СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект выступления учителя-логопеда на родительском собрании на тему: «Речевая готовность ребёнка к школе»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителя в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект выступления учителя-логопеда на родительском собрании на тему: «Речевая готовность ребёнка к школе»»













Конспект выступления учителя-логопеда на родительском собрании на тему: «Речевая готовность ребёнка к школе»









Подготовила: учитель-логопед Е.К. Сумина















Г. Лабытнанги

Цель: акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителя в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Перед школой осталось совсем немного времени, и Вы волнуетесь –  готов ли Ваш ребёнок к школе. Как проверить, насколько хорошо ваш ребенок готов к школьному обучению именно со стороны речевого развития? Справится ли Ваше чадо с чтением и письмом в школе?   По каким направлениям нужно «подтягивать» будущего ученика перед школой? Как определить речевую готовность к школе вашего ребенка?   Давайте рассмотрим все направления, речевого развития.

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание:

  • правильное произношение всех звуков;

  • умение различать звуки речи на слух;

  • владение навыками звукового анализа и синтеза;

  • словарный запас;

  • сформированность грамматического строя речи;

  • связную речь;

  • речевую коммуникацию;

  • сформированность графо моторных навыков.

Звукопроизношение и фонематический слух.

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Придя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Навыки звукового анализа и синтеза очень важны  при обучении грамоте и должны быть хорошо сформированы у будущего первоклассника.

Что относится к навыкам звукового анализа и синтеза:

  • умение выделять звук на фоне слова;

  • Слышать и выделять первый и последний звук в слове;

  • Определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

  • Определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам;

  • Называть слова с заданным звуком;

  • Уметь составлять слова из звуков.

Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте.

Слоговая структура слова.

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Словарный запас.

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов)

В своей речи он активно использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимает переносное значение слов, подбирает обобщающие понятия для группы предметов, знает многозначные слова.

 Картинки с изображением обобщающих понятий, синонимов, антонимов, многозначных слов.

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Ключ)

Хвост – на дворе,

Нос – в конуре.

Хвост повернется,

Дверь отопрется.

(Ключ)

Мойдодыру я родня,

Поверни – ка ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою.

(Кран)

Я бываю выше дома

И легко одной рукой

Поднимаю груз огромный

Кто скажите я такой?

(Подъемный кран)

Сформированность грамматического строя речи.

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Связная речь.

К 7 годам ребёнок должен уметь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки; составлять рассказ по картинке; составлять рассказ по серии картин; отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обращать внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Речевая коммуникация.

Ребёнок 6- 7 лет достаточно активен в общении: умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Сформированность графо моторных навыков.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

1.  Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2.  Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

Конечно же, всё перечисленное выше должно быть сформировано к школе, но хотелось бы отметить, что самым главным при поступлении в школу должно быть желание вашего ребёнка учиться, умение владеть собой и принимать авторитет учителя. Чтобы у вашего ребёнка было желание учиться, вам необходимо создать положительную мотивацию. Это ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистические рассказы о школе, отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой.

Желаю успехов в занятиях с ребенком и позитивного настроя всем родителям, чьи дети скоро пойдут в 1-й класс!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!