2 | Тест-опрос (презентация) по материалу предыдущего урока: радиация, виды аварий на РОО, характеристика очагов поражения; Раздать листки для ответов Провести тест-опрос с использованием проектора По окончании предлагается проверить себя по открытым на экране ответам и оценить в баллах свои результаты. 3 и больше правильных ответов – это «+» | Заполняют бланки ответов по установленному образцу. Получившие «+», сдают работы для занесения баллов в листок учёта |
3 | Объявление темы и основной цели урока, записываются пункты плана изучения темы. Последствия радиационных аварий; Особенности радиоактивного загрязнения местности; Характер поражения людей и животных. Сегодня нам предстоит выяснить к каким последствиям приводят аварии на РОО. Пункт №1: Последствия радиационных аварий Для аварий на радиационно-опасных объектах характерен выброс радиоактивных продуктов в окружающую среду. Он приводит к радиационному загрязнению воздуха, воды, почвы и, следовательно, к облучению персонала объекта, а в некоторых случаях и населения (см. схему 11). При этом из атомных реакторов выбрасываются в атмосферу радиоактивные вещества в виде мельчайших пылинок и аэрозолей. Может произойти разлив жидкости, приводящий к радиоактивному загрязнению местности, водоемов. Прочтите текст на с.110_и назовите основные последствия аварий с выбросом рад. веществ Рассмотрим виды воздействие рад. воздействия на человека и животных. ( с.111 ) Вопрос: Какие виды воздействия можно выделить на этом рисунке? Обобщение ответов с показом презентации (слайд № 2) Закрепление. Блиц вопрос-ответ (учитель – ученик) Каковы основные последствия аварии? Назвать виды радиационного воздействия на человека. Рассмотрим Особенности радиоактивного загрязнения (заражения) местности Задание Ученикам предлагается объяснить значение символов, изображённых на доске. После выслушанных вариантов ответов предлагается подобрать подходящие формулировки из текста учебника (с.113) Закрепление. Работа с карточками Найдите правильный вариант для выделения особенностей заражения местности радиоактивные продукты (пыль, аэрозоли) легко/трудно проникают внутрь помещений | сравнительно небольшая высота подъема радиоактивного облака приводит к загрязнению населенных пунктов и лесов значительно больше/меньше, чем открытой местности | при большой продолжительности радиоактивного выброса, когда направление ветра может многократно меняться, возникает вероятность радиоактивного загрязнения местности практически во все стороны от источника аварии. (да или нет?) | | Записывают название пунктов темы в тетради Работа с текстом учебника, устно перечисляют последствия, затем записывают в тетради: а) ионизирующее излучение; б) радиационное загрязнение (заражение) местности устные ответы: внешнее внутреннее контактное ответы записываются в тетради Индивидуальная работа с карточками заданий. Правильные варианты формулировок записываются в тетрадь. |
| Обращение к пункту №3 Характер поражения людей и животных. Загрязнение сельскохозяйственных растений и продуктов питания
При авариях на ядерных энергетических установках сложно создать условия, полностью предохраняющие людей от облучения. Однако, зная, что воздействие ионизирующего излучения на отдельные ткани и органы человека не одинаково, его можно значительно ослабить. Итак, одни органы более чувствительны к воздействию ионизирующих излучений, другие — менее. Задание Рассмотрите рисунок на с.115 учебника и впишите в тетради в порядке убывания радиочувствительности критические органы 1, 2 или 3-й групп. Задание Рассмотрев таблицу 11 на с.115_, укажите смертельную дозу облучения. Переведите найденный ответ в Зиверты. Результат запишите в тетрадь | Работа с рисунком на с.115 |