Технология
Тема. Плетение из полосок бумаги. Техника плетения плоских и объемных изделий из бумаги. Плетение корзинки.
Цель: совершенствовать навыки плетения из бумаги; формировать у учащихся навыки плетения объемных фигур из полосок бумаги; развивать глазомер, умение работать с линейкой, ножницами, бумагой; воспитывать аккуратность. Оборудование: образцы изделий.
Материалы и инструменты: глянцевая цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Беседа
Работа над загадкой
В шубе летом,
А зимой раздетый. (Лес)
Метод «Микрофон»
Сообщение темы и цели урока
Наша задача — научиться плести объемную поделку — корзинку из полосок бумаги.
Изучение нового материала
Работа над загадками
Под березой, и под елкой Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
Ростом с пальчик.
Он на тучки поглядел,
Сразу кепочку надел,
Новенькую, ладную,
Цветом шоколадную.(Белый гриб)
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Это... (сыроежки)
Эти славные сестрички
Не едят цыплят.
Эти дружные сестрички
Рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки,
В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)
Несмышленыши — ... (масленки)
Запеленаты в пеленки,
А масленки-старички
Носят все воротнички.
Тонконогие ребята
Подрастают каждый день.
По траве войска идут,
Грибники их не найдут.
Лишь наклонишься немножко,
Поглядишь — полно лукошко! (Опята)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он в шапочке красной,
На шапке — горошки. (Мухомор)
— Ребята, какой гриб лишний?
Метод «Микрофон»
— Мухомор — ядовитый гриб, который всем известен, и никто его не положит в лукошко. Его название произошло от слияния двух слов — «морить мух». Будьте осторожны — не берите его в руки!
Физкультминутка «По грибы»
Сообщение учителя
— Корзинки и другие изделия чаще всего плетут из молодых побегов ивы, растущей по берегам рек и озер. Самые гибкие и удобные для работы — побеги ивы, срезанные ранней весной, как только сойдет снег. В это время и следует их заготовить. Можно, конечно, пользоваться для плетения и прутьями, срезанными в другое время года, но они менее гибкие. Срезают прутья острым ножом, как можно ближе к земле, снизу вверх «на ус».
Срезанные весной свежие побеги отлично гнутся без предварительной обработки. Однако после продолжительного хранения их перед плетением необходимо вымочить и распарить, чтобы сделать гибкими и эластичными. Такая же обработка нужна и для прутьев, срезанных летом, осенью или зимой: их вымачивают сразу после срезки.
Прутья укладывают в корыто или в бочку и заливают водой. Вымачивание продолжается от 5 до 15 дней — в зависимости от того, как долго хранились срезанные побеги и насколько они высохли. Воду в корыте или бочке время от времени меняют. Летом лозу можно уложить для вымачивания в ручей или в реку в мелком месте возле берега, придавив прутья камнями.
Вымоченные прутья станут еще более гибкими, если их после этого распарить в печи или прокипятить на слабом огне. Для кипячения прутья укладывают в металлическое оцинкованное корыто или в бак для белья, заливают водой и прикрывают.
Обработанные таким образом прутья будут хорошо гнуться в течение нескольких дней.
Кроме ивы, для плетения можно пользоваться камышом и другими растениями, растущими у воды и дающими длинные тонкие побеги.
Береста — это наружные слои коры березы, которые легко отделяются, и сдираются со ствола. Бересту можно заготавливать в любое время года, но наиболее прочная и гибкая береста — в начале лета на стволах берез диаметром от 20 см и больше.
Острым ножом на спиленном стволе делают легкий надрез сверху вниз, заботясь о том, чтобы не задеть древесину. Край разреза отгибают и сдирают руками бересту вокруг ствола до другого края того же надреза. Так можно заготовить широкие полосы бересты. Узкие полосы (шириной в 2-3 см), необходимые для плетения корзинок, сдирают со ствола по спирали сверху вниз, стараясь получить как можно более длинные ленты. Заготовленную бересту складывают стопкой и сушат две-три недели в нежарком месте: изделия из просушенной бересты не будут коробиться. Если береста слишком пересохла и ломается, ее смачивают теплой водой.
Для скрепления концов изделия из бересты и лозы применяется столярный, казеиновый или универсальный клей, тонкая проволока, мелкие гвозди и нитки.
Основной инструмент для работы с лозой и берестой — острый нож. Необходимы будут также ножницы с острыми концами (для бересты), шило и киянка.
Объяснение порядка выполнения работы
— Перед плетением необходимо продумать узор, так как он зависит не только от цвета полосок и основного листа, но и от способа плетения.
Из цветной бумаги вырежьте квадрат размером 120 х 120 мм.
Разделите его на 9 равных квадратов со стороной 4 см.
Отрежьте 4 квадрата.
Боковые квадраты согните пополам и сделайте разметку: 5 мм, 1 см, 1 см, 1 см,
5 мм.
Сделайте 4 надреза ножницами по намеченным линиям, не доходя до края 5 мм.
Нарежьте 3 полоски из глянцевой бумаги шириной 1 см и длиной 12,5 см.
Введите полоски в шахматном порядке через одну прорезь.
Края полосок закрепите клеем.
Чтобы кузовок не был пустым, заполните его дарами леса, сделанными из цветной бумаги.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/14/s_591840c2d1ea2/626659_1.png)
Практическая работа
Повторение правил безопасной
Самостоятельное выполнение работы
Анализ и оценивание работы
Выставка работ
Презентация корзинок
Итог урока
► Работа над пословицами
- Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.
- Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок — дает приплода мешок.