СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что нужно знать родителям будущего первоклассника.Родительские страхи перед школой

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей»






Консультация для родителей подготовительной группы «Родительские страхи перед школой»




























Чита,2019


Страх первый.

Нам не читается.

  1. С обучением детей чтению нельзя спешить. Обучение чтению и письму — очень сложный процесс, и для того, чтобы ребенок действительно научился читать, а не угадывать буквы, необходима определенная зрелость мозга ребенка, хорошее развитие механизмов зрительной дифференцировки.

  2. Нельзя сравнивать ребенка с другими, памятуя о том, что все дети разные.

  3. Нельзя малыша заставлять учиться читать: в этом случае процесс обучения превращается в дрессировку, механическое заучивание, а значит — в мучение и для ребенка, и для взрослого. Натаскивание на чтение мешает формироваться ощущению, восприятию, воображению. Вместо этого нужно постараться создать такие условия, чтобы ребенок сам захотел взять книгу в руки и понять, о чем говорят ее черные значки. Ребенку должно нравиться разучивать буквы и звуки.

  4. Прежде чем усадить свое дитя за азбуку, неплохо бы самим освоить методику преподавания чтению: прочитать специальную учебно-методическую литературу, посоветоваться со специалистами-дошкольниками, научиться разнообразным игровым приемам и уже на основе полученных знаний строить домашние занятия так, чтобы они были интересны и познавательны для ребенка — только в этом случае педагогические усилия родителей окажутся эффективными.

  5. Научение чтению и письму должно быть одновременным. Иначе не позавидуешь учителю начальных классов, которому придется ребенка переучивать. А переучить всегда труднее, чем научить.

  6. Школа не имеет права требовать, чтобы при поступлении в первый класс ребенок уже умел читать и писать печатными буквами. Бесспорно, это облегчает жизнь учителю, но не ученику. Готовить детей к школе, безусловно, стоит. Но готовность к школе — это не умение читать и писать, а физическая, физиологическая и психологическая готовность, развитие речи, моторики, зрительного восприятия ребенка, формирование механизмов организации деятельности, то есть готовность включиться в процесс обучения и способность выдержать его нагрузки.

Стоит помнить и о том, что чрезмерно интенсивная подготовка ребенка создает новые проблемы: у малышей наблюдаются тревожность, снижение мотивации, нежелание учиться, страх перед трудностями и возможными неудачами в школе.




Страх второй.

Не опоздаем ли в первый класс?

Чтобы не возникало сомнений «не рано (не поздно) ли нам в школу», прежде чем принять решение, необходимо оценить готовность ребенка к школе. Кому-то пора приступать к занятиям уже в 6,5 лет, а кому-то лучше подождать и до 8-ми.

Нужно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учебой, чтобы его интересовала не внешняя атрибутика школьной жизни и не заманчивая перспектива смены обстановки, а возможность чему-то научиться.


Страх третий.

Выбор школы и программы обучения.

Что бы мы постарались сделать теперь, если бы нам пришлось вновь выбирать школу:

  1. Получить как можно больше информации:

    • о педагогическом коллективе;

    • о типах и видах реализуемых образовательных программ и их преемственности;

    • об укладе школьной жизни, режиме занятий, недельной нагрузке учащихся;

    • об особенностях медицинского обслуживания, питания, соответствие школы требованиям техники безопасности и санитарным нормам;

    • о техническом и методическом оснащении учебных классов,

    • о традициях школы, ее выпускниках;

    • о дополнительных образовательных услугах;

    • об отношении к детям;

    • о взимаемых с родителей платах;

    • о медицинских противопоказаниях к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня сложности и т.д.

  2. Пройтись по коридорам и послушать, как общаются учителя с детьми, не пожалеть времени, чтобы изнутри увидеть жизнь образовательного учреждения.

Вероятно, будущим родителям первоклассников была бы полезна и такая информация:

  1. преимуществом права записи в школу пользуются дети, проживающие в домах, расположенных в непосредственной близости от учебного заведения;

  2. администрация школы, ни под каким видом, не имеет права требовать с родителей денег — помощь школе может оказываться только «на добровольной основе, через Попечительские советы и исключительно в безналичной форме».






Страх четвертый.

Выбор учителя.

Не зря говорят: «выбирая ребенку первого учителя, ты как будто выбираешь ему судьбу». Это высказывание верно хотя бы потому, что в этом возрасте по значимости учитель часто выходит у ребенка на первое место, и для него очень важна его забота и внимание.

Первоклассник должен доверять своему учителю. Только в этом случае он чувствует безопасность и уверенность в своих силах, с радостью общается со сверстниками и взрослыми и учится с интересом.

Рецепт против этого страха может быть только один: выбираем ребенку не школу, а учителя.

Страх пятый.

Адаптация к школьной жизни.

  1. Нельзя настраиваться на еще не существующие проблемы, передавая свои страхи перед школой ребенку. Но вместе с тем, нельзя недооценивать сложность периода адаптации к новым условиям. Процесс привыкания может растянуться и на полгода в зависимости от индивидуальных особенностей школьника, и чтобы он был успешным, необходимы три составляющие: жесткий режим дня, достаточная двигательная активность и спокойная, добро желательная обстановка дома.

  2. Нельзя жалеть на ребенка своего внимания. При любом возможном случае больше времени проводить вместе: гулять, готовить ужин, обсуждать события дня, вместе делать сложные задания и. т.д. Какая бы ситуация не возникла в школе, ребенок должен быть уверен, что мы — его союзники, сторонники, защитники и помощники, и в любом случае готовы понять, поддержать, помочь.


Страх шестой.

Кто будет заботиться?

Если у вас есть родственники и близкие, готовые взять на себя бремя забот о маленьком школьнике, — эти страхи не про вас. Но как быть тем, кто должен рассчитывать только на свои силы?

  1. Перенести свой отпуск на сентябрь, чтобы в самый сложный период адаптации к школе быть рядом с ребенком. За это время малыш освоит самый удобный и безопасный маршрут от дома до школы; если этого не случилось до сих пор — научится открывать входную дверь, разогревать себе обед, привыкнет к новому режиму дня и режиму подготовки домашнего задания и т.д. Если предоставить ребенку все это

делать самому под контролем взрослых, вскоре он почувствует себя вполне самостоятельным.

  1. Кроме того, наш первоклассник должен знать правила безопасности: к кому он может обратиться (или дозвониться), если возникла экстренная ситуация; не заходить в лифт, не открывать двери незнакомым людям, пользоваться бытовыми приборами и т.д.

  2. Если отпуск взять не удалось, и к тому же в школе нет группы продленного дня (либо вы не хотите, чтобы ребенок проводил там время после уроков), отчаиваться не нужно. Наверняка в вашем доме найдутся пожилые люди, которые за небольшую плату согласятся позаботиться о ребенке, хотя бы встречая его из школы и провожая домой. А, может быть, в вашем классе есть родители, столкнувшиеся с подобной проблемой, и можно будет с ними договориться о поочередном дежурстве?

Страх седьмой.

Что будет со здоровьем?

В период адаптации необходимо быть с ребенком особенно бережными. Постараться снизить психологическую нагрузку. Никаких грубых слов, упреков, недовольства результатами — мы же не хотим подорвать уверенность ребенка в своих силах, тем более не стремимся к тому, чтобы он вырос с синдромом неудачника. Ласковое слово, похвала, чуткость, внимание — лучшая поддержка маленькому ученику, которая позволит сохранить его здоровье.

Необходимо упорядочить режим дня. Ночной сон должен быть продолжительным — не менее 10- ти часов, дневной сон — обязательным — до 1,5ч.

Домашние уроки не должны затягиваться на часы и выполняться «за один присесть». Желательны 10-15-минутные перерывы для отдыха после выполнения каждого урока. Если мы решили во чтобы то ни стало контролировать выполнение домашнего задания, сажая ребенка за упражнения после своего прихода с работы, то нужно быть готовыми к тому, что хороших результатов это не принесет. Как правило, после 19.00 работоспособность ребенка снижается, он становится невнимательным и рассеянным. Лучше, если наш школьник все же будет готовить уроки самостоятельно, оставляя на вечер только самые сложные задания, с которыми не смог справиться.

Если ребенок физически ослаблен и имеет проблемы со здоровьем, вероятно, с дополнительным обучением в музыкальной или художественной школе стоит повременить.

С другой стороны, умеренные занятия плаванием, гимнастикой, бегом, зимними видами спорта на первом году обучения помогут укрепить здоровье и (как знать?), возможно, заинтересуют ребенка в дальнейшем совершенствовании своей физической формы.


Нельзя забывать о полноценном сбалансированном питании. Нельзя отпускать школьника на уроки без завтрака, даже если он категорически отказывается от еды утром. Пусть хотя бы выпьет стакан сока или съест яблоко.

Прогулки, физические упражнения, игры на свежем воздухе обязательны. Такой активный отдых принесет намного больше пользы, чем лежание перед телевизором.

Необходимо внимательно относиться к жалобам ребенка на недомогание, усталость, головную боль, бессонницу и т.д. Как правило, это объективные показатели того, что ребенок испытывает трудности в школе.

Страх восьмой.

Останется ли время «на детство»?

Хотя мы и говорим нашим первоклашкам при первом удобном случае: «Ты уже большой (большая)», нельзя забывать о том, что на самом деле они остаются, и долго еще будут оставаться детьми, живущими в мире игр и детских фантазий.

Отберите у маленьких учеников время на игру в угоду дополнительных занятий для лучшей успеваемости, не разрешите играть с любимыми игрушками, общаться с приятелями, и вскоре увидите, что результаты стали еще хуже. Ребенок должен играть, у него должно быть личное свободное время на общение и с друзьями, и с игрушками. В этом и заключается сохранность детства: чем больше дети играют, тем успешнее учатся в школе.

Определенно, останется ли у первоклассника время на детские игры, посещение интересного кружка или спортивной секции, поездки в гости к любимым бабушке и дедушке, зависит только от нас — от того, как мы правильно организуем его день, насколько внимательными будем к его сегодняшним интересам.

Родительские страхи за школьную судьбу ребенка во многом оправданы. Ведь от нашего, родительского выбора школы и первого учителя будет зависеть — превратится ли процесс обучения в обременительный каторжный труд или наполнит дни маленького школьника новыми интересными открытиями. Можно из года в год искать и самую лучшую школу, и самых лучших учителей. Гораздо труднее самим найти время для своего ребенка.

Переступая порог, за которым ждет новый, пока еще пугающий и чужой школьный мир, ребенок должен быть уверен: он не останется с ним один на один. Его любят, ему готовы помочь, его готовы поддержать в любой ситуации.

Бояться нечего — мы все преодолеем, у нас все получится, ведь мы вместе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!