Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска»
Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе
«Ранимая тундра»
УМК «Гармония»
Подготовила:
учитель начальных классов
Божко Анна Анатольевна
Семикаракорск
2016
Тема: «Ранимая тундра»
Место в системе уроков:
Раздел 3. Путешествие по природным зонам России |
Природная зона. Суровая Арктика. | Ранимая тундра | Россия - страна лесов | Россия - страна лесов. Что дает лес человеку. | Степные просторы. | Жаркие пустыни | Горные районы | Природные зоны России. Обобщающий урок. | |
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: - сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре
Задачи:
Обучающие:
уметь показывать зону тундры на карте;
знать нескольких представителей животного и растительного мира тундры;
рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;
формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
Развивающие:
формирование наглядно - образного и логического мышления;
развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;
развитие познавательного интереса к окружающему миру;
расширение кругозора учащихся;
развитие навыков анализа и синтеза
развивать понимание о взаимной приспособленности живых, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
Воспитательные:
создать условия для воспитания таких качеств как: познавательный интерес и наблюдательность к окружающему миру, умение ценить красоту;
воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.
Оборудование к уроку:
учитель: компьютер, мультимедиапроектор, диск с презентацией, учебник, карта природных зон;
ученик: учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс 1 часть, раздаточный материал, рабочие листы
План урока:
№ | Этап урока | Приемы и методы | Время (мин.) |
I | Организация учебного процесса | | 1 |
II | Проверка домашнего задания | Словесный метод Наглядный метод | 3 |
III | Актуализация знаний. Введение в тему урока. Постановка целей и задач. | Словесный метод: беседа, постановка задач | 5 |
IV | Изучение нового материала | Наглядный метод: показ иллюстративного материала, работа с книгой, ситуация выбора. Практический метод: работа под руководством педагога, работа с раздаточным материалом, графическая систематизация материала (кластеры). Словесные методы: беседа, разъяснение, рассуждение, дискуссия, словесная оценка и коррекция, анализ текста. Частично-поисковый метод: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций. Исследовательский (Творческий) метод: самостоятельная деятельность учащихся. Объяснительно-иллюстративный метод: восприятие и усвоение готовой информации, использование ИКТ. | 27 |
| Физ. минутка | Наглядный метод: показ действий | 2 |
V | Рефлексия | Словесный метод | 3 |
VI | Оценка деятельности учащихся на уроке | Словесный метод: словесная оценка | 2 |
VI | Итог урока. Запись д. з. | Словесный метод | 2 |
Ход урока:
I Организация учебного процесса:
- Закройте глазки, вспомните что-нибудь приятное для вас, улыбнитесь. Откройте глаза, посмотрите, как светло и тепло стало в нашем классе от ваших улыбок. Пусть будет также светло в течение всего урока. Я приглашаю вас к сотрудничеству, призываю вас быть активными на протяжении всего урока. Желаю всем удачи и успеха.
II Проверка домашнего задания:
Несколько учеников работают по индивидуальным карточкам:
Карточка
Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике (полярный день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день). Полярной ночью в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над горизонтом.
Фронтальная работа с сигнальными «светофорами»: (красный цвет – не согласен; зеленый цвет – согласен)
- Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. (-)
- Территория Арктики не имеет коренного населения. (-)
- В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. (+)
- В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели. (-)
- В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи. (+)
- Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками». (-)
- Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. (+)
III Актуализация знаний учащихся. Введение в тему урока:
Слайд 1:
Игра "Что лишнее? Кто лишний?”
1. Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка, тюлень
(Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка – занесены в Международную Красную книгу, а тюлень – нет)
2. Дятел, тупик, соловей, синица, сова
(тупик обитает в Арктике, остальные - в лесу)
3 . белый медведь, тюлень, морж, олень
(олень живет в тундре, остальные – в Арктике)
4. полярная ночь, северное сияние, вечная мерзлота, белый медведь
(белый медведь относится к живой природе, все остальное – неживая природа)
5. остров Врангеля, Северный Ледовитый океан, Восточно-Сибирское море, Черное море
(Черное море находится на юге страны, все остальное – на севере)
6. Сайда, кайра, гага, чайка
(сайда – рыба, остальные – птицы)
Слайд 2:
- Из данных слов выберем буквы, соберём из них слово и узнаем тему нашего урока:
1). В слове тюлень назовите букву, обозначающую парный согласный (т)
2). В слове тупик назовите гласную букву первого слога (у)
3). В слове олень назовите вторую согласную букву. (н)
4). В слове медведь назовите букву, обозначающую твердый согласный первого слога (д)
5). В словах Черное море назовите общую согласную букву (р)
6). В слове сайда назовите гласную букву (а)
- Назовите тему урока.
Минутка фантазии
- Что представляете себе, когда слышите это слово? (холодно, северное сияние, полярная ночь, много снега, вечная мерзлота)
- Что бы вы ещё хотели узнать о тундре? (какие растения и животные тундры, чем занимается население тундры)
Сообщаю цели урока.
IV Работа над новым материалом:
- Где находится природная зона тундра? Попробуйте предположить.
Исследовательское задание:
- Используя географическую карту, определите расположение зоны тундры.
- Расположена южнее Арктики. Она занимает тысячи километров с запада на восток. От узкой полоски - северного побережья Кольского полуострова до громадного пространства в Сибири.
Самостоятельная работа:
- Какие климатические условия типичны для тундры? Чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю сначала просмотреть небольшой видеофильм (слайд 4), потом самостоятельно ознакомиться с текстом на стр. 117 учебника, используя прием «Инсерт» (пометки на полях)
Слайд 3:
- Какую ценную информацию вы получили для себя?
(ответы детей)
Работа в рабочих листах:
- Составим карточки погодных условий зимнего и летнего дня тундры (на доске из набора) Зима Лето
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/09/s_5a54f8b73c12c/792041_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/09/s_5a54f8b73c12c/792041_2.png)
-В тундре бывает только два времени года - зима и лето. В течение основной части года почва региона заморожена. Для зоны тундры характерны: полярный день и полярная ночь, долгая зима и короткое лето. Тепло приносит Гольфстрим - северо-атлантическое тёплое течение. А холод проникает из Арктики. Эти два великана: тёплый и холодный постоянно вступают в борьбу. Побеждает то один, то другой, поэтому мы наблюдаем частую смену погоды в течение суток.
- Соедините стрелками причины и следствия природных явлений:
Слайд 4:
Солнце в тундре освещает Летом здесь теплее
Землю косыми лучами
Слой вечной мерзлоты Летом образуются болотца и озерки
не пропускает воду
Солнце в тундре поднимается Даже летом почва прогревается слабо
Выше, чем в Арктике
- Сделайте выводы: почему суровый климат? (косые солнечные лучи)
- Почему в тундре много болот и озер? (из-за вечной мерзлоты вода не просачивается и не испаряется из-за холодного лета)
- Слово «тундра» пришло к нам из финского языка, что обозначает «безлесая равнина».
Слайд 5:
- Из набора предложенных карточек выберите те, которые характеризуют природные условия тундры
Составление кластера равнина
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/09/s_5a54f8b73c12c/792041_4.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/09/s_5a54f8b73c12c/792041_5.png)
Природные условия тундры: вечная мерзлота
суровая зима
прохладное короткое лето
(на доске выбор карточек: горы, равнина, чернозем, вечная мерзлота, теплая зима, суровая зима, жаркое лето, прохладное короткое лето)
- Предположите, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике. Какова же растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе означает «безлесье»? (Ответы детей)
- Какие растения можно увидеть в этой природной зоне? Каков животный мир в тундре? Как растения и животные приспосабливаются к суровым условиям тундры? Посмотрим видеофильм: «Растения и животные тундры»
Вопросы после просмотра:
- Как растения приспособились к суровым условиям климата? (Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями, многие растения растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы)
- Как приспособился животный мир тундры?
(Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасает их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище.)
Слайд 6:
- Много в тундре леммингов – небольших зверьков, похожих на пушистых хомячков, встречаются полярные куропатки, заяц-беляк. Все они питаются растительной пищей. Интересные факты: лемминг никогда не впадает в спячку. Он роет себе нору и наполняет её съестными припасами. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры.
Слайд 7:
- За ними охотятся песцы, полярные совы, волки, горностаи. Полярные волки –непременные спутники оленьих стад, а за волками – песцы и совы. Волки охотятся на оленей, а песцы и полярные совы подбирают остатки их добычи. Для песцов и сов очень важно, что олени своими широкими копытами разгребают снег, обнажая растения и норки леммингов. Летят за оленьими стадами и куропатки – они также находят корм на обнаженных от снега местах. В северных странах олень - животное настолько популярно, что о нем слагают легенды; согласно одной из них оленья упряжка везет сани Деда Мороза.
Рассказ подготовленных детей о животных тундры.
Слайд 8:
Песец
Песец, или полярная сова, - характерный обитатель тундры, отличается от всех остальных лисиц короткими круглыми ушами и короткими ногами, подошвы которых покрыты шерстью, что облегчает ходьбу по гладкому льду и насту.
Густой пушистый мех делает его малозаметным зимой на общем фоне тундры. Летом белая окраска меха меняется на темно-серую или бурую. В нору, вырытую собственными силами, прячется только перед непогодой или когда чувствует опасность. Обычно отдыхает под какой-либо кочкой или кустарником. В пище песец неразборчив и ест животных, которые попадаются: белых куропаток, уток, гусей. Питается и падалью крупных животных. У морских побережий песцы лакомятся рыбой, моллюсками, крабами, морскими ежами. Часто друг с другом песцы ведут кровавые ссоры.
(рассказ учителя)
- Существуют две основные разновидности песцов – белый и голубой. Если голубой песец живет преимущественно на бесснежных территориях, то белый предпочитает заснеженные земли, его шкура (белая, за исключением нескольких черных волосков на хвосте) служит ему прекрасной маскировкой; летом шкура песца темнеет.
Песцы не живут стаями, это одиночные животные. Нору роют в сухом иле. Песец относится к семейству волчьих. Он очень непривередлив в еде и с легкостью разнообразит рацион. Обычно питается леммингами и другими мелкими грызунами, птичьими яйцами, не гнушается трупами животных и рыбой, которую волны выбрасывают на берег. Зимой песцы идут следом за медведем, подбирая за ним объедки.
Слайд 9:
Северный олень
Олень – самый крупный зверь тундры, который встречается в диком состоянии в России только на Таймыре и к востоку от него – до Чукотского полуострова. Длина его от головы до хвоста около 1,5 метров. Голова и у самки, и у самца вооружена длинными ветвистыми рогами, которые служат для защиты при нападении волков, а также зрение и острый слух помогают им защищаться от врагов в тундре. Густая шерсть покрывает все тело, а также морду и ноги между копытами, что вместе с жировым подкожным покровом помогает переносить даже самые сильные морозы. Зимой шерсть серовато-белого цвета, длина её около шести сантиметров. Весной эта шерсть выпадает и заменяется более короткой одноцветной серой шерстью. Очень широкие и раздвоенные копыта позволяют оленю почти не проваливаться при ходьбе по рыхлому снегу зимой и топким болотам летом.
У северного оленя превосходное чутье, он различает запахи на расстоянии 500 метров, легко узнает, где под снегом есть ягель – его любимый корм. Кроме ягеля олени питаются и другими растениями, круглый год находясь на подножном корму.
С наступлением лета, олени страдают от гнуса, комаров и оводов, которые облепляют их веки, набиваются им в ноздри. Они страдают от бесконечных укусов. Поэтому пастухи заранее весной перекочевывают со своими стадами к берегам Северного Ледовитого океана, где сильные холодные ветра отгоняют насекомых. Там олени пасутся все лето.
Северный олень – очень полезное домашнее животное, которое дает все необходимое: мясо и одежду, которую шьют из кожи и меха. На оленях ездят верхом, запрягают в легкие сани – нарты, на которых перевозят по тундре грузы зимой и летом.
Слайд 10:
- Весной в тундру прилетают огромные стаи птиц. Гнездятся здесь водоплавающие птицы: белые лебеди, серые гуси, многочисленные утки, гагары. Прилетают также журавли, рогатые жаворонки, пуночки – полярные воробьи. Птицам есть чем питаться: много сладких ягод, комары и мошка размножаются на болотцах в больших количествах. Моря, реки и озера богаты рыбой. В полярный день птицы бодрствуют целые сутки, чтобы успеть выкормить потомство и дать ему окрепнуть до осенней кочевки. Осенью птицы улетают в южные края.
- Только в тундре есть птица, которую мечтают увидеть путешественники. Это - розовая чайка. Необычность этой чайки в том, что её розовое нежнейшее оперенье видно только в естественных условиях. А на фотографиях получается обычная белая чайка с черным ожерельем на шее. Розовая чайка очень редкая птица и охраняется законом.
- Гагары способны летать со скоростью до 120 километров в час.
- Замечательная птица тундры – пуночка или снежный подорожник, или «снежный воробей».
Дело в том, что в тех местах Крайнего Севера, в особенности в тундровых поселках, где наши знакомые воробьи уже не встречаются, их место часто занимают пуночки, которые по своей обычности и численности часто не уступают им. Население в этих местах считает, что пуночки на крыльях приносят весну, так как с их массовым появлением начинается долгожданное потепление.
Слайд 11:
- Коренные население тундры представляют коми, эвенки, нанайцы, якуты, чукчи, ханты, манси.
- Как вы думаете, чем могут заниматься жители тундры?
- Охота, рыболовство, оленеводство – главные занятия коренных жителей тундры. Также здесь добывают каменный уголь, нефть, газ, цветные металлы, апатиты, торф. Интересно отметить, что в области тундры находится обширный запас природных ресурсов, таких как нефть и уран.
С развитием промышленности в тундре возникли города, рабочие поселки. Благодаря развитию современной техники, трудности на пути освоения Заполярья перестали быть непреодолимыми. И люди устремились в эти края. Построили посёлки, города, проложили дороги, протянули линии электропередачи. Как это отразилось на природе тундры?
- Почему тундру называют ранимой?
- При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. А это приведет к уменьшению численности животных.
Проблемы:
- Отходы промышленных предприятий загрязняют воздух, воду, почву.
- Местность загрязняется нефтью во время её добычи.
- Замусоривание (в тундре мусор нельзя закопать в землю, вечная мерзлота выталкивает его на поверхность).
- Разрушение растительного покрова тундры современными транспортными средствами (след от вездехода или трактора не зарастает несколько лет).
- Из-за бесконтрольной охоты некоторые животные стали редкими.
- Оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!
Работа в парах:
- Посоветуйтесь с соседом, какие меры надо принять для предотвращения экологической катастрофы. Как спасти природу тундры?
(Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжёлую технику, бережно относится к природным богатствам, ограничить отлов рыбы и охоту и т.д.)
V Закрепление изученного:
Слайд 12:
1). Восстановите цепи питания:
Растения – лемминг –… ( горностай, волк, песец, сова)
Ягель – …(олень) – волк
Растения – заяц-беляк - … (волк)
2). Работа в рабочих листах:
- Восстанови слова в столбиках по порядку, вспомни растения и животных тундры. Если задание выполните верно, прочитаете зашифрованное слово, как оценку вашей работы. (зашифровано слово молодец)
л | | п |
| | | | | | е |
| | б | я | |
м | в | | р | | | е |
м | | л | о | д | | |
и | | | ш | | | |
| к | | | | ь |
г | | ь | а | |
Мелкий грызун.
Непременный спутник оленьих стад.
Самое крупное животное тундры.
Северная малина.
Белая водоплавающая птица.
Олений мох.
Полярная лисица.
Физминутка: игра «Согласен – не согласен»
- Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.
- Зона тундры находится севернее Арктики. (топают)
- За лето почва тундры успевает оттаять на глубину не более метра. (хлопают)
- Безлесье – главный отличительный признак тундры. (хлопают)
- Из крупных животных в тундре обитает белый медведь. (топают)
- Большие пространства в тундре занимает лишайник ягель. (хлопают)
VI Рефлексия деятельности:
Слайд 13:
- Закончите предложение:
Я не знал, что …
Я хочу рассказать родителям …
Теперь я буду …
Теперь я не буду …
Я понял, что …
Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
Упражнение «Сели, встали, встали выше»
- Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на стуле, можно встать, можно подняться на носочки. И все поймут, что чем лучше, тем выше вы должны находиться.
- Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?
- Покажите, насколько вы устали?
- Какое у вас сейчас настроение?
VII Вариативное домашнее задание:
1.Придумайте свой знак охраны тундры. Изобразите его.
2.Нарисуйте свой пейзаж тундры, запишите комментарии к рисунку.
3.Задание для всех – уч. – стр. 117 - 123
Список литературы, интернет-ресурсы
О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» , 4 класс часть1- М.: Смоленск, Ассоциация XXI век, 2010
«Окружающий мир» 4 класс, поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой, В. Д. Шилина, I часть, Волгоград
Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001
http://video.mail.ru/mail/val1607/38/52.html- растения и животные тундры
Яндекс-картинки:
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=северный олень
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лемминги
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=северный волк http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=заяц-беляк http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=песец http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=горностай http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=ягель в тундре–http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=растения тундры http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=растения в тундре
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=полярная сова http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=полярная куропатка http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=белые лебеди в тундре
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=журавли в тундре http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=серые гуси в тундре
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=рогатые жаворонки в тундре фото
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=пуночки в тундре
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=коренные жители тундры
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=розовая чайка
Ф. И. ____________________________
Рабочий лист
Составь карточку погодных условий зимнего и летнего дня тундры:
Зима Лето
Восстанови слова в столбиках по порядку, вспомни растения и животных тундры.
л | | п |
| | | | | | е |
| | б | я | |
м | в | | р | | | е |
м | | л | о | д | | |
и | | | ш | | | |
| к | | | | ь |
г | | ь | а | |
Мелкий грызун.
Непременный спутник оленьих стад.
Самое крупное животное тундры.
Северная малина.
Белая водоплавающая птица.
Олений мох.
Полярная лисица.
Карточка
Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике (полярный день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день). Полярной ночью в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над горизонтом.
Карточка
Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике (полярный день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день). Полярной ночью в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над горизонтом.