Урок литературы в 7 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой
Разработала: учитель русского языка и литературы Куйдина Любовь Юрьевна.
ТЕМА: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»
ЦЕЛИ: 1) познакомить учащихся с эпохой Возрождения; ввести в мир У. Шекспира;
помочь понять смысл трагедии «Ромео и Джульетта»;
2) развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения
разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического
произведения;
3) расширять кругозор учащихся; развивать эстетическую восприимчивость;
формировать интерес к творчеству Шекспира.
ТИП УРОКА: урок-погружение в произведение
ХОД УРОКА:
Любовь всегда прекрасна и желанна,
Особенно, когда она нежданна.
У. Шекспир
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Впервые в этом учебном году мы покинем мир русской литературы и перенесемся в другую страну – в Англию, где жил талантливый и загадочный Шекспир.
Перенесемся в эпоху Возрождения. Блаженны времена, и блажен тот век, когда видели в свете славные подвиги, достойные быть высеченными на мраморе и изображенными на полотне в назидание потомкам. Это были времена странствующих рыцарей, ищущих приключений, очаровательных женщин, новых способов похищений очарованных. Отправимся же и мы в путь.
Рассказ подготовленного ученика об эпохе Возрождения
и просмотр слайдов, созданных на компьютере в программе Power Point
Возрождение (Ренессанс) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии ΧIV-ΧVI века, в других странах конец ΧV-начало ΧVII века), переходный от Средневековья к культуре Нового времени.
К концу ΧV- началу ΧVI века большинство стран Западной Европы вступают на путь капиталистического развития. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Этот период называют эпохой Возрождения. В ΧV- ΧVI веках интерес к жизни античного наследия бурно возрастает, оно усиленно изучается, на произведения античного искусства и науки смотрят, как на образцы. Крепнет новое направление в идейной жизни – гуманизм (от латинского слова humanus – человеческий). Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь, его борьба за счастье. Гуманистическая литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме человека и борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью. Любовь, как прекрасное человеческое чувство, становится одной из больших тем литературы. Искусство Возрождения поражает масштабностью образов. Проявляется радость открытия: мир широк и удивителен, как и сам человек. «Какое чудо природы человек!» - воскликнул шекспировский Гамлет. «Гордый образ» человека – одно из величайших завоеваний реализма Возрождения. Этот реализм называют идеализирующим и прекрасным. Стремление к идеализации образа заметно и в мадоннах Рафаэля, и в комедиях Шекспира, и в поэзии Петрарки. Культура Возрождения зародилась в Италии. В Англии это время было трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией, оберегавшей во всей Европе власть католицизма. Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. Такой силы и власти над всем существующим человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века.
Учитель: Мы говорим сегодня о пьесе, и я надеюсь, вам удалось отыскать материал о развитии театра в эпоху Возрождения?
Знакомство с личностью У. Шекспира
Учитель: Пришло время узнать и о самом Шекспире. Внимательно прочитайте и расскажите о Шекспире. (работа с учебником)
Устная работа по материалу учебника.
Фронтальная работа: вопрос-ответ
Учитель: Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.
В конце ΧVI века, точнее – в 1596 году Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет ее был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса ΧΧ века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссеру Франко Дзефирелли…
Самое интересное заключается в том, что Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.
В чем же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.
Беседа с классом по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
- С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам
это удивительным?
(В прологе на сцену выходит хор и кратко сообщает сюжет всей
пьесы.)
- Давайте прочитаем пролог.
а) Чтение вслух пролога
Учитель: В древности в античных трагедиях был такой персонаж – хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.
- Определите тему трагедии.
(Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении
юных героев.)
- Где происходит действие?
(В Италии, в Вероне и Мантуе.)
- Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?
(Здесь многие годы длится вражда двух семейств, причина ее
давно забыта, правителю Вероны и жителям эта вражда уже
давно надоела, так как она приносит много бед и по-прежнему
льет кровь.)
- Давайте послушаем фрагмент из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта»,
который называется «Монтекки и Капулетти».
б) Прослушивание в грамзаписи фрагмента «Монтекки
и Капулетти» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»
- Какое настроение воплощено в этой музыке?
(Враждебное.)
- В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?
(Показано, как влюбляются друг в друга члены враждующих
семейств, самые юные представители фамилий Монтекки и
Капулетти.)
- Вспомните, что такое сюжет, назовите его элементы.
(Сюжет – это система событий в произведении. Элементы
сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.)
- Выделите элементы сюжета в трагедии Шекспира.
(Экспозиция – столкновение Монтекки и Капулетти, беседа
Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти;
завязка – встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и
зарождение любви;
кульминация – сцена в склепе, когда каждый герой, считая
своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из
жизни;
развязка – рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)
- Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?
(Их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и
авторские ремарки)
- Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под
влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с
Джульеттой?
(акт 1, сцена 1- три отрывка)
- Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?
(Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не
отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)
- Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?
( При разговоре Джульетты с матерью, которая сообщает
девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь
обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта
отвечает: «Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь
единственно для вас.» - акт 1, сцена. Юная героиня еще не
думала о любви, о браке, она спокойна.)
- Вспомните, сколько лет Джульетте?
(Еще нет 14-ти лет; об этом говорит ее кормилица.)
- Давайте послушаем отрывок из балета С. Прокофьева, который называется «Джульетта-
девочка».
4. Анализ художественного произведения (10-13 минут)
- Вспомните, как Ромео до встречи с Джульеттой отзывается о любви? (Индивидуальное опережающее задание. Группа исследователей «Ромео и Джульетта о любви до встречи друг с другом и после встречи»)
(слайд 3)
Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.
(Акт I. Сцена 1)
Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнём, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слёз,
Раздумье — необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.
(Акт I. Сцена 1)
Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.
(Акт I. Сцена 1)
- Почему герой так отзывается о любви? Зачем в пьесе говорится о любви Ромео к Розалине?
(Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)
- Таким был Ромео до встречи с Джульеттой. А какой перед нами предстает Джульетта до встречи с Ромео?
(Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает:
Ещё не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для вас.
(Акт I. Сцена 3)
Юная героиня ещё не думала о любви, о браке, она спокойна и послушна, согласна «сделать пробу», потому что пока никого не любит)
- Итак, мы видим, что Ромео и Джульетта не являли собой ничего особенного, они жили по общим законам, и на любовь смотрели, как все, пока не встретились.
Любовь вспыхнула тотчас же, как только герои увидели друг друга, она подобна вспышке молнии, электрической искре.
- Как меняется их отношение к любви? (продолжают работу группа исследователей)
Ромео:
Ее сиянье факелы затмило.
Она, подобно яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светла
Для мира безобразия и зла.
Как голубя среди вороньей стаи,
Ее в толпе я сразу отличаю.
Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.
Любил ли я хоть раз до этих пор?
О, нет то были ложные богини.
Я истинной любви не знал доныне…
Джульетта:
Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?
(Акт II. Сцена 5)
- Это слова не друг другу, а каждого самому себе, но они удивительно созвучны. Герои еще в плену прежних представлений, но уже ощущают мощь нового чувства.
- Как любовь воздействует на героев? Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?
(Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки.
Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется ещё сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстаёт и борется за свою любовь.
Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.)
- Что мешает влюбленным?
(Монтекки и Капулетти – кровные враги)
- Как отреагировали влюбленные на то, что они из враждующих семей? Найдите слова героев в тексте.
(Ромео:
Так это Капулетти!
Я у врага в руках и пойман в сети…
Джульетта:
Что могут обещать мне времена, Когда врагом я так увлечена…
- Герои видят смысл всей жизни в любви. Тогда почему же они выбирают смерть?
Они умирают за свою любовь. Любовь торжествует над враждой, непониманием. Отняв у себя жизни, герои трагедии вынесли приговор родовым распрям, сословным предрассудкам. Трагедия Шекспира утверждает бесценность и вечность любви.
- Есть ли смысл в гибели героев?
После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло.
е) Анализ эпиграфа к уроку
- Давайте обратимся к эпиграфу. Соответствует ли он содержанию нашего урока?
(Юные герои трагедии радостно встретили свою любовь,
которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли
жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель
открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что
любовь сильнее смерти.)
Итог урока
Заключительное слово учителя
Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, оставляя свой идеал.
История юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности. По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу трагедии представляют так:
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетта.
Но, я думаю, Белла Ахмадулина предложила свой вариант заключительных строк, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.
Звучит музыка из мюзикла «Ромео и Джульетта» - «Счастье»
Род людской один, и он делим
Не на Монтекки и Капулетти,
Не тех, кто был убит и кто убил,
А лишь на тех, кто любит и любил…
Любовь есть гений и спасенье сердца.
И нет тому счастливее примера,
Чем повесть о Джульетте и Ромео.
Домашнее задание
Написать отзыв о трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».