Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения в 2015-2016 учебном году промежуточной аттестации обучающихся в 10 классах по математике
Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ)
Промежуточная аттестация проводится с целью определения уровня и качества освоения предмета «математика» обучающимися 10 классов.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Структура работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: проверить базовые вычислительные и логические умения и навыки, умение анализировать информацию, представленную на графиках и в таблицах, использование простейших вероятностных и статистических моделей, умение ориентироваться в простейших геометрических конструкциях; проверить знания на том уровне требований, которые традиционно предъявляются вузами с профильным экзаменом по математике.
Структура КИМ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком
работы является форма заданий:
– часть 1 содержит 5 заданий (задания 1–5) с кратким ответом;
– часть 2 содержит три задания (задания 6-9) с кратким ответом и
два задания (задания 10–11) с развёрнутым ответом.
По уровню сложности задания распределяются следующим образом:
задания 1–5 и 9 (универсальная группа) имеют базовый уровень, задания 6-11 – повышенный уровень
Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
План промежуточной аттестации по математике
Используются следующие условные обозначения.
КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развёрнутым ответом,
Б – задание базового уровня сложности; В – задания высокого уровня; П – задание повышенного уровня сложности.
№ задания | Тип задания | Проверяемые требования | Код разделов элементов содержания (КЭС) | Код требований (КПУ) | Уровень сложности | Максимальный балл | Примерное время выполнения задания (мин.) баз. уров./ проф. уров. |
Часть 1 | |
1 | КО | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни | 1.1 | 1.1.3 | Б | 1 | 5/2 |
2 | КО | Уметь решать уравнения и неравенства | 2.1 | 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6 | Б | 1 | 5/3 |
3 | КО | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 5.1 | 5.1.1, 5.1.4 | Б | 1 | 10/3 |
4 | КО | Уметь выполнять действия с функциями Уметь строить и исследовать простейшие математические модели | 4.2 3.2 | 4.2.1 3.2.6 | Б Б | 1 1 | 8/5 |
5 | КО | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 5.3 | 5.3.1, 5.3.3 | Б | 1 | 10/5 |
Часть 2 |
6 | КО | Уметь выполнять вычисления и преобразования | 1.4 | 1.4.4, 1.4.5 | П | 1 | 10/5 |
7 | КО | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | 2.1 | 2.1.12 | П | 1 | 15/5 |
8 | КО | Уметь строить и исследовать простейшие математические модели | 2.1, 2.2 | 2.1.12, 2.2.8 | П | 1 | 20/10 |
9 | КО | Уметь выполнять действия с функциями Уметь решать уравнения и неравенства | 4.2 | 4.2.1 | П Б | 1 1 | 9/10 |
10 | РО | Уметь решать уравнения и неравенства | 2.1 | 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6 | П | 2 | 10 |
11 | РО | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 5.3, 5.5 | 5.3.4, 5.5.2 | П | 2 | 20 |
Система оценивания
Задания 1–9 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый дал правильный ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби.
Правильное выполнение заданий 10-11 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы - 13 баллов.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичный балл | 0-3 | 4-5 | 6-10 | 11-13 |
Продолжительность работы 90 минут
Дополнительные материалы и оборудование
Необходимые справочные материалы выдаются вместе с текстом экзаменационной работы. При выполнении заданий разрешается пользоваться линейкой.
Калькуляторы на экзамене не используются.
Промежуточная аттестация по математике
обучающихся 10 класса
Вариант № 1.
Часть 1.
1. Установка двух счётчиков воды (холодной и горячей) стоит 3500 рублей. До установки счётчиков за воду платили 1700 рублей ежемесячно. После установки счётчиков ежемесячная оплата воды стала составлять 1100 рублей. Через какое наименьшее количество месяцев экономия по оплате воды превысит затраты на установку счётчиков, если тарифы на воду не изменятся?
2. На клетчатой бумаге изображён круг. Какова площадь круга, если площадь заштрихованного сектора равна 32?
3. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 8 очков. Результат округлите до сотых.
4. Решите уравнение: В ответ запишите наибольший отрицательный корень.
5. В треугольнике ABC AC = 4, BC = 3, угол C равен 90°. Найдите радиус описанной окружности этого треугольника.
6. Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 2 м/с?
7. Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
8.Найдите значение выражения .
Часть 2.
9. Мяч бросили под углом к плоской горизонтальной поверхности земли. Время полeта мяча (в секундах) определяется по формуле . При каком наименьшем значении угла (в градусах) время полeта будет не меньше 3 секунд, если мяч бросают с начальной скоростью м/с? Считайте, что ускорение свободного падения м/с.
10. Расстояние между городами A и B равно 550 км. Из города A в город B со скоростью 50 км/ч выехал первый автомобиль, а через час после этого навстречу ему из города B выехал со скоростью 75 км/ч второй автомобиль. На каком расстоянии от города A автомобили встретятся? Ответ дайте в километрах.
11. Найдите наибольшее значение функции на отрезке .
12. а) Решите уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
13. В правильной треугольной пирамиде MABC с основанием ABC стороны основания равны 6, а боковые рёбра 8. На ребре AC находится точка D, на ребре AB находится точка E, а на ребре AM — точка L. Известно, что СD = BE = LM = 2. Найдите площадь сечения пирамиды плоскостью, проходящей через точки E, D и L.
Промежуточная аттестация по математике
обучающихся 10 класса
Вариант № 2.
Часть 1.
1. Тетрадь стоит 14 рублей. Сколько рублей заплатит покупатель за 70 тетрадей, если при покупке больше 50 тетрадей магазин делает скидку 5% от стоимости всей покупки?
2. На клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см изображен треугольник АВС. Найдите длину его средней линии, параллельной стороне АВ (в сантиметрах).
3. В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что в первый раз выпадает орёл, а во второй — решка.
4. Найдите решение уравнения: . В ответе напишите наименьший положительный корень.
5. В параллелограмме ABCD сторона AD = 4, Найдите высоту, опущенную на сторону AB из точки D.
6. На рисунке изображён график функции и десять точек на оси абсцисс:x1, x2, x3, x4, x5, x6, x7, x8, x9, x10. В скольких из этих точек производная функции положительна?
Найдите площадь боковой поверхности правильной шестиугольной призмы, сторона основания которой равна 5, а высота – 10.
Найдите значение выражения .
Часть 2.
9. Трактор тащит сани с силой кН, направленной под острым углом к горизонту. Работа трактора (в килоджоулях) на участке длиной м вычисляется по формуле. При каком максимальном угле (в градусах) совершeнная работа будет не менее 2000 кДж?
10. На изготовление 575 деталей первый рабочий тратит на 2 часа меньше, чем второй рабочий на изготовление 600 таких же деталей. Известно, что первый рабочий за час делает на 1 деталь больше, чем второй. Сколько деталей за час делает первый рабочий?
11. Найдите наименьшее значение функции на отрезке .
12. а) Решите уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
13. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 известны рёбра AB = 8, AD = 7, AA1 = 5. Точка W принадлежит ребру DD1 и делит его в отношении 1 : 4, считая от вершины D. Найдите площадь сечения этого параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки C, W и A1.
ОТВЕТЫ
Вариант 1.
6
96
0,14
-4
2,5
7
92
10
30
250
113
Решение.
а) Имеемоткуда
б) Корни, принадлежащие отрезку отберём с помощью единичной окружности. Получим
Ответ: а) б)
Решение.
Пусть — центр основания пирамиды. В треугольнике имеем:
Значит, отрезок делит медиану, проведённую из вершины в отношении то есть содержит точку Кроме того, — середина
Рассмотрим прямоугольный треугольник В нём Опустим из точки перпендикуляр на сторону Тогда
Значит,
Равнобедренный треугольник — искомое сечение, а — его высота. Площадь искомого сечения равна
Ответ:
Вариант 2.
1. 931
2. 2,5
3. 0,25
4. 0,5
5. 3
6. 3
7. 300
8. -12
9. 60
10. 25
11. 3
12. Решение.
а) Левая часть уравнения определена при то есть при
Числитель дроби должен быть равен нулю:
Серию нужно отбросить. Получаем ответ:
б) При помощи тригонометрической окружности отберём корни, лежащие на отрезке
Ответ: а) б)
Решение.
Отрезок параллелен (точка принадлежит ребру ). Плоскость сечения пересекает плоскость по прямой параллельной следовательно, искомое сечение — параллелограмм (рис. 1).
Треугольники и равны, следовательно,
значит, — ромб со стороной и диагональю (рис. 2). Тогда диагональ
Ответ: