СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Элементы пермского звериного стиля в украшении дома и предметов обихода»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан для 1-2 классов,изучение новой темы 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Элементы пермского звериного стиля в украшении дома и предметов обихода»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»



КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Студентки 731 группы социального отделения: Черноусовой Кристины

Место проведения:

«Центр дополнительного образования детей № 35»

ФИО преподавателя:

Пружинская Вера Борисовна

Допуск к проведению занятия:________________

Дата:23.10.2018

Время: 14:00-15:30


Тема: «Элементы пермского звериного стиля в украшении дома и предметов обихода»

Цель: Познакомить детей с элементами пермского звериного стиля

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с пермским звериным стилем

  2. Рассказать учащимся об изделиях пермского звериного стиля

Развивающие:

  1. Развитие мелкой моторики рук

  2. Выработка навыков по изготовлению изделий

Воспитывающие задачи:

  1. Воспитать интерес к изделиям

  2. Развивать творческие способности учащихся при создании росписи по мотивам пермского звериного стиля





Оборудование:

У преподавателей: подручные материалы.


Библиографический список:

  1. https://kulturologia.ru/blogs/110712/16807/

  2. http://www.perm-animal-style.ru/

  3. http://комиокруг.рф/permskiy-komi-permyatskiyzveriny-stily







Сыктывкар 2018

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап














  1. Подведение к теме занятия.




























  1. Применение элементов пермского звериного стиля





























  1. Виды элементов пермского звериного стиля



































































-Здравствуйте ребята, меня зовут Кристина, сегодня я буду у вас проводить очень интересное и необычное занятие.

-Наш урок я предлагаю вам начать с улыбки, поделившись своим хорошим настроением друг с другом. Улыбнитесь друг другу.

-На ваших партах лежат три смайлика: радостный(белый), грустный(синий) и злой(черный). Выберите и поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Хорошо, я рада, что у большинства из вас хорошее настроение, а тем, у кого оно не такое радостное, желаю, чтобы к концу урока оно улучшилось.

-Ребята, наша тема сегодняшнего урока очень необычна .

-Сейчас я вам раздам пазлы из букв ,а ваша задача их собрать. И после того как все соберут мы с вами обсудим, какая же тема нашего сегодняшнего занятия. Согласны?

-Так, правильно ,пермский звериный стиль, молодцы,

-А как вы думайте, в каком городе использовался пермский звериный стиль?

Само название наталкивает нас на город, который вы все наверняка знаете .

Правильно, это Пермь.

-Ребята, а как вы понимайте слово Пермский?

Т.к история пермского звериного стиля зародилась в городе Пермь.

- Звериный стиль существовал в древних культурах Прикамья(Премский край).

-Пермский – потому что подавляющее большинство находок было сделано на

территории Прикамья (район пермского края)

-А как вы думайте почему звериный?

-Каких зверей изображали?

Звериный – потому что  находки  изображали  зверей, птиц,  человека в  окружении  животных.

-Вот мы с вами немножко поработали с понятиями.

-А как вы думайте где люди применяли элементы звериного стиля?

Где его использовали?

-Современные люди , художники занимаются изделием сувенирной продукции, например, изготавливаются на необычных кружек, интересных брелках и открытках, иногда делают эскизы одежды с звериным принтом.(2 слайд)

-Ребята, а как вы думайте, люди могли украсить что -нибудь в доме, в зверином стиле?(что к примеру)

Часть из них была просто украшениями в доме , а часть использовалась как амулеты. (о́берег — предмет, у которого есть магические силы, который должен принести счастье).

( 4 слайд)

Помимо амулетов и украшений к звериному стилю можно отнести фигурки и медальоны(украшение или памятный знак круглой или овальной формы)

(5 слайд)

- Мы с вами проговорили о том, какие элементы звериного стиля использовались и где применялись.

-А сейчас я хочу с вами поговорить ,о том, в каких предметах их можно обнаружить даже спустя много веков после их появления. Первое, что мы с вами рассмотрим это как украшали дома в зверином стиле.

Украшение дома.

-Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите? Какое животное там изображено? (6 слайд)

Правильно!

–Крыша дома закреплялась охлупнем (конек дома), фигурно вырезанная часть конька. стр 18-книга

Конёк – это главное украшение жилища. Он имел форму головы коня, птицы, лося.

(7 слайд)

-Наличники(оформление оконного проёма в виде фигур. Выполненный из дерева и украшенный резьбой .

Главным элементом резьбы были фигурки уток, лебедей, коней

•Что вы видите на крыше дома?( 8 слайд)

•Кто там изображен?

•А для чего он нужен?

–На крышах укрепляли шест с флюгером(прибор, с помощью которого каждый может определить направление либо скорость ветра ).

Флюгер вырезали из дощечки обычно в форме птиц.

-Далее мы поговорим о том, как украшали предметы в быту.

-Ребята, какие вам элементы украшения больше всего понравились в украшении дома?

  • Сейчас я вам раздам изображения избы, только ничего не рисуйте пока я вам не скажу, вам нужно нарисовать конек дома, в виде какого либо животного. Только делаем это быстро, потому что дальше нас ждут интересные задания.

Нарисовали? Отлично, положите карандаши и уберите избу в сторону ,и приготовьтесь слушать.

Украшение мебели.

(9 слайд)

Ребята, что вы видите?

В каком стиле изображено?

Кто там изображен?

–Детали шкафов, скамеек, диванов, детских люлек украшались фигурной резьбой , фигурная резьба встречалась и в других предметах домашнего обихода: в вешалках, на ножках столов и табуреток.

-Ребята , а вы видели когда – нибудь посуду, которая украшена узорами зверей?

А глиняную посуду в образе зверей?

-Люди даже умудрялись вырезать узоры на посуде на ложках тарелках, ковшах, сейчас мы с вами посмотрим как это выглядит.

  • Ребята у вас у каждого на столах лежат, стулья, ваша задача такая же что и с избой, только вам нужно украсить не крышу дома ,а стул в зверином стиле.

Сейчас мы с вами узнаем как украшали посуду в пермском зверином стиле, это могут быть животные, либо узоры.

Сейчас мы с вами узнаем как украшали посуду.

Украшение посуды.

(10 слайд)

Многие предметы выдалбливались из берёзового капа(наросты на дереве) , они имели красивую форму, напоминающую очертания туловища птицы (утки, лебедя), ручки – голова и хвост птицы.

Особое место в пермском зверином стиле занимают утки-солонки.(книга). 19-22-23

Они бывали разные, одни низкие, широкие, другие с вытянутой шеей, с раскрытым клювом. Она считалась прародительницей мира, земли и всего, что есть на ней. Утка являлась символом плодородия, семейного благополучия. Сейчас мы посмотрим короткий видео фрагмент про уточку.

-Ребята что вы увидели в этом видеоролике?

В этой легенде ярко отразились мифологические представления предков коми-зырян о том, что в основе не только человеческого общества, но и самой природы лежит материнское (женское) начало.

(11 слайд)

Так же вырезались деревянные ложки, ковши вырезались в форме водоплавающей птицы; или ручка могла быть похожа на рыбку.

  • Сейчас я вам раздам картинку с изображением ложки, а ваша задача украсить ее. Узорами либо же животными. 20-21 стр

Закончили, отлично отложите в сторону .

-Ребята вы знайте что такое прялка?

•Прялки, ребята а вы знайте что такое прялка? (12 слайд) 32 -36 стр

Прялка- это предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.

Прялки украшали резьбой в виде животных либо узоров. Встречаются и расписные прялки.

-А так же кроме как украшать в доме предметы, люди изготавливали разные украшения, на слайде представлены виды украшений.

2-16 стр(13 слайд)

Здравствуйте


Улыбаются, делятся хорошим настроением с другими ребятами.


Выбирают сегодняшнее настроение на уроке.





Собирают пазлы, и обсуждают тему занятия.

Да






Пермь!

Пермский, потому что все изделия были сделаны в Перми, и у них был свой стиль.



Потому что, изображались звери(лоси, медведи, птицы и т.д






Применяли на посудах, в домах, в украшении одежды, полотенец,

платьев.



Да, могли!

Ложки,

тарелки,

ковши.




















Там изображен конек дома, со звериными узорами.













На слайде представлена птица, она нужна для украшения дома.






Отвечают на вопрос













Стулья ,вырезанные в образе птицы.







Да


Да видели, кружки, ложки, чашки.
















































Это предмет ,на котором пряли нитки.







Рассматривают украшения



Физ-минутка




Ребята вы устали? Давайте немного с вами отдохнем.

-Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Делают физ-минутку

Практическая работа

Вот мы и отдохнули а теперь я вам предлагаю выполнить творческую работу.

  • Я вам предлагаю раскрасить наши рисунки которые у нас получились .


3.Заключительный этап

Рефлексия

-Ребята, вы большие молодцы.

Давайте с вами подведет итог нашего занятия. Я раздам вам 3 цвета, красный ,зеленый, и желтый.

Ваша задача выбирать один из цветов: красный, желтый или зеленый.

И высказать свое мнение по вопросу цвета.

  • Красный – нет (что не понравилось, ошибки),

  • Желтый – не совсем (сомнения, трудности)

  • Зеленый – да (что понравилось, что получилось).









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!