Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись-Петушок»
Воспитатель:
- Ребята, по дороге в детский сад я нашла это замечательное перо (показывает перо петуха). Как Вы думаете, кто его обронил?
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ребята, отгадав загадку, Вы узнаете хозяина пера. Слушайте внимательно!
Загадка
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Беленькие пёрышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петушок.)
Дети: отгадывают загадку.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, правильно отгадали. А Вам известно, что петушок один из самых любимых героев сказок? Вспомните названия сказок.
Дети: Перечисляют известные им произведения («Золотой петушок» А. С. Пушкин, народные сказки «Лиса и заяц», «Петух и жерновцы»).
Воспитатель
- Ребята, в сказках петушок может быть слабым и непослушным. И это может привести к беде, как в сказке «Петушок – золотой гребешок» (Лиса выкрала петушка, а друзьям пришлось его спасать). В других же сказках – он хороший друг, мудрец («Лиса и заяц», «Петух и жерновцы»). Глядя на солнце ранним утром, мы часто вспоминаем о петушке.
Послушаете, с какой любовью пишет о нем поэт Н. Капустюк:
– Для кого, петушок, ты поёшь?
Почему до рассвета встаёшь?
– Должен солнышко я разбудить –
Вдруг забудет, что надо всходить?
Не проснётся – случится беда:
Светлый день не придёт никогда!
Рано я и ложусь, и встаю,
Песни солнышку громко пою.
Выйдет солнце на небо с утра,
Значит, всем просыпаться пора!
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие положительные качества петушка описывает поэт?
Дети: (трудолюбивый, заботится о пробуждении солнышка и т.п.).
- Ребята, а почему всем нам так необходимо солнышко?
Дети: (Оно приносит радость всему живому, без него не смогут расти деревья и травы, жизнь на Земле невозможно представить без солнца и т.п.)
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю Вам поиграть в игру «Объясняли». Правила просты. Я называю два слова, а Вы объясняете, почему они связаны. Например, яблоко - дерево. На дереве растет яблоко.
Пары слов:
Петух-Утро
Петух – Будильник
Петух - Книга
Петух – Радуга
Петух – Куры
Петух – Огонь
Дети: (Составляют предложения.)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Пришло время немного отдохнуть.
Воспитатель:
- Ребята, петух не только герой сказок - он символ счастья, благополучия, вот почему народные умельцы часто используют его в росписи. Давайте вспомним, зачем расписывают различные предметы? С какими видами росписи Вы уже знакомы?
Дети: (Роспись создает красоту. Хохломская роспись, Гжель.)
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я познакомлю Вас с Городецкой росписью. Родилась она в селах Поволжья. Сначала крестьяне расписывали узорами прялки (инструмент для создания нитей из шерсти) и продавали свои товары в селе Городец. Узоры Городца отражают всю красоту природы. Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы крестьянского быта - солонки, деревянные игрушки, лукошки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Посмотрите внимательно на узоры на доске, какие основные цвета используются в этой росписи?
Дети: (Зеленый, желтый, голубой, красный, черный.)
Воспитатель:
-Ребята, почему именно эти цвета?
Дети: (Цвета природы.)
Воспитатель:
- Изделия Городецкой росписи украшают пышными букетами, роз, ромашек, диковинными птицами, сценами из городской жизни.
У птиц в городецкой росписи гибкая шея и грудь, хвост напоминает крыло бабочки. Часто туловище окрашивают в черный цвет, крылья зеленые, хвост вишневый. Сначала художник прорисовывает крупные части птицы (туловище, хвост, крыло), затем тонкой кистью прорисовывают белой краской узоры, которые словно оживляют птицу (дуги, и штрихи, и капельки, и точки) Сегодня мы «распишем» блюда, используя элементы Городецкой росписи. Туловище, хвост, крылья, выполним из цветной бумаги, а затем воспользуемся красками.
Дети: выполняют работу.
Воспитатель: Ребята, у Вас получились замечательные работы