Конспект занятия по теме: «Общение без конфликтов»
(для обучающихся 7 – 8 классов)
педагог – психолог Шелепова И. Г.
МБОУ «СОШ №50 им. Ю.А. Гагарина» г. Курск
Цель: получение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов.
Задачи:
1.Познакомить обучающихся с понятием «конфликт».
2.Изучить виды конфликтов и причины их возникновения.
3.Рассмотреть основные тактики поведения в конфликтных ситуациях.
4.Развивать и закреплять умения и навыки правильного разрешения конфликтных ситуаций.
Оборудование: мультимедийная презентация «Общение без конфликтов», сундучок, простые карандаши, бумага.
Ход занятия
1. Вводная часть
Подростки входят в кабинет и садятся в круг.
Представление ведущего: «Здравствуйте! Меня зовут ...»
Знакомство участников друг с другом.
1.1. Упражнение «Снежный ком». Группа сидит в кругу. Первый участник называет свое имя, следующий за ним повторяет его имя и называет свое, третий называет имена предыдущих участников, а затем свое, и так до конца.
Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю начать работу в игровой форме.
1.2. Упражнение - разминка: «Ветер дует на того…».
Цель: снятие напряжения, настрой на работу. Выбирается ведущий, который убирает один стул, а затем говорит: «Ветер дует на того, кто сегодня умывался! И т.д.». Все участники вскакивают со стульев и быстро меняются местами. Кто остался без места, становится водящим.
2. Основная часть
2.1. Беседа
Психолог: «Ребята! Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы других людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной, приводящей к возникновению конфликтов (барьеров в общении). Целью нашего занятия будет получение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов.
Психолог: «Ребята, вы слышали слово «конфликт»? С вами часто происходили конфликтные ситуации? Как вы понимаете это слово, что, по - вашему означает «конфликт»?
Психолог: «Ученые считают, что конфликты - это часть нашей жизни, они способствуют реформам, преобразованию, развитию человека и всего общества. Конфликт - это отстаивание своей позиции, точки зрения, столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающее различные, а нередко, и противоположные цели, интересы и взгляды (подсказка для обучающихся: конфликт – злость, ненависть, ссора, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа ссора, спор, драка, разногласия, столкновение, непонимание).
Психолог: «Ребята, как вы думаете, между кем могут возникать конфликты?» (заслушиваются ответы обучающихся). Предлагается рассмотреть виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой конфликт.
Психолог: «Большинство конфликтов между людьми происходит по одной простой причине. Мы много фантазируем о том, что хорошо понимаем друг друга, и мало говорим, для того, чтобы действительно друг друга понимать…».
Вопросы обучающимся:
- Ребята, как вы считаете, почему возникают конфликты?
- Попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации?
- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
- Бывают ли у вас конфликты со своими сверстниками? В чём их суть?
- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
Заслушиваются ответы обучающихся. Далее предлагается рассмотреть следующие причины конфликтов:
1. Конфликт может возникнуть при появлении трудноразрешимых противоречий.
2. При столкновении интересов на почве соперничества.
3.При отсутствии взаимопонимания, часто сопровождается острыми эмоциональными переживаниями.
4. Недоверие и раздражение может вызвать конфликтную ситуацию.
5. Отсутствует возможность высказаться.
Вопросы обучающимся:
- Конфликты влияют на общение и взаимоотношения людей?
- Каким образом?
- Каким становится общение и взаимоотношения людей после ссоры?
Психолог: «Но конфликты в жизни неизбежны. Конфликтов не будет, когда все люди вдруг станут совершенно одинаковыми: одинаково будут думать, одинаково чувствовать, жить без ссор!»
2.2. Упражнение «Временные модели конфликтных реакций».
Цель: познакомить обучающихся с характеристикой типичных моделей конфликтных реакций и способами с ними справиться.
Психолог: «Существует несколько типов моделей конфликтных реакций, внимательно их послушайте и попробуйте определить, какая модель реакции у вас чаще всего возникает. После знакомства предлагаются краткие советы как справиться со своими реакциями.
1.Вулкан (непредсказуемые вспышки). Совет: запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
2.Глиняный горшок (медленно разогревается). Совет: запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя
3.Волна (спорный вопрос кажется решенным, но позже поднимается снова). Ничего не поделаешь. Совет: будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий.
4.Собиратель (до тех пор, пока не накопится достаточно, по его мнению, обид, не высказывает никакой реакции). Совет: будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте, как обстоят дела.
5.Реактор (приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях). Совет: сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.
2.3. Упражнение «Праздничный пирог».
Цель: самодиагностика стратегии поведения обучающихся в конфликтной ситуации.
Ведущий: «Представьте себе, что к вам на День рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом. Но торт, к сожалению, был небольшого размера и его явно не хватит на всех. Что вы будете делать в этой ситуации? Выберите вариант своего поведения:
1.Откажетесь разрезать торт, и чтобы никого не обидеть, попросите, кого - нибудь это сделать (избегание).
2.Разрежете торт сами, на своё усмотрение, кому какой кусок - не важно, главное - себе самый лучший, так как у Вас же День рождение! (конкуренция).
3.Учтёте пожелание гостей, а себе возьмете кусок, какой достанется (приспособление).
4. Постараетесь разделить торт поровну между всеми участниками праздника, включая и себя тоже (сотрудничество).
5. Скажете, что торт вы есть не хотите, пусть его съедят гости, а сами съедите только шоколадные фигурки с торта (компромисс).
2.3. Упражнение - разминка «Узкий мост».
Цель: развитие способности избегать конфликты, умение регулировать своё поведение в конфликтной ситуации.
На полу ведущий чертит длинные линии на некотором расстоянии друг от друга, это будет мост. Выбираются два участника, которые идут с разных сторон «моста» одновременно. На середине они встречаются, перед ними стоит задача дойти до конца моста. Ведущий обращает внимание остальных участников на то, как каждый из испытуемых себя ведет: вежливо расходятся, ищут компромисс, толкают друг друга и т.д. В конце проводится обсуждение.
Обсуждение:
- легко было выполнять упражнение?
- у кого не получилось перейти мост?
- почему, как вы думаете?
- кто смог перейти мост, не упав в овраг?
- что им помогло?
- что нужно, для того, чтобы перейти мост?
Психолог: «Японский писатель Ямамото говорил «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну». Сейчас я познакомлю вас с тактиками поведения, которые люди применяют в тех или иных конфликтных ситуациях».
2.4. Упражнение «Ассоциативный ряд».
Цель: познакомить обучающихся с тактиками поведения в конфликтных ситуациях.
Ведущий: «Мы живём с вами в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим? Рассмотрим некоторые варианты поведения в конфликте. В чем их сильные и слабые стороны? Вспомните, как вы вели себя переходя через мост? Был ли их выбор товарищей для разрешения конфликтной ситуации правильным? Очень важная роль в конфликтной ситуации принадлежит выбору соответствующего стиля поведения!
Различаются следующие тактики/стратегии поведения:
- конкуренция;
- уклонение;
- приспособление;
- сотрудничество;
- компромисс.
Вопросы обучающимся:
- какие ассоциации, образы или слова возникают у вас при словах – конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество и компромисс.
Человек, использующий стиль конкуренции, обычно весьма активен, предпочитает идти к разрешению конфликта своим определенным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Стиль конкуренции эффективен в том случае, когда человек обладает определенной властью и уверен что его решение в данной ситуации правильное.
Стиль уклонения - приемлем, когда проблема не столь важна для человека, когда он не хочет тратить силы на нее, когда чувствует, что находится в безнадежном положении.
Стиль приспособления приемлем, если вы действуете совместно с противоположной стороной. Этот стиль целесообразнее, когда вы, немного уступая, мало при этом теряете. К такой стратегии допустимо прибегать, если в данный момент нужно смягчить обстановку и отстоять свою позицию.
Следуя стилю сотрудничества, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою точку зрения, свои интересы, но старается при этом и сотрудничать с оппонентом.
Стиль компромисса предполагает частичное удовлетворение интересов обеих сторон путем взаимных уступок, взвешивая все «за» и «против».
Обсуждение:
- какие узнали тактики поведения в конфликтной ситуации?
- как вы считаете, какая тактика поведения самая лучшая? Почему?
- какая тактика, наоборот, самая неэффективная? Почему?
- ребята, в конфликтных ситуациях, вы какую тактику поведения чаще всего применяете?
- как общаетесь и взаимодействуете в конфликтной ситуации?
2.5. Упражнение «Рисунок вдвоем».
Цель: развитие навыков неконфликтного поведения.
Обучающиеся делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоём и так, чтобы оба партнера держали её, нарисовать рисунок на свободную тему.
Обсуждение:
- кто что рисовал,
- почему нарисовали именно это,
- трудно ли было выполнять это задание? Почему?
3. Заключительная часть
Психолог: «Как говорил отечественный писатель Г. Александров: «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой». Я, в свою очередь, предлагаю вашему вниманию следующие советы доброго общения и отношений:
1.Не позволяй себе раздражения, гневного состояния.
2. Не упрямься и не будь капризным.
3. Не предъявляй больших требований к окружающим людям, они тоже могут в чем – то ошибаться.
5. Относись к окружающим так, как бы тебе хотелось, чтобы они относились к тебе (Конфуций).
5. Постарайся приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, не будь агрессивным и вспыльчивым.
4. Рефлексия
Ведущий: «Ребята, наше занятие подходит к концу. Что нового и полезного Вы узнали сегодня? Для того, чтобы Вы смогли ответить на мой вопрос, предлагаю вам следующее упражнение.
4.1. Упражнение «Сундук».
Цель: рефлексия урока и подведение итогов занятия.
Задание: участники, по очереди начиная со слов: «После сегодняшнего занятия Я могу положить в сундук…» перечисляют то, что увидели, почувствовали, узнали нового, научились делать, тренировались чему - то, т.е. наиболее важные для них результаты урока.
Психолог: «Конфликты неизбежны. Нужно уметь их решать и выходить из них с достоинством, оставаясь, Человеком! и наш урок мне бы хотелось завершить словами старинной народной мудрости:
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
Психолог: «Большое спасибо всем за активность и заинтересованность темой занятия! До новых встреч!
Список литературы:
1. Баныкина С.В. Конфликты в современной школе: Изучение и управление / С.В. Баныкина, Е.И.Степанов. - М.: АТП, 2006. - 184 с.
2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство “Речь”, 2007. — 224 с: ил.
3. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1988.
4. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. психология общения. - Изд. 2-е, стер.-Росто н/Д: Феникс, 2014.- 317.
5. Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде): Учеб. Пособие. / Под ред. А.Б. Белинской. - М.: Прометей, 2000. - 212 с.