Учитель: Чмир Наталья Сергеевна
Школа-гимназия №24
3 «А» класс
Урок №1
Тема: Неопределенная форма глагола
Цели урока:
Образовательная:
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, изучению и закреплению понятия «неопределенной» формы глагола и ее признаков;
- познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределенной формы;
- познакомить с суффиксами, которые указывают на неопределенную форму глагола;
- обеспечить применение приемов распознавания н.ф. глагола;
- формировать умение находить глаголы н.ф., ставить вопросы к глаголам н.ф. и образовывать н.ф. глагола от других частей речи.
Развивающая:
- создать условия для развития у учащихся умения обобщать полученные данные и делать выводы;
- обеспечить развитие у учащихся умений самостоятельно мыслить, ставить собственные цели, формулировать проблему, предлагать пути ее решения, производить рефлексию и оценку своих действий;
- обогащать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательная:
- содействовать развитию у детей умений общаться, слушать друг друга;
- создать условия для развития навыков совместной работы в группе и стремления к взаимопониманию.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
- технология проблемного обучения;
- прием критического мышления «Кластер»
- метод сравнения и наблюдения;
- групповая работа.
Оборудование: демонстрационный наглядный материал, карточки с заданиями для индивидуальной работы, лист рефлексии.
1. Эмоциональный настрой.
Поприветствуйте друг друга улыбкой. Пожелайте мысленно себе и другим удачи. Пусть этот день несет нам радость общения друг с другом. Тихонечко садитесь за парты.
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску, попробуйте расшифровать слово. Для этого исключите все буквы, обозначающие глухие согласные звуки, а оставшиеся постройте по порядку. И, тогда вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке.
Т, г, с, ф, ш, л, а, к, т, г, к, о. п, л
- О чем же мы будем говорить? О глаголе.
- Но сначала повторим словарные слова.
3. Словарная работа.
- Узнайте слова по их значению, впишите в кроссворд, и мы узнаем новое словарное слово.
ЛОПАТА - Ручное орудие для копания земли с длинной рукояткой нешироким плоским отточенным концом.
РИСУНОК - Нарисованное изображение, воспроизведение чего-н.
УЖИН - Вечерняя еда.
БОТИНКИ - Обувь, закрывающая ногу по щиколотку.
ТРАКТОР - Самоходная машина на колёсном или гусеничном ходу, предназначенная для тяги или приведения в действие машин, орудий.
ЛОПАТА
РИСУНОК
УЖИН
БОТИНКИ
ТРАКТОР
- Назовите слово, которое получилось по вертикали. Что обозначает слово – ОСИНА?
ОСИНА - Лиственное дерево из семейства ивовых.
- Объясните написание этого слова.
- Образуйте родственные слова от слова ОСИНА.
4. Введение новых знаний.
- Посмотрите на доску, прочитайте слова, разделите их на группы, объединяя по общим признакам: смородина, строить, оранжевый, шить, осина, аккуратный, лечить.
- Сколько групп получилось? Назовите.
– Запишите 3 группу слов: бежать, гореть, лечь.
– Какая это часть речи? Докажите (обозначает действие предмета)
- Давайте вспомним, что же мы знаем о глаголе.
Кластер
Глагол
Часть речи отвечает на вопросы называет действие сказуемое измен
Что делать?
- Прочитайте еще раз глаголы, которые мы выписали. Что у них общего?(вопрос, ь, глаголы труда)
5. Постановка проблемы.
- Определите лицо и число этих глаголов.(Работа в группах)
- Кто выполнил это задание и определил число и лицо глаголов. Как вы это сделали? У всех одинаково? По-разному.
- Почему так вышло? (не можем определить число и лицо)
- Почему не можем определить? Не определяется
- Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и лицо? В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная.
- Сформулируйте тему нашего урока и определите для себя цель.
6. Работа по достижению поставленной цели.
- Тема урока? Цель? Почему их называют глаголами неопределенной формы?
Вывод: У глаголов неопределенной формы нет ни лица, ни числа, ни времени.
- Такие глаголы имеют 3 названия:
1) Неопределенная форма глагола
2) Инфинитив (от латинского «неопределенный»)
3) Начальная форма – от нее образовываются все другие формы.
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
- Чтобы это узнать прочитайте глаголы.
молчать
ходить
смеяться
рыдать
беречь
нести
- Как называются все эти глаголы?
- На какие вопросы они отвечают? Запишите их в столбик с вопросом.
- Образуйте однокоренные глаголы с помощью приставок. Запишите их.
Замолчать
Приходить
Засмеяться
Зарыдать
Сберечь
Принести
- Задайте вопрос. На какой вопрос отвечают эти глаголы?
- На какие вопросы отвечают глаголы первого столбика? второго столбика?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: глаголы неопределённой формы, отвечающие на вопрос что делать? употребляются без приставок, глаголы неопределённой формы, отвечающие на вопрос что сделать? употребляются с приставками.
- Чем оканчивается неопределённая форма глагола? (ть, ти, чь)
- ТЬ, ТИ, ЧЬ - это суффиксы неопределённой формы глагола. Кроме этих суффиксов в некоторых глаголах неопределённой формы могут присутствовать суффиксы ся, сь.
- Давайте выделим их в глаголах 1 и 2 столбика.
Физминутка «Раз – подняться, потянуться…»
7. Закрепление знаний и способа действий.
- С какой формой глагола познакомились? Почему она так называется? На какие вопросы отвечают эти глаголы? Какие суффиксы имеют?
Н.ф.
Что делать? Что сделать?
Суффиксы
ТЬ ТИ ЧЬ
- Как же узнать неопределенную форму глагола? (обсудить в группах)
Алгоритм: 1. Задать вопрос: что делать? Что сделать?
2. Посмотреть на суффикс: ть, ти, чь, ся, сь.
8. Первичное закрепление.
Задание №1: Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите суффиксы. То бороздить речную гладь,
То в синем море плавать
И в свежих чащах собирать
Грибы, цветы и травы
И видеть край перед собой,
Родной, но незнакомый,
И заходить под кров любой
И быть везде, как дома.
Задание №2: Образуй глаголы неопределенной формы.
Кусает, шумит, прыгнул, любит, срезают.
Задание №3: Вставь в пословицы вместо точек глаголы неопределенной формы.
Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал)
Умение … дороже золота. (работал)
Задание №4: Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. Выделить суффиксы.
- Зарубить на носу – запомнить
- Водить за нос – обманывать
- Унести ноги – убежать
- Надуть губы – обидеться
9. Рефлексия.
- Давайте вспомним цель нашего урока.
- Смогли мы достичь цели?
- Мы получили план и алгоритм, по которому теперь можем рассказать все о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.
- Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?
- Тогда для домашней работы выберите то задание, которое вы бы хотели выполнить:
1) Подобрать и написать 6 пословиц с глаголами неопределенной формы.
2) Записать рецепт приготовления любого блюда с глаголами неопределенной формы.
3) Составить и записать 6 предложений с глаголами неопределенной формы.
- У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.
На уроке я работал | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен/не доволен |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
За урок я | устал/не устал |
Моё настроение стало | лучше/хуже |
Материал урока был | понятен/не понятен |
| полезен/бесполезен |
| интересен/скучен |
Домашнее задание мне кажется | лёгким/трудным |
| интересным/ неинтересным |
Опрос по листку – дети поднимают руку.