1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.
1) Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Этапы деятельности | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность | Эмоциональное стимулирование Привлечение внимания Беседа | Дети стоят на ковре. Стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку в осеннейодежде в группу. - Ребята, посмотрите кто к нам пришёл? (Маша) - Все верно, это же Маша из мультика «Маша и Медведь» ! Давайте с ней поздороваемся. - Здравствуй, Маша! Маша: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам поиграть -Маша, мне кажется, что ты не выспалась. Зеваешь, глаза «спят». Ты поздно легла спать? Маша: Эх! Да, я поздно легла спать, я смотрела мультики, Мишка меня не положил спать, а я не знаю, когда нужно ложиться! -Маша, Маша. Спать нужно ночью. А сейчас у нас что, кто из ребят знает, какое сейчас время суток? (Утро) - Верно! Ребята, мы поможем Маше узнать время суток? (Ответы детей) Маша: Да, да! Я буду вам очень благодарна! | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Дети смотивированы на предстоящую деятельность |
2.Основная часть. 2.1. Работа с сюжетными картинками Задачи: Воспитывать желание внимательно слушать педагога, друг друга. Развивать зрительное восприятие предметов; Развивать речевые навыки, умение отвечать полным предложением; Учить узнавать время суток по устному описанию, отгадывать загадки; | Беседа Художественное слово Упражнение Поощрение Демонстрация Игра | Дети сидят на стульчиках возле мольберта. Рядом с детьми стол, на котором лежат картинки времени суток. -Маша, а ты любишь загадки? Маша: Да, очень -Ребята, Маша, очень любит загадки. А вы любите? (Ответы детей) -Отлично! Тогда я предлагаю вам отгадать несколько загадок о времени суток. Вы согласны? (Ответы детей) -Но мы будем не просто отгадывать загадки, а еще и выбирать изображение времени суток, о которых будет идти речь в загадках. Мамы деток разбудили. Дети личики умыли. Застелив свою кровать, Будут в детский сад шагать. Все ответят дружно, Наступило? (Утро) Воспитатель предлагает одному из детей выбрать картинку с изображением утра и прикрепить на мольберт. -Молодцы, ребята. Следующая загадка: Солнце в небе высоко, И до ночи далеко, Коротка деревьев тень. Что за время суток? (День) Воспитатель предлагает одному из детей выбрать картинку с изображением дня и прикрепить на мольберт. -Дима, почему ты думаешь, что на этой картинке изображён день? (Ответы детей) -Здорово, ребята у меня есть еще загадки. Хотите их отгадать? (Ответы детей) -Хорошо, тогда слушайте следующую загадку. Спать, спать, спать! Нас зовет к себе кровать. Уже погасли свечи — На дворе уж поздний… (Вечер) Воспитатель предлагает одному из детей выбрать картинку с изображением вечера и прикрепить на мольберт. -Саша, почему ты думаешь, что на этой картинке изображен вечер? (Ответы детей) -Молодцы, ребята! У меня есть еще одна загадка. Звёзды на небе зажглись, Спать ребята улеглись. Вечер, день умчались прочь. Им пришла на смену … (Ночь) Воспитатель предлагает одному из детей выбрать картинку с изображением ночи и прикрепить на мольберт. -Вот и все загадки мы отгадали! Ребята, посмотрите на мольберт, все ли картинки расставлены в правильном порядке. Воспитатель предлагает одному из детей выйти и разместить картинки в правильной последовательности: утро, день, вечер и ночь. -Маша хочет поиграть с нами. А вы хотите поиграть с Машей? (Ответы детей) -Отлично, вам нужно закрыть глаза, ребята. Давайте договоримся, что никто не будет подглядывать. Договорились? (Ответы детей) -Хорошо, закрываем глаза! Воспитатель меняет местами картинки на мольберте. -Открывайте глаза. Посмотрите на мольберт, время суток перемешались. Кто хочет их разложить в нужном порядке? (Ответы детей) Один из детей раскладывает картинки по порядку. -Молодец, Алиса! Ребята, правильно ли Алиса разложила сутки? (Ответы детей) -Здорово! Вам понравилась игра? (Ответы детей) -Я предлагаю поиграть нам еще в эту игру. Вы согласны? (Ответы детей) | Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, подбирают картинки к ответам, составляют картинки в определенном порядке, играют в игру «Что изменилось?» | Дети проявляют желание внимательно слушать педагога, друг друга. Дети демонстрируют зрительное восприятие предметов; Дети демонстрируют речевые навыки, умение отвечать полным предложением; Дети узнают время суток по устному описанию, отгадывают загадки; |
2.2. Работа с моделями времени суток Задачи: Воспитывать желание внимательно слушать педагога, друг друга. Развивать зрительное восприятие предметов; Уточнить знания детей о времени суток, их внешних признаках, их последовательности и сменяемости; Учить детей оперировать символикой – цветом, отрываясь от сюжетной иллюстрации; | Беседа Объяснение Поощрение Игра Демонстрация | Воспитатель вешает на мольберт цветные квадраты. Дети сидят на стульях перед мольбертом. - Ребята и Маша, посмотрите на мольберт. Что на нем появилось? (Цветные карточки) - Да, все верно! А вы знали, что этими карточками можно обозначить времена суток? (Ответы детей) Маша: А я не знала. - А давайте попробуем найти каждому времени суток свой цвет? (давайте) - Как вы думаете, к какому времени суток подойдет белый цвет? (утру) - Почему вы так думаете? (потому что утром солнышко только просыпается) - Да, все правильно! Воспитатель помещает карточку белого цвета под сюжетную картинку с изображением утра. - Ребята и Маша, к какому времени суток подойдет жёлтый цвет? (день) - А почему вы так думаете? (потому что днём солнышко ярко светит). - Да, молодцы! Воспитатель помещает карточку жёлтого цвета под сюжетную картинку с изображением дня. - А к какому времени суток подойдет синий цвет? (вечеру) - Почему? (потому что вечером темнеет) - Да все верно! Воспитатель помещает карточку синего цвета под сюжетную картинку с изображением вечера. - А какой цвет остался, ребята? (чёрный) - Да, к какому времени суток подойдет этот цвет? (ночи) - Почему? (потому что ночью темно) Воспитатель помещает карточку чёрного цвета под сюжетную картинку с изображением ночи. - Какие вы молодцы, ребята и Маша! - Все правильно сделали! Давайте еще раз все вместе назовем времена суток. Воспитатель проговаривает с детьми названия времени суток. - Молодцы, все запомнили! Маша, а ты запомнила? Маша:Да, я запомнила. Воспитатель убирает с мольберта сюжетные иллюстрации, оставляя только цветные квадраты. - Ребята, а сейчас вы сможете называть времена суток без картинок, только по карточкам? (Ответы детей) - Какие вы молодцы! Все запомнили! - Если вы так быстро и хорошо все запоминаете, тогда я вам предлагаю поиграть в игру «Что изменилось?». Согласны? -Но перед этим давайте вспомним правила. Мы друг друга не перебиваем, работаем дружно, не выкрикиваем. - Здорово! Тогда давайте закроем глаза. Не подглядываем. Воспитатель меняет местами карточки. - Открывайте глазки! Что же изменилось? (Ответы детей) -Маша, ты согласна с ребятами? Маша: Да, согласна! - Молодцы, ребята! Кира, расставь карточки в правильном порядке, пожалуйста. - Ребята, Кира правильно расставила карточки? (Ответы детей) - Да, верно! Молодец Кира! Дети и педагог играют ещё несколько раз - Вы хорошо поиграли! А сейчас я вам предлагаю немного размяться набраться сил. | Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, подбирают цвета к времени суток, обосновывают свой выбор, расставляют цветные карточки в определенном порядке, играют в игру «Что изменилось?» | Дети проявляют желание внимательно слушать педагога, друг друга. Дети демонстрируют зрительное восприятие предметов; Дети знают о времени суток, их внешних признаках, их последовательности и сменяемости; Дети оперируют символикой – цветом, отрываясь от сюжетной иллюстрации; |
2.3 Физминутка Задачи: способствовать снятию напряжения у детей, переключению их внимания | Упражнение Художественное слово Показ | Дети стоят кругом на ковре. Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются) | Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом и показом воспитателя | Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению деятельности |
2.4. Работа с макетом годовых часов Задачи: Воспитывать желание внимательно слушать педагога, друг друга. Развивать зрительное восприятие предметов; Развивать речевые навыки, умение отвечать полным предложением; Уточнить знания детей о времени суток, их внешних признаках, их последовательности и сменяемости; Формировать у детей представление о понятии сутки; Формировать представление о цикличности времен суток и о том, что сутки могут начинаться с любой части; | Беседа Поощрение Игра Демонстрация Объяснение | Дети сидят полукругом у мольберта. - Ребята, представляете, времена суток – это «вагончики» одного поезда, который называется «сутки». Эти «вагончики» строго следуют друг за другом, они не могут обгонять друг друга, отставать или отцепляться. За утром всегда идет день, за днём – вечер, за вечером– ночь, а после ночи всегда наступает снова утро! - Но поезд («сутки» едет не по обычным рельсам, а по круглым. Воспитатель показывает макет суток. - Утро наступает первым. Воспитатель помещает квадрат («вагончик») белого цвета в первый сектор (по часовой стрелке). - Ребята, квадрат какого цвета мы поместим в следующий вагончик”? (жёлтый) - Почему? (потому что после утра наступает день) -Маша, ты согласна с ребятами? К: Да, согласна! - Максим, помести, пожалуйста, желтую карточку в следующий вагончик. - Прекрасно! А какой будет следующий вагончик? (Синий) - Почему? (Потому что после дня наступает вечер) - Да, все правильно! - Катя, помести, пожалуйста, синюю карточку в следующий вагончик. - Здорово! А какого цвета будет следующий вагончик? (Чёрный) - Почему? (Потому что после вечера наступает ночь) -Маша, ты согласна с ребятами? Маша: Да, полностью согласна! - Кирилл, помести, пожалуйста, чёрную карточку в следующий вагончик. - Молодцы, ребята и Машаю У нас получился настоящий поезд. - Ребята, я сейчас буду проводить стрелкой по нашим вагончикам, а вы называть время суток. Договорились? Воспитатель, проводит стрелкой по кругу, затем ставит стрелку снова на первый сектор, показывая то, что круг и движение времени замкнулось. - Утро, день, вечер, ночь и снова наступило утро - прошли целые сутки! И наступили следующие. Вот это волшебство! Маша: Ребята, а могут ли сутки начаться с другой части? Например, с вечера? (ответы детей) - А давайте это проверим! Воспитатель помещает стрелочку на указанный сектор круга и, поворачивая её, называет вместе с детьми все времена суток по порядку их следования. - Вот Маша и ребята, стрелка прошла целый круг, значит, прошли сутки и наступили другие. Это что значит? (сутки действительно могут начаться с любой части.) - Да, все верно! | Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, называют времена суток, распределяют карточки по окошкам | Дети проявляют желание внимательно слушать педагога, друг друга. Дети демонстрируют зрительное восприятие предметов; Дети демонстрируют речевые навыки, умение отвечать полным предложением; Дети знают о времени суток, их внешних признаках, их последовательности и сменяемости; Дети имеют представление о цикличности времени суток и о том, что сутки могут начинаться с любой части; |
2.5. Игра с макетом суток Задачи: Воспитывать желание внимательно слушать педагога, друг друга. Развивать зрительное восприятие предметов; Развивать речевые навыки, умение отвечать полным предложением; Уточнить знания детей о времени суток, их внешних признаках, их последовательности и сменяемости; | Беседа Игра Игровая ситуация Объяснение Инструкция Упражнение | Дети стоят на ковре. -Маша хочет поиграть с нами. Вы хотите поиграть с Машей? Ответы детей -Здорово, игра называется «Что за сутки?». Для того чтобы поиграть в эту игру, нам нужно встать в круг. Дети вместе с воспитателем встают в круг. -У меня есть карточки разного цвета на часах: белого, жёлтого, синего и чёрного цвета. Я буду вам показывать на любую из карточек стрелкой часов, а вы будете по кругу называть особенности этих суток. Например, я показываю стрелкой на карточку белого цвета - она обозначает утро. Я говорю, что утром встаёт солнышко, на улице прохладно. Дальше говорит следующий. Давайте договоримся, что друг друга мы не будем перебивать. Каждый будет называть новые признаки, а не повторять за другими. -Договорились? (Ответы детей.) -Начинаем! Воспитатель показывает детям стрелкой на карточку синего цвета. -Что обозначает эта карточка? Да, она обозначает вечер. Поля, назови признаки вечера. (Ответ Поли) -Здорово, Саша теперь ты назови признаки вечера. (Ответ Саши) Далее дети по кругу- по очереди называют признаки вечера. -Как хорошо у всех получилось назвать признаки вечера. Посмотрите, какую теперь я карточку показываю. Что она обозначает? Воспитатель показывает стрелкой на карточку чёрного цвета. (Ответы детей) -Да, верно, она обозначает - ночь. -Сережа, назови признаки ночи. Дети по кругу называют признаки ночи. Дети называют признаки времени суток. Воспитатель поощряет детей за правильные ответы. -Молодцы, ребята! Вы правильно назвали признаки времени суток. Маше пора идти домой. Она благодарит вас за помощь, теперь он знает, когда нужно ложиться спать, а когда вставать. | Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, играют в игру “Называйка”, называют признаки определенного времени года | Дети проявляют желание внимательно слушать педагога, друг друга. Дети демонстрируют зрительное восприятие предметов; Дети демонстрируют речевые навыки, умение отвечать полным предложением; Дети знают о временах года, их внешних признаках, их последовательности и сменяемости; |
3.Подведение итогов ОД. Задача: формировать у детей умение анализировать процесс и результат непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод | Беседа Поощрение | Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и встать в круг. Маша: Ребята, я сегодня так много я узнала. Спасибо вам большое! - Ребята, а что нового вы узнали? (ответы детей) - Что вам больше всего понравилось? - В какие игры вы играли? - Всё ли у вас получилось? -Какие были затруднения? -Как мы их преодолели? - Ребята, как хорошо мы с вами провели это время! С пользой! Молодцы! | Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы | Дети умеют проводить элементарный анализ процесса и результата непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод |
4.Открытость. Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах | Беседа Поручение | Воспитатель показывает детям игру «Это делаю…». - Ребята, посмотрите, какую необычную игру нам оставила Маша– это игра «Это делаю…». - Я предлагаю вам поиграть в эту игру, когда захотите. | Дети вступают в диалог с воспитателем | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах |