СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Наречие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фаил содержит комплекс уроков по теме "Наречие". Материал расчитан на учеников 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Наречие"»

НАРЕЧИЕ


Урок 67. Наречие как часть речи


Цели: расширить знания учеников о наречии как части речи; показать грамматические признаки наречия.

Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, словарная работа, тренировочные упражнения.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Фонетический разбор слов: очень, вчера.

Очень — 2 слога

о — [о́]

ч — [ч’]

е — [и]

н — [н’]

ь — [-]

(5 букв, 4 звука)

Вчера — 2 слога

в — [ф]

ч — [ч’]

е — [и]

р — [р]

а — [а́]

(5 букв, 5 звуков)


II. Объяснение темы «Наречие как часть речи»

Слово учителя.

Слово «наречие» имеет несколько значений. Заглянем в словари.

Например, в четырехтомном «Словаре русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой приводятся омонимы:

Наречие: 1) Совокупность местных говоров или диалектов какого-л. языка, обладающих общими для них диалектными особенностями. (Южновеликорусское наречие.)

2) Устаревшее. То же, что язык. (Русский должен знать все славянские наречия. И. С. Тургенев.)

3) Разговорное, устаревшее. Язык какой-л. группы населения (Всё это, разумеется, было сказано на крестьянском наречии. А. С. Пушкин.)

Наречие: Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, качества или предмета, например: быстро, вслух, мастерски, наяву, чрезвычайно.

Нас сейчас интересует наречие как самостоятельная часть речи. Разберемся, что за часть речи наречие.

Мы помним, что предметы могут иметь признаки, которые выражаются именами прилагательными, и признаки по действию, которые выражаются причастиями.

У действий тоже существуют свои признаки, которые выражаются особой частью речи — наречиями: горячо спорить, встретиться вечером, двигаться впереди, идти навстречу, нарочно испортить, очень устать и т. д. Мы видим, что эти признаки присоединяются к глаголам, зависят от них.

— На какие вопросы отвечают наречия?

— Попробуем изменить глаголы, поставить их в разные формы: горячо споришь, встретимся вечером, двигался впереди, иду навстречу, нарочно испортила, очень устаем.

— Изменились ли наречия при изменении глаголов? (Нет. Наречие, как и деепричастие — неизменяемая часть речи.)

— Придумайте предложения, в которые вошли бы эти словосочетания глаголов с наречиями.

— Какими членами предложения выступают наречия? (Обстоятельствами.)

— Какие еще части речи имеют значение действия? (Причастия, деепричастия.)

— Образуйте от данных глаголов причастия и деепричастия. Сочетаются ли с ними наречия? (Да, сочетаются: горячо споривший, встретившись вечером, двигающийся впереди, идущий навстречу, нарочно испортив, очень устав.)

Попробуем еще расширить сферу влияния наречий. Придумаем словосочетания других самостоятельных частей речи с наречиями: яйца всмятку (с существительным), очень интересный (с прилагательным). Наречие может сочетаться и с другим наречием: необычайно быстро, довольно хорошо.

— А может ли наречие образовывать словосочетания с местоимениями и числительными? (Нет.)


III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 197: комментированное письмо.


2. Упражнение 198: устно.


3. Упражнение 200: устно; задание с прямой речью, морфологический разбор слова убитым и синтаксический разбор последнего предложения — письменно у доски и в тетрадях.

С точки зрения норм литературного языка неоправданно употреблено наречие в словосочетании ужасно глубокие.


4. Упражнение 201: устно (из истории языка).


Домашнее задание

1. § 32.

2. Упражнение 199.




Урок 68. Смысловые группы наречий


Цели: систематизировать знания учеников о значении наречий; расширять речевую компетентность.

Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, работа с таблицами, тренировочные упражнения.


Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

— Какие значения слова наречие вам известны?

— Охарактеризуйте наречие как часть речи.

— На какие вопросы отвечают наречия?

— Какова обычная роль наречий в предложении?

— С какими частями речи могут сочетаться наречия?

— Есть ли общие грамматические признаки у наречий и имен прилагательных?

— Что общего у наречий и деепричастий?


2. Упражнение 199: проверка по цепочке; устный ответ на вопрос о значении наречий в тексте.


II. Изучение темы «Смысловые группы наречий»

1. Слово учителя.

Наречия широко применяются в нашей речи. В зависимости от значений наречия делятся на несколько смысловых групп.

— О чем говорят наречия? (О том, как, когда, каким образом, по какой причине и какой целью происходит действие.)

Задание: запишите значения наречий в виде таблицы, пользуясь своими знаниями и материалом учебника. Примеры подберите самостоятельно.


2. Составление таблицы.


Значения

Вопросы

Примеры

1. Образ действия

как? каким образом?

умело

2. Время

когда? с каких пор? до каких пор?

утром, издавна, бесконечно

3. Место

где? куда? откуда?

везде, налево, справа

4. Причина

почему?


5. Цель

зачем? с какой целью?

нарочно, нечаянно, назло

6. Мера

сколько? во сколько раз? на сколько? в какой степени? в какой мере?

дважды, втрое, намного, чрезвычайно, совершенно


III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 202: устно.


2. Упражнение 204: комментированное письмо.


3. Упражнение 205: дополнить таблицу примерами из упражнения.


4. Упражнение 206: комментированное письмо.


IV. Работа с таблицей наречий, указывающих на признак

Существуют наречия, которые не называют признаки, а только указывают на них.

Прочитаем стихотворение Маршака (упражнение 97).

— На какие признаки указывают наречия?

Систематизируем группы таких наречий, составив таблицу:


Указательные

здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда

Неопределенные

где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где, кое-как

Вопросительно-относительные

где, когда, куда, зачем, как, почему

Отрицательные

никак, негде, нигде, некуда, никуда, некогда, никогда, незачем, нипочем, ничуть, нисколько


Упражнение 207: выразительное чтение, отнесение наречий к группам, указывающих на признаки.

Комментарий. Маршак обыгрывает слова вполголоса и в два голоса. Найдем значения слов в словаре.

Наречие вполголоса значит негромко; в два голоса значит партия на два голоса в музыкальном произведении.


V. Работа над речевыми нормами

Упражнение 209: вместо слова обратно необходимо употребить слово опять (снова).


Домашнее задание

1. § 33.

2. Упражнения 208, 210.

3. Творческая работа: сочинение по картине И. Попова «Первый снег» (упражнение 211).




Урок 69. Степени сравнения наречий


Цели: показать способы образования степеней сравнения наречий, научить различать степени сравнения наречий и степени сравнения прилагательных.

Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, работа с таблицей, конструирование предложений, тренировочные упражнения.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний»

Трижды, третий, втрое, втроем.

(Третий — числительное, остальные слова — наречия.)

Вдали, справа, прочтя, близко.

(Прочтя — деепричастие, остальные слова — наречия.)

Вчера, вечером, скоро, резво.

(Резво — наречие образа действия, остальные — наречия времени.)


II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы.

— Какие смысловые группы наречий вы знаете?

— Расскажите о группах наречий, указывающих на признак, но не называющих его.


2. Упражнение 208: проверка по цепочке, в это время на доске ученик выполняет фонетический разбор слова здесь.


3. Упражнение 210: повторение способов связи между предложениями. Пока идет разбор упражнения, ученик на доске выполняет морфологический разбор слова покосившейся.

Комментарий. Связь внутри каждой из трех пар предложений цепная (холм — там; село — туда; ... — здесь).


4. Чтение и анализ нескольких творческих работ — сочинений по картине И. Попова «Первый снег» (упражнение 211).


III. Изучение темы «Степени сравнения наречий»

1. Беседа по вопросам.

— Какая часть речи имеет степени сравнения? (Имя прилагательное.)

— Все ли прилагательные имеют степени сравнения? (Нет, только качественные прилагательные.)

— Какие степени сравнения прилагательных вы знаете? (Сравнительную и превосходную; каждая из них имеет простую и составную формы.)


2. Работа с таблицей.

Задание: заполните таблицу степеней сравнения прилагательных своими примерами. (На доске открывается заранее начерченная таблица, куда вносятся примеры.)


Степени сравнения

качественных прилагательных

Примеры

простая сравнительная

длиннее, дороже, чище, щедрее

составная сравнительная

более чёткий, менее усталый

простая превосходная

добрейший, крепчайший, премудрый, наилучший

составная превосходная

самый умный, наиболее чистый, мужественнее всех (всего)


3. Конструирование предложений.

— Составьте предложения с прилагательными в простой сравнительной степени. Пропустите после каждого предложения строчку.

(Дорога оказалась длиннее, чем мы ожидали.

Что может быть дороже дружбы?

После грозы небо казалось ещё чище, чем раньше.

Эта осень оказалась щедрее на грибы, чем предыдущая.)


4. Объяснение темы «Степени сравнения наречий».

— Запишем в свободные строки предложения:

Учитель объяснял, на мой взгляд, длиннее, чем следовало.

Обычно в магазине товары продают дороже, чем на рынке.

Квартира к приходу гостей вымыта чище, чем обычно.

По сравнению с апрелем, в мае солнце дарило свои лучи щедрее.

Вопросы и задания:

— Определите начальную форму слов в сравнительной степени в каждой группе предложений. К какой части речи относятся слова каждой группы? (Первая группа: длинный, дорогой, чистый, щедрый — прилагательные. Вторая группа: длинно, дорого, чисто, щедро — наречия.)

— Как образованы эти наречия? (Они образованы от качественных прилагательных.)

Вывод: наречия, образованные от качественных прилагательных могут иметь степени сравнения.


5. Изучение теоретического материала учебника.

Ученики самостоятельно читают 34 (с. 98, 100), уточняя вывод.


6. Вопросы на усвоение материала.

— Что вы узнали о степени сравнения наречий, прочитан мате риал учебника? (Степени сравнения могут иметь наречия на -о (-е), образованные от качественных прилагательных.)

У наречий две степени сравнения — сравнительная и превосходная. Сравнительная степени имеет простую и составную формы; превосходная — обычно имеет составную форму.

Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как?)


IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 212: комментированное письмо.


2. Упражнение 213: самостоятельная работа, консультации учителя.


Домашнее задание

1. § 34.

2. Упражнение 214: письменно.

3. Упражнение 215: устно (подготовка к диктанту).




Урок 70. Морфологический разбор наречия


Цели: обобщить изученное о наречии; ознакомить учеников с порядком морфологического разбора наречий; закрепить умение отличать формы сравнительной степени наречий и прилагательных.

Методические приемы: подготовленный диктант, объяснения учителя, лингвистический разбор слов, словарная и орфоэпическая работа, тренировочные упражнения.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Подготовленный диктант (по упражнению 215).


II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы.

— Какие наречия могут иметь степени сравнения?

— Какие степени сравнения могут иметь наречия?

— Как образуются степени сравнения наречий?


2. Упражнение 214: проверка по цепочке.

Варианты заглавия текста: «Россия строилась», «Как возник посёлок».


III. Задания на закрепление материла «Степени сравнения наречий»

Запишите предложения, подчеркните слова в сравнительной степени как члены предложения; определите их принадлежность к определенным частям речи.

1) Об одном прошу вас: стреляйте скорее. (А.С. Пушкин.)

2) Гарун бежал быстрее лани.

3) Лес делался выше, таинственнее, темнее.

4) Не пугай меня грозою:

Весел грохот вешних бурь!

После бури над землею

Светит радостней лазурь,

После бури, молодея

В блеске новой красоты,

Ароматней и пышнее

Распускаются цветы!

И. А. Бунин

Комментарий. В первых двух и в четвертом предложении наречия являются обстоятельствами (стреляйте как? скорее, бежал как? быстрее, светит как? радостней, распускаются как? ароматней и пышнее).

В третьем предложении перед нами прилагательные в сравнительной степени, которые входят в состав сказуемого (делался выше, таинственнее, темнее). Сильные ученики сами могут догадаться о роли наречий и прилагательных в третьем предложении.

Найдем начальные формы подчеркнутых слов: скорее — скоро; быстрее — быстро; выше — высокий, таинственнее — таинственный, темнее — темный.


IV. Объяснение темы «Морфологический разбор наречия»

Дадим ученикам возможность самостоятельно разобраться в теоретическом материале учебника ( 35, с. 100—101), после чего попросим выполнить на доске и в тетрадях морфологический разбор наречий из только что записанных предложений (по вариантам).


V. Выполнение упражнений

Упражнение 216: выразительное чтение, фонетический и морфологический разбор (письменно и устно; на доске и в тетрадях).


VI. Словарная и орфоэпическая работа

Записать слова, помещенные в рамках нас. 99—101, в словарики, придумать с ними предложения; поставить ударения.

Удобнее, шире, слаще, комбинат, эпидемия.


Домашнее задание

1. § 35.

2. Упражнение 217: творческая работа: сочинение на тему «Прозвища».

3. Упражнение 218: устно (подготовка к диктанту по памяти).




Урок 71. Слитное и раздельное написание не

с наречиями на и


Цели: показать условия написания не с наречиями на и ; сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи.

Методические приемы: подготовленный диктант, объяснения учителя, повторение пройденного, тренировочные упражнения.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Диктант по памяти (по упражнению 218).


II. Проверка домашнего задания

1. Морфологический разбор наречий из упражнения 218 (по выбору) — на доске и в тетрадях.


2. Чтение и анализ нескольких творческих работ — сочинений рассуждений на тему «Прозвища».


III. Изучение темы «Слитное и раздельное написание не с наречиями на и –е».

1. Объяснительный диктант (повторение пройденного).

Нелепое обвинение; проявление невоспитанности, негромкая музыка; непростительная оплошность, немалый вклад, ничуть не трудный; не сладкие, а кислые ягоды; вовсе не занимательный; неясная цель; неуклюжая походка; отвергнуть с негодованием.


2. Эвристическая беседа.

— В каких частях речи встретилась орфограмма с не в объяснительном диктанте? (В именах существительных и прилагательных.)

— В каких случаях не пишется слитно, а в каких раздельно в этих частях речи? (Случаи слитного написания с не: не употребляется без не, нет противопоставления, нет усилительных слов, можно заменить синонимом без не. В остальных случаях не пишется раздельно.)

— Образуйте наречия, однокоренные прилагательным объяснительного диктанта. Запишите в два столбика.

нелепый

невоспитанный

негромкий

непростительный

немалый

ничуть не трудный

не сладкие, а кислые

вовсе не занимательный

неясный

неуклюжий

нелепо

невоспитанно

негромко

непростительно

немало

ничуть не трудно

не сладко, а кисло

вовсе не занимательно

неясно

неуклюже

— Какие наречия образуются от прилагательных? (Наречия на -о, -е.)

— Необходимо ли отдельное правило написания не с наречиями на и ? (Нет, оно такое же, что и для прилагательных.)


IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 219: устно.


2. Упражнение 220: выполняется по вариантам. 1-й вариант выписывает слова с не, которое является частью корня и находит примеры слов, состав которых соответствует приведенным в учебнике схемам; 2-й вариант выписывает слова с приставкой не-; 3-й вариант — с частицей не.

После выполнения на доске открывается запись, по которой ученики самостоятельно проверят свою работу:


Слова с не — частью корня

Слова с приставкой не-

Слова с частицей не

Выполнить

небрежно

Сделать неаккуратно, неопрятно, неумело

Пришить не крепко, а слабо

Поступить

нелепо

Пришить пуговицу некрепко

Взглянуть не доверчиво, а с подозрением

Высказываться негодующе

Посмотреть недоверчиво, недовольно, недружелюбно

Говорить нисколько не весело, совсем не громко, далеко не ласково


Излагать мысли непоследовательно, несвязно

Произнести не громко, а тихо


Взлететь невысоко

Взлететь не высоко, а низко


Вырыть неглубоко

Взлететь совсем не высоко


Нешироко приоткрыть глаза

Ничуть не радостно


К заданию 1-го варианта (слова, состав которых соответствует приведенным в учебнике схемам): приоткрыть, непоследовательно, сделать.


Домашнее задание

1. § 36.

2. Упражнение 221: письменно.




Урок 72. Практикум «Слитное и раздельное

написание не с наречиями на и –е»


Цель: закрепить навыки правописания не с наречиями на и , правописания не с другими частями речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, графический диктант, индивидуальные задания, словарная и орфоэпическая работа, тренировочные упражнения.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задания: записать предложения под диктовку, определить слова в сравнительной степени как части речи, указав их начальную форму, и как члены предложения.

1) Олимпийский девиз гласит: «Быстрее, выше, сильнее!»

2) Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба... (Б. Окуджава.)

3) Будь проще, и к тебе потянутся люди.

4) Давайте чаще встречаться.

Комментарий. К предложению № 1: Быстрее, выше, сильнее — наречия в сравнительной степени. Быстро, высоко, сильно. Прямая речь не является членом предложения.

К предложению № 2: Всё слабее — прилагательное в сравнительной степени. Слабый. В предложении является сказуемым.

К предложению № 3: проще — прилагательное в сравнительной степени. Простой. В предложении является частью сказуемого (будь проще).

К предложению № 4: чаще — наречие в сравнительной степени. Часто. В предложении является обстоятельством.

Чтобы доказать принадлежность слова к определенной части речи, надо определить, от какого слова оно зависит, на какой вопрос отвечает:

Как? (как делают олимпийцы?) — быстро, высоко, сильно; быстрее, выше, сильнее — наречия.

Запах каков? Слабый, слабее — прилагательное.

Ты будь каков? Будь простым, будь проще — прилагательное.

Надо встречаться как? часто, чаще — наречие.


II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании не с наречиями на и -е.


2. Упражнение 221: проверка по цепочке; в это время два ученика выполняют у доски фонетический разбор слова легко и морфологический разбор слова что.

Комментарий. Обратим внимание на слово что. Его обязательно надо рассматривать в контексте. Это не союз, а относительное местоимение. В предложении является подлежащим.


III. Практическая работа

1. Графический диктант.

Неясно мыслит; немало испытал, не дружелюбно, а враждебно, неряшливо одет; неплохо выглядит; вовсе не глупо; несвязно излагает; отнюдь не талантливо; расположились невдалеке; небрежно сделано; сработано не мастерски; ущелье не широко, а узко; неискренне говорить; неласково смотреть; ничуть не глубоко; неуверенно отвечать; нисколько не громко; расположен не вблизи; поступить несправедливо; искать не здесь; сказать не сразу.

(Ключ: +, +, -, +, +, -, +, -, +, +, -, -, +, +, -, +, -, -, +, -, -.)


2. Выполнение упражнений.

Упражнение 222: комментированное письмо.

Упражнение 223: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Упражнение 224: чтение и обсуждение.

Комментарий. Поясним, что слова лепый, лепо, лепота существовали в древнерусском языке и означали примерно следующее: красивый (ладный, приятный), красиво, красота. В современном языке сохранились лишь слова с приставкой нелепый, нелепость. Бывшая приставка сейчас рассматривается как часть корня. Напомним, как царь, герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию», попав в новую Москву, восхищается видом столицы: «Лепота!».

Упражнение 225: самостоятельная работа.


IV. Индивидуальные задания

(Выполняются у доски, потом обсуждаются в классе.)

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания раскрыть скобки, сделать синтаксический разбор предложения.

Еще (не)веря (не)жда(н, нн)ой удач... он в(з, с)карабкался по ступенькам автобуса. (Б. Акунин.)

(Еще не веря нежданной удаче, он вскарабкался по ступенькам автобуса.)


2. Вставить пропущенные буквы; раскрыть скобки; выписать все словосочетания.

(Не, ни)знакомый парень (в)развалочку двинулся прямо на него.

(Незнакомый парень вразвалочку двинулся прямо на него.

Незнакомый парень; вразвалочку двинулся; двинулся на него; двинулся прямо.)



IV. Словарная и орфоэпическая работа

Выписать слова в рамках на с. 104— 105; придумать предложения с этими словами, используя наречия.

Возражение, поражение, почтальон, квитанция, штемпель, конверт.


Домашнее задание

1. § 36.

2. Упражнение 226: письменно.




Урок 73. Буквы е и и в приставках не- и ни-

отрицательных наречий


Цели: закрепить навыки правописания приставок не и ни с местоимениями; показать условия выбора приставок не и ни с наречиями; развивать навыки монологической речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения, составление устного рассказа по опорным словам.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Записать предложение под диктовку, сделать его синтаксический разбор.

Карлик сел за стол и ук...зал (на)место (на)против. (В. Пелевин.)

(Карлик сел за стол и указал на место напротив. В данном предложении наречие напротив выступает в роли определения: место какое? — напротив.)


II. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам упражнения 226. В это время трое учеников выполняют у доски морфологический разбор слов ста и выпущена; синтаксический разбор первого предложения.

Комментарий. Варианты заголовка: «Изобретение почтовой марки», «История почтовой марки». Основная мысль текста: каждая привычная вещь имеет свою историю, является плодом творческого труда человека.

Наречия, образованные приставочным способом: затем, назад, вовсе.


III. Изучение темы «Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий»

Объяснительный диктант (повторение изученного).

Некто, ничем, никакой, никому, нечто, никем, некоторый, никто, несколько, ничто, некого, нисколько, нечем, никого, некому, некем.

Отрицательные местоимения образуются приставочным способом; написание приставок не и ни зависит от ударения.

Задание: попробуйте образовать от данных вопросительных наречий отрицательные наречия.

Где, куда, когда, зачем; негде, некуда, некогда, незачем; нигде, никуда, никогда.

Вывод: в отрицательных наречиях, так же как в отрицательных местоимениях, приставка не- пишется под ударением, ни- — без ударения.


IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 227: комментированное письмо.

Примечание: в рамке на с. 106 приведено написание наречия нимало. Напомним, что существует слово-омофон (одинаково слышится) немало. Разница в значении слов очевидна в контексте:

1) Он нимало не смутился, когда его уличили во лжи. (Нимало — ничуть, нисколько.)

2) Немало пришлось сделать, чтобы завоевать уважение к себе. (Немало — много.)


2. Упражнение 228: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.


3. Упражнение 232 (развитие речи): обсуждение темы возможного высказывания по ключевым словам; составление устного рассказа; выступления учеников.


Домашнее задание

1. § 37.

2. Упражнение 229: письменно. .

3. Упражнение 231: устно (подготовка к диктанту).




Урок 74. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е


Цели: повторить правописание одной и двух н в прилагательных и причастиях; показать условия выбор одной и двух н в наречиях.

Методические приемы: лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задание: раскрыть скобки, подчеркнуть наречия, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы; подчеркнуть наречия как члены предложения. (Выполняется на доске и в тетрадях.)

Шве...ские болельщ...ки (не) пр...кр...щали петь но (соотеч...стве(н, нн)ики футболисты их (не, ни) радовали. Парагвайцы (же) и вовсе долгое время выгл...дели очень ро(б, п)ко.

(Шведские болельщики не прекращали петь, но соотечественники-футболисты их не радовали. Парагвайцы же и вовсе долгое время выглядели очень робко.)


II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании отрицательных наречий.


2. Упражнение 229: проверка по цепочке; в это время у доски выполняется словообразовательный разбор слова и разбор слова по составу: наступивших.


3. Подготовленный диктант по упражнению 231. (Можно провести диктант по вариантам.)


III. Изучение темы «Одна и две буквы н в наречиях на и –е»

1. Воспользуемся теоретическим материалом учебника (§ 38, с. 108).

Комментарий. В шуточном стихотворении первое из созвучных слов (паронимов) —раскована — краткое причастие (можно заменить синтаксическим синонимом-глаголом: ее расковали. Второе слово — рискованно — наречие, образованное от прилагательного рискованный. Мы знаем, что в кратких причастиях всегда пишется одна буква н, в наречиях же пишется столько н, сколько в прилагательных, от которых они образованы.

Выполним упражнение 233: комментированное письмо (на доске и в тетрадях).


IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 234: комментированное письмо с последующей взаимопроверкой.


2. Упражнение 235: самостоятельная работа; морфологический разбор слова уныло на доске.


V. Словарная и орфоэпическая работа

Записать слова, помещенные в рамках нас. 108, придумать словосочетания с ними: бережливо, конкретно [р’].


Домашнее задание

1. § 38.

2. Упражнение 236: письменно.

3. Подготовиться к диктанту по теме «Наречия».




Уроки 75—76. Диктант и его анализ


Цели: закрепить изученное о наречиях совершенствовать навыки лингвистического разбора, навыки анализа ошибок.

Методические приемы: диктант, грамматические задания, анализ ошибок, работа над ошибками.


Ход уроков


I. Диктант


Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немного жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалёку от небольшой полянки. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени.

Внезапно мой слух поражается странными звуками, так что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.

«Это журавлиные стаи начали свою утреннюю перекличку», — шёпотом говорит мне мой спутник.

Стихло. Всё вновь погружается в ничем не возмутимую тишину.

(147 слов)


II. Грамматическое задание

1. Озаглавить текст диктанта.


2. Сделать фонетический разбор слов: 1-й вариант — невольно; 2-й вариант — сзади.


3. Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант — неподалёку; 2-й вариант — внезапно.


4. Подчеркнуть наречия как члены предложения: 1-й вариант — первый абзац; 2-й вариант — остальные абзацы.


III. Анализ работ и работа над ошибками

Комментарий.

1. К пунктограммам:

В предложении Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалёку от небольшой полянки слово наконец является не вводным словом, а наречием к нему можно прибавить частицу то: -то, смысл не изменится. Кроме того, в предложении это слово служит обстоятельством, а вводные слова не являются членами предложения. Поэтому запятая после слова наконец не ставится.


2. К фонетическому разбору — [н’ивол’на], [ззад’и].


3. Наречия — обстоятельства: 1-й вариант — медленно, поперек, немного, наконец, неподалеку, теперь, несколько, неясно; много; 2-й вариант — внезапно, невольно, никак, откуда, справа, слева, сзади, спереди, немедленно, шёпотом, вновь.


Домашнее задание

1. § 39.

2. Упражнение 239: устно.




Уроки 77—78. Развитие речи. Описание действий


Цели: закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширять речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа по исправлению речевых ошибок, работа над планом, устное сочинение.


Ход уроков

I. Лингвистическая разминка

Словообразовательный разбор и разбор слов по составу: мастерски, виртуозно.

Узнать о происхождении слов в словарях.


II. Беседа о значении описания действий

Слово учителя.

Работу по развитию речи мы начинали с описания портрета, внешности человека. Вы пробовали себя также в описании природы, местности, интерьера. Сегодня нам предстоит поучиться, как описывать действия. Очевидно, что нам не обойтись в этой работе без наречий, которые покажут, как, каким образом действует, трудится человек.

— Вспомните, описания каких действий вам встречались в художественной литературе? Зачитайте некоторые из этих описаний. (Например, описание работы Герасима из рассказа И. С. Тургенева «Муму». Описание Полтавского боя А. С. Пушкиным. Описания действий в бою в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Много описаний действий в повести А. М. Горького «Детство»: описание игры на гитаре дяди Якова, описание пляски бабушки, описание работы мастера в красильной мастерской. И т. д.)

— Уместны ли описания действий в других стилях речи, кроме художественного? (Разговорный стиль — рассказ-описание, например, рыбалки, приготовления пищи и т. д.)

Официально-деловой стиль — инструкции, например, по работе с различными механизмами.

Научный стиль — описание порядка действий, например, в научном эксперименте, в лабораторной работе.

Публицистический стиль — например, репортаж или интервью о каких-либо действиях; наиболее часто встречается в спортивной журналистике.)

Найдите примеры описания действий в разных стилях речи.


III. Работа с учебником

1. Упражнение 237: чтение, обсуждение вопросов, определение роли наречий.

Комментарий. Заголовок текста не соответствует его содержанию. Варианты названия: «Работа мастера», «Мастерство плотника».

Наречия, с помощью которых автор «рисует» действия: лучше всех, быстро, ровно.

Наречия, с помощью которых автор указывает на последовательность действий: сначала, потом.


2. Упражнение 238: работа по исправлению речевых ошибок.

Комментарий: в отрывке из сочинения неоправданно повторяется наречие потом (трижды). Можно использовать его синонимы: затем, после (после этого), наконец.


3. Реализация домашнего задания (упражнение 239): сообщения учеников о последовательности действий работающих людей, о характере их работы.


IV. Устное сочинение

1. Работа над планом сочинения.


2. Задание: подобрать наречия которые относятся а) к последовательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).


3. Устное описание действий, обсуждение описаний.


4. Работа с черновиком сочинения.

Примечание. Можно дать опережающее задание: понаблюдать, как трудятся взрослые на работе, дома (например, как мама готовит обед); описать последовательность своих действий и действий товарищей, например, на уроке труда.


Домашнее задание

Написать сочинение — описание действий в публицистическом стиле.




Урок 79. Буквы о и е после шипящих на конце наречий


Цели: закрепить навыки правописания о и е после шипящих в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях.

Методические приемы: объяснительный диктант, лингвистический разбор, работа с таблицей, самостоятельная работа.


Ход урока

I. Чтение и анализ нескольких сочинений — описаний действий


II. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Мальчонка, шёпот, задачей, чёлка, бельчонок, врачом, шоколад, шорох, лучом, с товарищем, свечой, бочонок, сверчок, малышом, большой, меньшего, грачом, дачей, медвежонок, на плечо, алычой, лучшего, ежовый.


III. Изучение темы «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»

Ученики самостоятельно изучают теоретический материал учебника (§ 40, с. 111).


IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 241: комментированное письмо, конструирование предложений.

Вопросы:

— От каких слов образованы данные наречия? (От прилагательных и причастий.)

— Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий? (Суффиксами.)


2. Упражнение 242: работа с таблицей (выполняется на доске и в тетрадях).


V. Занимательная лингвистика «Знаете ли вы?»

Слово «табу» — одно из немногих, пришедших к нам из полинезийского языка. Оно означает «строгий запрет». По верованиям полинезийцев, запрещается произносить вслух имена духов, чтобы они не принесли вреда. Русский язык освоил это несклоняемое слово, произведя от него глагол «табуировать», причастие «табуированный», существительное «табуирование». Значение этих слов ограниченно. Они не являются абсолютными синонимами слов «запретить», «запретный», «запрет», а употребляются, когда речь идет о запрете не принятых в обществе слов или действий. Например, вместо слова «черт» часто говорится «лукавый».

Интересно, что всем известное слово «медведь» тоже связано с табуированием. Это животное, пожалуй, единственное, не имеющее собственного имени, в русском языке. В других языках оно не только названо: «bear» по «ber» по-немецки, УТОЧНИТЬ! Но и закреплено в названиях городов: Берлин, Берн.

По-русски же это «тот, кто ведает мёд», название окольное, не прямое. Вспомним, что и в русских народных сказках к медведю отношение особое. Его называют уважительно «хозяином», а часто — по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапыч», «Топтыгин». Недаром этот зверь изображен на гербах многих старинных городов, и наших, и зарубежных.


Домашнее задание

1. § 40.

2. Упражнение 243.




Урок 80. Буквы о и а на конце наречий


Цели: показать условия выбора правописания о и а на конце наречий; повторить способы образования слов.

Методические приемы: лингвистический разбор, тренировочные упражнения.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, написанного на доске; объяснить правописание наречий.

Завещ...я собра(н, нн)ую им ко(л, лл)екцию к...ртин ру(с, сс)ких художников Москве Павел Михайлович Третьяков писал Для меня ист...(н, нн)о и плам...(н, нн)о люб...щего ж...вопись (не, ни) может быть лу...шего ж...лания как пол...жить нач...ло обществе(н, нн)ого всем доступного хранилищ… изящ...ных иску(с, сс)тв приносящ...го многим пользу, всем уд...вольствие.

Дополнительное задание: сделать морфологический разбор слова лучшего.

(Завещая собранную им коллекцию картин русских художников Москве, Павел Михайлович Третьяков писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».)


II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании о и е после шипящих на конце наречий.


2. Упражнение 243: проверка по цепочке.


III. Изучение темы «Буквы о и а на конце наречий»

1. Работа с теоретическим материалом учебника (§ 41, с. 1 12—113): рассмотреть таблицу, ответить на вопросы, дополнить таблицу своими примерами.


2. Комментарий: надо учитывать, что приставка из- имеет вариант с глухой согласной — ис-.

— В каких случаях возможна такая приставка? (Когда после приставки следует глухая согласная: искоса, исчерна.)

— Почему в словах исправно, доходчиво, современно на конце пишется о? (Эти слова образованы от прилагательных с приставками: исправный, доходчивый, современный.)


IV. Тренировочные упражнения

1. Упражнения 245, 246: комментированное письмо.


2. Упражнение 247: самостоятельная работа; морфологический разбор слова расположиться выполняется на доске и в тетрадях.


3. Упражнение 248: подготовка к изложению.

Комментарий. Слова, с помощью которых выражается отношение к персонажам и их действиям: яростно (собака), маленький, взъерошенный, жалобно (котенок), поспешно, сердито, гневно (женщина).

— Как называются эти слова с точки зрения художественной выразительности? (Эпитеты.)

— Почему эпитеты отсутствуют в описании мальчиков? (Мальчики бездействуют, равнодушно ждут, что произойдет. Поэтому автор не наделил этих героев эпитетами.)


V. Изложение с творческим заданием


Домашнее задание

1. Прочитать § 41.

2. Упражнение 249: подготовка к описанию картины Е. Н. Широкова «Друзья».




Урок 81. Развитие речи. Описание картины

Е. Н. Широкова «Друзья»


Цели: совершенствовать навыки описания произведений живописи; развивать воображение учеников, навыки устной и письменной речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, устное описание, сочинение по картине.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний» (устно)

Затемно, досуха, сначала, издавна.

(Лишнее слово — затемно, на конце суффикс -о, у остальных наречий — суффикс -а.)

Докрасна, строго, изредка, изначально.

(Лишнее слово — строго, оно без приставки, у остальных наречий есть приставки.)


II. Беседа по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Опираемся на вопросы упражнения 249.

дополнительные вопросы

— Есть ли у вас собака, кошка или другое домашнее животное?

— Считаете ли вы своего питомца другом?

— Случались ли у вас ситуации, подобные изображенной на картине Широкова?

— Какова композиция картины?

Комментарий. Пространство картины занято двумя фигурами. Мальчик сидит, скрестив ноги, в углу, на подстилке собаки. Судя по опущенным глазам, чуть надутым щекам и губам, настроение у мальчика грустное. В собачьих глазах тоска. Одно ухо у лежащей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга, делит с ним одиночество, которое подчеркнуто пустой белой стеной.

Чем мальчик? Может быть, у него случилась какая-то неприятность, и он делится переживаниями со своим другом. А может быть, собака заболела: она свернулась на подстилке, поджала задние лапы, а голову положила на переднюю лапу. Возможно, мальчик хочет утешить, поддержать друга, помочь ему. Рука мальчика легко лежит на боку собаки, он тихонько гладит ее.

Проникаешься грустным настроением картины и вспоминаешь своего четвероногого друга...


III Устное описание картины


IV. Написание черновика сочинения


Домашнее задание

Написать сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья».




Уроки 82—83. Дефис между частями слова в наречиях


Цели: повторить случаи употребления дефиса в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях; закрепить навыки самостоятельной работы.

Методические приемы: объяснительный диктант, повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, лингвистический разбор, словарная работа.


Ход урока 1

I. Чтение и анализ нескольких сочинений


II. Повторение темы «Случаи употребления дефиса»

1. Объяснительный диктант.

Ярко-красный автомобиль, древнерусский язык, полкласса в друзьях, кто-нибудь поможет, Юго-Восточная Азия, отрежьте пол-лимона, кого-то попросишь, бело-розовый зефир, железнодорожная станция, англо-русский словарь, исходил пол-Петербурга, кое с кем встретишься, кисло-сладкий апельсин, черно-белый телевизор, выпукло-вогнутые линзы, северо-западный ветер, нежно-лиловая сирень, древнегреческий эпос, кое-кому позвонишь.


2. Вопросы на повторение.

— Какие орфограммы встретились в диктанте? (Дефис в сложных прилагательных, дефис в отрицательных местоимениях.)

— В каком случае ставится дефис в сложных прилагательных? Когда они пишутся слитно? (Дефис ставится, если прилагательное обозначает цвета или их оттенки, стороны света, два равноправных слова. Если же сложное прилагательное образовано от словосочетания (Древняя Русь), оно пишется слитно.)

— В каком случае ставится дефис в неопределенных местоимениях? (Во всех случаях, кроме тех, когда части слова разбиваются предлогом: кое у кого, кое с чем.)


III. Изучение темы «Дефис между частями слова в наречиях»

1. Задания.

— Определите части слов (морфемы) в наречиях, написанных на доске по-другому, по-прежнему, по-дружески, во-первых, в третьих. (Приставки по-, в-, во-; суффиксы -ому, -ему, -и.)

— Составьте словосочетания с этими наречиями. (По-другому думаешь, по-прежнему скучаю, по-дружески поддержал; во-первых, сказал...; в-третьих, сделал...)

— Сделайте вывод об использовании дефиса в наречиях.


2. Изучение теоретического материала учебника (§ 42, с. 114—115).

— Что вы узнали дополнительно о правописании наречий с дефисом? (Наречия с приставкой в- (во-): во-первых, в-пятых выделяются запятой, не являются членами предложения, то есть это вводные слова.)


3. Сопоставление наречий с дефисом и одинаковых или сходных с ними по звучанию сочетаний предлогов с существительными, прилагательными, числительными и местоимениями (с именными частями речи).

По-другому думаю — иду по другому пути.

По-прежнему верю — судя по прежнему высказыванию.

В-третьих, сказал... — в третьих примерах каждой группы.

Сделал по-вашему — по вашему лицу вижу.

Вывод: судить о том, какая перед нами часть речи, о том, как правильно писать, можно лишь в предложении в контексте.


IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 250: комментированное письмо (на доске и в тетрадях).


2. Упражнение 251: обсуждение вопросов, самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Комментарий. Выделенные слова нельзя назвать омонимами, т. к. прилагательные и местоимения с предлогами образуют два слова.


Домашнее задание

1. § 42 (с. 114-116) — самостоятельно изучить теоретический материал на с. 116.

2. Упражнение 252.




Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

Сделать синтаксический разбор предложения определить значение наречий:

Солнце уже зашло, но жара по-прежнему не спадала.

Комментарий. Уже — значение времени; по-прежнему — значение образа действия.


II. Проверка домашнего задания

— В чем отличие написания приставок в наречиях от написания приставок в других частях речи? (Приставки обычно пишутся слитно.)

— Всегда ли приставки в наречиях пишутся через дефис? (Нет, не всегда.)

— От каких частей речи образуются наречия с приставкой в (во-), которая пишется через дефис? (От числительных: «во-первых»...)

— Как пишутся неопределенные наречия? (Как и неопределенные местоимения через дефис: кое-где, куда-либо, откуда-то, почему-нибудь)

— Какие еще наречия пишутся через дефис? (Сложные наречия, образованные с помощью однокоренных слов или повторением слов: волей -неволей, чуть-чуть.)

Упражнение 252: устные ответы на вопросы.


III. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 117, в словарики; ответить на вопрос: «В текстах каких стилей могут быть использованы такие слова?»

Давным-давно волей-неволей, видимо-невидимо мало-помалу, точь-в-точь, бок о бок.

(Эти слова регулярно встречаются в сказках, в текстах художественного стиля, часто употребляются в разговорной речи, могут быть использованы в текстах публицистического стиля.)


IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 253: комментированное письмо.


2. Упражнение 254: самостоятельная работа.


Домашнее задание

1. § 42 (с. 114—116).

2. Упражнение 256.

3. Задания по группам: подобрать тексты, в которых встречаются наречия с дефисом. 1-я группа — текст художественного стиля, 2-я группа — текст разговорного стиля, 3-я группа — текст научного стиля, 4-я группа — текст официально стиля, 5-я группа — текст публицистического стиля.




Уроки 84-85. Практикум «Дефис между частями слова в наречиях»


Цели: закрепить навыки употребления дефиса в разных частях речи; учить отличать наречия с дефисом от сходных по звучанию сочетаний предлогов с именными частями речи; показать роль наречий с дефисом в текстах разных стилей.

Методические приемы: лингвистический разбор, словарный диктант с взаимопроверкой, упражнения по стилистике, работа в группах, тренировочные упражнения.


Ход уроков

I. Словарный диктант с взаимопроверкой

По-зимнему холодно, настроен по-деловому, в десятых числах декабря, сделал волей-неволей, где-то забыл, обратился по деловому вопросу; мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; по-июльски жарко, читаю по-английски, куда-либо отправишься, давным-давно знаешь, видимо-невидимо грибов, живешь бок о бок со школой, повторил точь-в-точь; по-моему ты по-заячьи труслив, откуда-нибудь приедешь, расположены справа налево, говоришь по-французски, по летнему времени, крепко-накрепко запомни.


II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать об употреблении дефиса в наречиях.


2. Упражнение 256: выполнить таблицу «Дефис между частями слова» на доске.


III. Употребление наречий с дефисом в текстах разных стилей

Работа в группах: представители пяти групп по очереди читают тексты разных стилей, остальные ученики на слух определяют принадлежность текста к определенному стилю, записывают наречия в две колонки: с дефисом и без дефиса.

Задание: записать тексты под диктовку, определить их принадлежность к разным стилям; объяснить правописание наречий и их роль в тексте. Записать наречия в две колонки: с дефисом и без дефиса.

1) — Привет, ты меня не узнаешь?

Постой, где-то я тебя видел. Ты, по-моему, со мной в одном лагере был.

Да нет, я теперь с тобой в параллельном классе учусь. Мы недавно переехали, живу бок о бок со школой.

То-то я смотрю, лицо знакомое, едва-едва тебя узнал.

А ты куда идешь?

Так, кое-куда. Секрет. (Разговорный стиль.)

2) По вопросу о видовой соотносительности глаголов и показу ее в словарях нет единого мнения, в разных словарях он решается по-разному. В первом издании эти сведения были представлены односторонне и неполно.

(Научный стиль. Словарь русского языка в 4-х томах под редакцией А. П. Евгеньевой.)

3) Давным-давно жил на свете один царь, и было у него три сына. Как-то раз пришли они к отцу и говорят: «Здравствуй, царь-государь, не вели казнить, вели слово молвить».

(Художественный стиль. Сказка.)

4) Отдельные ячейки или области листа можно выделить по-разному. Во-первых, с помощью рамок. Рамки могут выделять ячейки дополнительными линиями сверху, снизу, по бокам, а также вокруг ячеек. Во-вторых, ячейки и области листа выделяются с помощью цвета.

(Официально-деловой стиль. Инструкция для пользователей компьютера.)

5) Изначально мы хотели увеличить заработную плату работников бюджетной сферы на 37, 5%. Эта цифра неоднократно называлась главой региона, но потом появились две поправки. Во-первых, нужно изъять из бюджетных отраслей 380 миллионов рублей, которые высвобождаются в силу того, что будет применяться другой способ индексации заработных плат. Во-вторых, мы планируем повысить зарплату на 21,5% в три этапа, деньги в отраслях бюджетной сферы есть, но почему-то ах не торопятся от дать бюджетникам.

(Публицистический стиль, Из газетного интервью с депутатом.)


Наречии, встречающиеся в текстах


С дефисом

Без дефиса

где-то

Теперь

по-моему

Недавно

едва-едва

бок о бок

кое-куда

Куда

по-разному

односторонне

давным-давно

Неполно

как-то раз

Сверху

по-разному

Снизу

во-первых

по бокам

во-вторых

также

во-первых

изначально

во-вторых

неоднократно

почему-то

потом


в силу того


IV. Выполнение упражнений

Упражнение 255: самостоятельно.


Домашнее задание

1. § 42.

2. Выписать из художественных произведений пять предложений с наречиями, которые пишутся через дефис.




Уроки 86—87. Слитное и раздельное написание

приставок в наречиях, образованных

от существительных и количественных числительных


Цели: показать некоторые закономерности слитного и раздельного правописания наречий; учить применять знания по морфологии к правописанию наречий; учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний и предложений.


Ход урока 1

I. Анализ практических работ по теме «Дефис в наречиях»


II. Проверка домашнего задания

Ученики по очереди зачитывают выписанные из художественных произведений предложения с наречиями, которые пишутся через дефис.


III. Изучение темы «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных»

1. Слово учителя.

Мы уже наблюдали, что приставки в наречиях могут писаться через дефис (во-первых, по-лисьи, по-твоему, кое-кто, кое-что), подробно разбирали рассматривали влияние приставок из- до-, с-, которые пишутся с наречиями слитно, на выбор суффикса -а.

Разберем другие возможные случаи слитного и раздельного написания приставок с наречиями. Предупреждаю, что это наиболее трудные случаи в правописании наречий, многое не поддается правилам, правописание некоторых наречий придется заучивать, запоминать.


2. Работа с таблицей.

Представим основные закономерности в виде таблицы, выполним ее на доске и в специальных тетрадях.


Слитно

Раздельно

1. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, натрое)

1. Наречия, образованные соединением других предлогов с собирательными числительными (по одному, по двое, на троих)

2. Наречия, образованные приставочным способом от других наречий (доныне, напротив, насквозь, позавчера)

2. Предлоги с наречиями, образованными от существительных, начинающихся с гласной (в охапку, в упор, до упаду)

3. Наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую)

3. Предлоги с наречиями, образованными от прилагательных, начинающихся с гласной (в открытую, в общем)

4. Наречия, образованные приставочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов (вначале, вверх, налицо)

4. Наречия, образованные от сочетаний существительных с предлогами (с ходу, с лету, за границей, за границу, под мышками, из-под мышки)

5. Наречия в сравнительной степени (получше, покрасивее)

5. Наречия, образованные от сочетаний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз)


IV. Словарная работа

— Запишите слова, помещенные в рамках на с. 118—119, придумайте с ними словосочетания.

До смерти (испугаться), (хватать) на лету, (подать) с налету, (есть) на ходу, (прыгнуть) с разбегу, (остановиться) на миг, (понять) вмиг, (схватить) на скаку, (сделать) на глазок, (поднять) под силу, (сидеть) по двое, (разместиться) по трое.


V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 257: комментированное письмо.


2. Упражнение 258: словообразовательная работа; работа со словарем.


Домашнее задание

1. § 43.

2. Упражнение 259.




Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний»

Втрое, докрасна, под мышки, смолоду.

(Под мышки — пишется раздельно, остальные наречия слитно.)

Похуже, во-первых, неподалеку, вничью.

(Во-первых — пишется через дефис, остальные наречия слитно.)


II. Проверка домашнего задания

Упражнение 259: выразительное чтение текста; объяснение орфограмм (кроме наречий); в это время на доске один ученик выписывает наречия, подчеркивает их как члены предложения, объясняет орфограммы в наречиях, второй ученик делает словообразовательный разбор и разбор слова облетевшей по составу.


III. Слово учителя (продолжение изучения темы)

Некоторые наречия сходны по звучанию с сочетаниями существительных, прилагательных, числительных, местоимений, т. е. именных частей речи, с предлогами. Запишем несколько пар предложений и попытаемся понять, как отличить наречия от других частей речи.

1) В начале четверти обычно не очень хочется заниматься.

Вначале подумай; потом делай.

2) Корни дерева уходят в глубь земли.

Мы шли все дальше вглубь.

3) В крутую гору нелегко подняться.

На завтрак ели яйца вкрутую.

— Что общего в этих парах предложений и чем они отличаются?

(Они содержат одинаковые или сходные по звучанию слова. В первых предложениях каждой пары — именные части речи с предлогами (в начале, в глубь — существительные, в крутую — прилагательное: предлог относится к существительному гору.)

Вывод: Судить о слитном или раздельном написании слов можно лишь в контексте, в предложении. Именная часть речи обязательно имеет зависимое слово (в начале чего? четверти; в глубь чего? земли) или сама зависит от другого слова (в гору какую? крутую). Наречие же не имеет зависимых слов.


IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 260: конструирование словосочетаний и предложений:

По зимнему лесу, по-зимнему морозно; в верх дома, подниматься вверх; в дали моря, виднеться вдали; на встречу с другом, навстречу ветру.


2. Упражнение 261: самостоятельная работа.


Домашнее задание

1. § 43.

2. Упражнение 262.




Урок 88. Мягкий знак после шипящих на конце наречий


Цели: повторить изученное; показать случаи употребления мягкого знака на конце наречий.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснительный диктант, объяснение учителя, тренировочные упражнения.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Запишите предложения на доске и в тетрадях, объясните слитное или раздельное написание слов.

В первые дни нового года было морозно. Положи коробку на верх шкафа. Недочеты в работе были налицо. Впервые за долгое время можно было отдохнуть. Не лезь наверх! На лицо упали первые капли дождя.


II. Проверка домашнего задания

— Расскажите о случаях слитного написания наречий.

— Расскажите о случаях раздельного написания наречий.

Упражнение 262: проверка по цепочке.


III. Повторение изученного

Объяснительный диктант.

Решение задач, фальшь в голосе, отрежь хлеба, непромокаемый плащ, слушаешь музыку, учащаяся молодежь, богатырь могуч, солнечный луч, нервная дрожь, пытаешься понять, зеленеет плющ, небо без туч, ешьте аккуратнее, хорош гусь, из печи калач горяч.


IV. Изучение темы «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

1. Слово учителя.

Эта тема, в отличие от предыдущей, не представляет особых трудностей для изучения, поэтому самостоятельно прочитайте теоретический материал учебника — § 44, с. 120.


2. Самостоятельное изучение темы и вопросы на усвоение материала.

— В каких случаях на конце наречий пишется мягкий знак?

— Приведите примеры наречий с мягким знаком после шипящих на конце слова.

— В каких случаях мягкий знак после шипящих на конце наречий не ставится?

Учитель может сформулировать правило немного по-другому:

После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак, кроме слов-исключений, составляющих фразу Уж замуж невтерпеж. Обычно это запоминается легче.


V. Тренировочные упражнения

1. Упражнение 263: конструирование предложений; объяснение выбора орфограмм.


2. Упражнение 264: чтение, формулирование правила; дополнительное задание — сделать словообразовательный разбор наречий.

3. Упражнение 264: самостоятельная работа.


Домашнее задание

1. § 44.

2. Упражнение 266.

3. Подготовка к свободному диктанту (упражнение 269: устно).

4. Контрольные вопросы и задания № 1—4, с. 121.




Урок 89. Обобщение по теме «Наречие»


Цели: обобщение и закрепление изученного о наречии; развитие навыков анализа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, свободный диктант, самостоятельная работа, тренировочные упражнения.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Записать предложения, объяснить правописание наречий и их роль в предложениях:

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало... (А.С. Пушкин.)

Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. (А. Платонов.)


II. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 266: выполнить таблицу «Употребление и неупотребление мягкого знака после шипящих на конце слов» на доске.


2. Беседа по вопросам и заданиям № 1—4, с. 121 (это вопросы общие, теоретического характера). На каждый вопрос отвечает один ученик, остальные дополняют после основных ответов.


III. Свободный диктант

Пишем по тексту упражнения 269, выполняем задания.

Комментарий. Основная мысль текста: Байкал — это национальная гордость России, одно из самых дорогих мест.

Варианты заголовка: «Уникальное озеро»; «Любовь к Байкалу».


IV. Тренировочные упражнения

1. Упражнение 270: работа по исправлению речевых ошибок.

Комментарий. В предложениях употреблены лишние слова — наречия: кверху, лично, много, воедино. Лишними они оказались потому, что не добавляют никакого дополнительного смысла в предложения, а повторяют уже названные понятия.


2. Упражнение 271: комментированное письмо; морфологический разбор слова справа у доски.


3. Упражнение 272: самостоятельная работа.

Комментарий. Варианты заголовка: «Необыкновенная елка», «Елка-шалашик».

Выборочный фонетический разбор: буквы ё в словах ёлку, у неё обозначают звуки [й’о]; буква в в слове выборочной — звук [в]; буква б в слове рубки — звук [п]; буква в в слове соприкоснувшись — звук [в].


Домашнее задание

1. Контрольные вопросы и задания по теме «Наречия» № 5—10 (с. 121).

2. Упражнение 274.

3. Подготовка к словарному диктанту.

4. Индивидуальные задания: используя этимологические словари, найти материалы о происхождении некоторых наречий (дотла, начеку, нечаянно и др.)




Уроки 90—91. Практическая работа по теме «Наречие»


Цели: повторение изученного; проверка умения применять теоретические знания на практике.

Методические приемы: лингвистический разбор, словарный диктант, сообщения учеников, индивидуальные задания, тест.


Ход уроков

I. Лингвистическая разминка

Выделить слова в сравнительной степени, определить их принадлежность к определенной части речи, роль в предложении.


Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

Н. А. Заболоцкий


Комментарий. В предложении есть прилагательное (обычней) и наречие (живее) в простой сравнительной степени. Слово обычней зависит от существительного (растенье каково? — обычней), является сказуемым, а слово живее зависит — от глагола (волнует как? живее), является обстоятельством.


II. Словарный диктант

Придумать и записать словосочетания со словами:

Бок о бок, видимо-невидимо, вмиг, возражение, волей-неволей, давным-давно, до смерти, квитанция, комбинат, конверт, мало-помалу, мельком, на лету, на миг, на глазок, на скаку, на ходу, неистово, необузданно, никак, нисколечко, ничуть, нимало, по двое, под силу, поражение, почтальон, с налёту, с разбегу, точь-в-точь, штемпель, эпидемия.


III. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 274: таблица видов орфограмм по теме «Наречие» выполняется на доске.


2. Беседа по вопросам.

Контрольные вопросы и задания по теме «Наречия» № 5—10 (с. 121).


IV. Реализация индивидуальных заданий

Сообщения учеников о происхождении некоторых наречий.


V. Тест

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1: 1) в; 2) а; 3) а, в; 4) б, в; 5) а, г; 6) б, г; 7) а, б, в.

Вариант 2: 1) б; 2) г; 3) б, г; 4) а, в; 5) б; 6) а, в; 7) а, г.


VI. Индивидуальные задания

Часть индивидуальных заданий выполняется у доски, часть — в тетрадях.

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, определить роль наречий.

Од...ноко он стоит задумался глубоко и т...хонько плачет он в пустыне. (М. Ю. Лермонтов.)


2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия.

Выйдя за в...рота мы пов...рнули (в)прав(а, о) и побр...ли пыльной дорогой. (А. П. Чехов.)


3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить правописание н и нн, ж и жж в словах.

Под обл...ками зал...вая воздух серебр...ыми звуками дро(ж, жж)али жав...ронки а над з...ленеющ...ми пашнями, с...лидно и чи(н, нн)о взмах...вая крыльями н...сились грачи.


4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, объяснить роль наречий.

Соперн...ки (не) сколько раз встречались и побед...носно погляды...вая друг на друга следовали дальше. (И. Ильф, Е. Петров.)

Ответы:

1. Одиноко он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне.

2. Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели пыльной дорогой.

3. Под облаками, заливал воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки, а над зеленеющими пашнями, солидно и чинно взмахивая крыльями, носились грачи.

4. Соперники несколько раз встречались и, победоносно поглядывая друг на друга, следовали дальше.


Домашнее задание

Подготовка к диктанту по теме «Наречие».




Уроки 92—93. Контрольный диктант и его анализ


Цель: проверка орфографических и пунктуационных навыков, навыков грамматического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматический разбор, анализ ошибок, работа над ошибками.


Ход уроков

I. Диктант


Загадка шаровой молнии


Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.

(106 слов)


II. Грамматическое задание

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1-й вариант — издавна, 2-й вариант — нередко.


2. Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант — меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант — неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше — наречие в сравнительной степени; неясно — краткое прилагательное, т. к. зависит от существительного (происхождение каково? неясно).


3. Сделать синтаксический разбор предложений. 1-й вариант — Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. 2-й вариант — Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.


III. Анализ ошибок диктанта


IV. Работа над ошибками





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!