Просмотр содержимого документа
«Конспект проектного урока русского языка в 5 классе «Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»»
Автор: Салимова Мадина Ганиятулловна, учитель МБОУ гимназии г.Сафоново Смоленской области
Проектный урок русского языка в 5 классе
Тема: «Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-»
Педагогическая цель:
знакомство с методологией исследования, проведением эксперимента,
записи наблюдений;
формирование умения ставить и проводить исследование;
введение понятия «гипотеза».
Задание:
Детям предлагается
исследовать слова по заданной проблеме,
оформить исследование в соответствии с правилами: сформулировать по проблеме цель исследования, гипотезу,
произвести эксперимент,
записать наблюдение,
сделать заключение и выводы.
Погружение в тему:
Учёные всегда сталкиваются с чем-то неизвестным, ещё необъяснимым, проводят исследование для того, чтобы узнать, получить объяснение этого нового явления. Они исходят из того, что возникает проблема – не знают чего-то о новом явлении, но хотят знать. Это что-то является предметом исследования, а само явление и условия его проявления – объектом исследования.
Грамотная организация исследовательской работы основывается на постановке цели исследования, формулировании гипотезы и собственно организации и проведении опытов. Гипотеза – это утверждение, которое либо подтверждается в результате исследования, либо опровергается.
Ситуация: учебник стр. 234.
–ек-, -ик- (-чик-)
Проблема исследования: как узнать правописание буквы е или и в суффиксах существительных –ик-, -ек- .
Цель исследования: найти эффективный способ определения правописания гласной в суффиксах существительных -ИК- и -ЕК-.
Гипотеза:
Если в последнем согласном звуке перед суффиксом происходит чередование, то пишется в суффиксе существительного буква Е.
Если в последнем согласном звуке перед суффиксом нет чередования, то пишется в суффиксе существительного буква И.
Оснащение:
Этапы и время фронтально-групповой работы на уроке
№ этапа | Содержание этапа | Продолжительность этапа |
1. Слайд № 1 | Запись в тетради В тетради записать тему урока «Исследование условий правописания суффиксов существительных –ек- и -ик-» | 1 мин. |
2. Слайды № 2-4 | Объяснение задания Учитель проводит погружение в тему об исследованиях, показывает методологию постановки и проведения исследования. Делает акценты внимания с помощью методологических карточек – прикрепляет карточки одну за другой на доске. Особое внимание уделяется новому понятию – гипотеза. Учитель предлагает провести небольшое исследование и рассказывает проблемную ситуацию. Открываем учебник: говорится об употреблении суффиксов, склонении существительных, чередовании гласных, беглой гласной. - Для чего это нужно знать? (чтобы грамотно писать) - Какая проблема возникает? (проблема правописания) В диалоге с классом учитель помогает сформулировать проблему исследования, вместе с обучающимися формулирует цель исследования и определяет продукт проектно-исследовательской деятельности в форме презентации. | 5 мин. |
3. Слайд № 5-6 | Работа в рабочей тетради - Читаем постановку работы на исследование в тетради. Каждое исследование начинается с формулировки проблемы и цели. Проблема исследования: Как узнать правописание букв е или и в суффиксах существительных –ик-, -ек- . Цель исследования: найти эффективный способ определения правописания букв в суффиксах существительных -ИК- и -ЕК- В исследовании не обойтись без гипотезы. Читаем определение гипотезы: Гипотеза – это утверждение, которое либо подтверждается в результате исследования, либо опровергается. Гипотеза: Новый эффективный подход к правописанию суффиксов существительных –ИК и –ЕК Задачи: найти слова на заданную тему, исследовать их, сделать вывод. | 5 мин. |
4. | Самостоятельная работа в тетради (Задачи: найти слова на заданную тему, исследовать их и сделать вывод) В каждой группе назначается ответственный за работу группы. Он распределяет задание и сообщает результаты исследования и выводы группы. | 5 мин. |
5. | Проведение исследования. Обучающиеся работают в микрогруппах, обсуждают, записывают свои наблюдения, обобщают выводы микрогрупп. | 10 мин. |
№ шага | Действия | Результат |
1) | Найти 10 существительных типа «замок-замочек» | Брусок Валенок Веник Венок Ветерок Вьюнок Галстук Глазок Голубок Горох |
2) | Образовать от найденных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ек- | Брусок - брусочек Валенок - валеночек Веник - веничек Венок- веночек Ветерок - ветерочек Вьюнок - вьюночек Галстук - галстучек Глазок - глазочек Голубок - голубочек Горох – горошек |
3) Слайд № 7 | Проанализировать: есть ли чередование согласного звука перед суффиксом замок - замочек | Брусок - брусочек к // ч Валенок - валеночек к // ч Веник - веничек к // ч Венок - веночек к // ч Ветерок - ветерочек к // ч Вьюнок - вьюночек к // ч Галстук - галстучек к // ч Глазок - глазочек к // ч Голубок - голубочек к // ч Горох - горошек х // ш |
6. Слайд № 8 | Работа в тетради Вместе с учителем учащиеся формулируют вывод о том, подтвердилась ли гипотеза Новый эффективный подход к правописанию суффиксов существительных –ИК и –ЕК и делают выводы о том, что узнали. | 5 мин. |
7. | Повторение методологии исследования. Учитель выкладывает карточки на доске, а дети комментируют формулировки по тетради. | 3 мин. |
8. Слайд № 9 | Выступление ответственных групп. От каждой группы выступающий рассказывает о ходе эксперимента, фиксированных наблюдениях, заключении и выводах. | 5мин. |
9. | Рефлексия обучающихся | 3 мин. |
10. | Экспертная оценка учителя | 1 мин. |
-
| Домашнее задание Представить продукт своей проектной деятельности на уроке презентацией по заданному шаблону. | 2 мин |
Всего: | 45 мин. |
Методические комментарии
На 1 уроке обучающиеся знакомятся с новым материалом.
На 2 уроке - постановка и проведение исследования, понятия гипотеза, запись наблюдения за ходом эксперимента и формулирование заключения и выводов. Необходимо сделать акценты на названиях: проблема исследования, цель исследования, гипотеза.
Презентация –шаблон сопровождает этапы урока.
При формулировании заключения о том, подтвердилась ли гипотеза, пишем – подтвердилась.
Делаем вывод о том, что найден более эффективный подход к правописанию суффиксов существительных –ИК и –ЕК.
Затем формулируется заключение о том, что
если в последнем согласном звуке перед суффиксом происходит чередование, то пишется в суффиксе существительного буква Е;
если в последнем согласном звуке перед суффиксом нет чередования, то пишется в суффиксе существительного буква И.
В качестве педагогической помощи обучающимся даётся шаблон презентации.
На 3 уроке демонстрируются презентации групп, а обучающиеся каждой группы комментируют. Руководители групп составляют итоговую презентацию проекта-исследования.
На 4 уроке демонстрируется итоговая презентация проекта-исследования. Комментируют обучающиеся. которые ещё не выступали.
Использованные источники:
Никитина А. Новый подход к правописанию суффиксов существительных –ИК и –ЕК. Исследовательская работа ученицы 6 класса МБОУ гимназии г.Сафоново Смоленской области. 2012 год.
http://www.proshkolu.ru/user/marina-safonovo/file/2792755/
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителя начальных классов, 4 класс. – М.:ИПЦ «Маска», 2010.
Русский язык. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львов, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 17-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Суволокина И.В. Алгоритм разработки проектных уроков. Семинар издательства «Дрофа» 8.02.2013 г.
4