СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по математике на тему: "Римские цифры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по математике на тему: "Римские цифры"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по математике на тему: "Римские цифры"»

I. Организационный момент.


Познаём науку «Математику».

Она точна, трудна, мудра

И ошибиться в ней нельзя.

Мы будем думать и решать

И новый материал должны мы все познать.


II. Гимнастика ума.


  • Счёт десятками от 10 до 100

  • Счёт сотнями от 100 до 1000

  • Разложить трёхзначные числа на разрядные слагаемые:

345, 215, 608, 560, 237.

  • Деление с остатком:

15:4 34:5 42:10 61:6 23:6

Вывод: остаток всегда должен быть меньше делителя.

  • Какое число лишнее?

359; 642; 4; 513; 999.

  • Поставить эти числа в порядке возрастания:

359; 513; 642; 999.

  • Назовите лишнее слово:

Год, час, секунда, месяц, сутки, минута, метр.

Вывод: эти слова означают величины времени, а метр-величина длины.

  • Какие ещё величины времени пропущены?

Век, неделя.

  • Восстановите таблицу мер времени:

Год, час, секунда, минута, месяц, сутки, век, неделя.

(Секунда, минута, час, неделя, сутки, месяц, год, век.)

  • Реши задачу:

Масса коробки с печеньем и двух коробок с вафлями равна 30кг.

Чему равна масса одной коробки с вафлями, если масса коробки с печеньем весит-12кг.

1)30-12=18(кг)

2)18:2=9(кг)

Ответ:9кг.

  • Составьте обратную задачу:

Масса коробки печенья и двух одинаковых коробок с вафлями весят30кг.

Масса двух коробок с вафлями весят18кг. Найти массу коробки с печеньем.

30-18=12(кг)

Ответ:12кг.

  • Найдите массу печенья, если коробка весит2кг.

12-2==10(кг)

Ответ:10кг.


Геометрический материал.

  • Чем похожи и чем отличаются геометрические фигуры?

Фигуры №1, 3, 5-четырёхугольники. У них четыре стороны и четыре угла.

Фигуры №4, 6-круг и окружность.У них нет углов.




III.Гимнастика для глаз.


(Дети следят за движением солнышка)


IV.Познание нового материала.


Что всегда идёт,

А с места не сойдёт.(часы)

Определите время на моделях часов.



На каких часах время определить труднее?

Цифры на втором циферблате вам не знакомы.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новыми цифрами.


Выходит ученица, читает стихотворение о цифрах


Цифры живут на разных предметах:

Календарях и трамвайных билетах,

На циферблатах часов,на домах,

Прячутся цифры в книжных томах,

И в магазине,

И на машине,

И на вагоне…

Цифры-повсюду,

Цифры-кругом.

Мы их поищем и быстро найдём.


А чтобы познакомиться с новыми цифрами мы должны отправиться в другую страну, которая называется Италия, а столица Италии Рим.

Я приглашаю Вас в дальнее путешествие. Закрываем глаза и оказались мы в Италии, городе Риме).


Тема урока «Римские цифры»


Цель урока: Познать истину образования римских чисел и познакомиться с их написанием.Римские цифры похожи на ручной палочный счёт.Они довольно часто употребляются в наши дни.


Экскурсия по Древнему Риму.


а)Географическое положение.

б)Здания Древнего Рима.

в)Внешний вид римлян.

г)Военные корабли.


V.История образования римских цифр.


Выходят 2 ученика,одетые в римские костюмы и ведают истину образования римских цифр.


Первобытным людям не у кого было учиться.Их учителем была сама жизнь.Обучение шло медленно.Наблюдая окружающую природу,от которой зависила жизнь,наш далёкий предок из множества предметов сначала научился выделять отдельные предметы.Из стаи волков-вожака стаи,из колоса с зерном-одно зерно.Это соотношения определяли как « один и много » Видел двух уток и сравнил с парой глаз.Учиться считать требовала жизнь.Названий чисел тогда ещё не было.Древний человек показывал числа на пальцах.

Одна пятёрка означала-5,две-10.Так пальцы сыграли немалую роль в истории счёта.


Как же люди научились записывать цифры?

В разных странах и в разные времена это делалось по-разному.Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных,в виде узелков,в виде отложенных камешков.Трудно было складывать и вычитать эти числа.Древние римляне создали свои числа.свою нумерацию.



VI. Знакомство с римской нумерацией. Запись римских цифр.


Работа в тетради запись римских цифр


I-1 II-2 III-3 IV-4 V-5 VI-6 VII-7 VIII-8 IX-9 X-10


XI- 11 XII-12 XIII- 13 XIV- 14 XV- 15 XVI- 16 XVII- 17 XVIII-18


XIX- 19 XX- 20 XXI-21


L-50 C-100 D-500 M-1000


VII.Практическая работа.



  • Положите на парту 1 палочку.Какая это цифра?-1


  • Составьте число 5.Сколько палочек возьмёте и как их расположите? V


  • Составьте число 10.Сколько палочек возьмёте и как их расположите? X


  • Составьте числа:15; 22; 30;35.


VIII.Проверка самостоятельной работы.

IX.Работа с учебником.Стр.46-47.


  • Сравнить римские числа:IIIV VIIV IXVIII XIIX VII=VII IVIX


  • Сложи римские числа:


III+I=IV IX+II=XI IV-II=II IV+III==VII XII-III=IX III+III=VI


  • Найдите ошибки в вычислениях:


VI+I=V IX-I=X X+III=XI VI-IV=IX


  • Решите задачу.Маме 30лет,апапа на5лет старше мамы . Сколько лет папе?


XXX+V=XXXV(л.) папе.

Ответ:XXXVлет папе.


  • Папе35лет,а сын его моложе на 25лет.Сколько лет сыну?


XXXV-XXV=X(лет)-сыну.


Ответ:X лет сыну.



X.Закрепление нового материала.


  • Где используют римские цифры?

Задача№6.

XV X IX XXI XXIII XXIV XXVI



Задача№8.

  • Прочитай выражения с римскими цифрами.

  • Запишите числа римскими цифрами:58: 65:70:300(LVIII LXV LXX CCC)


Поменялись тетрадями и проверили друг у друга.

с каким самым большим числом мы познакомились из римской нумерации?


M D C L X V I.



XI.Домашнее задание:


3 группа: № 5 стр.46:№ 7 стр.47.

Выучить римские цифры.

Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.

1-2группе:придумать занимательное задание для своих одноклассников,используя правило записи римских чисел.

Какое число записано римскими цифрами:MDCCLVI?


XII.Итог урока.

Закончи выражения:

  • «Наш урок подошёл к концу. Я хочу сказать мне больше всего удалось….»

  • «От этого урока я получила…»

  • «Что я приобрела…»

  • «Что меня удивило…»


  • Что нового узнали на уроке?

  • Откуда пришли римские цифры?

  • Где используют римские цифры?

  • Сколько римских цифр вы узнали?(7)

  • Какие числа они обозначают?


XIII.Рефлексия.


  • Кому было интересно на уроке?

  • Что вам понравилось на уроке?

  • Какая задача стояла перед нами на уроке?

  • Кому было трудно усваивать новую информацию, поэтому было скучно?









































































































































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!