ЗВУК И БУКВА Й
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний о гласных и согласных звуках, ознакомления со звуком [й’] как согласным, звонким, мягким, развития умений соблюдать правила деления слов на слоги и переноса слов с буквой й; способствовать развитию фонематического слуха, внимания, воспитанию культуры учебного труда.
Планируемые результаты образования: предметные: научатся различать звуки и буквы, делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; коммуникативные – адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные УУД: знают и соблюдают основные моральные нормы поведения в школе, в жизненно-практических ситуациях.
Образовательные ресурсы: изображения солнышек (веселое, грустное, задумчивое); карточки со схемами звуков, словами, ребусами.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
− Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое из них соответствует вашему настроению − 1-е, 2-е или 3-е: веселое, грустное, задумчивое?
Учащиеся высказываются, объясняя свой выбор.
II. Чистописание.
− Отгадайте загадку:
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
− Три!
А какая буква? (И.)
Е. Тарлапан
− Сегодня на минутке чистописания мы вспомним начертание этой буквы.
− А какая буква очень похожа на букву и? (Буква Й.)
− Запишите: и й.
III. Актуализация опорных знаний.
Игра «Узнай нужный звук».
На доске запись слов:
лук − люк, вёл − вол, мал − мял, пил − пыл.
Выпишите (по вариантам): I вариант − слова, которые начинаются с мягких согласных; II вариант − слова, которые начинаются с твердых согласных.
Проверка работ.
Игра «Найди пару».
На доске: схемы слов, звуковые схемы, слова.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/20/s_5a638a8e0127e/804394_1.png)
− Откройте форзац. Вспомните, как обозначаем звуки (справа и слева).
− Это новые обозначения или те, которые мы используем? (Эти обозначения нам известны.)
− Что обозначает
? (Согласный звонкий твердый.)
− Что обозначает
’? (Согласный звонкий мягкий.)
− Как можно обозначить глухой согласный? (
или
’.)
IV. Изучение нового материала.
Работа по учебнику (с. 35).
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); овладение умениями применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями, осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Личностные УУД: самоопределение – работа над системой заданий, нацеленной на децентрацию младшего школьника, ориентирующей его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
Коммуникативные УУД: построение диалога и сотрудничества с учетом позиции собеседника (партнера), в том числе и отличной от собственной.
Учитель читает интригу учебника до слов: «Перечислите все буквы гласных».
− Обратите внимание на цвет букв алфавитного столбика. (Все буквы черного цвета.)
− Помог алфавитный столбик определить буквы гласных? (Нет.)
− Каким цветом обозначены гласные звуки? (Красным цветом.)
− Каким цветом обозначены согласные звуки?
− Почему цвета разные? (Голубой цвет − глухие согласные, зеленый − звонкие согласные.)
− Найдите в Музейном Зале (учебник, с. 12–13) птицу, в названии которой есть буква й. (Сойка.)
Упражнение 10, с. 35 (устно).
− Сделайте звуковую схему этого слова.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/20/s_5a638a8e0127e/804394_6.png)
Далее работа проводится по заданию учебника.
Вывод: звук [й’] − не образует слога, так как [й’] − согласный звук.
Упражнение 11, с. 36 (устно).
Личностные УУД: стремление к самоконтролю процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД: логические – установление причинно-следственных связей.
Один ученик читает стихотворение. Далее можно подчеркнуть простым карандашом слова с буквой й. Устно разделить слова на слоги.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
V. Закрепление изученного материала.
Работа по тетради (с. 23).
Знакомство со словарным словом.
Дежурный – исполняющий в порядке очереди какие-нибудь служебные или общественные обязанности.
− Запишите слово в тетрадь.
− Придумайте предложение с этим словом.
Лучшее предложение учащиеся записывают в тетради.
Самостоятельная работа (задание 1).
− В каких словах слогов получилось больше: где есть звук [и] или [й’]? Почему?
Задание 3.
Первая часть задания выполняется коллективно, вторая часть − самостоятельно.
Физкультминутка
Игра-потешка «Дружные пальчики».
Пальцы одной руки сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький,
Безымянный – кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот – указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Работа по учебнику (с. 37).
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту).
− Посмотрите на доску.
На доске записаны слова с буквой й: змей-ка, лужай-ка, чай-ник, затей-ник.
− Как надо делить слова для переноса?
Ребусы.
Здесь спрятаны слова,
Поработай, голова!
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/20/s_5a638a8e0127e/804394_11.png)
(Канарейка) (Стойка) (Зайка)
− Запишите слова, разделив для переноса.
VI. Итог урока.
− О каких загадках звука [й’] и буквы й рассказала Анишит Йокоповна?
− Посмотрите снова на солнышко.
− У кого улучшилось настроение?
− У кого ухудшилось?
− У кого оно не изменилось*?