СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков математики в 4 классе. Школа России. К учебнику М.И.Морро, М.А. Бантова.

Категория: Математика
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты уроков математики ( 37-46) в 4 классе. Школа России. К учебнику М.И.Морро, М.А. Бантова.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков математики в 4 классе. Школа России. К учебнику М.И.Морро, М.А. Бантова.»

Урок 37
Устные и письменные приемы вычислений
(учебник, с. 60)

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://iviespechschool. ucoz.ru/blog/orgmoment_uroka_v_pomoshh_uchitelju_nachalnykh_klassov/2011-05-19-26

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Устные и письменные приемы вычислений; переместительное и сочетательное свойства сложения

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психоло-

гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и решать

И друг другу помогать!

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная,

индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учите-

лем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока


Озвучивает тему и цель урока

Слушают учителя

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий; де-

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания
(устные вычисле-


2. Устный счет:

1) Задание
«Головоломка» (вынести
на доску).

 ?  ?  ?

30 +  = 

 – 18 = 50

 +  = 

Выполняют задания.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


2) Работа с величинами.

268 (можно вынести на доску).

– Проверьте, верны ли равенства.

7 км 080 м = 70800 м

10 т 300 кг = 10300 г

3 м2 = 20 000 см2

4 ч = 39 мин

8 мин 20 с = 500 с

20 км2 = 20 000 000 м2

Выполняют задания.

Фронтальная.

лают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; владеют способами выполнения заданий твор-ческого и поискового
характера, базовыми предметными понятиями; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебно-практических задач.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учеб-

ной деятельности; ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой

ния, перевод единиц изме-рения).

3) Вычисление цепочки приме-

ров (вынести на доску).

230 – 140

· 8

: 12

+ 200

: 2



45 · 2

+ 120

: 3

– 59

· 4



18 · 4

: 12

· 70

– 60

: 9








Выполняют задания.

Индивидуальная.


4) Повторение нумерации

– Прочитайте числа.

5 901 006, 312 096 312, 45 003 420.

– Назовите единицы III, II, I классов. Сколько сотен в каждом числе? Какое из чисел самое большое? Сколько цифр понадобилось для его записи?

Выполняют задания

Фронтальная

Знание
нумерации чисел в пределах

1 000 000

IV. Изучение нового материала

1. Повторение свойств сложения.

– Сегодня на уроке мы будем повторять свойства сложения. Какие свойства сложения вы знаете?

– В чем заключается смысл этих свойств?

– Переместительное
и сочетательное свой-ства.

– Переместительное свойство: от перестановки слагаемых сумма не изменяется. Сочетательное свойство: два соседних слагаемых можно заменять их суммой.

Фронтальная.

Знание свойств сложения.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Верно. Откройте учебник на странице 60 , примените эти свойства при решении № 260.

Решают задание с комментированием.

Фронтальная.

проблеме; слушают собеседника, ведут диалог.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успе- хи с усилиями, трудолюбием; проявляют позна-вательный интерес к изу-

чению предмета

Использование свойств сложения.


2. Повторение правил сложения и вычитания с нулем.

261.

– Объясните, что обозначают записи в рамках на полях.

Устно выполняют задание.

Фронтальная.

Использо-вание правил сложения и вычитания
с нулем.


3. Введение новых вычислительных приемов

Записывает на доске два примера столбиком с трехзначными числами.

– Письменное сложение и вычитание любых

многозначных чисел выполняется так же, как сложение и вычитание трехзначных чисел.
В учебнике на странице 60 вверху есть два решенных примера. Попробуйте объяснить, как выполнено сложение и вычитание.

В случае необходимости оказывает педагогическую поддержку






Подробно комментируют решение примеров, пользуясь алгоритмом.

Объясняют решение примеров

Фронтальная

Знание письменного приема сложения и вычитания трехзначных чисел

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

V. Первичное закрепление

Работа
по учебнику.

262.

Решают с комментированием примеры, записывая их столбиком и выполняя проверку.

Фронтальная.

П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями.

Р – принимают и сохраняют учебные задачи; планируют и контролируют учебные действия.

Применение письменного приема сложения и вычитания многозначных чисел.


Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение движений
соглас-
но инст-рукции

VI. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

263.

Помогает учащимся записать краткое
условие
.

1) 3 · 18 = 54 (чел.) – в 18 семьях.

2) 4 · 16 = 64 (чел.) – в 16 семьях.

3) 54 + 64 = 118 (чел.).

Ответ: 118 человек всего.

Решают задачу самостоятельно.








Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Р – принимают и сохра-

Устные ответы,
записи
в тетради (решение текстовых арифметических задач, перевод единиц

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



264 (под руководством учителя).

Ответ: было 408 книг.

Решают задачу, записывая действия сразу столбиком.


няют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи; планируют и контролируют учебные действия.

К – понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

измерения
массы)


2. Логическая задача «Жареные ломтики».

На уроках домоводства девочки научились поджаривать ломтики хлеба. Поджарив одну сторону ломтика (на что уходит 2 мин), его переворачивают на другую сторону и жарят еще 2 мин. Моя сестра решила угостить нас 3 ломтиками, но на сковороду поместилось только 2 ломтика. Однако она не растерялась и поджарила 3 ломтика за 6 мин. Как ей это удалось сделать?

Решают задачу.


3. Игра «Грузчики».

На доске – вагоны с записанными на них числами. Дополните до 1 тонны.

I вариант:

580 кг, 520 кг, 150 кг, 860 кг и т. п.

II вариант:

870 кг, 500 кг, 320 кг, 450 кг и т. п.

Выходят по одному
и записывают числа. Выигрывает та команда, которая быстрее «загрузит» вагоны.


4. Задания
из электронного приложения
к учебнику


Выполняют задания

Индивидуальная

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Какие свойства сложения, правила сложения и вычитания с нулем мы вспомнили?
Для чего?

– Что понравилось на уроке?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Что показалось непонятным?

– Для чего нам нужны эти знания?



Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету


VIII. Домашнее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

С. 60, № 265

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Урок 38
Прием письменного вычитания для случаев вида 8 000 – 548, 62 003 – 18 032
(учебник, с. 61)

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений составлять алгоритм письменного вычитания, когда приходится занимать единицу через один или несколько разрядов, решать примеры на деление с остатком и задачи, в которых используются приемы письменного сложения и вычитания, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять алгоритм письменного вычитания, когда приходится занимать единицу через один или несколько разрядов, решать примеры на деление с остатком и задачи, в которых используются приемы письменного сложения и вычитания, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://www.proshkolu.ru/club/rebys/file2/3488339

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Прием письменного вычитания

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

– Решите ребус.

Слушают учителя.
Принимают участие
в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.




– Уравнение

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы, наблюдение учителя за ор-ганизацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока


Озвучивает тему, цель урока

Слушают учителя

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная.

П – владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями; устанавливают математические отношения между объектами; проводят

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания
(устные вычисле-


2. Устный счет:

1) Решение арифметических ребусов.

Выполняют задания.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


2) Задание
«Цепочка».

Выполняют задания.

Фронтальная.

несложные обобщения
и используют математические знания в расширенной области применения; используют математические термины, символы и знаки.

Р – понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; планируют и контролируют учебные действия.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас-

ния, перевод единиц измерения времени, нахождение доли)


3) Перевод единиц измерения времени.

– Сколько минут в 2 ч.? в 3 ч 20 мин? в 120 с?

– Сколько часов и минут составляют 65 мин? 70 мин? 90 мин? 100 мин?

2 мин 30 с = … с

6 мин = … с

6 мин 5 с = … с

Выполняют задания.

Фронтальная.


4) Выполнение задания на нахождение доли

275 (на полях учебника).

– Какая доля каждой фигуры закрашена?

Выполняют задание

Фронтальная

IV. Изучение нового материала

1. Обобщение знаний по теме «Нумерация многозначных чисел».

– Каждая единица старшего разряда содержит 10 единиц соседнего младшего разряда.


Фронтальная.

Знание нумерации чисел в пределах 1 000 000.



269.

Заполните пропуски:

в 1 миллионе 10 … тысяч;

в 1 сотне тысяч 10 … тысяч;

в 1 десятке тысяч 10 …;


в 1 тысяче 10 …;

в 1 сотне 10 …;

в 1 десятке 10 … .


Выполняют устно.



2. Объяснение учителя.

– Начинаем вычитание с единиц, но из 0 нельзя вычесть 2. В разряде десятков числа 4 700 стоит ноль. Значит, придется взять 1 сотню.




Фронтальная.

Знание письменного при-

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Сколько это десятков?

– Берем 1 десяток. Сколько десятков
из взятой нами сотни останется?

– Запомним: мы взяли одну сотню из 7; чтобы не забыть об этом, поставили над цифрой

7 точку (ставит точку). Взятую сотню мы заменили десятками. В 1 сотне – 10 десятков. Из этих 10 десятков нам надо взять 1 десяток и перенести его в разряд единиц; 1 десяток содержит 10 единиц. Тогда в разряде десятков останется 9 десятков. Запишем это: над нулем в разряде десятков запишем цифру 9. Теперь из десятка, который мы взяли
(из 10 ед.), вычтем 2 (10 – 2 = 8), запишем 8 под единицами. Из 9 десятков вычитаем 3 десятка, получаем 6 десятков, записываем в разряде десятков. Точка над цифрой 7 показывает, что 1 сотня была взята, и, значит, сотен осталось 6. Записываем 6 под сотнями и 4 под тысячами. Читаю ответ: 4 668.

Важно, чтобы все учащиеся поняли, почему в записи уменьшаемого в процессе выполнения вычитания вместо нулей появляется цифра 9, и могли это объяснить.

– В 1 сотне 10 десятков.





– Останется 9 десятков.


суждать о причинах своего успеха или неуспеха

в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

ема вычитания
вида
4 700 – 32


3. Работа по учебнику
на с. 61 (вверху)

– Объясните на решенных уже примерах, как выполнялось вычитание

Объясняют, как выполнялось вычитание

Фронтальная



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

V. Первичное закрепление

Работа
по учебнику.

267.

Выполняют с подробным комментированием.

Фронтальная.

П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями.

Р – принимают и сохраняют учебные задачи; планируют и контролируют учебные действия.

Применение письменного приема вычитания вида
4 700 – 32.

Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение движений
соглас-

но инст-рукции

VI. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

270 (под руководством учителя).

Изо всей бумаги: на общие тетради – 6336 т,

на школьные тетради –? т.

Ответ: 3 000 т пошло на школьные тетради.

Решают задачу, записывая действия сразу столбиком.

Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Р – принимают и сохраняют учебные задачи;

осуществляют контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К – используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач; применяют изу-ченные правила общения.

Устные ответы, записи
в тетради (решение текстовых арифметических задач, примеров)

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


2. Решение примеров.

272

Самостоятельно находят частное и остаток. Выполняют проверку.


Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к предмету


3. Задания
из электронного приложения
к учебнику


Выполняют задания

Индивидуальная

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Ребята, что нового мы сегодня узнали
на уроке?

– Что мы повторяли сегодня на уроке?

– Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? Какое – меньше?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VIII. Домаш-нее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

С. 61, № 273, 274

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Урок 39
Нахождение неизвестного слагаемого
(учебник, с. 62)

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях, использовать разные способы вычислений, преобразовывать выражения для выполнения действий с ними, решать текстовые задачи

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях, использовать разные способы вычислений, преобразовывать выражения для выполнения действий с ними.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником

Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Нахождение неизвестного слагаемого. Уравнение

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока


Озвучивает тему, цель урока

Слушают учителя

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная.

П – фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-

Устные ответы, наблюдения учи-

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


2. Устный счет:

1) Работа над выражениями.

– Укажите порядок действий.

(а + b) · с – d : (к + т) · п

(а + b) · (с – d) : к + т · п

Выполняют задания.


символической форме
(на моделях); используют математические термины, символы и знаки; владеют логическими действиями, базовыми предметными понятиями, способами выполнения заданий поискового характера.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме; планируют и контролируют учебные действия.

К – строят речевое высказывание в устной форме; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме; признают возможность существова-

теля, выполненные задания (расстановка порядка выполнения действий в выражениях со скобками, решение задач)


2) Блицтурнир.

• Сергей нашел а грибов, а Вадим – в 4 раза больше. На сколько грибов меньше, чем Вадим, нашел Сергей?

• На одной полке b книг, а на другой – на 8 книг меньше. Во сколько раз на первой полке книг больше, чем на второй?

• Турист прошел в первый день п километров, а во второй – в 2 раза меньше, чем в первый день, а в третий – на 5 километров больше, чем в первый день. Сколько всего километров прошел турист?

Выполняют задания.

Индивидуальная.


3) Работа
над задачей

280.

– Объясните, что обозначает каждое выражение


Читают условие задачи, а потом объясняют

Фронтальная


IV. Изучение нового материала

1. Повторение взаимосвязи между компонентами и результатом сложения.

276.

Этому способствует задание 309. Можно данную в учебнике таблицу записать заранее
на доске.

Слагаемое

3

62




1017

Слагаемое



24

179

75


Сумма

7

82

76

964

523

8192

Вывод: если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое.


Вызываемые к доске ученики заполняют пустые клетки в ней, каждый раз поясняя, как они находят неизвестное первое или второе слагаемое.

Фронтальная.

Применение знаний о взаимосвязи между компонентами
и результатом сложения.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


2. Знакомство
с новым видом уравнений

На доске представлена запись, дается подробное объяснение.

– В уравнении х + 15 = 68 : 2 неизвестно первое слагаемое, второе слагаемое 15, а сумма выражена частным чисел 68 и 2.

х + 15 = 68 : 2

х + 15 = 34

х = 34 – 15

х = 19                

19 + 15 = 68 : 2

34 = 34

– Найдем сначала сумму (68 : 2 = 34). Значит, сумма равна 34. Мы знаем, что если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое. Для решения надо из суммы 34 вычесть известное слагаемое 15
(34 – 15 = 19). Значит, х = 19. Выполним проверку, подставив вместо х найденное число: 19 + 15 = 34 и 68 : 2 = 34. В левой и правой части уравнения получили одно и то же число. Значит, уравнение решено верно

Внимательно слушают

Фронтальная

ния различных точек

зрения по обсуждаемой проблеме.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего

успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса

Знание способа решения уравнения вида

х + 15 =

= 68 : 2

V. Первичное закрепление

1. Работа
по учебнику.

– Откройте учебник на странице 62 и объяс-ните решение второго уравнения и проверку
к нему.

277.

Выполняют задания,

с подробным комментированием, записывают и решают уравнения.

Фронтальная, индивидуальная.

П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями.

Решение уравнений.


2. Самостоятельная работа.

278.


279.

Решают под руковод-ством учителя.

Вычисляют и делают проверку.

Фронтальная, индивидуальная.



Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

Выполнение дви-

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7






К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку на здоровый образ жизни

жений
соглас-
но инст-рукции

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений.

Заключитель-

ная беседа.

Выставление оценок

– Что нового мы сегодня узнали на уроке?

– Какие знания вам понадобилось на этом уроке?

– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?

– Где испытали трудности?

– Какие задания вам необходимо еще раз выполнить?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собствен-

ную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VII. Домаш-нее задание

Инструктаж по выполне-
нию домашнего задания

С. 62, № 281, 282

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Урок 40
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого
(учебник, с. 63)

Цель деятельности учителя

Способствовать ознакомлению с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения, совершенствованию навыков сложения и вычитания многозначных чисел, развитию умений выполнять деление с остатком, преобразовывать и сравнивать величины

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения; научатся складывать и вычитать многозначные числа, выполнять деление с остатком, преобразовывать и сравнивать величины.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Уравнение. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопре-
деление)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

Наш урок сейчас начнем

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока


С. 63

Определяют тему, цель урока

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная.

П – делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поис-

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания.


2. Устный счет:

1) Вычисление суммы удобным способом.


72 + 43 + 18 + 57 120 + 65 + 15

64 + 29 + 61 + 36 460 + 380 + 20

Выполняют задания.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


2) Задания
на смекалку.

Выполняют задания.

Фронтальная.

кового характера, базовыми предметными понятиями.

Р – принимают и сохра-няют цели и задачи учеб-

ной деятельности; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстником; формулируют и аргументируют


3) Перевод единиц измерения длины

№ 289 (вынести на доску).

9 см = … мм 9 ч = … мин

80 см = … мм 80 с = … мин … с

2 м 25 см = … мм 2 ч 25 мин = … мин

Выполняют задание

Индивидуальная

Перевод одних измерений длины в другие

IV. Изучение нового материала

1. Повторение взаимосвязи между компонентами и результатом вычитания.

№ 283.

Уменьшаемое

42


60


846


Вычитаемое


45


537


542

Разность

36

85

28

362

140

834

– Общие выводы: если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.

Вызываемые к доске ученики заполняют пустые клетки в таблице, каждый раз поясняя, как они находят неизвестное уменьшаемое или вычитаемое.

Фронтальная.

Знание
и использование взаимосвязи
между компонентами
и результатом вычитания.


2. Объяснение учителя.

х – 34 = 48 : 3

х + 34 = 16

х = 34 + 16

х = 50                

50 – 34 = 48 : 3

16 = 16

Слушают учителя.

Фронтальная.

Знание способа решения уравнений.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– В уравнении х – 34 = 48 : 3 неизвестно уменьшаемое, вычитаемое 34, а разность выражена частным чисел 48 и 3. Найдем сначала разность (48 : 3 = 16). Значит, разность равна 16. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо разность и вычитаемое сложить. Вычисляем: 34 + 16 = 50.

Значит, х = 50. Выполним проверку, подставив вместо х найденное число: 50 – 34 = 16 и 48 : 3 = 16. В левой и правой части уравнения получили одно и то же число. Значит, уравнение решено верно.



свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха

в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.


3. Работа
со статьей учебника

– Откройте учебник на странице 63 и объясните решение второго уравнения и проверку к нему

Выполняют задание

Индивидуальная

Работа
с учебной статьей

V. Первич-

ное закрепление

Работа
по учебнику.

284.

С подробным комментированием записывают
и решают уравнения.

Фронтальная.

Решение уравнений.


Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение движений
соглас-
но инст-рукции

VI. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

№ 287 (под руководством учителя).

Всего – 300 м.

Занято 8 рядов по ? м.

Осталось – 140 м.

1) 300 – 140 = 160 (м.) – занято.

Записывают краткое условие, составляют план и записывают решение самостоятельно.

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют анализ, сравнение, обобщение, аналогию; осознанно и произвольно строят речевые высказывания;

Устные ответы, записи
в тетради

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



2) 160 : 8 = 20 (м.).

Ответ: 20 мест в каждом ряду.

№ 288.

– Как найти часть от числа и как найти число по его части?

48 : 3 = 16 (мм).

Ответ: 16 мм – третья часть отрезка.

Затем дети работают самостоятельно: чертят отрезки заданной длины.








Самостоятельно решают задачу.


осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательство; владеют способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планированию, контроль учебных действий, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К – используют речевые средства и средства ин-формационных и коммуникационных технологий в группе в ходе решения учебно-познавательных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым
и сверстниками; формулируют и аргументируют свою точку зрения на



2. Решение примеров.

№ 285.

Оказывает индивидуальную помощь.

№ 302 (с. 65).

76 : 8 = 9 (ост. 4) 1) 3

1) 4

2) 8 · 9 + 4 = 76

54 : 11 = 4 (ост. 10) 1) 1

1) 10

2) 11 · 4 + 10 = 54

1) 3

2) 234 · 4 + 3 = 939


Самостоятельно решают примеры столбиком с проверкой.

Выполняют вычисления (один ученик на закрытой доске), сравнивают с учебником.

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7






обсуждаемую проблему; умеют слушать; признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему.

Л – осуществляют смыслообразование; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; осознают необходимость и важность изучения предмета



3. Сравнение величин

№ 304 (с. 65).

Организует фронтальную проверку

Сравнивают величины устно

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Как вы оцениваете свою деятельность
на уроке?

– Перечислите типичные ошибки при решении уравнений.

– Какие рекомендации можете дать во избежание данных ошибок?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

VIII. Домаш-нее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

С. 63, № 286, 290

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Урок 41
Нахождение нескольких долей целого

(учебник, с. 64–65)

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять понятие «доли» в устных ответах, находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://www.proshkolu.ru/club/rebys/file2/3413706

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Доли

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопре-
деление) к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Ребусы.

Слушают учителя.
Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.





– Минус, плюс

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдение учи-теля за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока


Озвучивает тему, цель урока

Слушают учителя

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символи-

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


2. Устный счет:

1) Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными.



24 : 56 – 8 · 4 = 1

73 – 18 : 5 + 17 = 28



Выполняют задания.


ческие средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие; владеют базовыми предметными понятиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей для ее решения.

К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме; умеют слушать собеседника.



2) Выполнение задания.

Задание на странице 64 внизу.

Выполняют задание.

Фронтальная.


3) Решение уравнений

– Подберите числа так, чтобы можно было решить уравнения (вынести на доску).

47 + х =  х · 9 =  х ·  = 72

65 – х =  х : 8 = 

Выполняют задание

Фронтальная

Решение уравнений

IV. Изучение нового материала

1. Практическая работа
(под руковод-ством учителя).

– Начертите в тетради отрезок длиной 12 см.

Нам надо узнать, сколько сантиметров
в 3/4 отрезка. Сначала разделите отрезок
на 4 равные части. Как назвать каждую часть?

– Сколько сантиметров в 1/4 отрезка?


– Как узнали?

– Покажите на чертеже 1/4 отрезка.



– Как показать 3/4 отрезка?




– Одна четвертая часть.

– В 1/4 отрезка 3 сантиметра.

12 : 4 = 3.

Проводят сверху дугу
и подписывают: .

Подчеркивают дугой снизу 3/4 отрезка и делают запись.


Фронтальная, индивидуальная.

Нахождение доли числа и числа по его доле, выполнение соответствующего чертежа.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Как узнать, сколько сантиметров в 3/4 отрезка?

Делает запись на доске, а учащиеся в тетрадях.

1) 12 : 4 = 3 (см) – 1/4 отрезка.

2) 3 · 3 = 9 (см).

Ответ: 9 см в 3/4 отрезка.

3 · 3 = 9 (см).


Л – осознают свои возможности в учении, важность и необходимость изучения предмета; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.



2. Работа со статьей учебника (с. 64)

№ 296 (с. 65)

Читают объяснение
по учебнику

Индивидуальная

Работа
с учебной статьей

V. Первич-

ное закрепление

Работа
по учебнику.

№ 291.

– Как получили 5/6 отрезка?

– Сколько миллиметров в 5/6 отрезка?


1) 60 : 6 = 10 (мм) – 1/6 отрезка.

2) 10 ·5 = 50 (мм).

Ответ: 50 мм в 5/6 отрезка.

№ 297 (с. 65).


Выполняют устно.

Выполняют чертеж,
показывают 5/6 отрезка.








Выполняют самостоятельно с последующей проверкой.

Фронтальная, индивидуальная.

Решение текстовой арифметической задачи.

Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение дви-жений
соглас-
но инст-рукции

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

VI. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

№ 293 (под руководством учителя).

В 1 день

Количество
дней

Всего кг

одинаковое

7 д.

21 кг

? д.

36 кг

? на 1 кг б.

? д.

36 кг

1) 21 : 7 = 3 (кг) – за 1 день.

2) 36 : 3 = 12 (д.) – хватит 36 кг.

3) 3 + 1 = 4 (кг) – стали расходовать за 1 день.

4) 36 : 4 = 9 (д.).

Ответ: 12 дней, 9 дней.

№ 299 (с. 65) (под руководством учителя).

Осталось – ? м.

1) 56 · 5 = 280 (м) – купили.

2) 280 : 7 · 2 = 80 (м) – истратили.

3) 280 – 80 = 200 (м).

Ответ: 200 м осталось.


Записывают таблицу
и решение в тетрадь,
один ученик у доски.









Записывают краткое условие, затем составляют план решения
и записывают решение отдельными действиями.

Фронтальная, индивидуальная

П – устанавливают математические отношения между объектами; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы.

Р – принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения,
координируют в сотрудничестве разные позиции.

Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета

Устные ответы, записи в тетради


2. Решение примеров

№ 294

Решают самостоятельно

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке?

– Вам удалось достичь цели?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VIII. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

С. 65, № 300, 301

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Урок 42
Решение задач
(учебник, с. 66)

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений решать разные виды задач с помощью схематического рисунка, чертежа, выполнять устные и письменные вычисления, преобразовывать величины, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать разные виды задач с помощью схематического рисунка, чертежа, выполнять устные и письменные вычисления, преобразовывать величины, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Задача

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопре-
деление)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Вдаль идет дорога –

Будет знаний много.

Так дерзай, дружок, учись,

Не болтай и не ленись,

Не отлеживай бока –

Путь-дорога нелегка

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока


Сообщает тему, цель урока

Слушают учителя

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная.

П – самостоятельно осуществляют расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках; используют математические термины, символы и знаки; владеют логическими действи-ями, базовыми предмет-

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания


2. Устный счет:

1) Выполнение задания.

№ 308 (вынести на доску).

– Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными.

640 – 480 : 6 + 360 = 400

120 + 120 : 4 + 6 = 132

Выполняют задания.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



160 : 4 · 2 + 10 = 30

60 – 54 : 6 : 3 = 17



ными понятиями, способами выполнения заданий поискового и творческого характера.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществляют планирование и контроль учебных действий.

К – строят речевое высказывание в устной форме; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника; формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего



2) Задание «Магический квадрат»




170


140

100



150

Выполняют задание

Фронтальная


IV. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

№ 306.

Разбирает вместе с учащимися.



– Эту задачу можно решить несколькими способами. Что можно узнать, зная, что дыня
и арбуз весят вместе 8 кг, а масса дыни, арбуза и тыквы вместе составляет 16 кг?

– Каким действием?


– Хорошо, массу тыквы узнали. Как узнать
теперь массу арбуза, если арбуз и тыква весят 13 кг?

– А теперь узнайте массу дыни.

I способ:

1) 16 – 8 = 8 (кг) – тыква.

2) 13 – 8 = 5 (кг) – арбуз.

3) 8 – 5 = 3 (кг) – дыня.


После чтения задачи записывают условие.







– Можно узнать массу тыквы.

– Надо из 16 вычесть 8. Получится 8 килограммов.

– Надо из 13 вычесть 8, получится 5 килограммов.

– Надо из 8 вычесть 5, получится 3 килограмма.

Записывают решение двумя способами.

Фронтальная, индивидуальная.


















Решение текстовых арифметических задач, уравнений.















Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



II способ:

1) 16 – 13 = 3 (кг) дыня.

2) 8 – 3 = 5 (кг) – арбуз.

3) 13 – 5 = 8 (кг) – тыква.

Ответ: тыква – 8 кг, арбуз – 5 кг, дыня –
3 кг.

№ 307 (под руководством учителя).

I способ:

1) 1 945 – 1 225 = 720 (чел.) – в III школе.

2) 1 945 – 1 300 = 645 (чел.) – в I школе.

3) 720 + 645 = 1 365 (чел.) – в I и III школах.

4) 1 945 – 1 365 = 580 (чел.) – во II школе.

II способ:

1) 1 945 – 1 225 = 720 (чел.) – в III школе.

2) 1 300 – 720 = 580 (чел.) – во II школе.

3) 1 225 – 580 = 645 (чел.) – в I школе.

Ответ: 645 человек – в I школе, 580 человек – во II школе, 720 человек – в III школе.














Записывают решение двумя способами.


успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость знаний в жизни человека.



2. Решение уравнений.



Физкультминутка.





№ 309.

Оказывает индивидуальную помощь тем учащимся, которые затрудняются.


Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке.

Решают задачи с помощью составления уравнений самостоятельно.

Выполняют физкультминутку.





Фронтальная.





Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни





Выполне-ние движений
соглас-
но инст-рукции

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


3. Работа с величинами.

311

Выполняют самостоятельно (с последующей проверкой).




4. Задания
из электронного приложения
к учебнику


Выполняют задания

Индивидуальная

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?

– Что успели повторить?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

– Что осталось непонятным?

– Что понравилось из заданий больше всего? Что не очень понравилось?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VII.  Домаш-нее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

С. 66, № 310, 312

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Урок 43
Сложение и вычитание величин
(учебник, с. 67)

Цель деятельности учителя: способствовать ознакомлению с письменными приемами сложения и вычитания величин, совершенствованию устных и письменных вычислительных навыков, развитию умений преобразовывать величины, решать задачи и уравнения, находить площадь и периметр треугольника.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с письменными приемами сложения и вычитания величин; научатся выполнять устные и письменные вычислительные навыки, преобразовывать величины, решать задачи и уравнения, находить площадь и периметр треугольника.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни.

методы и формы обучения: урок-аукцион. Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://rusfolder. com/32474579; http://festival.1september.ru/articles/504176

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; изображение королевы Математики, название лотов, алгоритм, карточки, чертежи к задаче, молоточек, жетоны с обозначением баллов (2 б., 3 б., 5 б., 10 б., 15 б. и т. д.).

Основные понятия и термины: сложение и вычитание величин.

организационная структура (сценарий) урока

I. Организация начала урока.

Математика – королева наук!

Без нее не летят корабли,

Без нее не поделишь ни акра земли,

Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,

Что почем не узнаешь,

А узнав, не поймешь!

– Итак, урок математики. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня мы отправляемся на математический аукцион.

– Кто знает, что это такое? (Ответы учащихся.)

– Вот как объясняет Ожегов значение этого слова в своем словаре:

Аукционпубличная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

– На аукционе разыгрываются лоты. Обратимся опять к словарю Ожегова:

Лотмера веса, равная 12,8 г.

– Проводить аукцион сегодня будет королева Математика. На аукционе знания будут заменять деньги. Сегодня выставлены следующие лоты:

Устный счет – 18 б.

Именованные примеры – 20 б.

Алгоритм – 15 б.

Математические карточки – 1 гр. – 5 б. (2 гр. – 10 б.; 3 гр. – 15 б.).

Задача – 15 б.

– Ваша задача сегодня – набрать как можно больше баллов.

– Начинается игра. Выставляется первый лот – «Устный счет».

II. Устный счет.

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать,

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

1. Выполнение вычислений удобным способом.

На доске:

45 + 36 + 25 + 64 48 + 530 + 70 + 52 130 + 366 + 234 + 270

Задание: вычислите удобным способом.

2. Перевод единиц измерения массы и длины.

– Переведите.

3 км 500 м = … м 3 т = … кг

12 км 450 м = … м 2 т 3 ц = … кг

5000 м = … км 4000 г = … кг

3. Решение уравнений.

– Решите и найдите «лишнее» уравнение.

х – 26 = 14 х + 17 = 57 52 – х = 12 х – 17 = 13 90 – х = 50

4. Выполнение задания: № 318.

– Подсчитайте баллы. Кто больше всех набрал баллов? 1, 2, 3. Продано!

Физкультминутка

III. Работа с новым материалом.

– Следующий лот: «Выражения с величинами».

– Посмотрите внимательно на выражения, что для вас нового вы видите в этом лоте?

На доске:

638 мм + 152 мм

6 дм 3 см + 1 дм 5 см

486 кг + 29 м

124 м 75 см + 39 м 85 см

– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

– Вычислите устно. Кто может вычислить значения этих выражений?

– Почему легко было сложить слагаемые?

– Почему вы думаете, что в третьем выражении была допущена ошибка?

– А можно ли производить другие вычислительные действия с величинами?

– Каким способом легче вычислить эти суммы – устным или письменным?

Посмотрите, как находят значение выражений письменным способом (учитель на доске, учащиеся в тетрадях.).

124 м 75 см + 39 м 85 см

124 м 75 см = 12475 см

39 м 85 см = 3985 см

16 460 см = 164 м 60 см

124 м 75 см + 39 м 85 см = 164 м 60 см

– 1, 2, 3. Продано!

– Следующий лот: «Алгоритм».

– По какому плану (алгоритму) мы выполняли вычисление?

1. Заменить крупные единицы мелкими.

2. Выполнить заданное действие.

3. Заменить мелкие единицы крупными.

(Каждый пункт алгоритма вывешивается на доску.)

– 1, 2, 3. Продано!

IV. Первичное закрепление.

– Выставлен следующий лот: «Математические карточки».

Королева вам предлагает выбрать карточки самим.

Розовые карточки – это самые простые задания, оцениваются в 5 баллов, если вы решите.

Голубые карточки. Задание усложняется, оценивается в 10 баллов.

Зеленые карточки. Задание, с которым вы можете справиться, но, пользуясь более глубокими знаниями, оценивается в 15 баллов.

1. № 313 (1).

18 ч 36 мин – 9 ч

18 ч 36 мин – 9 мин

12 км 065 м + 20 м

2. № 313 (2).

20 мин 30 с + 25 с

2 м 20 с + 75 см

6 м 20 см + 75 см

3. № 314.

12 м 86 см + 3м 45 см 45 т 275кг – 18 т 130 кг

5 ч 48 мин + 35 мин 6 м 20 см + 75 см

(проверка)

– 1, 2, 3. Продано!

Физкультминутка

Релаксация.

V. Работа над пройденным материалом.

– Следующий лот: «Задача».

– Откройте учебники на странице 67, найдите № 315. Прочтите задачу.

– О чем задача?

– Сколько было поездов?

– Как он шел?

– Что известно?

– Сколько километров прошел поезд до второй остановки?

– Что нужно найти?

– Как удобней сделать краткую запись?

– Какой чертеж верный? (На доске 2 чертежа.)

1.

2.

– Можем сразу ответить на вопрос задачи?

– Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи?

– Как найти это расстояние?

– Теперь можете ответить на вопрос задачи?

– Запишите решение в тетрадь.

– 1, 2, 3. Продано!

VI. Итог урока.

– Сегодня на математическом аукционе были проданы все лоты. Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня поработали над новой темой, многое узнали.

– А теперь я предлагаю ваши балльные знания поменять на отметки.

На доске:

25 б. и больше – 5

24 б. – 15 б. – 4

14 б. – 8 б. – 3.

Домашнее задание: с. 67, № 316, 317.

Урок 44
Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз
с вопросами в косвенной форме
(учебник, с. 68)

Цель деятельности учителя

Способствовать ознакомлению с задачами на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме, развитию умений решать разные виды задач, выполнять письменные вычисления с величинами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с задачами на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме; научатся решать разные виды задач, выполнять письменные вычисления с величинами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Задачи на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопре-

деление)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Блицопрос

– Какое количество дней в неделе? (7.)

– Какое количество дней в декаде? (10.)

– Сколько секунд в минуте? (60.)

– Сколько будет, если одну тысячу разделить на двадцать пять? (40.)

– Какого числа родился известный лингвист
и методист Александр Матвеевич Пешковский? (11 августа 1878 г.)

– Сказка «…медведя» (3.)

– Пословица «…в поле не воин» (1.)

Слушают учителя.
Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Быстро отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюде-

ние учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока


Озвучивает тему, цель урока

Слушают учителя

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.


Фронтальная, индивидуальная.

П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (вели-
чина); делают выводы

Устные ответы, наблюдения учи-

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


2. Устный счет:

1) Цепочка
примеров.

Выполняют задания.


по аналогии и проверяют эти выводы; используют математические термины, знаки; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера.

Р – понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

К – понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изуче-

теля, выполненные задания.


2) Работа
над задачей.

№ 323 (можно вынести на доску).

– Составьте по таблице задачу и запишите решение в виде выражений.


Цена
(в руб.)

Кол-во
(в штуках)

Стоимость

(в руб.)

Карандаши

а

15

?

Кисточки

b

?

с

Линейки

?

2

d

– Составьте по этой таблице выражения, которые обозначают стоимость 6 карандашей и 2 кисточек; 5 карандашей и 1 линейки;
3 кисточек и линейки; карандаша, кисточки
и линейки.

Выполняют задания.

Фронтальная, индивидуальная.



3) Арифметический диктант

1) Запишите число, которое следует за числом 50 000.

2) Запишите число, в котором 89 ед. II кл.
и 307 ед. I кл.

3) Уменьшите число 400 на 230.

4) Увеличьте число 500 на 360.

5) Найдите сумму чисел 80 и 90.

6) Найдите разность чисел 150 и 60.

7) Выразите 25 000 м в километрах.

8) Выразите 3 т в килограммах

Выполняют задания

Индивидуальная

Выполненные задания

IV. Изучение нового материала

1. Практическая работа.

– Нарисуйте у себя в тетради квадраты и кружки так, чтобы квадратов было 6 и чтобы их было на 2 больше, чем кружков. Сколько кружков нарисуете?




– Нарисуем 4 кружка.

Фронтальная, индивидуальная.

Решение задачи.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Как узнали, что надо нарисовать 4 кружка?

– Почему вычитали, ведь в задаче говорится «на 2 больше»?

– Из 6 вычесть 2.

– Это квадратов на 2 больше, а кружков на 2 меньше.

Читают задачи и под руководством учителя записывают краткое условие и решение.


нию учебного предмета;

понимают важность и необходимость математи-

ческих знаний для человека.


Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение дви-жений
соглас-
но инст-рукции

V. Первич-

ное закрепление

Работа
по учебнику

– Откроем учебник на с. 68 и решим две задачи № 319, а потом сравним их решение.

Задача 319 (1).

1-й дом – 9 эт.

2-й дом – ?, на 3 эт. б.

9 + 3 = 12 (эт.).

Ответ: 12 этажей во втором доме.

Задача 319 (2).

1-й дом – 12 эт., это на 3 эт. б.

2-й дом – ?

12 – 3 = 9 (эт.).

Ответ: 9 этажей во втором доме.

– Почему задачу 319 (2) решали вычитанием, там же сказано «на 3 этажа больше»?













– Это сказано про первый дом, значит, во втором доме наоборот,
на 3 этажа меньше

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют логические действия.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование
и контроль учебных действий.

К – владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми
и сверстниками.

Л – понимают важность
и необходимость математических знаний для человека

Решение текстовых арифметических
задач

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VI. Практическая деятельность

Сложение и вычитание величин

№ 320.


№ 321, 322

Решают с комментированием задачи.

Выполняют с комментированием, записывая вычисления столбиком

Фронтальная

П – осуществляют логические действия.

Р – принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют планирование
и контроль учебных действий.

К – владеют способами конструктивного взаимодействия

Выполнение действий с именованными числами

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Что необычного в задачах, которые мы сегодня решали?

– Перечислите типичные ошибки при решении такого вида задач.

– Какие рекомендации можете дать во избежание данных ошибок?

– Как вы оцениваете свою деятельность
на уроке?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VIII. Домаш-нее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

С. 68, № 324

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Урок 45
Повторение пройденного. «Что узнали.
Чему научились»
*
(учебник, с. 69–75)

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений применять вычислительные навыки, осуществлять перевод одних единиц измерения в другие, решать текстовые задачи, уравнения на основе знания связей между компонентами и результатом действий, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Тип урока: оценка и коррекция знаний и способов действий.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся применять вычислительные навыки, осуществлять перевод одних единиц измерения в другие, решать текстовые задачи, решать уравнения на основе знания связей между компонентами и результатом действий, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осуществляют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.

* Урок строится по усмотрению учителя. Задания, представленные в учебнике на страницах 69, 72–73, могут быть использованы для устной работы, а также для организации самостоятельной работы учащихся с последующей проверкой в классе. Некоторые задания можно разобрать совместно с учащимися. Материал надо использовать с учетом подготовленности класса.

Задания из рубрики «Странички для любознательных» (с. 70–71) по усмотрению учителя могут быть использованы как на отдельном уроке, так и распределены по урокам всей темы.

На выполнение заданий рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма) (с. 74–75), на уроке отводится 10–12 минут.

Урок 46
Контроль и учет знаний по теме «Числа,
которые больше 1000. сложение и вычитание»

Цель деятельности учителя:  создать условия для обобщения полученных знаний (сложение и вычитание чисел больше 1000, в том числе и величин, сравнение многозначных чисел, порядок выполнения действий в выражениях, решение уравнений и задач), организации и проведения проверки знаний учащихся.

Тип урока: проверка знаний и способов действий.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся работать самостоятельно, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, решать уравнения и текстовую задачу, осуществлять самопроверку и рефлексию деятельности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностью понимать учебную задачу урока, использовать математические знания в расширенной области применения, выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения темы.

Личностные: осуществляют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: http://rusfolder.com/32474579

ПРИМЕРНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант I

1. Реши задачу.

На комбинате в декабре изготовили 7163 л сока, а в январе – на 678 л меньше. В пакеты разлили 9789 л сока, а остальной – в бутылки. Сколько литров сока разлили в бутылки?

2. Выполни вычисления и сделай проверку.

700 000 – 24 618

804 608 + 96 395

312 879 – 179 542

3. Вычисли, записывая решение в столбик.

28 км 640 м – 9 км 890 м

18 т 360 кг + 16 т 740 кг

4 ч 40 мин – 55 мин

4. Реши уравнение.

290 + х = 640 – 260

5*. Укажи порядок действий.

a : bс · d + кт : п

Вариант II

1. Реши задачу.

Зимой в магазине продали 3486 кукол, весной – на 697 кукол меньше. Из всех проданных кукол 4486 были в платьях, а остальные – в спортивных костюмах. Сколько было кукол в спортивных костюмах?

2. Выполни вычисления и сделай проверку.

600 600 – 24 863

143 807 + 57 296

529 631 – 181 479

3. Вычисли, записывая вычисления в столбик.

16 т 230 кг – 9 т 750 кг

32 км 560 м + 19 км 540 м

2 ч 2 мин – 45 мин

4. Реши уравнение.

400 – х = 275 + 25

5*. Укажи порядок действий.

а : (bс) · d + к · (т : п)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!