План-конспект проведения занятия по образовательной области «Ребёнок и природа»
Возрастная адресованность: Старшая группа.
Тема: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Цель: Расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.
Программные задачи:
Расширить и закрепить знания детей о свойствах воды (прозрачная, не имеет запаха и вкуса, принимает любую форму, отражает предметы). Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение делать выводы. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде. Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы: Схемы «Движение воды в природе», «Агрегатное состояние воды»; широкая и узкая баночки; по 3 прозрачных стаканчика на кол-во детей; чайные ложки на кол-во детей; сахар и соль; акварель/гуаш и кисточки на кол-во детей; тазик с водой; смайлики: грустные и весёлые на кол-во детей.
Ход занятия:
Вводная часть:
В: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Загадка:
Она волной об камни плещет,
Журчит в холодном роднике,
Зимой, застыв, алмазом блещет,
Дрожит дождинкой на листке,
Висит туманами в овраге,
От жажды бережёт всегда,
С собой приносит сырость, влагу
Всем людям нужная…
Д: Вода.
В: Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?
Д: (Ответы детей).
В: Правильно. Воды тратится очень много. И чтобы узнать как, пополняются запасы воды, мы рассмотрим эту схему («Круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе.
В: Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют облако. Когда капелек становится очень много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю. Такое путешествие капелек называется «Круговоротом воды в природе».
В: Ещё вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях. В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.
Физкультминутка:
А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, её маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли и превратились в лёд. Давайте и мы встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то её капельки берутся за руки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу или змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее капельки отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Основная часть:
В: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию свойств воды. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
В: Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1. «Вода не имеет собственного запаха»:
В: Детям понюхать воду и скажите, чем она пахнет (или совсем не пахнет).
Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод: У воды нет запаха. (Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет запаха, вывешивая их на доску).
Опыт № 2. «Вкус воды»:
В: Попробуйте воду из свои стаканов. Какой вкус у воды?
Д: (Ответы детей).
В: Положите в один стакан соль. А в другой стакан - сахар, размешайте и попробуйте. Какой вкус теперь приобрела вода?
Д: Сладкая солёная.
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено. (Используя при этом алгоритм, символизирующий, что у вода не имеет вкуса. И вывешиваем его на доску).
Опыт № 3. «Какой формы вода?»:
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы.
Д: (Ответы детей).
В: А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод:
В: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску).
Опыт №4. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»:
В: Какого цвета вода?
Д: У воды нет цвета, она прозрачная.
В: Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. На ваших столах лежат гуашь и кисточки для рисования. Покрасьте воду в цвет, который вам больше всего нравится.
Д: (Красят воду).
В: Какого цвета стала вода?
Д: Красная, синяя, жёлтая, красная. Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод:
В: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску?
Д: Вода легко окрашивается в любой цвет.
В: Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску).
Опыт 5. «Способность воды отражать предметы»:
В: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит?
Д: Таз с водой.
В: Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?
Д: Своё лицо, отражение.
В: А где ещё можно увидеть своё отражение?
Д: В зеркале, в витрине магазина и т.д.
В: Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?
Д: Очень плохо, оно размытое.
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
В: Садитесь на свои места.
В: Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. Нам нужна пресная вода. А какая это вода пресная? Может вы знаете что-нибудь о ней?
Д: (Ответы детей).
В: Правильно, пресная вода – это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода – солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин — это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, которая очищается на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Как вы думаете, почему?
Д: Ответы детей.
В: А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
В: На этом научная работа подошла к концу.
Заключительная часть:
Подводятся итоги занятия, беседа по вопросам:
О чём мы говорили на протяжении всего занятия?
Что новое вы узнали о воде?
Какими свойствами обладает вода? Расскажите о них. (Ребёнок подходит к доске. Рассказывает и показывает свойства воды).
Что вы помните о движении воды в природе?
В: Вот такая она волшебница, вода. Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята!
В: У вас на столах лежат смайлики, грустный и радостный. Вам нужно выбрать смайлик. Если вам понравилось занятие, узнали для себя что-то новое то поднимите веселый смайлик, а если для вас занятие было скучным и неинтересным, то грустный.
В: Всем спасибо за занятие, вы хорошо на нём поработали.