СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Работа с одаренными детьми. Выявление одаренных детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа с одарёнными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Работа с одаренными детьми. Выявление одаренных детей»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 города Димитровграда Ульяновской области»


КРАНДИНА

ИРИНА НИКОЛАЕВНА


учитель начальных классов


Консультация для педагогов:


Система работы с одарёнными детьми

Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа с одарёнными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.

Система  деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:    

1. Выявление одарённых и талантливых детей:     анализ особых успехов и достижений ученика.     Создание банка данных по талантливым и одарённым детям.     Диагностика потенциальных возможностей детей.     Психолого – педагогическое сопровождение  детей.

2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:     включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов.     Организация исследовательской деятельности.     Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.     Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.     Деятельность  научного общества младших школьников.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников:  тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

4. Поощрение одарённых детей:     публикации в СМИ, Благодарственные письма директора школы, благодарности с занесением в личную карту ученика.     Ценные призы в рамках конкурса  «Ученик года».    

5. Работа с родителями одарённых детей:     совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.     Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на торжественном приёме директора и в рамках праздника окончания учебного года и окончания школы – выпускной вечер).

6.     Работа с педагогическим коллективом:     обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация  исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания  на уроке и во внеурочное время» (в плане на следующий учебный год).     Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.     Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

7.     Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости:     

Цель, которую поставили перед собой педагоги МБОУ Краснопоймской СОШ состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одарённых и талантливых детей.

  Задачи:

•  Создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых и талантливых детей.

•  Включение проблемы работы с одарёнными и талантливыми детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и экспериментальной работы учителей школы.

•  Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одарённых и способных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время.

•  Создание условий одарённым и талантливым детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.

•  Стимулирование творческой деятельности одарённых и талантливых детей.

•  Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одарённых детей.

•  Создание условий для привлечения учащихся к решению социальных и нравственных проблем школы, посёлка, интересных и значимых для молодежи и подростков.

•  Обмен опытом педагогов школы по работе с одарёнными и талантливыми детьми.

  Разрабатывая свою систему действий, мы исходим из следующего содержания понятия "одаренные дети". Итак, одарённые дети:

•  имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

•  имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

•  испытывают радость от умственного труда.

Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.

Всех одаренных детей мы подразделяем на три категории:

•  Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).

•  Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).

•  Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Отсюда мы делаем стратегически важный вывод - выявление одарённых детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.

Стратегия работы с одарёнными детьми в школе заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

  Работа с одарёнными и способными детьми в школе строится на следующих принципах:

•  принципе дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка программы развития одарённого ребёнка);

•  принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

•  принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

•  принципе возрастания роли внеурочной деятельности одарённых детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам;

•  принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

•  принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

  В целях создания системы выявления и отбора одарённых детей, необходимо нам, педагогам, знакомиться с научными данными о психологических особенностях одарённых детей, приёмами целенаправленного педагогического наблюдения. С этой целью у нас на этот учебный год планировался психолого-педагогический семинар «Четыре тактики педагогики поддержки», но в силу объективных причин не проведено ни одно занятие. Тем не менее, в школе ведется подбор и накопление методической литературы, необходимой для самообразования по этой теме, организована научно-методическая работа по этому направлению.

Учителями-предметниками, классными руководителями, заместителями директора по учебной и воспитательной работе проводится целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.

Обязательным в каждом классе должно быть выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребёнка. Это изучение с помощью анкетирования должно быть запланировано в каждом классе в следующем учебном году и отражено в планах воспитательной работы, причём, в начале и в конце учебного года

В школе стали традиционными фестивали, конкурсы, олимпиады и различные соревнования, позволяющие ребёнку проявить свои способности (предметные олимпиады, конкурсы творческих работ, фестивали «Юные интеллектуалы»)

Необходимо ежегодно в плане работы каждого предметного методического объединения в школе отразить отдельное направление - работа с одарёнными и талантливыми детьми по предметам. Вопросы методического сопровождения данной деятельности так же должны обсуждаться на заседаниях методических объединений. В планах на будущее - разработка программы изучения личности одарённого ребенка, индивидуальных карт развития одарённых детей.

Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время, является внедрение проектного метода обучения. Конкурсы социальных проектов, проектов детского самоуправления, а так же межпредметные учебные проекты учащихся с использованием ИКТ давно занимают отдельное место в планах деятельности школы.

Педагогическим коллективом школы создаются условия одарённым и талантливым детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности. С этой целью проводятся предметные Недели, охватывающие учащихся всех ступеней обучения. За свои заслуги и победы учащиеся получают Грамоты, Благодарственные письма, Дипломы и подарки. Вся информация о наших достижениях размещается на сайте школы, ведь информационная открытость - одно из необходимых условий для прогрессивного развития.

Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одарёнными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России так же одарённые взрослые - педагоги.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!