Урок русского языка в 7 классе Тема :«Слитное и раздельное написание НЕ и НИ» ( по программе В.Я. Бабайцевой)
Автор: учитель русского языка и литературы Гаврилова
Татьяна Владимировна, МКОУ «Сосновская СОШ»
Цель урока : повторить и обобщить знания о слитном и раздельном написании НЕ и НИ с различными частями речи, расширить знания учащихся о фразеологизмах, развитие умения самостоятельно работать со словарями, умения применять знания по изученной теме.
Ход урока :
Оргмомент.
Словарный диктант : потому что, во что бы то ни стало, оттого что, как ни в чём не бывало, как будто, откуда ни возьмись, что, чтобы, как бы то ни было, пейзаж, лейтенант.
Познакомимся с правописанием слов : атака, памятник, генерал, адмирал, солдат, офицер. (Работаем в группах с этимологическим словарём.)
Поработаем с фразеологизмами:
У каждого ученика на столе лежит распечатанный текст стихотворения. Задание: попробуйте найти фразеологизмы и объяснить их значение, устно составить предложения с ними
Порой так жутко нам бывает,
Что зуб на зуб не попадает!
Но не волнуйтесь — все пройдет,
И вновь зуб на зуб попадет.
А то пройдет мороз по коже
И пусть проходит. Ну и что же!
От страха выступает пот —
Повыступает и уйдет.
Еще уходит сердце в пятки,
Но верьте — будет все в порядке:
Как только прекратится жуть,
Оно вернется снова в грудь.
По коже бегают мурашки?
Не видно их из-под рубашки!
А встанут дыбом волоса —
Так лягут через полчаса.
Нормально, если дрожь колотит
И бьет озноб нас иногда...
А если страх к нам не приходит
И ничего нас не заботит —
Вот это страшная беда!
СЕРДЦЕ В ПЯТКИ УХОДИТ — от страха, ужаса. По той же
причине ВЫСТУПАЕТ ПОТ, ВОЛОСЫ ВСТАЮТ ДЫБОМ
и появляются другие страшные симптомы.
Повторим теорию по правописанию НЕ и НИ (презентация).
Упражнения для повторения и закрепления умений.
Упр. 442 ( кто больше, кто быстрее) Запишите, раскрывая скобки и подбирая одно-два родственных слова. Чем является не в примерах. Чем различаются слова (не)вежда и (не)вежа?
(Не)годовать, (не)ряха, (не)навидя, (не) лепо, (не)ряшливо, (не) вежда, (не)вежа,(не)доумение.
Упр.443 Подберите к словам синонимы с приставкой не -.
Ложь, скучно, низкий, старый, враг, близко, медленный, плохо, беда.
Самостоятельное выполнение упр. 444 с последующей взаимопроверкой.
Оценка знаний и умений:
Я хорошо знаю тему, потому что…
Я не все правила знаю по теме, потому что….
Я слабо знаю тему, потому что…
Рефлексия.
Домашнее задание: Слабые учащиеся – упр. 445
Сильные учащиеся – упр. 446 ( творческое задание)
Приложение 1
Задание: попробуйте найти фразеологизмы и объяснить их значение, устно составить предложения с ними
Порой так жутко нам бывает,
Что зуб на зуб не попадает!
Но не волнуйтесь — все пройдет,
И вновь зуб на зуб попадет.
А то пройдет мороз по коже
И пусть проходит. Ну и что же!
От страха выступает пот —
Повыступает и уйдет.
Еще уходит сердце в пятки,
Но верьте — будет все в порядке:
Как только прекратится жуть,
Оно вернется снова в грудь.
По коже бегают мурашки?
Не видно их из-под рубашки!
А встанут дыбом волоса —
Так лягут через полчаса.
Нормально, если дрожь колотит
И бьет озноб нас иногда...
А если страх к нам не приходит
И ничего нас не заботит —
Вот это страшная беда!