1
|
Орг. момент (вокальный)
|
2
|
Кроссворд: 1слово по горизонтали 10 букв
Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс
Кто песни сочиняет? (ответ: композитор)
2 слово по вертикали 3 буквы 1 буква И.
Тебе надо, а люди пользуются?
Без чего не может жить человек?
Что у всех есть? (ответ: имя)
3 слово по вертикали 3 буквы, 2 буква М.
Личное местоимение, в мужском роде, единственном числе, в третьем лице, в дательном падеже.
Продолжите логическую цепочку: мне, тебе (ответ: ему)
4 слово по вертикали 5 букв 3 буква Р.
Всё население какого-либо государства? (ответ: Народ)
|
Дети приветствуют
|
Организовать свое рабочее место под руководством учителя
|
2
|
Актуализация знаний.
|
7
|
Ребята что такое фольклор?
Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители
Народная песня – песня автором которой является народ. (Записывает на доске). Как вы думаете, зачем человеку нужна песня?
при помощи песни человек передает любовь к своей Родине, рассказывает о своих переживаниях, о своих радостях, бедах, хорошем настроении. Песня помогает человеку жить и работать.
Итак, значит песня нужна народу для выражения отношения к жизни, его настроения. Радость выражается в ярких праздничных песнях.
У народа, у нации есть своя страна, своя республика, любимая родина, на том уроке мы с вами начали учить песню Игоря Матвиенко «за тебя Родина –мать», давайте её исполним.
1. Упражнение на дыхание
2. Расспевка.
|
Дети :
Слушают,
Вспоминают,
Отвечают.
|
Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.
Р: Принимают и решают поставленную задачу.
К: Участвуют в учебном диалоге
|
3
|
Постановка проблемы
|
8
|
Чуваши́, одна из титульных наций Чувашской Республики в Среднем Поволжье в Российской Федерации, тюркский этнос . Они занимают третье место по численности населения.
Ребята на какие три этнографические группы делятся чуваши?
Различаются по трем этнографическим группам: верховые вирьял проживают на северо-запад Чувашии , средненизовые анатенчи проживают на северо-восток Чувашии, низовые анатри проживают на юге Чувашии и за её пределами а именно в Республике Татарстан, Ульяновская область.
Язык — чувашский. Является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков. Имеет три диалекта: верховой («окающий»), средненизовой, низовой («укающий»).
Заострю внимание на традиционной одежде. Замужние чувашки всех групп носили хушпу — головной убор цилиндрической или конической формы, украшавшийся нашитыми монетами и бисером. Девичий головной убор тухья — полусферическая шапочка из холста — у верховых, а также у части средненизовых чувашей почти целиком покрыт монетами. У средненизовых — обшит бисером, несколькими рядами монеток и имел вверху обшитый бисером конус с металлической шишечкой.
Отличительной чертой традиционного искусства низовых чувашей является наличие жанра хороводных песен.
В период с Николина дня (22 мая) до Петрова дня (12 июля) длился продолжительный по времени цикл вождения весенне-летних хороводов – Уяв. В каждой деревне для вождения хороводов существовало специально отведенное место, находящееся, как правило, за пределами деревни. Первое исполнение хороводов происходило 22 мая, в день Николая Чудотворца. Далее в течение Уява каждое воскресение молодежь водила хороводы с пением вӑйӑ юррисем (хороводных игровых песен). Хороводы являлись основным жанром музыкального фольклора в цикле Уяв и функционировали в обрядовых комплексах, связанных с весенне-летним периодом: со вскрытием реки (Ледоход), Николиным днем, Троицей и Петровым днем. В хороводах участвовали не только парни и девушки, но и дети, мужчины и молодые женщины первого года замужества. Отсюда функционально-смысловая нагрузка хороводов: 1) начало нового календарного цикла (новолетие) соотносится с основными участниками хороводов – молодежью; 2) хороводы – своеобразные «смотрины», «ярмарка» невест; матери, выступающие в качестве зрителей хороводных процессий, примечали невест для своих сыновей
Слушаем песню Уяв хороводную
Среди напевов календарно-обрядового цикла есть масленичные (ҫӑварни юрри)
Слушаем песню масленичную
Песни семейной обрядности также представлены комплексом жанров. Прежде всего, это песни свадебные, среди них – туй юрри,(основной свадебный напев), а также хěр йěрри (плач невесты), туй такмаксем (свадебные плясовые припевки) В основном свадебном напеве (туй юрри) обычно происходит спор между родней невесты и жениха. Каждая сторона пытается показать, превосходство каждого из молодых.
Девочки исполнят свадебную карильную песню чуваш анатри проживающих в республике Татарстан. «Вы сказали что не придёте с приданым».
|
Дети слушают, отвечают,анализируют.делают выводы.
|
Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.
Р: Принимают и решают поставленную задачу.
К: Участвуют в учебном диалоге
|
4
|
Пение.
|
20
|
ВХТ
|
Методы
|
- Поступенное движение вниз,
- скачки,
-ритмические ,
- проговаривание согласных, замыкание фраз.
|
-графический показ
- показ голосом образное сравнение,
- прохлопывание ритма мелодии,
-ассоциации, собственный показ.
|
У каждой нации есть своя республика у каждой республики есть есть главная песня которая называется как ? Гимн
Исполнение гимна Чувашской Республики
|
Дети поют
|
Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.
Р: Принимают и решают поставленную задачу.
|