Разработка урока по обществознанию в 9 класса
Тема: «Конституция – основной закон РФ»
Учитель: Иванова Людмила Сергеевна, МАОУ «Воздвиженская ООШ»
Пономаревского района Оренбургской области
Цели занятия:
образовательная: показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства государства;
систематизировать знания об основном законе государства, правах и обязанностях граждан; расширить знания и представления о Конституции РФ.
развивающая: развитие критического мышления, формирование основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом, умение делать самостоятельные выводы;
воспитательная: воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны; формирование собственной гражданской позиции, способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на занятии.
расширить представление о величии и могуществе нашей Родины, дать понятие обществоведческому слову «федерация», создать условия для усвоения знаний об основном законе Российской Федерации – Конституции, познакомить в доступной форме со статьями конституции для детей – правами и обязанностями, продолжить изучение государственных символов.
Планируемые результаты
Предметные:
- охарактеризовать структуру Конституции, определить ее цели и задачи;
- добиться понимания того, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой, защищает основные права человека;
-научатся приводить примеры прав и обязанностей граждан Российской Федерации;
- смогут раскрыть взаимосвязь прав и обязанностей граждан России;
Личностные результаты:
- формирование гражданской идентичности - гражданина России, занимающего активную гражданскую позицию, отстаивающего общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, заинтересованного в благополучии и процветании своей страны.
- воспитание уважительного отношения к Основному закону государства.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД:
- смогут самостоятельно выполнять практические и познавательные задания;
- сформированы навыки познавательной рефлексии (от постановки цели до получения и оценки результата) как основы самостоятельного планирования своей учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- применять различные методы познания для изучения Конституции;
- развивать умения структурировать знания; строить речевое высказывание;
- формировать навыки работы с информацией, включая умения критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Коммуникативные УУД:
- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Используемые технологии: групповые, игровые технологии, ИКТ.
Тип учебного занятия: первичное закрепление новых знаний и способов
деятельности
Форма проведения: традиционный урок.
Методы работы: метод подводящего диалога, беседы, художественный, метод групповой работы, дифференцированный, наглядный
Оборудование: Презентация, компьютер; административная карта России, схемы, таблицы, тексты Конституции
Основные понятия: Конституция, закон, правовой статус человека, гражданство.
Логика урока:
1. Организационный этап.
2 Стадия вызова. – этап актуализации субъектного опыта учащихся
3. Стадия осмысления – этап изучения новых знаний и способов деятельности, первичной проверки понимания изученного, закрепление и применение изученного.
4. Стадия рефлексии – этап обобщения и систематизации изученного.
Учитель: Здравствуйте ребята. Я очень рада приветствовать Вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении.
Учитель: У каждого листочка
У каждого ручья
Есть родина своя.
Есть главное на свете-
Для ивушки плакучей
Нет реченьки мелей,
Для беленькой березы
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные
Мы Родиной зовем.
Почему такие сокровенные чувства мы испытываем, когда говорим о Родине? (Обсуждение).
Учитель: А что такое Родина?
Ответы обучающихся :Государство, где ты родился, учился, живешь.
Учитель: Как называется наша Родина?
Ответы обучающихся :Россия, Отечество, Русь.
Учитель: Кто является главой нашего государства?
Ответы обучающихся :Президент, Владимир Владимирович Путин.
Учитель: Какие государственные символы Вы знаете?
Ответы обучающихся :Флаг, Герб, Гимн.
Учитель: Ребята, а как ведут себя граждане во время исполнения гимна?
Ответы обучающихся :Все встают, снимают головные уборы и исполняют гимн.
Учитель: Предлагаю Вам видеоролик.
Играет видеоролик, звучит гимн, дети встают.
Учитель: Спасибо, присаживайтесь!
Введение в тему урока
Учитель: Вы, наверное, успели заметить, что данный ролик раскрывают масштабы нашей Великой Родины, ее многонациональный состав, территориальную целостность, свободу и независимость граждан, идеологию и суверенитет государства.
Учитель: Ребята, а в каком документе закреплены все эти принципы?
Ответы обучающихся : Конституция
Учитель: Совершенно верно, таким документом является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституция – основной закон РФ». Запишите, пожалуйста, тему урока в свою тетрадь.
Дети записывают тему в тетради.
Учитель: Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово? Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации.
Ответы обучающихся : Это закон, президент, власть, устройство, государственный и политический строй.
Показывает слайд
Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).
Учитель: Цели урока:
Ознакомится с Основным Законом страны;
Расширить правовой кругозор, ознакомиться с понятиями: Конституция, Совет Федерации, Федеральное собрание, Государственная Дума, законодательная инициатива;
Выяснить как происходит процесс принятия законов.
Предоставление новой информации
Учитель: Конституция – Основной Закон государства, определяющий:
Как устроено государство
Как образованы органы власти
Каковы права и обязанности граждан.
Учитель: Возвратимся в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.
С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II. Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II.
17 октября 1905 г. был подписан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция. Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой. 0
Работа с учебником
Учитель: Используя текст учебника на стр. 96, докажите, что Конституция – это основной закон страны.(имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)
Вывод: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
Работа с источником
Учитель: Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ. Проанализируйте данный документ: Как она построена? Из чего она состоит?
Учитель: Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов. В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем 9 глав, 137 статей. Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»
Обратите внимание на ст. 3 прочтите ее.
Вывод: Что единственным источником власти является народ.
Учитель: Ребята предлагаю Вам немного отдохнуть. Смотрите на экран и повторяйте движения.
Физминутка
Работа в группах по изучению Конституции РФ.
Работа в группах
Учитель:До начала урока мы с Вами разделились на группы. У каждой группы есть задание. Используя текст Конституции РФ Вам необходимо выполнить эти задания и представить свои ответы и выводы и ответы по данной теме.
Глава1Конституции РФ, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. Используя текст Конституции главы 1 ст. 1; 2; 3; 5 ч.1; 6 ч.2,; 10,11 ч.2; 13 ч.3; заполните схему «Основы конституционного строя»:
На работу 5 мин.
Итак, назовите форму нашего государства (республика)
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Составьте схему «Классификация основных прав и свобод». Используя текст учебника пар. 11 на стр. 93-95 заполните схему ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
Классификация прав и свобод
Глава 3 «Федеративное устройство». Заполните схему «Типы субъектов РФ». Пользуясь статьей 65 Конституции РФ
Затем определите основные направления деятельности субъектов РФ.
Глава 4 «Президент РФ». Составьте кластер «Полномочия президента». Работа на доске
Глава 5 «Федеральное собрание». Заполните таблицу.
| Парламент РФ (Федеральное собрание) | Парламент субъекта Федерации |
Название палат | Совет Федерации | Государственная Дума | Областная Дума |
Как формируется | По 2 представителя от субъектов Федерации | Выборы | Выборы |
Количественный состав палат | 176 | 450 | 35 депутатов |
Какая из палат является верхней, а какая нижней | верхняя | Нижняя | |
Какая из палат может быть распущена, кем? | | Президентом | Согласно статьям Устава |
Глава 6 «Правительство РФ», запишите полномочия Правительства.
Укажите полномочия Правительства РФ.
Глава 7 «Судебная власть и прокуратура». Составьте схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».
Учитель: Итак, на основе изученного Вами материала, мы можем сделать следующий вывод: конституция закрепляет нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, правовое равенство всех граждан, описывает характер государства, статус власти, взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структуру и порядок функционирования органов управления.
Подведение итогов урока
Учитель: Давайте подведем итоги. Какое место среди других законов занимает конституция?
Ответы обучающихся : Первое т.к. является основным законом и имеет высшую юридическую силу!!!
Учитель: А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны?
Ответы детей: Конституция не может быть идеальной.
Учитель: Конституцию можно и нужно модифицировать, это «живой» документ, но делать это нужно взвешенно, не потворствуя желаниям группы лиц.
Учитель: Спасибо всем, что вы высказали свое мнение. Мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.
Рефлексия
«Неоконченное предложение»
Закончите предложение:
• Сегодня на уроке я…
• Больше всего мне понравилось…
• Я бы хотел(а)…
Домашнее задание:
П. 12, стр.96-102, вопросы на стр. 102 № 4,5