкальное оформление, театральные реквизиты, оформление доски: рисунки ребят – сказочная карта, схема приемов создания сказки, избушка Бабы-Яги, лес; карточки с антонимами.
Система обучения: УМК «Школа 2000-2100», по учебнику «Детская риторика в рассказах и картинках» /Т.А. Ладыженская, Н.В.Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина/
Педагогическая технология: проблемного обучения
Урок состоял из следующих этапов:
План урока | Организация деятельности учащихся на уроке | Время |
1.Организационный момент | Слово учителя: Сегодня на наш урок мы пригласили всех, тех , кто в ком горит огонь сказочного путешественника-исследователя и живет желание узнать, понять и разгадать сказочные тайны. | 30сек |
2.Риторическая разминка | Развитие и подготовка речевого аппарата к работе: Артикулляционное упражнение: Острый язык Дыхательное упражнение: Пушинка | 2,5мин |
3. Мотивация (удивление): введение в тему, Постановка учебной задачи | интрига о роли главного героя урока; плетение новой сказки на основе ее приемов (введение волшебного помощника в сказку и «сказки наизнанку» Я Марья-Мревна, но главным героем нашего урока буду не я, а кто – вам предстоит узнать. Но для начала прошу обратить на следующую цепочку слов(Слайд): ВОЛШЕБНЫЙ, СКЛАДКА, ПЕСНЯ, ПЛЕСТИ СКАЗКУ, СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ, ЗЛОДЕЙ – подберите слова одной тематической группы. Попробуйте сформулировать тему урока?(СЛАЙД) А какова будет наша задача. Когда мы знаем о борьбе добра со злом в сказке, о волшебных помощниках, с помощью которых исполняются все желания, а с помощью волшебных средств также можно добиться желаемого, например, стать невидимым? | 3 мин |
4.Актуализация знаний создание проблемной ситуации | Работа с мультимедийной доской, компьютером: Давайте же узнаем кто будет нашим героем (ПАЗЛ), и одновременно вспомним элементы волшебной сказки(ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА). | 3 мин |
5.Открытие новых знаний | Постановка проблемы (ключевые слова) а) побуждающий диалог). б) ) поиск решения (гипотезы –антонимы). в)самостоятельное формулирование решение проблемы . (ПЕСЕНКА БАБЫ ЯГИ) Выходит БАБА ЯГА, танцует, вредничает. -Ребята, Б.Я.- положительный или отрицательный герой? -А чего это я злая, я тоже хочу быть положительной.. -Подберем для положительной Б.Я. определения в антонимах (РАБОТА С АНТОНИМАМИ У ДОСКИ) - Так, помогите мне стать такой! -Нам нужно срочно определить задачу, чтобы исполнить просьбу Б.Я. (перевоспитать Б.Я.) | 4 мин |
6.Организация самостоятельной и творческой деятельности учащихся | Создание атмосферы комфортного, психологического самочувствия учащихся и учителя Перед вами задания на карточках, выполните его, используя театральный реквизит и волшебные средства. (МУЗЫКА В ГОСТЯХ У СКАЗКИ) | 6 мин |
7.Практическая часть - начало формирования умений создания сказки | Работа в группах над заданием ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ. -Ну что Б.Я., понравились тебе советы ребят? -Ой как понравились. Перестану теперь травить мухоморами, а буду только сладостями девиц да добрых молодцев угощать. Вот вам от меня угощение! А я побегу к Кикиморе, радостью поделиться! | 6мин |
8. Итог урока. | Мини-опрос с обобщением новых сведений. Называние умений, которые развивались у учеников в ходе выполнения упражнений. -Ребята. А вам понравилось плести ваши сказки? _А что у вас получилось? Что не получилось? | 1мин |
9.Рефлексия | -А кого бы из злодеев сказок вы хотели еще перевоспитать? |
10.Домашнее задание | Сочините собственную сказку и подготовьтесь к конкурсу сказочников |
10.Самооценка собственной деятельности на уроке | стимулирование активности и развития познавательного интереса у учащихся Оцените свое участие на уроке: Было трудно Я задумался У меня получилось СПАСИБО ЗА УРОК! | 3 мин |
Приложение к структуре этапов урока:
Задания для групп:
№1. Создание новой сказки на основе приема введения волшебного помощника:
Подумайте, как бы вы перевоспитали Бабу Ягу с помощью сказочного героя и сподручных волшебных средств:
Можете выбрать своего сказочного героя.
№2. Все вы знаете русскую народную сказку «Гуси-лебеди». А что бы было, если девочка задумала не убегать с братцем от Бабы Яги, а перевоспитать ее? Как она это сделает и с помощью каких сподручных волшебных средств?