СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Неопределенная форма глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: усвоение нового материала.

Использованы методы:

- технология проблемного обучения;

- прием критического мышления "Кластер"

- метод сравнения и наблюдения;

- групповая работа.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Неопределенная форма глагола"»

Учитель: Чмир Наталья Сергеевна

Школа-гимназия №24

3 «А» класс

Урок №1

Тема: Неопределенная форма глагола

Цели урока:

Образовательная:

- Организовать деятельность учащихся по восприятию, изучению и закреплению понятия «неопределенной» формы глагола и ее признаков;

- познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределенной формы;

- познакомить с суффиксами, которые указывают на неопределенную форму глагола;

- обеспечить применение приемов распознавания н.ф. глагола;

- формировать умение находить глаголы н.ф., ставить вопросы к глаголам н.ф. и образовывать н.ф. глагола от других частей речи.


Развивающая:

- создать условия для развития у учащихся умения обобщать полученные данные и делать выводы;

- обеспечить развитие у учащихся умений самостоятельно мыслить, ставить собственные цели, формулировать проблему, предлагать пути ее решения, производить рефлексию и оценку своих действий;

- обогащать устную и письменную речь учащихся.


Воспитательная:

- содействовать развитию у детей умений общаться, слушать друг друга;

- создать условия для развития навыков совместной работы в группе и стремления к взаимопониманию.


Тип урока: изучение нового материала.


Методы:

- технология проблемного обучения;

- прием критического мышления «Кластер»

- метод сравнения и наблюдения;

- групповая работа.


Оборудование: демонстрационный наглядный материал, карточки с заданиями для индивидуальной работы, лист рефлексии.















1. Эмоциональный настрой.

Поприветствуйте друг друга улыбкой. Пожелайте мысленно себе и другим удачи. Пусть этот день несет нам радость общения друг с другом. Тихонечко садитесь за парты.

2. Актуализация знаний.

- Посмотрите на доску, попробуйте расшифровать слово. Для этого исключите все буквы, обозначающие глухие согласные звуки, а оставшиеся постройте по порядку. И, тогда вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке.

Т, г, с, ф, ш, л, а, к, т, г, к, о. п, л

- О чем же мы будем говорить? О глаголе.

- Но сначала повторим словарные слова.

3. Словарная работа.

- Узнайте слова по их значению, впишите в кроссворд, и мы узнаем новое словарное слово.

ЛОПАТА - Ручное орудие для копания земли с длинной рукояткой нешироким плоским отточенным концом.

РИСУНОК - Нарисованное изображение, воспроизведение чего-н. 

УЖИН - Вечерняя еда. 

БОТИНКИ - Обувь, закрывающая ногу по щиколотку. 

ТРАКТОР - Самоходная машина на колёсном или гусеничном ходу, предназначенная для тяги или приведения в действие машин, орудий.


ЛОПАТА

РИСУНОК

УЖИН

БОТИНКИ

ТРАКТОР

- Назовите слово, которое получилось по вертикали. Что обозначает слово – ОСИНА?

ОСИНА - Лиственное дерево из семейства ивовых.

- Объясните написание этого слова.

- Образуйте родственные слова от слова ОСИНА.

4. Введение новых знаний.

- Посмотрите на доску, прочитайте слова, разделите их на группы, объединяя по общим признакам: смородина, строить, оранжевый, шить, осина, аккуратный, лечить.

- Сколько групп получилось? Назовите.

– Запишите 3 группу слов: бежать, гореть, лечь.

– Какая это часть речи? Докажите (обозначает действие предмета)

- Давайте вспомним, что же мы знаем о глаголе.

Кластер

Глагол


Часть речи отвечает на вопросы называет действие сказуемое измен

Что делать?

- Прочитайте еще раз глаголы, которые мы выписали. Что у них общего?(вопрос, ь, глаголы труда)

5. Постановка проблемы.

- Определите лицо и число этих глаголов.(Работа в группах)

- Кто выполнил это задание и определил число и лицо глаголов. Как вы это сделали? У всех одинаково? По-разному.

- Почему так вышло? (не можем определить число и лицо)

- Почему не можем определить? Не определяется

- Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и лицо?  В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная.

- Сформулируйте тему нашего урока и определите для себя цель.

6. Работа по достижению поставленной цели.

- Тема урока? Цель? Почему их называют глаголами неопределенной формы?

Вывод: У глаголов неопределенной формы нет ни лица, ни числа, ни времени.

- Такие глаголы имеют 3 названия:

1) Неопределенная форма глагола

2) Инфинитив (от латинского «неопределенный»)

3) Начальная форма – от нее образовываются все другие формы.

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

- Чтобы это узнать прочитайте глаголы.

молчать

ходить

смеяться

рыдать

беречь

нести

- Как называются все эти глаголы?

- На какие вопросы они отвечают? Запишите их в столбик с вопросом.

- Образуйте однокоренные глаголы с помощью приставок. Запишите их.

Замолчать

Приходить

Засмеяться

Зарыдать

Сберечь

Принести

- Задайте вопрос. На какой вопрос отвечают эти глаголы?

- На какие вопросы отвечают глаголы первого столбика? второго столбика?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: глаголы неопределённой формы, отвечающие на вопрос что делать? употребляются без приставок, глаголы неопределённой формы, отвечающие на вопрос что сделать? употребляются с приставками.

- Чем оканчивается неопределённая форма глагола? (ть, ти, чь)

- ТЬ, ТИ, ЧЬ - это суффиксы неопределённой формы глагола. Кроме этих суффиксов в некоторых глаголах неопределённой формы могут присутствовать суффиксы ся, сь.

- Давайте выделим их в глаголах 1 и 2 столбика.


Физминутка «Раз – подняться, потянуться…»


7. Закрепление знаний и способа действий.

- С какой формой глагола познакомились? Почему она так называется? На какие вопросы отвечают эти глаголы? Какие суффиксы имеют?

Н.ф.


Что делать? Что сделать?

Суффиксы

ТЬ ТИ ЧЬ

- Как же узнать неопределенную форму глагола? (обсудить в группах)

Алгоритм: 1. Задать вопрос: что делать? Что сделать?

2. Посмотреть на суффикс: ть, ти, чь, ся, сь.

8. Первичное закрепление.

Задание №1: Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите суффиксы. То бороздить речную гладь,

То в синем море плавать

И в свежих чащах собирать

Грибы, цветы и травы

И видеть край перед собой,

Родной, но незнакомый,

И заходить под кров любой

И быть везде, как дома.

Задание №2: Образуй глаголы неопределенной формы.

Кусает, шумит, прыгнул, любит, срезают.

Задание №3: Вставь в пословицы вместо точек глаголы неопределенной формы.

Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал)

Умение … дороже золота. (работал)

Задание №4: Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. Выделить суффиксы.

- Зарубить на носу – запомнить

- Водить за нос – обманывать

- Унести ноги – убежать

- Надуть губы – обидеться

9. Рефлексия.

- Давайте вспомним цель нашего урока.

- Смогли мы достичь цели?

- Мы получили план и алгоритм, по которому теперь можем рассказать все  о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.

- Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?

- Тогда для домашней работы выберите то задание, которое вы бы хотели выполнить:

1) Подобрать и написать 6 пословиц с глаголами неопределенной формы.

2) Записать рецепт приготовления любого блюда с глаголами неопределенной формы.

3) Составить и записать 6 предложений с глаголами неопределенной формы.

- У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.

На уроке я работал

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

Урок для меня показался

коротким/длинным

За урок я

устал/не устал

Моё настроение стало

лучше/хуже

Материал урока был

понятен/не понятен


полезен/бесполезен


интересен/скучен

Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным


интересным/ неинтересным

Опрос по листку – дети поднимают руку.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!