Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы с. Троицкое»
Районный (заочный) конкурс методических разработок педагогов дополнительного образования образовательных учреждений района «Творческий фейерверк», посвященный 100 – летию системы дополнительного образования России
Методическая разработка
занятия по декоративно – прикладному творчеству.
«Мой друг, веселый круг»
Автор: М.В.Дергаусова
Педагог дополнительного
образования:
с. Троицкое
2018 год
Тема: «Мой друг, веселый круг»
Цель: Способствовать развитию творческой деятельности по созданию композиции в технике художественной аппликации.
Задачи:
Сформировать новые приемы работы в технике аппликации, составлять композицию из форм и цветовых сочетаний.
развивать фантазию, изобретательность и художественный вкус;
воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, культуру взаимоотношений;
Планируемые результаты:
Музыкальный ряд:
аудиозапись «Легкая музыка».
Иллюстрации « История возникновения аппликации»
Для педагога:
Инструменты и материалы:
Цветная, белая бумага А4, ножницы, карандашный клей, влажные салфетки;
Структура занятия:
(повторение полученных знаний об истории аппликации) - 5 мин.
Рассказ пошагового изготовления композиции из цветной бумаги - 5 мин
Физкультминутка – 1- 2 мин.
Практическое задание - 30 мин.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! (ответ детей)
Сегодня наше занятие я хочу начать с игры «Подари пожелание соседу».
(Дети говорят друг другу пожелания по кругу).
2. Основная часть.
Вступительная беседа.
Педагог: - Ребята, всем вам известно, что для создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон, называется (ответ детей)
Педагог: Верно! художественная аппликация. Предлагаю вспомнить, истоки возникновения аппликации.
I (Показ иллюстраций) (Приложение №1)
Педагог: Мне известно, что все ребята мечтатели, фантазеры.
Сегодня вместе с вами рассмотрим интересную тему – композиция из цветных кружков «Мой друг, веселый круг»
Педагог: Ребята, сегодня вы самостоятельно будете создать художественную аппликацию из бумажных, цветных кружков. Постараемся изобразить, в нашей работе, необычные фигурки, например: фигурку слоника, улитку, или кто-то сделает веселого человечка. Эту технику из цветной бумаги, можете показать близким, друзьям. Предлагаю вашему вниманию рассмотреть картинки с фигурами в техники художественная аппликация.
I (Показ иллюстраций) (Приложение № 2)
Педагог: Как вы думаете, ребята, почему у них такое необычное название «Мой друг, веселый круг»?
(ответы детей)
Педагог: - Совершенно верно, из кружков можно делать веселых человечков, животных, части тела у этих фигур составлены из разных по величине, цвету и формы.
(ответы детей)
Педагог: Ребята, давайте, придумаем и изобразим для них друзей, но только чтобы каждый новый образ отличался от других, для этого из цветных квадратиков, мы с вами, вырежем круги разной формы и сделаем своими руками интересную аппликацию. Готовы, ребята? (ответ детей), но прежде чем начать наше творческое занятие сделаем с вами веселую разминку.
Физминутка (Звучит веселая музыка)
3. Рассказ педагога пошагового изготовления композиции по образцу.
Педагог:
При помощи простого карандаша нарисуем образ своего героя на основе, это может быть картон или простой белый лист бумаги.
Ножницами, из бумажных квадратиков, вырезаем кружки разной формы и любого цвета, который вами задуман.
Клеем готовые круги на обведенный простым карандашом образ.
Педагог: Если кто-то из вас решил сделать забавного человечка, делаем детали на костюмы, кружки складываем пополам и получиться: воротник, карманы, пуговицы, бантики. Это поможет вашим персонажам придать выразительность и разнообразие. Собрав, таким образом, всю композицию. Думаю, у вас получится еще лучше, если вы отнесетесь к своей работе с творческим подходом.
Правила техники безопасности:
Педагог: С правилами техники безопасности мы знакомы. Давайте их вспомним. (Ответы детей)
Педагог: - Пожалуйста, во время своей работы не забывайте самые важные правила: безопасность, аккуратность, экономность.
4. Самостоятельная работа. (Помощь педагога)
(Приложение №3)
5. Заключительная часть. Рефлексия:
Педагог: Ребята, настало время подвести итоги нашего занятия.
-Что нового узнали? С какими трудностями вы столкнулись при работе? (Ответы детей).
Внимательно рассмотрим, все ваши композиции.
- Какая техника применялась в изготовлении аппликаций?
- Какие материалы использовались при работе? (Ответ детей)
(цветная бумага, белый картон А4, ножницы, клей)
- Из какой формы вы вырезали круги; (квадрат)
- Были ли трудности в выполнении задания? (ответы детей)
- Какие чувства и ощущения вы испытали при изготовлении поделки в конечном результате? (ответы детей)
- Что больше всего понравилось на занятии? (ответы детей)
- Что у вас получилось и не получилось на занятии? (ответы детей)
Педагог: Вы, ребята, молодцы! Хочу сказать вам большое спасибо за ваш труд, огромное терпение. Все аппликации получились интересные и веселые, потому что совершенно разные, каждый из вас, по-своему придумал и изобразил свой образ. Надеюсь, что знания, приобретенные сегодня на занятии, помогут в решении творческих задач не только на занятиях, но и в жизни. Я хочу пожелать вам всегда учиться чему – то новому, делиться знаниями с друзьями и, конечно же, доводить дело до конца. А сейчас приведем свои рабочие места в порядок. Предлагаю сфотографироваться вместе со своими работами. На этом наше занятие окончено.
До свидания! Всем удачи, хорошего настроения и творческих вам успехов!
(Фотоссесия).
(Приложение № 4)
Использованная литература
1..А.В. Андрущенко « Развитие пространственного воображения на занятиях по декоративно – прикладному искусству» 1 – 4 классы / . – М.: Владивосток, 2015 год. – 134 стр.
2. .Н.А. Цирулик Т. Н. Проснякова, «Аппликация своими руками». г. Самара: Учебная литература, 2011г. – 80 стр.
(Приложение №1)
История возникновения аппликации
Аппликация – это вид изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Аппликация – один из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта и жилища, который и сейчас применяется у многих народов. Самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов поражают высоким художественным мастерством. Например, кочевники аппликацией из войлока украшали дорожные сумки и сбрую для лошадей. Посмотрите на аппликацию из бересты, которую выполняли на юртах жители Севера.
Татары, киргизы, калмыки и монголы украшали кухонную посуду аппликацией из цветной кожи.
Чувашские национальные костюмы украшали аппликацией из ткани.
Аппликация была широко распространена не только в Азии, но и в Европе. Во времена рыцарства аппликация достигла огромной популярности. Войны и турниры способствовали появлению гербов. Они должны быть хорошо видны с двух сторон, что и привело к развитию аппликации.
Рыцари были в латах, лица их полностью закрыты. И поэтому рыцарей можно было отличить только по гербам. Король Сицилии Роджер Второй вывез из Византии ткачей и вышивальщиков. Сицилийские вышивки отличаются своеобразным использованием аппликации. Особенно славились испанские аппликации – узоры из бархата на фоне атласа.
Высшего расцвета аппликационных работ достигли в 16 веке в Италии и Испании в церковном одеянии. Самым модным было сочетание красного, жёлтого и зелёного цвета.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги.
Приложение № 2
Аппликация «Крокодил»
Аппликация «Краб»
Приложение № 3
Самостоятельная работа по изготовлению художественной аппликации
на тему: «Мой друг, веселый круг»
(Приложение № 4)