Тема: Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные
Планируемые результаты:
предметные :знать группы срчинительных союзов по значению,уметь различать группы сочинительных союзов,составлять простые и сложносочиненные предложения по схемам;
метапредметные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать,строить логическое рассуждение;
личностные:формирование ответственного отношения к учению, отношения к русскому языку как к ценности русского народа.
Ход урока:
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята, садитесь Я очень рада вас видеть, надеюсь, общение наше и сегодня будет приятным и плодотворным.
-Эпиграфом к нашему уроку будут слова великого русского писателя А. П. Чехова. Прочтите их, пожалуйста.
В человеке всё должно быть прекрасно: и
лицо, и одежда, и душа, и мысли…
А. П. Чехов
-Как вы понимаете эти слова?
-И вы, я надеюсь, тоже будете прекрасными людьми и никогда не будете забывать эту истину, сказанную великим классиком.
-Чем осложнено это предложение? Назовите однородные члены. Объясните постановку знаков препинания.
2. Актуализация знаний.
Устный теоретический опрос
-Сейчас мы повторим то, о чем говорили на предыдущих уроках. В рабочих листах в задание №1 у вас незаконченное предложение. Дополните его.
1. Союз – это…
2. Союзы бывают простыми и …
3. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются…
4. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно подчиняется другому, называются…
-А теперь обратите внимание на задание № 2. Вставьте недостающие по смыслу слова. Прочтите, что получилось. Слова какой части речи вы использовали ? Что это за группа союзов? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
3. Выявление места и причины затруднения
- А теперь выполним пробное задание. У каждого из вас на рабочих листах в задании № 3 записаны предложения. Прочтите их. Обведите карандашом сочинительные союзы. Что же это за союзы? Что они соединяют? Подумайте, одинаковое ли смысловое значение имеют эти союзы в предложениях ,и в какие группы их можно было бы объединить? Запишите названия этих групп в скобках вместо точек.
-Кто справился с этим заданием? А у кого не получилось? Чего мы не знаем, чтобы выполнить это задание?
4. Определение темы и целей урока.
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать на какие группы делятся сочинительные союзы и научиться этим пользоваться)
-Как же будет звучать тема нашего урока? (Группы сочинительных союзов по значению)
-Запишем в тетрадях
5.Построение проекта выхода из затруднения.
-Решить поставленные задачи нам поможет материал для самостоятельных наблюдений.
-Всегда легче работать по плану. Я предлагаю вам такой план.
План
Прочитать предложения.
Подчеркнуть союзы.
Определить, какую функцию выполняет союз в предложении.
Занести союз в таблицу.
Сделать вывод.
-Предложения и таблица у вас в рабочих листах. Объединитесь в группу.
6. Реализация построенного проекта
(Ребята работают в группах)
Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка.
Не от росы урожай, а от пота.
То ветер завоет, то сильный дождь польёт.
-Что у вас получилось?
- Какой союз в первом предложении? Какое значение он имеет в предложении? (Соединяет явления, которые происходят в одно время)
- Как вы думаете, как могла бы называться эта группа?(На доску таблица "Соединяют", ниже "Соединительные"
-Во втором предложении какой союз? Какое значение он имеет? Одно явление противопоставляется другому)("Противопоставляет"
"Противительные")
-В третьем? (Указывает на то, что из двух явлений возможно только одно)("Разделяет" "Разделительные")
-Итак, на какие же разряды делятся союзы? (Соединительные, противительные, разделительные.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-Где мы это можем проверить? (По учебнику.)
-Откройте с.154. Прочитаем.
-Ещё раз назовите союзы каждой группы.
-А теперь вернёмся к пробному заданию, с которым вы не смогли справиться в начале урока и заполним пропуски.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-Выполним упражнение 368(1). Прочтем предложения, назовем смысловое значение союза в предложении, определим его группу (по цепочке, устно)
-Часть 2 выполните самостоятельно в тетрадь.
-Проверим (проверка на рабочих листах)
9. Включение в систему знаний и повторение
1. Работа со схемами.
-Сейчас я вывешу таблички с некоторым графическим изображением, а вы скажите что они значат?(Схемы предложений с однородными членами.)
-Проанализируйте их. Что вы можете сказать о пунктуации в этих предложениях? Какой вывод можно сделать?
-Выполним упражнение 369. Спишите, расставляя знаки. Над сочинительными союзами ,указывайте группу (по цепочке).
10. Рефлексия
-Какую цель ставили на уроке? (Узнать на какие разряды по значению делятся сочинительные союзы)
-Удалось ли достичь поставленной цели? (Да. Мы узнали, что сочинительные союзы по значению делятся на три разряда: соединительные, противительные, разделительные)
-В чём были трудности? Какую цель себе поставите?
-Оцените себя при помощи листа самооценки.
Учащимся предлагается заполнить таблицу для оценивания.
-Запишите домашнее задание: § 62, упражнение 369, выполнить фонетический разбор слова «урожай», самостоятельно подобрать и записать две пословицы к любой из схем.
-Урок закончен. До свидания.
РАБОЧИЙ ЛИСТ_______________________________________
В человеке все должно быть прекрасно: и
лицо, и одежда, и душа, и мысли…
А.П.Чехов.
№1.
1. Союз – это…
2. Союзы бывают простыми и …
3. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются…
4. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно подчиняется другому, называются…
№2.
День пасмурный,…Москва в тумане.
Выберите в меню имя команды, отмеченное многоточием,…. откроется диалоговое окно.
№3.
Иван Иванович всегда дает каждому из них по бублику, или по кусочку дыни, или грушу (Гоголь Н.В) (…………..:_____________________)
Луна за облаком спала, но люди ей не подражали (М.Ю.Лермонтов) (……………….:________________________________)
День пасмурный, и Москва в тумане.(Л.Кассиль)( ……………..:____________________
Тема: Группы сочинительных союзов по значению
План.
1.Прочитать предложения.
2.Подчеркнуть союзы.
3.Определить, какую функцию выполняет союз в предложении.
4.Занести союз в таблицу.
5.Сделать вывод.
Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка.
Не от росы урожай, а от пота.
То ветер завоет, то сильный дождь польёт.
Значение | Союз |
Соединяет явления, которые происходят одновременно | …….. |
Одно явление противопоставляет другому. | ……… |
Указывает на возможность только одно явления из нескольких , делит их | ……. |
Упр 368 (2)
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Сегодня я самостоятельно открывал новые знания
У меня были затруднения при открытии новых знаний
У меня не было ошибок в самостоятельной работе
У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы
Я активно помогал работе своей группы
Я не был активным, работая в группе
Оценка"....."
ТЕСТ-ПЯТИМИНУТКА__________________________
1. Укажите сочинительный союз:
1) благодаря тому что
2) если
3) однако
4) что
2. Укажите подчинительный союз:
1) зато
2) то ..., то
3) либо
4) коли
3. Укажите сложное предложение, в котором союз соединяет простые предложения:
1) Нам нравились здесь и отбивные котлеты, и чистые скатерти. (Нилин П.)
2) Между тем несчастная Муму продолжала лаять, а Герасим напрасно старался отозвать её от забора. (Тургенев И.)
3) Яростно лаяла и рвалась на цепи собака.(Богомолов В.)
4) Виктор приветливо поздоровался и засунул чемодан под сиденье.(Шукшин В.)
4. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения:
1) Генка ушел домой обедать, а Мишка бродил по горластому украинскому базару.(Рыбаков А.)
2) Если на училищном дворе звонили, мы слышали звонок у себя, на Заречье. (Беляев В.)
3) В Ревске становилось все тревожней, и мама торопилась с отъездом. (Рыбаков А.)
4) Шли летчики ловить рыбу, а поймали мертвого шпиона.(Гребенюк И.)
5. Укажите предложение с сочинительным союзом:
1) Проделанный саперами проход был узок, и двигаться по нему требовалось с величайшей осторожностью.(Алексеев М.)
2) Когда мы проснулись, было еще раннее утро. (Романов П.)
3) Никто в самолете не удивился, что рядом с пассажиром уселась обезьяна.(Алексин А.)
4) Миша уезжал в город, чтобы вновь попытаться открыть бронзовую птицу. (Рыбаков А.)