I. Организационный момент.
Познаём науку «Математику».
Она точна, трудна, мудра
И ошибиться в ней нельзя.
Мы будем думать и решать
И новый материал должны мы все познать.
II. Гимнастика ума.
Счёт десятками от 10 до 100
Счёт сотнями от 100 до 1000
Разложить трёхзначные числа на разрядные слагаемые:
345, 215, 608, 560, 237.
15:4 34:5 42:10 61:6 23:6
Вывод: остаток всегда должен быть меньше делителя.
359; 642; 4; 513; 999.
359; 513; 642; 999.
Год, час, секунда, месяц, сутки, минута, метр.
Вывод: эти слова означают величины времени, а метр-величина длины.
Век, неделя.
Год, час, секунда, минута, месяц, сутки, век, неделя.
(Секунда, минута, час, неделя, сутки, месяц, год, век.)
Масса коробки с печеньем и двух коробок с вафлями равна 30кг.
Чему равна масса одной коробки с вафлями, если масса коробки с печеньем весит-12кг.
1)30-12=18(кг)
2)18:2=9(кг)
Ответ:9кг.
Масса коробки печенья и двух одинаковых коробок с вафлями весят30кг.
Масса двух коробок с вафлями весят18кг. Найти массу коробки с печеньем.
30-18=12(кг)
Ответ:12кг.
12-2==10(кг)
Ответ:10кг.
Геометрический материал.
Фигуры №1, 3, 5-четырёхугольники. У них четыре стороны и четыре угла.
Фигуры №4, 6-круг и окружность.У них нет углов.
III.Гимнастика для глаз.
(Дети следят за движением солнышка)
IV.Познание нового материала.
Что всегда идёт,
А с места не сойдёт.(часы)
Определите время на моделях часов.
![](https://fhd.multiurok.ru/b/4/a/b4a8e6be27043681ba93c77beb58f6b48588491b/konspiekt-otkrytogho-uroka-po-matiematikie-na-tiem_4.png)
На каких часах время определить труднее?
Цифры на втором циферблате вам не знакомы.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новыми цифрами.
Выходит ученица, читает стихотворение о цифрах
Цифры живут на разных предметах:
Календарях и трамвайных билетах,
На циферблатах часов,на домах,
Прячутся цифры в книжных томах,
И в магазине,
И на машине,
И на вагоне…
Цифры-повсюду,
Цифры-кругом.
Мы их поищем и быстро найдём.
А чтобы познакомиться с новыми цифрами мы должны отправиться в другую страну, которая называется Италия, а столица Италии Рим.
Я приглашаю Вас в дальнее путешествие. Закрываем глаза и оказались мы в Италии, городе Риме).
Тема урока «Римские цифры»
Цель урока: Познать истину образования римских чисел и познакомиться с их написанием.Римские цифры похожи на ручной палочный счёт.Они довольно часто употребляются в наши дни.
Экскурсия по Древнему Риму.
а)Географическое положение.
б)Здания Древнего Рима.
в)Внешний вид римлян.
г)Военные корабли.
V.История образования римских цифр.
Выходят 2 ученика,одетые в римские костюмы и ведают истину образования римских цифр.
Первобытным людям не у кого было учиться.Их учителем была сама жизнь.Обучение шло медленно.Наблюдая окружающую природу,от которой зависила жизнь,наш далёкий предок из множества предметов сначала научился выделять отдельные предметы.Из стаи волков-вожака стаи,из колоса с зерном-одно зерно.Это соотношения определяли как « один и много » Видел двух уток и сравнил с парой глаз.Учиться считать требовала жизнь.Названий чисел тогда ещё не было.Древний человек показывал числа на пальцах.
Одна пятёрка означала-5,две-10.Так пальцы сыграли немалую роль в истории счёта.
Как же люди научились записывать цифры?
В разных странах и в разные времена это делалось по-разному.Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных,в виде узелков,в виде отложенных камешков.Трудно было складывать и вычитать эти числа.Древние римляне создали свои числа.свою нумерацию.
VI. Знакомство с римской нумерацией. Запись римских цифр.
Работа в тетради запись римских цифр
I-1 II-2 III-3 IV-4 V-5 VI-6 VII-7 VIII-8 IX-9 X-10
XI- 11 XII-12 XIII- 13 XIV- 14 XV- 15 XVI- 16 XVII- 17 XVIII-18
XIX- 19 XX- 20 XXI-21
L-50 C-100 D-500 M-1000
VII.Практическая работа.
VIII.Проверка самостоятельной работы.
IX.Работа с учебником.Стр.46-47.
III+I=IV IX+II=XI IV-II=II IV+III==VII XII-III=IX III+III=VI
VI+I=V IX-I=X X+III=XI VI-IV=IX
XXX+V=XXXV(л.) папе.
Ответ:XXXVлет папе.
XXXV-XXV=X(лет)-сыну.
Ответ:X лет сыну.
X.Закрепление нового материала.
Задача№6.
XV X IX XXI XXIII XXIV XXVI
Задача№8.
Поменялись тетрадями и проверили друг у друга.
с каким самым большим числом мы познакомились из римской нумерации?
M D C L X V I.
XI.Домашнее задание:
3 группа: № 5 стр.46:№ 7 стр.47.
Выучить римские цифры.
Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.
1-2группе:придумать занимательное задание для своих одноклассников,используя правило записи римских чисел.
Какое число записано римскими цифрами:MDCCLVI?
XII.Итог урока.
Закончи выражения:
Что нового узнали на уроке?
Откуда пришли римские цифры?
Где используют римские цифры?
Сколько римских цифр вы узнали?(7)
Какие числа они обозначают?
XIII.Рефлексия.
Кому было интересно на уроке?
Что вам понравилось на уроке?
Какая задача стояла перед нами на уроке?
Кому было трудно усваивать новую информацию, поэтому было скучно?