Конспект урока алгебры в 8 классе.
Тема урока: «Свойства степени с целым отрицательным показателем».
Цели урока: повторить понятие и свойства степени с отрицательным целым показателем; формировать умения и навыки их применения при вычислениях и преобразованиях выражений; развивать логическое мышление, математическую речь; воспитывать волю, умение доводить начатое до конца, самостоятельность, аккуратность; развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Оборудование: компьютер, проектор, печатный материал, учебник «Мерзляк А.Г., Полонский В.Б,, Якир М.С. Алгебра»
ХОД УРОКА
Организационный момент. Разгадайте шараду:
Первый слог возьми из слова «степь»,
Что всегда прекрасною бывает,
Слог второй мы сможем лицезреть,
Если кто в лесу деревья пилит. (Сте-пень)
Сообщение темы урока Эпиграф к уроку
«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики
степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь».
М.В. Ломоносов
На прошлом уроке мы с вами вспомнили степени с натуральным показателем и впервые рассмотрели степень с целым отрицательным показателем, записали свойства степени. Сегодня на уроке мы продолжим работать над этой темой и будем учиться применять полученные знания при решении разнообразных упражнений.
Мотивация урока. Надеюсь, что сегодня на уроке нас ждет и успех, и радость. И мы, работая в коллективе, покажем свою одарённость. Будьте внимательны в течение урока. Думайте, спрашивайте, предлагайте – так как дорогой к истине мы будем идти вместе.
Проверка домашнего задания. Сверьте решение ваших примеров с моими. Внесите нужные исправления.
Актуализация опорных знаний. Чтобы хорошо решать задания, необходимо знать теорию. Проверим знание определений и свойств степени. (Фронтальная работа с использованием презентации)
Устный счет (используется презентация)
1. Решите математическую шифровку. В ней спрятан год рождения очень известного человека:
8° (1/7)-1 (1/3)-2 (1/9)-1
1 7 9 9
(Это год рождения А.С. Пушкина)
2. Представьте выражение в виде степени:
3. Вычислить: ; ;
4. Упростить: Х8∙х-6; х3:х-4; ; ; ; ; ;
5. Говорят, что умный не тот, кто никогда не ошибается, а тот, кто заметит и исправит свою ошибку. Найдите и вы ошибки.
-2-3=8; (-1)5=-5; 3.23=18; хn.х3=х3n
V. Историческая справка (Сначала учащимся необходимо выполнить тест, в результате которого должна получиться фамилия математика Михаила Штифеля. Затем предлагается краткая историческая справка о нем, а также о таких ученых, как Николя Шюке, Франсуа Виет, Рене Декарт, Джон Валлис, Исаак Ньютон, которые внесли свой вклад в развитие понятия о степени с отрицательным показателем)
VI. Решение упражнений ( у доски и в тетрадях с комментированием).
Из учебника №276(5-8), 278(8,10,12), 280(3,6,8), 282(3,6)
VII. Самостоятельная работа.
Вариант №1 Заполните кружочки так, чтобы равенство было верным. Х5 ⃝ х3= х8 Х12 ⃝ х3= х9 а5∙а-18 = а⃝ у7:у-3= у⃝ (а-2)⃝= а-8 Упростите выражение: 2х6у-10∙0,7х-4у12 З,6а-8с4∙(-3а-3с)-2 ∙6ху4 Запишите в виде дроби выражение (а-1+с-1)(а+с)-1 | Вариант №2 Заполните кружочки так, чтобы равенство было верным. Х7 ⃝ х3= х4 Х9 ⃝ х5= х14 а-7∙а= а⃝ у-2:у6= у⃝ (а-3)⃝= а12 Упростите выражение: 3х7у-12∙0,9х-5у13 6,4а4с3∙(-2а-2с7)-2 ∙10х2у2 Запишите в виде дроби выражение (х+у-1)(х-1-у) |
VIII. Рефлексия. Я прошу вас перевернуть свою работу и на обратной стороне поставить себе оценку «5», если вы хорошо знаете свойства степени с целым показателем и не затрудняетесь их применять. Или оценку «4», если вы хорошо знаете свойства степени, но у вас возникли некоторые трудности при решении задач.
IX. Домашнее задание.
Обязательно: п.8,9, №№ 277, 279(4-6), 281(1,3,5)
Дополнительно: №№283(1,3), 257
Творческое задание: составьте математическую шифровку, используя степень с целым отрицательным показателем