СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Специальная индивидуальная программа развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации о составлении индивидуальной образовательной траектории ребёнка с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Специальная индивидуальная программа развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"»

Специальная индивидуальная программа развития

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед, психологом, учителями-дефектологами, учителями- логопедами, воспитателями нашего дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника с РАС и интеллектуальной недостаточностью. Особые образовательные потребности таких детей диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР), для их обучения и воспитания.

Целью реализации такой программы является обретение воспитанником таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

СИПР разрабатывается на основе адаптированной Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность»; Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра «Особенный ребенок»; Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, и нацелена на образование детей с РАС и детей с нарушением интеллекта с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.

Структура специальной индивидуальной программы развития включает:

  • общие сведения о ребёнке;

  • характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;

  • содержание образования в условиях организации и семьи;

  • организацию реализации потребности в уходе и присмотре;

  • перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

  • перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

  • перечень необходимых технических средств и дидактических

  • материалов;

  • средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

I. Общие сведения о ребёнке содержат персональные данные о ребенке и его родителях.

II. Характеристика ребенка составляется на основе психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося. Характеристика отражает:

1) бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;

2) заключение ПМПК;

3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

4) особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;

5) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;

6) характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

7) сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания (представления об окружающих предметах, явлениях);

8) потребность в уходе и при осмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

9) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательном учреждении.

III. Содержание образования СИПР включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности;

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

• формирование представлений о пространстве, времени.

IV. Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития  детей является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и режима дня.

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);

•ООД, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

• приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

• релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

  • принцип опоры на обучаемость ребенка;

  • принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

  • принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет «на стороне ребенка». Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!;

  • принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

  • принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;

  • принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка;

  • принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

V. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Реализация индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка осуществляется командой специалистов дошкольного образовательного учреждения. Так как программа является комплексной, в ее составлении участвуют: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитьель, медики, воспитатели. Она включает в себя весь комплекс необходимых ребенку в первую очередь мероприятий, оптимально планируются, и распределяется нагрузка на ребенка. Благодаря этому повышается эффективность коррекционно-развивающей работы.

VI. Программа сотрудничества специалистов с семьей дошкольника включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об

образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

VII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

VIII. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится в начале и в конце учебного года. В ходе мониторинга специалисты образовательной организаци оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР (3 – «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу» 2 – «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью» 1 – «действие не выполняет»; представление: 3 – «узнает объект», 2 – «не всегда узнает объект» (ситуативно), 1 – «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Грамотное составление индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка является одним из наиболее важных составляющих успеха в коррекционно-развивающей работе и социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в развитии.

При составлении Программы зачастую возникает вопрос о форме ее составления. Нормативно закрепленной формы ИПР на данный момент не существует, каждое дошкольное образовательное учреждение определяет ее для себя самостоятельно. Это может быть табличная форма, может быть в виде текста. Но крайне необходимо оптимизировать эти формы, избавить членов консилиума, педагогов и специалистов от лишней документации. Условные обозначения, вводимые в этот документ, могут соответствовать системе обозначений, принятых в ДОУ.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!