Конспект занятия «Волшебные слова»
Цель:
Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
Задачи:
- Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление;
- Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: Персональный компьютер, мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение, фото, картинки приветствия.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель:
- Добрый день! - тебе сказали. Как две ниточки связали
- Добрый день! - ответил ты. Теплоты и доброты.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей и о волшебных словах. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми.
Воспитатель: - А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? Как вы понимаете слово «вежливость»? Кого называют вежливым? Что значит быть вежливым?– ответы детей.
Воспитатель: - Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное. Для того чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может сделать маленькое чудо - может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение. Поэтому такие слова называют «волшебными».
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
Основная часть
Воспитатель: - У каждого человека есть имя. Люди всегда берегли свое имя и старались прославить его хорошими поступками. Случается, что ребята смеются над чьим-то именем, тем самым обижая его владельца. Но воспитанный человек никогда не будет смеяться над чужим именем.
Игра: «Приветствие!»
Дети разбиваются по парам, один приветствует другого, называя его при этом ласково по имени. Второй отвечает на приветствие, так же называя ласково по имени.
Воспитатель: - А какие слова мы употребляем, если обращаемся с просьбой? – ответы детей: Будьте добры. Будьте так любезны. Простите, вы не подскажете.
Воспитатель: - А когда благодарим? – Дети: Вы так любезны. Благодарю вас. Большое спасибо.
Воспитатель: - Я вам прочту стихотворение: «Простите». Послушайте и скажите, какое волшебное слово вы здесь услышали?
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу,
Но папа нашёлся, взглянул им в глаза
И робко, и тихо «Простите» сказал.
Мама молчит, улыбается даже
«Мы купим другую, есть лучше в продаже»
«Простите!» Казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
Воспитатель: - Послушайте отрывок из стихотворения «Добрые слова».
Встретил Витю я, соседа, Налетел из-за угла!
- Встреча грустная была: И представьте – зря от Вити
На меня он, как торпеда, Ждал я слова ……
Воспитатель: - Что Витя должен был сказать соседу? – дети: Извините!
Воспитатель: - Ребята, нам часто приходится извинятся. Давайте вспомним, как правильно извиниться? – ответы: (Извините. Прошу прощения. Виноват. Прошу простить, я не хотел вас обидеть. Я виноват перед вами. Извините, я не хотел).
Воспитатель: - Давайте разберём ещё одну ситуацию.
Стихотворение: «Поссорились»
Мы поссорились с подругой Я ее не обижала –
И уселись по углам. Только мишку подержала,
Очень скучно друг без друга! Только с мишкой убежала!
Помириться нужно нам. И сказала: « не отдам!
Воспитатель: - Из-за чего поссорились девочки? Что они чувствуют? Как они могут помириться? Ответы детей.
Пословицы
Воспитатель: - Послушайте, какие пословицы можно назвать к этим ситуациям.
Глупые ссорятся, а умные договариваются.
Ссора до добра не доводит.
Воспитатель: - А какие вы знаете слова прощания? – ответы детей: До завтра. До скорой встречи. Пока.
Воспитатель: - Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо или резким тоном, отвернувшись в сторону.
Воспитатель:
Доброта живет на свете
Только в добром сердце дети!
Игра: «Догадайся».
Закончи предложение.
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(Простите нас. Пожалуйста).
4. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (Здравствуйте).
Воспитатель: - От вежливых слов становится теплее, радостнее. А вы знаете откуда пошла традиция здороваться, приветствовать друг друга? – ответы детей и дополнения воспитателя:
Воспитатель: - Здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооружёнными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в ней нет оружия. С той поры это стало традицией - дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.
Воспитатель: - Как ещё можно поприветствовать друг друга? –дети: Кивком головы, поклоном. Военные руку поднимают к фуражке. Мужчины, приветствуя друг друга, иногда приподнимают шляпу..(Фото, картинки).
Воспитатель: - По-разному можно приветствовать друг друга. Но отклониться от приветствия, не ответить на него всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: « Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне».
VII. Физминутка.
Воспитатель: - Давайте поздороваемся друг с другом. Встаньте по парам, повернитесь друг к другу. Хором повторяйте за мной слова и движения:
Добрый день, мой милый друг! (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты, (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я. (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе жить, друзья! (обе руки ладонями соединяем с руками соседа).
VIII. Игра « В кругу волшебных слов»
Воспитатель объясняет правила игры.
- Встанем все в круг. Участники по очереди будут произносить вежливые слова. За каждое слово дается лепесток цветка, который прикрепляется к доске. Слова повторять нельзя.
( По окончании игры воспитатель обращает внимание на то, как пышно расцвел цветок от их добрых, волшебных слов).
Воспитатель: - Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Уступить дорогу, Пропустить вперёд, спросить как здоровье.
Воспитатель: - Как вы думаете, где мы должны использовать вежливые слова? – ответы детей: в магазине, в автобусе, дома, в детском саду, на улице, т.е. везде и всегда.
Воспитатель: - Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.
Пословицы.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Ссора до добра не доводит.
Друзья познаются в беде.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Делу - время, потехе - час..
Легко сломать, да трудно сделать.
Добро творить – себя веселить.
Добрые слова дороже богатства.
Слово лечит и слово калечит.
IX. Игра «Вежливо – невежливо»
Воспитатель: - Слушайте внимательно. Если я говорю о вежливом поступке, поднимите желтый круг, если поступок невежливый – синий круг.
1. Улыбнуться при встрече. 6. Поздороваться.
2. Толкнуть товарища. 7. Защитить слабого.
3. Обозвать кого-то плохими словами. 8. Ударить кого-то.
4. Подарить что-либо другу. 9. Дразнить кого-либо.
5. Успокоить плачущего. 10. Помочь воспитателю, учителю.
X. Подведение итогов
Воспитатель: - Ребята, о каких волшебных словах мы сегодня с вами говорили?
- Почему их называют волшебными?
- Как помогают нам волшебные слова в жизни? ( Полные ответы детей).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня работали!