конструкт образовательной деятельности
по ПМ 03 Организация занятий по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Матвеевой Юлии Петровны, студентки 43 б группы
Тема: Пересказ русской народной сказки «Заяц-хвастун»
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид НОД: приобщение к художественной литературе
Форма НОД: пересказ
Виды деятельности: Игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат:
Дети проявляют умение слушать новые сказки (на примере русской народной сказки «Заяц-хвастун»), сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок;
Дети стремятся к активному общению с взрослыми и сверстниками;
Дети демонстрируют бережное отношение к книге;
Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Заяц хвастун».
Дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность в общении, ознакомлены с русской народной сказкой «Заяц-хвастун»
Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов: «крестьяне», «снопы», «гумно».
Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением.
Цель: Формирование интереса и воспитание любви к чтению русских народных сказок в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Заяц-хвастун» и пересказа сказки.
Задачи образовательной деятельности | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: Воспитывать желание слушать новые сказки (на примере русской народной сказки «Заяц- хвастун»), сопереживать героям произведения. Воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками. Воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Заяц-хвастун» 2.Развивающие задачи: Развивать связную (диалогическую и монологическую) речь детей в процессе пересказа русской народной сказки «Заяц-хвастун». Развивать любознательность. Вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок. Развивать умение вступать в диалог со взрослым и детьми. Развивать инициативу и самостоятельность в общении. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением. 3.Обучающие задачи: Обогащать словарь детей новыми словами: «крестьяне», «стопы», «гумно». | Максим– развивать умение слушать сверстников, не перебивая их. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.
Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип толкования новых слов.
Методы воспитания и обучения
Методы воспитания:
Поощрение, беседа, чтение.
Методы обучения:
Словесные: чтение, беседа, художественное слово, рассказывание, объяснение.
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
Практические: игра, упражнение.
Приёмы мнемотехники: мнемоквадраты
Список использованных источников:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2019. — 368 с.
Заяц хвастун: Читаем по слогам: [Для мл. школ. возраста] / [Худож. В. Пустовалов, И.Пустовалова]. - [М.: Книжный дом, 2017.]. – 10 с.
Средства обучения: книга – русская народная сказка «Заяц- хвастун», мнемоквадраты, , иллюстрации, мольберт, волшебная палочка.
Оборудование: Книга «Заяц-хвастун»
Предварительная работа: Чтение художественного сказки «Заяц-хвастун»
Цель: формирование умений слушать внимательно педагога, не перебивать, не отвлекать, вступать в беседу, отвечать на вопросы полными предложениями.
Ход: Ребята, я сегодня принесла в наш книжный уголок, вот такую интересную книгу называется «Зайц-хвастун», предлагаю ее прочитать.
-Давай же скорее ее прочитаем и узнаем, что же это за сказка!
-Только давайте договоримся, слушать будем внимательно, друг другу не мешать, не отвлекать и стараться не перебивать меня, хорошо? Отлично!
Воспитатель читает художественное произведение Серая звёздочка»
-Ребята, вам понравилась сказка?
-О ком данное произведение?
-Что вам особенно запомнилось? Почему?
-Хорошо!
-Ребята, это сказка мне тоже очень понравилось. Это прекрасное произведение читала мне бабушка когда я была маленькой. Мне очень нравилось проводить с бабушкой время, а потом я приходила домой и рассказывала родителям, какие сказки мне читала ещё бабушка.
Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Собери картинку
Цель. Учить собирать целое из частей и рассказывать, что изображено, учить отвечать полным предложением на поставленный вопрос
Ход занятия: - Ваня, посмотри, что у меня есть. Это паззл
-Ты любишь собирать паззлы? Отлично
-Предлагаю тебе не просто собрать, но и рассказать, что на ней изображено
Воспитатель дает части картины, по сказке «Заяц-хвастун»
Например: (Как ворона зайца хвалила)
-Полина, у тебя получилось? Хорошо
-Расскажи, что ты видишь?
Воспитатель ведет с ребенком беседу и просит отвечать полными предложения, вспоминая сказку «Серая звёздочка»
Ход деятельности
Этапы | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Мотивационный этап Задачи: -заинтересовать детей на предстоящую деятельность; -воспитывать желание слушать; развивать любознательность; развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками. -воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Заяц-хвастун» | Эмоциональное- стимулирование; беседа | Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Собрались все дети в круг (встают в круг) Я твой друг (руки к груди) И ты мой друг (протягивают руки друг к другу) Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки) И друг другу улыбнёмся (улыбаются) - Ребята, вы любите путешествовать? - А куда вы путешествовали? - Здорово! А вы когда-нибудь путешествовали в книгу? - Тогда, я вам предлагаю сегодня туда отправиться, но чтобы попасть в книгу, нам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова Если палочкой волшебной Я взмахну 4 раза В мир книги непременно Мы откажемся все сразу Считаем; 1, 2, 3, 4 - Ребята, мы с вами оказались в мире сказок, но пока мы не знаем, в какой сказке мы оказались - Посмотрите на иллюстрацию, кто на ней изображен? - А как называется сказка? - Ребята, а вы помните, какая история произошла с главными героями? - Я предлагаю вам её ещё раз послушать сказку заяц-хвастун ,а потом попробовать самим рассказать. -Хорошо? - Тогда садись , ноги ровно, и слушайте внимательно. | Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание слушают воспитателя, вступают в диалогическое общение. | Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности, проявляют желание слушать, умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками. Дети демонстрируют бережное отношение к книге |
2. Чтение русской народной сказки и беседа 2.1 Повторное чтение с установкой на пересказ (запоминание) Задачи: - формировать интерес к чтению; - воспитывать желание слушать новые сказки, сопереживать героям произведения. | Художественное слово; выразительное чтение; иллюстрация; демонстрация. | Воспитатель рассказывает сказку | Дети внимательно слушают сказку, рассматривают иллюстрации из книги. | умеют слушать новые сказки, сопереживают героям произведения. |
2.2 Работа над текстом. Беседа Задачи: - обогащать словарь детей новыми словами: «крестьяне», «стопы», «гумно» - вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок; развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками. | Беседа; эмоциональное стимулирование; поощрение; иллюстрация; выборочное чтение | Воспитатель задаёт вопросы, побуждает детей к высказыванию, комментирует высказывания. Инициирует общее обсуждение. -Ребята, скажите, вам понравилась русская народная сказка «Заяц - хвастун»? -А что вам в этой сказке особенно запомнилось? - Как вы считаете, о чем эта сказка? - Дети, встретилось слово «Крестьяне» - Кто это? – это жители сел и деревень, которые занимаются хозяйством. Слово «снопы» что означает, кто знает? – это пучок срезанных колосьев льна или соломы. слово «гумно» как вы думаете, что означает? - Это значит, огороженный участок земли для хранения зерна. - Расскажите, кто был хвастуном в этой сказке? (Заяц) Где жил заяц? (В лесу) Когда ему жилось хорошо и когда плохо? (Летом-хорошо, зимой-плохо) Куда он ходил и зачем? (На гумно воровать снопы) Перед кем он хвастался? (Перед стадом зайцев) Что говорил заяц хвастаясь? (У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь) Кому рассказали зайцы про хвастунишку? (Тётке вороне) Как ворона пристыдила зайца? (Больше не хвастай!) Что случилось с вороной? (Сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять) Как заяц ей помог? (Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца и бросили ворону.) - Чем закончилась сказка? -Как вы думаете, чему может научить сказка «Заяц-хвастун»? - Молодцы ребята предлагаю встать со своих мест | Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя, слушают друг друга; выражают собственные чувства, мысли, говорят непонятные ими слова, слушают их объяснение | Дети умеют слушать новые сказки, сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы рассматривания иллюстраций, картинок; Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов: «крестьяне», «стопы», «гумно». |
Физкультминутка Задачи: - снять мышечное напряжение; - подготовить к дальнейшей деятельности -совершенствовать двигательные умения и навыки детей | Показ воспитателя; упражнение | Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений, корректирует в случае необходимости. | Дети выполняют упражнения по образцу. Дети проявляют физическую активность. | Снято мышечное напряжение. Дети готовы к дальнейшей деятельности. Дети демонстрируют двигательные умения и навыки |
2.3. Пересказы детей Задача: - развивать связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Заяц-хвастун» | Пересказ; рассказывание; поощрение; приёмы мнемотехники (мнемоквадраты) | Воспитатель эмоционально вовлекает в слушание пересказов. - Ребята, сейчас я предлагаю вам рассказать всем вместе русскую народную сказку «Заяц-хвастун» по картинкам. - Настя начинает, посмотри внимательно на превую картинку, Серафим – на вторую и т.д. - А кто сейчас хочет один сам рассказать полностью сказку «Заяц – хвастун» по картинкам? | Дети пересказывают содержание сказки (один начинает пересказывать, другой - продолжает, следующий – продолжает…) слушают сверстников. | Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Заяц хвастун». |
2.4. Дидактическая игра «Собери-ка» Задача: Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением. | Беседа; Игра. | - Ребята, я предлагаю сыграть в игру, игра называется «Собери-ка» - Я предлагаю вам разделиться на команды. - Для этого я приготовила цветные карточки. Кто какой цвет вытянет, тот в такой команде и будет. - Ребята, у вас на столах лежат конверты с разрезанными картинками. Вам предстоит их собрать и рассказать, что на ней изображено. -Я вижу, что все команды готовы. Синяя команда, что у вас получилось? - У вас получились Заяц и зайчата. - Расскажите нам что же с ними произошло? - Красная команда, а у вас что получилось? - У вас получились Заяц и ворона - Что же с ними произошло? - Молодцы, ребята, вы внимательно слушали сказку, поэтому справились с игрой очень хорошо! | Дети слушают педагога, играют в дидактическую игру «Собери-ка», отвечают на вопросы полным предложением. | Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением. |
3. Рефлексия. Задачи: - формировать умение анализировать деятельность и оценивать результаты своей деятельности - развивать умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками. | Беседа | Воспитатель задаёт вопросы, обсуждает их с детьми. - Ребята сейчас наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться обратно в детский сад, давайте произнесем волшебные слова, закрывайте глаза Снова палочкой волшебной Я взмахну 4 раза В детский садик непременно Дети все вернутся сразу Считаем: 1, 2, 3, 4 - Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось? -Скажите, а как называется сказка, которую мы сегодня с вами рассказывали по картинкам? - Какой из героев сказки вам понравился больше всего? Почему? - Ребята, с каким трудностями вы столкнулись? -Как вы их преодолели? -Ребята, скажите, а что вам помогло при пересказе (рассказывании) сказки? -Или вам легко было пересказывать (рассказывать) сказку по картинкам? | Дети отвечают на вопросы; слушают друг друга; выражают собственные чувства, мысли; выстраивают полное предложение. | Дети проявляют умение подводить итоги; проявляют умение вступать в диалог со знакомым взрослым и детьми, и сверстниками; проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
Открытость Задачи: - ориентировать детей на самостоятельную деятельность; - развивать инициативу и самостоятельность в общении. | Беседа | -Ребята, а вы хотите еще путешествовать по сказкам? - Здорово! - Ребята я предлагаю вам нарисовать героя сказки который вам понравился, а потом мы с вами устроим выставку рисунков | Дети слушают воспитателя, выражают собственные чувства, мысли, отвечают на вопросы. | Дети ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность; проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
4