Конспект внеклассного занятия
(кружка «Умники и умницы»)
по теме «Решение логических задач».
Составила: учитель начальных классов
Тарасова Т.Ф.
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий.
Задачи: развитие логического мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; развитие внимания; развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко излагать свои мысли; формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: Учащиеся научатся решать логические задачи, выполнять поиск закономерностей, сравнивать понятия, выполнять развивающие задания.
Личностные результаты: В предложенных ситуациях делать
выбор как поступить при поддержке других участников группы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в группе.
Коммуникативные УУД:
- довести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Оборудование: карточки с заданиями, чистые листочки.
Ход занятия.
Орг. момент.
Эпиграфом к нашему занятию могут послужить слова французского математика Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его занимательным».
Тогда я вам предложу план нашей работы. Он такой. 1 слайд.
1.Разобраться в поставленных вопросах и настроить себя на исследование.
2.Проверить и сосредоточить наши силы.
3.Приступить к выполнению заданий.
-Согласны на мой план?
Настраиваемся на работу. Слайд 2.
2. Разминка.
Задание 1. Постарайтесь как можно быстрее ответить на вопросы разминки.
Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
Дедушка, который раздает подарки? (Дед Мороз)
Маленький друг Карлсона? (Малыш)
Съедобный герой русской сказки? ( Колобок)
Буква в русском алфавите третья с конца? (буква Э)
Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)
Наибольшее однозначное число? (9)
Сколько дней в сентябре? (30)
Начало дня (Рассвет)
Девочка, побывавшая в Зазеркалье? (Алиса)
3. Устный счет.
а) Назови число. Слайды 3,4,5
Учащиеся выполняют задания, записанные на экране.
Производят простейшие вычислительные действия. Слайд 6
б) Решение задач. Слайд 7
1) Три курицы за три дня снесли три яйца.
Сколько яиц снесут девять куриц за девять дней?
За 3 дня 3 яйца, значит 1 курица за 3 дня –1 яйцо,
а за 9 дней 1 курица - 3 яйца.
Решение:
А 9 кур 3 • 9= 27 яиц.
2) Улитка за 2 мин. проползает по грибу 2 см вверх. Затем 1 мин. отдыхает и моментально соскальзывает вниз на 1 см. После этого она снова начинает подниматься вверх все в той же манере.
На какой высоте она будет через 5 минут?
Решение: выполняем на доске!
2 мин – 2 см вверх, 3-я мин - отдохнула и на 1см вниз, значит - после 3 мин она оказалась на высоте 1 см, потом 4-я и 5-я минута – 2 см вверх -
значит всего 3 см.
4. Работа по карточкам.
- Решите аналогическую задачу. Обсуждаем решение.
5. Определение темы занятия.
- Ребята, какова же тема нашего занятия? Какие задачи мы будем сегодня решать? Слайд 10
Дети делают вывод:
- Учимся решать логические задачи. Слайд 11
Задачи занятия: Слайд 12
Будем учиться решать логические задачи;
Будем развивать мышление и воображение.
6. Логические задачи. Слайд 13
1 задача.
Бабушка Зина выпекает бисквитное пирожное. Она украсила четвертую часть всех пирожных шоколадом. Третью часть от остальных пирожных она украсила орехами. Половину оставшихся пирожных она украсила фруктами и на остальные 15 пирожных она положила взбитые сливки. Сколько всего пирожных испекла бабушка Зина?
Рассуждение и решение задачи выполняем на доске, а затем проверяем решение на экране.
Представим все пирожные в виде полоски. По условию задачи, бабушка украсила четвертую часть шоколадом. Разделим полоску на 4 равные части. 1 часть украшена шоколадом. Третью часть от оставшихся украсили орехами. Делим оставшуюся полоску на 3 равные части. 1 часть украшена орехами. Половину от оставшейся части полоски украсили фруктами. 1 часть украшена фруктами. Последняя часть – это пирожные (15 штук), которые украшены сливками.
Проверяем решение на экране. Слайд 14
1/3 от ост. = 1/4 от всех 4 одинаковые части по 15. 15 • 4 = 60 (п)
2 задача. Слайд 15
В группе детского сада много детей и всех зовут по-разному. Все дети встали в круг. Между Ваней и Олей с одной стороны 5 детей, а с другой стороны 13 детей, между Ваней и Мишей с одной стороны 5 детей, а с другой стороны 13 детей. Сколько всего детей в группе?
Представим каждого ребенка точкой и будем их располагать согласно условию задачи.
Решение задачи:
5+13+2=20 (д) – в группе 20 детей.
Подведение итогов занятия.
- Скажите, пожалуйста, вам понравилось наше занятие?
- Что вы хотите о нем сказать. Думаю, вам захочется и дальше решать такие задачи, которые развивают мышление.