Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Нижнекамск
Конспект
открытого урока по русскому языку,
проведённого во 2 А классе Набиевой М.Р.
по теме: « Антонимы»
7 февраля 2014 г.
УМК:
Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год.
Яценко И.Ф., Ситникова Т.Н., Рылова Н.А.Поурочные разработки по русскому языку.2 класс. -М.:ВАКО,2013.
Тема урока: Антонимы.
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с понятием «антонимы».
Задачи урока:
-Содействовать развитию умения находить антонимы, указывать их грамматические признаки;
-Способствовать развитию УУД (определять тему урока, ставить задачи, анализировать свою деятельность, сравнивать, делать выводы, оценивать свою работу);
-Активизировать словарь учащихся, орфографическую зоркость;
-Способствовать формированию навыков здорового образа жизни;
-Способствовать воспитанию навыков сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля.
Оборудование и материалы:
Мультимедиа система, презентация.
1.Организационный момент
- Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке. Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.
- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, сегодня 7 февраля, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать. (Слайд №1)
- С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
- Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.
- А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).
2.Актуализация знаний
1.Орфографическая работа
-Послушайте ряд слов и выберите лишнее .
Снежок, снежный ,зима, снежинка.
-Почему слово зима считаете лишним? (Все другие слова из одной семьи)
-Запишем это слово в тетрадь и на доске, поставим ударение ,подчеркнем безударную гласную.( Пишу на доске)
Заяц, лиса, зайчик, зайчиха.(Слово лиса, так как другие слова из одной семьи. Записывают в тетради, а учитель на доске).
Идти, шагать, читать, ходить.
(Слово читать ,так как другие синонимы)
-Чем похожи слова, которые мы выписали? ( В них 2 слога. Второй слог ударный, первый- безударный, безударный гласный во всех словах и.
Сможем ли как-то проверить и доказать ,что в безударном слоге нужно писать букву и, а не другую? ( Сможем, надо найти такие слова из этой этой семьи. Чтобы безударный гласный стал ударным.)
-Подберите родственные слова-помощники.(Зимушка, лисы, прочитан.)
2.Словарная работа
-Отгадайте загадку
Что за дерево стоит-
Хоть жара, оно дрожит?
Лист монеткою растёт,
Заяц лист тот погрызёт. (Осина.) (Слайд№2)
-Как сказать ласково? (Осинка.)
-Запишите эти слова в тетрадях, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.( Осина,осинка).
3.Самоопределение к деятельности
1)-А сейчас вспомните, как называются слова близкие по значению (Синонимы).
-Какую роль играют синонимы в речи?
-Прочитайте задание (Соедините синонимы.) Работа в паре. Проверьте работу друг друга по образцу на доске. (Взаимопроверка со слайда №3)
Градусник идти
Обманывать каморка
Шагать воин
Хохотать термометр
Солдат врать
Комната смеяться
-Оцените работу товарища: всё верно-«5», 1-2 ошибки-«4»,3 и более ошибок-«3».
3)-Помогите мне рассказать сказку.
Жили-были два брата- Младший и Старший. Младший был большим спорщиком, никогда не соглашался со Старшим, все всегда говорил наоборот. Скажет Старший:
-Тепло на улице!
А Младший ему:
-Холодно!
Старший говорит:
-Весёлый мультфильм!
А Младший в ответ:
-…( Дети договаривают: скучный или грустный)
Старший скажет
-Глубокая речка.
А Младший:
-…(мелкая)
Но однажды Младший не захотел спорить со Старшим, потому что он сказал:
- Умный у меня братец!
-Что должен был сказать Младший?( Он должен был сказать –глупый.)
-Догадайтесь, о каких словах мы будем говорить на уроке. ( О словах с противоположным значением.)
-Сформулируйте тему урока!
-Что бы вы хотели узнать? (Как называются такие слова, как их искать.)
-Чему должны вы научиться на уроке?
4.Работа по теме урока
Работа по учебнику.Стр.33. упр.46
— А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы?
— С помощью антонимов прилагательных охарактеризуйте животных.
Лев – заяц (по храбрости).
Муха – слон (по величине).
Лисица – ворона (по уму).
Стрекоза – муравей (по трудолюбию).
— Ребята, а где мы можем встретить антонимы?
— На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление)
— В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом. )
— В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».)
- Поработаем в группах, соблюдая правила работы в коллективе:
Уважайте мнение друг друга.
Говорите по - очереди.
Не согласен – предлагай
Рефлексия
-У вас на столах карточки с двумя столбиками слов. Каждому слову из первого столбика нужно найти пару-антоним из второго и провести между ними соединительную линию.
-Оцените свою работу значком «!» (молодец, все выполнено верно )и «+»(есть незначительные ошибки, неточности, но в целом верно).Тест:
Задание: Отметь антонимы
1.Радость – грусть
2.Огонь – пламя
3.Одевать – раздевать
4.Большой – маленький
5.Смелый - храбрый
6.Широкий – узкий
Проверка. Цифры, под которыми записаны антонимы – 1 3 4 6. Прочитайте число, которое получилось.
«Прощальная игра».
А вот прощальная игра Скажу я слово высоко,
Нам книгу закрывать пора. А ты ответишь … (низко).
Мы все надеемся, что с ней Скажу я слово далеко,
Ты стал немножечко умней. А ты ответишь … (близко).
Узнал ты много слов смешных Скажу я слово потолок,
И много всяких всячин, А ты ответишь … (пол).
И если ты запомнил их, Скажу я слово потерял,
Не зря твой день потрачен. И скажешь ты …(нашел).
И нам с тобой пришел черед Скажу тебе я слово трус,
Сыграть в игру «Наоборот». Ответишь ты …(храбрец).
Теперь начало я скажу,-
Ну, отвечай …(конец).
Подведение итогов урока
III. Рефлексия деятельности
- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, добрым отношением к первоцветам. Кто о себе может так сказать:
- Теперь я знаю, что ….
- Я понял, что ………
- Я буду …..
-Какое задание для вас показалось самым интересным?
-А какое самым трудным?
-Кто хочет себя похвалить?
Домашнее задание