СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Звук и буква Й"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗВУК И БУКВА Й

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний о гласных и согласных звуках, ознакомления со звуком [й’] как согласным, звонким, мягким, развития умений соблюдать правила деления слов на слоги и переноса слов с буквой й; способствовать развитию фонематического слуха, внимания, воспитанию культуры учебного труда.

Планируемые результаты образования: предметные: научатся различать звуки и буквы, делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; коммуникативные – адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные УУД: знают и соблюдают основные моральные нормы поведения в школе, в жизненно-практических ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Звук и буква Й"»


ЗВУК И БУКВА Й

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний о гласных и согласных звуках, ознакомления со звуком [й’] как согласным, звонким, мягким, развития умений соблюдать правила деления слов на слоги и переноса слов с буквой й; способствовать развитию фонематического слуха, внимания, воспитанию культуры учебного труда.

Планируемые результаты образования: предметные: научатся различать звуки и буквы, делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; коммуникативные – адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные УУД: знают и соблюдают основные моральные нормы поведения в школе, в жизненно-практических ситуациях.

Образовательные ресурсы: изображения солнышек (веселое, грустное, задумчивое); карточки со схемами звуков, словами, ребусами.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

− Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое из них соответствует вашему настроению − 1-е, 2-е или 3-е: веселое, грустное, задумчивое?

Учащиеся высказываются, объясняя свой выбор.

II. Чистописание.

− Отгадайте загадку:

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

− Три!

А какая буква? (И.)

Е. Тарлапан

− Сегодня на минутке чистописания мы вспомним начертание этой буквы.

− А какая буква очень похожа на букву и? (Буква Й.)

− Запишите: и й.

III. Актуализация опорных знаний.

 Игра «Узнай нужный звук».

На доске запись слов:

лук − люк, вёл − вол, мал − мял, пил − пыл.

Выпишите (по вариантам): I вариант − слова, которые начинаются с мягких согласных; II вариант − слова, которые начинаются с твердых согласных.

Проверка работ.

 Игра «Найди пару».

На доске: схемы слов, звуковые схемы, слова.

− Откройте форзац. Вспомните, как обозначаем звуки (справа и слева).

− Это новые обозначения или те, которые мы используем? (Эти обозначения нам известны.)

− Что обозначает ? (Согласный звонкий твердый.)

− Что обозначает ’? (Согласный звонкий мягкий.)

− Как можно обозначить глухой согласный? ( или .)

IV. Изучение нового материала.

 Работа по учебнику (с. 35).

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); овладение умениями применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями, осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Личностные УУД: самоопределение – работа над системой заданий, нацеленной на децентрацию младшего школьника, ориентирующей его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

Коммуникативные УУД: построение диалога и сотрудничества с учетом позиции собеседника (партнера), в том числе и отличной от собственной.

Учитель читает интригу учебника до слов: «Перечислите все буквы гласных».

− Обратите внимание на цвет букв алфавитного столбика. (Все буквы черного цвета.)

− Помог алфавитный столбик определить буквы гласных? (Нет.)

− Каким цветом обозначены гласные звуки? (Красным цветом.)

− Каким цветом обозначены согласные звуки?

− Почему цвета разные? (Голубой цвет − глухие согласные, зеленый − звонкие согласные.)

− Найдите в Музейном Зале (учебник, с. 12–13) птицу, в названии которой есть буква й. (Сойка.)

 Упражнение 10, с. 35 (устно).

− Сделайте звуковую схему этого слова.

Далее работа проводится по заданию учебника.

Вывод: звук [й’] − не образует слога, так как [й’] − согласный звук.

 Упражнение 11, с. 36 (устно).

Личностные УУД: стремление к самоконтролю процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД: логические – установление причинно-следственных связей.

Один ученик читает стихотворение. Далее можно подчеркнуть простым карандашом слова с буквой й. Устно разделить слова на слоги.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

V. Закрепление изученного материала.

Работа по тетради (с. 23).

 Знакомство со словарным словом.

Дежурный – исполняющий в порядке очереди какие-нибудь служебные или общественные обязанности.

− Запишите слово в тетрадь.

− Придумайте предложение с этим словом.

Лучшее предложение учащиеся записывают в тетради.

 Самостоятельная работа (задание 1).

− В каких словах слогов получилось больше: где есть звук [и] или [й’]? Почему?

 Задание 3.

Первая часть задания выполняется коллективно, вторая часть − самостоятельно.

Физкультминутка

 Игра-потешка «Дружные пальчики».

Пальцы одной руки сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький,

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

 Работа по учебнику (с. 37).

Познавательные УУД: общеучебные формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту).

− Посмотрите на доску.

На доске записаны слова с буквой й: змей-ка, лужай-ка, чай-ник, затей-ник.

− Как надо делить слова для переноса?

 Ребусы.

Здесь спрятаны слова,

Поработай, голова!

(Канарейка) (Стойка) (Зайка)

− Запишите слова, разделив для переноса.

VI. Итог урока.

− О каких загадках звука [й’] и буквы й рассказала Анишит Йокоповна?

− Посмотрите снова на солнышко.

− У кого улучшилось настроение?

− У кого ухудшилось?

− У кого оно не изменилось*?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!