II этап Этап целеполагания и мотивации I стадия Вызов Прием «Свободное письмо» портрет Э. Тэри (см. Приложение №2) Заполнение «Таблицы Донны Огл» Мультимедийная презентация (слайд №1, 2) (см. Приложение №1) | На первом этапе технологии критического мышления, в методической литературе он называется «вызов» учитель использует прием «свободное письмо», направленное на актуализацию опорных знаний, затем учитель читает наиболее интересные письма, и формулирует тему урока «Новые тенденции в развитии общества»; После озвучивания темы учитель просит учеников 11 класса заполнить таблицу «Донны Огл», две графы, - знал, хочу узнать, заполняются на этапе мотивации и целеполагания, третья графа, - узнал, заполняется на этапе рефлексии; Учитель проговаривает план: Страны Запада и США; Модернизация в России Социальная структура | Задание для 11 класса: внимательно проанализируйте речь французского экономиста Э. Тэри: «Благодаря протяженности своей территории, разнообразию продукции, богатству недр, и в особенности необыкновенному росту населения Россия призвана стать великой державой», и до изучения нового материала напишите «свободное письмо»; Задание для 11 класса: после озвучивания темы заполните таблицу «Донны Огл», две графы, - знал, хочу узнать, заполняются на этапе мотивации и целеполагания, третья графа, - узнал, заполняется на этапе рефлексии; Записывают план в тетрадь: Страны Запада и США; Модернизация в России Социальная структура |
III этап Изучение нового материала II стадия «Осмысление» Использование метода –INSERT Закрепление Блеф – турнир Работа с текстом учебника и составление SWORT - анализа Мультимедийная презентация (слайд №3,4) Закрепление Интеллектуальная игра «контраргумент» Анализ фотографии семьи Колгановых (см. Приложение №3) Метод исторической эмпатии Закрепление Прием «Лови ошибку» | На втором этапе критического мышления, в методической литературе называется «осмысление» учитель использует метод INSERT, заполнение маркировочной таблицы; Правильные ответы учеников: Учитель истории просит учеников 11 класса прочитать текст учебника на стр. 7 – 9, и выполнить в тетради SWORT – анализ по теме «Процесс модернизации в России»; Аргументы учителя: Учитель на заключительном этапе «осмысления» предлагает ученикам 11 класса внимательно проанализировать семейную фотографию купцов Колгановых, и написать историческое сочинение об изменениях в социальной структуре российского общества в начале XX века; Правильный ответ учеников: В странах Запада складывалась новая социальная структура общества, господствовавшая ранее земельная аристократия, укрепила свои позиции, в противовес промышленной и финансовой буржуазии, не только в экономике, но и политике; В России процесс формирования социальной структуры, характерный для индустриального общества, происходил медленными темпами. Основную часть населения страны по-прежнему составляла дворянство, проникновения товарно - денежных отношений не способствовало расслоению крестьянства; | Задание для 11 класса: внимательно проанализируйте текст учебника на стр. 5 – 6, и письменно в тетради заполните маркировочную таблицу с использованием метода INSERT; Верны ли данные утверждения: Задание для 11 класса: внимательно проанализируйте текст учебника на стр. 7 – 9, и письменно в тетради составьте SWORT – анализ по теме «Процесс модернизации в России»; Контраргумент учеников: Нет, в России начался процесс модернизации, произошел промышленный переворот; Нет, в России создавались монополии, произошла индустриализация экономики; Задание для 11 класса: внимательно проанализируйте фотографии семьи купцов Колгановых, и напишите от их имени историческое сочинение об изменениях, произошедшие в социальной структуре российского общества в начале XX века; Найдите в тексте ошибки: В странах Запада складывалась новая социальная структура общества, господствовавшая ранее земельная аристократия, укрепила свои позиции, в противовес промышленной и финансовой буржуазии, не только в экономике, но и политике; В России процесс формирования социальной структуры, характерный для индустриального общества, происходил медленными темпами. Основную часть населения страны по-прежнему составляла дворянство, проникновения товарно - денежных отношений не способствовало расслоению крестьянства; |
IV этап Итоговое закрепление III стадия «Рефлексия» Заполнение таблицы «Донны Огл» Составление Диаманты в тетради | Учитель просит, после завершения изучения темы заполняют таблицу «Донны Огл», третья графа, узнал, заполняется на этапе рефлексии; Правильный вариант диаманты: Российская империя. Многонациональная самодержавная. Воюет, подавляет, свергает. Революция гражданская война - образование СССР. Создаёт, модернизирует, управляет. Единое тоталитарное. РСФСР; | Задание для 11 класса: после завершения изучения темы заполняют таблицу «Донны Огл», третья графа, узнал, заполняется на этапе рефлексии; Памятка составления диаманты: Тема занятия. Определение – два прилагательных. Действие три глагола. Ассоциации – переход к антонимам. Действие – три глагола. Определение – два прилагательных Антоним к теме; |
V этап Рефлексия Таблица плюс минус интересно | Для письменного выполнения учитель предлагает заполнить таблицу из трех граф. В графу «п» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы деятельности, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения целей. В графу «м» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «и» – «интересно» ученики вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке; | Для письменного выполнения ученики заполняют таблицу из трех граф. В графу «п» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы деятельности, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения целей. В графу «м» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «и» – «интересно» ученики вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке; |