Комплект контрольно-оценочных средств
по дисциплине
ОДБ. 09 ХИМИЯ
по профессии 15.01.30 «Слесарь»
Донецк, 2016
| Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии « Общеобразовательные дисциплины» «____» ______________ 2015г. Протокол № ____ Председатель методической комиссии _______________ ФИО |
| |
Комплект контрольно-оценочных средств по «Химии» разработана на основе программы предмета ХИМИЯ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования и примерных образовательных программ среднего общего образования по предмету «Химия» (Приказ МОН ДНР №408 от 18.08.2015).
Разработчик:
Хапкова О.С, преподаватель общеобразовательных дисциплин
Контрольно-оценочные средства по результатам изучения дисциплины «Химия» ориентированы на проверку степени достижения требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС и является основополагающим документом для организации контроля ЗУН обучающихся в учебном процессе. I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1. 1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины «Химия»
1.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации
Таблица 1
Результаты освоения (объекты оценивания) | Основные показатели оценки результата и их критерии | Тип задания | Форма аттестации |
| Перечисляет различные химические элементы и вещества | Практическая работа Лабораторная работа Теоретические и практические вопросы 1- 66 | Текущий контроль: контроль на практическом занятии, контроль на лабораторном занятии. Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет |
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии; | Определяет валентность и степень окисления Находит типы химических связей в соединениях Перечисляет среды водных растворов Классифицирует принадлежность веществ к разным классам химических элементов Выделяет различные классы неорганических соединений Определяет тип реакций химических соединений: восстановление, замены, обмена и др. | Лабораторная работа Тестовое задание Теоретические вопросы 3-5 Теоретические вопросы 15-18 Теоретические вопросы 6-10 | Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии, оперативный контроль. Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет |
характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов); | Характеризует s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева Излагает общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений Классифицирует органические и неорганические соединения по классам Дает примеры основных классов органических соединений | Тестовое задание Лабораторная работа Практическая работа Теоретические вопросы 12-14 Теоретические вопросы 45-55 | Текущий контроль: оперативный контроль, контроль на лабораторном и практическом занятии. Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет |
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул; | Обосновывает зависимость свойств химического элемента от его положения Излагает свойства неорганических веществ от их состава и строения Доказывает зависимость скорости химической реакции от различных факторов Определяет зависимость органических соединений от строения их молекул | Лабораторная работа Теоретические вопросы 29-31 | Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии. Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет |
| С помощью химических экспериментов определяет кислоты, соли, основания, белки, алканы, амины, каучук, резину, нефть. | Лабораторная работа Практическая работа | Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии, контроль на практическом занятии. |
| Выполняет расчетные задачи на массовую долю растворов веществ, массу растворенного вещества. Решает экспериментальных задач. | Лабораторная работа Практическая работа Практические вопросы 33-44 Практические вопросы 56-66 | Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии, контроль на практическом занятии. Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет |
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; | Находит и извлекает нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках разного типа | Составление сообщений и презентаций Работа с источниками информации | Текущий контроль: внеаудиторная самостоятельная работа |
| Понимание значение дисциплины в жизни и профессиональной деятельности | Составление сообщений и презентаций Работа с источниками информации | Текущий контроль: внеаудиторная самостоятельная работа |
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии; | Формулирует основные понятия, законы сохранения массы вещества, постоянства состава веществ в молекулярной структуре Имеет представление о атомных s-, p-, d-орбиталях, химической связи, электроотрицательности, валентности, степени окисления, гибридизации орбиталей, Выделяет основные идеи и понятия: пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, Дает примеры кислотно-оснóвных реакций в водных растворах, гидролиза, окисления и восстановления, электролиза, скорости химической реакции, механизма реакции, катализа, теплового эффекта реакции, энтальпии, теплоты образования, энтропии, химического равновесия, константы равновесия, углеродного скелета, функциональной группы, гомологии, структурной и пространственной изомерии, индуктивного и мезомерного эффекта, электрофила, нуклеофила, основных типов реакций в неорганической и органической химии; | Тестовое задание Лабораторная работа Практическая работа Теоретические вопросы 1-2 Теоретический вопрос - 11 Практические вопросы 33-44 Теоретические вопросы 19-22 Практические вопросы 33-34 Теоретический вопрос 5 Теоретические вопросы 19-23 | Текущий контроль: оперативный контроль, контроль на лабораторном занятии, контроль на практическом занятии. Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет |
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро; | Выполняет расчетные задания на нахождение относительной молекулярной массы, на определение массовой доли химических элементов в сложном веществе | Лабораторная работа Практические вопросы 33-44 Практические вопросы 56-66 | Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии. Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет |
основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику; | Применяет основные теории химии при выполнении лабораторных и практических работ | Лабораторная работа Практическая работа | Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии, контроль на практическом занятии. |
| Выделяет и перечисляет неорганические соединения и органические соединения | Лабораторная работа Практическая работа | Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии, контроль на практическом занятии. |
| Распознает синтетические волокна и полимеры, Распознает свойства дисперсных систем Имеет представление о разновидностях чугуна, руд железа | Лабораторная работа Практическая работа | Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии, контроль на практическом занятии. |
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства; | Применяет знания о металлах и сплавах, графите, кварце, минеральных удобрениях, минеральных и органических кислотах, щелочи, аммиаке , углеводах, феноле, глицерине, формальдегиде, ацетоне, глюкозе, сахарозе, крахмале, клетчатки на практике | Лабораторная работа Практическая работа | Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии, контроль на практическом занятии. |
1.3. Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний и на промежуточной аттестации
Таблица 2
Содержание учебного материала по программе дисциплины | Типы контрольного задания |
Лабораторная работа | Практическая работа | Тестовые задания | Самостоятельная работа |
Введение Раздел 1. Общая и неорганическая химия |
1.1. Химия – наука о веществах | | + | + | + |
1.2. Строение атома | + | | + | + |
1.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | + | + | + | + |
1.4. Строение вещества | + | | + | + |
1.5. Полимеры | + | | + | + |
1.6. Дисперсные системы | + | | | + |
1.7. Химические реакции | + | | + | + |
1.8. Растворы | + | + | + | + |
1.9. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы | + | | + | + |
1.10. Классификация веществ. Простые вещества | + | | + | + |
1.11. Основные классы неорганических и органических соединений | + | + | + | + |
1.12. Химия элементов | + | + | + | + |
1.13. Химия в жизни общества | | + | + | |
2.1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений | + | + | + | + |
2.2. Предельные углеводороды | + | + | + | + |
2.3. Этиленовые и диеновые углеводороды | + | + | + | + |
2.4. Ацетиленовые углеводороды | + | | + | + |
2.5. Ароматические углеводороды | | | + | + |
2.6. Природные источники углеводородов | + | | + | + |
2.7. Гидроксильные соединения | + | + | + | + |
2.8. Альдегиды и кетоны | + | + | + | + |
2.9. Карбоновые кисолоты и их производные | + | + | + | + |
2.10. Углеводы | + | + | + | + |
2.11. Амины, аминокислоты, белки | + | + | + | + |
2.12. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты | + | | + | + |
2.13. Биологически активные соединения | + | + | + | + |
Входной контроль
Часть 1.
1. Укажите пару химических элементов, в атомах которых на внешнем электронном слое по три электрона:
N, B;
B, Al;
O, S;
C, N;
P, N
2. Какой из перечисленных элементов проявляет наименее ярко выраженные металлические свойства?
Кальций;
Магний;
Алюминий;
Натрий;
Калий
3. Укажите формулу вещества, в котором степень окисления хлора +5:
HCl;
Cl2O7;
CaCl2;
KClO3;
HClO.
4. Укажите вид химической связи в соединении фторид калия KF:
Ионная;
Ковалентная неполярная;
Металлическая;
Ковалентная полярная;
Ни один из перечисленных.
5. Укажите формулу гидроксида железа (II):
FeCl3;
Fe(OH)2;
FeSO4;
Fe(OH)3;
FeO.
6. Взаимодействием какой из указанных пар веществ можно получить сульфат натрия:
NaOH и H2SO4;
Na и H2SO3;
Na2O и H2S;
NaCl и BaSO4;
Na2O и CaSO4.
7. Какая из указанных пар веществ относится к кислотным оксидам:
SiO2 и H2SiO3;
P2O5 и HPO3;
Na2SO3 и Na2O;
CuO и H2O;
SO3 и CO2. Р=5
Часть 2.
1. К какому типу относится реакция, протекающая по уравнению:
SiO2 + CaO = CaSiO3
Соединения;
Разложения;
Замещения;
Обмена;
Ни к одному из перечисленных.
2. Кислота образуется при взаимодействии пары веществ:
C2H2 и O2;
H2 и CuO;
Mg и CuCl2;
Na2SiO3 и H2SO4;
CuSO4 и NaOH.
3. Чему равен коэффициент x в уравнении реакции:
2Al(OH)3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + xH2O
6;
5;
4;
3;
2.
4. Необратимая химическая реакция произойдет при сливании растворов:
Cu(NO3)2 и HCl;
CaCl2 и K2CO3;
KCl и CuSO4;
CuCl2 и KNO3;
Ca(NO3)2 и AlCl3.
5. Уравнению реакции 2SO2 + O2 = 2SO3 соответствует схема превращений:
S+4 → S0;
S+4 → S+6;
S0 → S-2;
S+6 → S0;
S+6 → S-2.
6. Какое вещество можно использовать для обнаружения в растворе хлорид-ионов:
Ag2SO4;
Ag2O;
AgNO3;
Na2CO3;
Ag.
7. Какое количество вещества оксида меди (II) образуется при взаимодействии кислорода с 6,4 г меди согласно уравнению реакции 2Cu + O2 = 2CuO:
2 моль;
0,01 моль;
0,2 моль;
0,1 моль;
0,6 моль.
2. Комплект оценочных средств
2.1. Задания для проведения контрольных работ.
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
Контрольная работа № 1
Часть 1. Основные понятия и законы.
Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А10), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А1. Наименьшая частица химического элемента, которая является носителем его свойств:
а) атом; б) молекула; в) позитрон; г) нуклон.
А2.Укажите формулу сложного вещества:
а) вода; б) азот; в)кислород; г) сера
А3.Даны простые вещества: уголь, алмаз, графит, кислород, озон. Сколько всего химических элементов входит в состав этих веществ:
а) 2 б) 3 в) 4 г) 6
А4. Закон объемных отношений нашел объяснение в гипотезах:
а) Авогадро; б) Гей-Люссака;
в) Ломоносова; г) Менделеева.
А5. Каждое химически чистое вещество, независимо от способа получения имеет один и тот же постоянный состав. Такую формулировку имеет закон:
а) кратных отношений; б) постоянства состава;
в) эквивалентов; г) объемных отношений.
А6. Процесс разложения солей под действием воды, называется:
а) гидролиз; б) гидратация;
в) диссоциация; г) сублимация.
А7. Частица, имеющая положительный заряд, называется:
а) анион; б) катион; в) атом; г) молекула.
А8. Диссоциация каких солей помимо образования катиона металла и аниона кислотного остатка дает еще и гидроксид-ион? Укажите верный вариант ответа.
а) основных; б) кислых; в) средних; г) таких солей нет.
А9. Отрицательно заряженный электрод в химии называют:
а) катод; б) анод; в) соленоид; г) гидрат.
А10. Основаниями называются электролиты, при диссоциации которых образуются:
а) катионы металлы и гидроксид - ион;
б) катион водорода и анион кислотного остатка;
в) катион металла и анион кислотного остатка;
г) ионы
Часть 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева и строение атом.
Внимательно прочитайте каждое задание (А11 – А20), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А11. Атому серебра соответствует электронная формула:
а) 1s2 2s22р63s23р63d10 4s24р64d105s2 в) 1s2 2s22р63s23р63d10 4s24р64d55s2
б) 1s2 2s22р63s23р63d10 4s1 г) 1s2 2s22р63s23р63d10 4s24р64d105s1
А12. Химический элемент расположен в IV периоде, IA группе. Распределению электронов в атоме этого элемента соответствует ряд чисел:
а) 2,8,8,2
б) 2, 8, 18, 1
в) 2, 8, 8, 1
г) 2,8, 18,2
А13. В ряду химических элементов C → Si → Ge → Sn
а) увеличивается число электронных слоев
б) увеличивается электроотрицательность
в) увеличиваются неметаллические свойства
г) уменьшается число протонов в ядре атома
А14. Число протонов и нейтронов, содержащихся в ядре атома изотопа 40K, равно соответственно:
а) 19 и 40 б) 21 и 19 в) 20 и 40 г) 19 и 21
А15. Электронная конфигурация Is22s22p6 соответствует иону:
а) А13+ б) Fe3+ в) Zn2+ г) Cr3+
А16. Объем (н.у.) азота, полученного при полном сгорании 15 л аммиака (н.у.), равен_л.
а) 6л б) 9л в) 7,5 г) 10 л
А17. Электронная конфигурация соответствующая иону Rb+
а) 1s2 2s22p63s23p64s23d104p65s1;
б) 1s22s22p63s23p64s23d105d1;
в) 1s22s22p63s23p64s23d104p65s2;
г) 1s22s22p63s23p64s23d104p6
А18. Кислотный характер наиболее выражен у высшего оксида, образованного:
а) бериллием б) бором в) фосфором г) кремнием
А19. В ряду химических элементов бор - углерод - азот возрастает:
а) способность атома отдавать электроны
б) высшая степень окисления
в) низшая степень окисления
г) радиус атома
А20. Число протонов и нейтронов в ядре атома изотопа 41 К
а) р = 20, n = 19; б) p = 39, n = 2; в) p = 19, n = 20; г) p = 19, n = 22
Часть 3. Строение вещества. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.
Внимательно прочитайте каждое задание (А20 – А30), из пяти предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А21. Группа веществ, которые растворимы в воде
а) NaCl, CaSO4
б) NaCl, Cu(OH)2
в) NaCl, BaCO3
г) NaCl, Fe(OH)2
д) NaCl, BaCl2
А22. Реакция, в которой одновременно образуются осадок белого и синего цвета, это
а) CuCl2 + Al2(SO4)3 ---
б) CuSO4 + Ba(OH)2 ---
в) Al2(SO4)3 + NaOH ---
г) Ba(OH)2 + Al2(SO4)3 ---
д) NaOH + CuSO4 ---
А23. Реакция ионного обмена идет до конца при взаимодействии
а) Хлорида натрия и нитрата лития
б) Нитрата алюминия и хлорида калия
в) Гидроксида калия и гидроксида натрия
г) Сульфата меди и нитрата цинка
д) Соляной кислоты и карбоната натрия
А24. Формула кислой соли
а) K2NaPO4
б) MgSO4
в) Mg(OH)Cl
г) KHSO4
д) Na[Al(OH)4]
А25. При электролитической диссоциации кислот
а) образуются катионы металла и гидроксид-ионы
б) образуются катионы водорода и гидроксид-ионы
в) образуются катионы металлов и анионы кислотного остатка
г) не образуются ионы
д) образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка
А26. В схеме превращений
Fe + HNO3 Fe(NO3)3 + NO + H2O сумма коэффициентов в сокращенном ионном уравнении равна
а) 9
б) 8
в) 10
г) 12
д) 11
А27. Формула самой сильной кислоты
а) HF б) HClO в) HClO2 г) HClO4
д) HClO3
А28. Не происходит выпадение осадка в случае взаимодействия
а) силиката натрия и нитрата кальция
б) сульфата калия и нитрата бария
в) карбоната калия и нитрата натрия
г) хлорида натрия и нитрата серебра
д) сульфида калия и нитрата меди (II)
А29. Реакция взаимодействия хлорида бария идет до конца с
а) Нитратом калия б) Соляной кислотой
в) Сульфатом натрия г) Азотной кислотой
д) Хлоридом натрия
А30. При электролитической диссоциации солей:
а) образуются катионы водорода и гидроксид-ионы
б) образуются катионы металлов и анионы кислотного остатка
в) не образуются ионы
г) образуются катионы металла и гидроксид-ионы
д) образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____40_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться таблицей Д.И.Менделеева
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
Контрольная работа № 2
Часть 1. Классификация неорганических соединений и их свойства.
Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А10), из предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А1. Кислотам соответствуют следующие соединения:
а) H2 S; NaOH; HNO3
б) HOH; Na2 SO4; K3 PO4
в) HBr; H3 AlO3; CH3 COOH
А2. Кислоты образуются при взаимодействии:
а) основного оксида и воды
б) кислотного оксида и воды
в) кислотного и основного оксида
А3. Реакция образования кислоты:
а) СаО + H2 O = Ca(OH)2
б) MgCl2 + 2NaOH = 2NaCl + Mg(OH)2
в) Na2 SO4 + 2HCl = H2 SO4 + 2NaCl
А4. Реакция нейтрализация:
а) Na2 SO4 + 2HNO3 = H2 SO4 + 2NaNO3
б) MgCl2 + Ba(OH)2 = Ba Cl2 + Mg(OH)2
в) 3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2 O
А5. Оксиды состоят из кислорода и:
а) одного элемента
б) двух элементов
в) нет правильного ответа
А6. Оксиды могут взаимодействовать между собой с образованием:
а)кислоты
б) соли
в) основания
г) все перечисленное
А7.Оксиды, которые при взаимодействии с водой могут образовывать и кислоты, и основания называют:
а) кислотными
б) основными
в) амфотерными
г) несолеобразующими
А8.Основание можно получить реакцией:
а) разложение
б) соединение
в) замещения
г) обмена
А9.Реакция получения основания:
а) 2Na + H2SO4 = Na2SO4 + H2
б) MgCl2 + 2KOH = Mg(OH)2 +2KCl
в) СuSO4 + BaCl2 = BaSO4 + CuCl2
г) Na2CO3 + 2HCl = H2O + CO2 + 2NaCl
д) нет реакции
А10.Формулы, которым соответствуют соли:
а) NaOH, MgCl2, Cu(OH)2
б) К2О, HNO3, SO3
в) NaHCO3, Mg(OH)Cl2, K2S
г) K3PO4, Al2O3, Na3AlO3
Часть 2. Химические реакции.
Внимательно прочитайте каждое задание (А11– А20), из предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А11. Какое уравнение относится к реакции соединения?
а) 2NaOH + MgCl2 = Mg(OH)2 + 2NaCl б) Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
в) CaCO3 = CaO + CO2 г) K2O + H2O = 2KOH
А12. Взаимодействие серной кислоты и гидроксида алюминия: 3H2SO4 + 2Al(OH)3 = Al2(SO4)3 + 6H2O относится к реакции
а) обмена б) замещения в) разложения г) соединения
А13. Взаимодействие кальция с водой: Ca +2H2O = Ca(OH)2 + H2↑ относится к реакциям
а) соединения б) замещения в) обмена г) разложения
А14. К окислительно-восстановительным реакциям относится реакция
а) Ca(OH)2 + SO3 = CaSO4 + H2O б) 2H2S +3O2 = 2H2O + 2SO2
в) Cu(OH)2 = CuO + H2O г) 2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + 2NaCl
А15. К реакциям разложения относится реакция
а) FeO + 2HCl = FeCl2 + H2O б) Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2
в) 3Fe + 2O2 = Fe3O4 г) FeCO3 = FeO + CO2
А16. Какая из реакций является окислительно-восстановительной и экзотермической?
а) HCl + NaOH = NaCl + H2O + Q б) CaCO3 = CaO + CO2 - Q
в) 2Mg + O2 = 2MgO + Q г) N2 + O2 = 2NO – Q
А17. Вычислите количество вещества воды, если в реакцию 2H2 + O2 = 2H2O вступило 4 моль кислорода
а) 2 моль б) 4 моль в) 6 моль г) 8 моль
А18. Рассчитайте массу оксида магния, который образуется при взаимодействии 72 г магния с кислородом
а) 80 г б) 100 г в) 120 г г) 160 г
А19. К окислительно-восстановительным реакциям относится реакция
а) 2H2S +3O2 = 2H2O + 2SO2 б) Ca(OH)2 + SO3 = CaSO4 + H2O
в) Cu(OH)2 = CuO + H2O г) 2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + 2NaCl
А20. Соотнесите: химические явления и признаки, сопровождающие их
1) Горение газа в газовой плите а) изменение запаха
2) Протухание мяса б) выпадение осадка
3) Ржавление железа в) выделение теплоты и света
4) Прокисание молока г) изменение цвета
Часть 3. Металлы и неметаллы.
Внимательно прочитайте каждое задание (А11– А20), из предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А21. Какой металл, встречается в земной коре в чистом виде:
а) свинец, б) медь, в) натрий, г) железо
А22. Какой процесс называют пирометаллургией:
а) получение металлов из растворов солей,
б) получение металлов при обжиге минералов,
в) получение металлов с помощью электрического тока,
г) получение металлов с помощью бактерий
А23. Какие металлы относятся к щелочным:
а) Na, Mg, Al; б) K, Li, Na; в) Ca, Sr, Ba; г) Be, Mg, Ca
А24. В каком ряду элементов радиус атомов увеличивается:
а) K, Na, Li; б) Be, Mg, Ca; в) Na, Mg, Al; г) Ca, Mg, Be
А25. Установите соответствие между элементом и его электронной формулой:
1. Na а) 3s2
2. Mg б) 3s23p1
3. Al в) 2s2
4. Pb г) 3s1
д) 6s26p2
е) 4s24p2
А26. Какая из групп Периодической системы содержит только неметаллы?
a) V1IA; б) VIA; в) VA; г) IVА.
А27. Среди неметаллов преобладают:
а) s-элементы; б) р-элементы; в) d-элементы; г) f -элементы.
А28. Полностью завершенный внешний энергетический уровень имеет эле-мент:
а) водород; б) бор; в) астат; г) неон.
А.29. Распределение валентных электронов атома неметалла соответствует конфигурации ...Зs2Зр2. Формулы высшего оксида и летучего водородного соединения этого элемента:
а) СO и СН4; б) СO2 и СH4; В) SO2 и H2S; г) SiO2 и SiH4.
А30. Аллотропией называется:
а) существование нескольких сложных веществ, молекулы которых имеют одинаковый состав, но различное химическое строение;
б) существование нескольких простых веществ, образованных атомами одного и того же элемента;
в) существование для атомов одного и того же элемента нескольких устойчивых изотопов;
г) способность атомов элемента образовывать несколько сложных веществ с атомами другого элемента.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____40_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться таблицей Д.И.Менделеева
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
Раздел 2. Органичекая химия
Контрольная работа № 3
«Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова»
1 вариант
Часть А
1.К соединениям, имеющим общую формулу CnH2n , относится:
а) бензол б) циклогексан в) гексан г) гексин
2. Валентный угол в алканах составляет:
а) 180˚ б) 120˚ в) 109˚28΄ г) 90˚
3. Число первичных, вторичных, третичных и четвертичных атомов углерода в веществе с названием 2,4-диметилпентан равно соответственно:
а) 2, 1, 2. 0 б) 4, 2, 1, 0 в) 2, 1, 0, 2 г) 4, 1, 2, 0
4. Тип гибридизации атомов углерода в молекуле бутена-1 слева направо:
а) sp2, sp2, sp2, sp2 б) sp2, sp, sp2, sp3 в) sp2, sp2, sp3, sp3 г) sp3, sp2, sp2, sp3
5. В молекуле пропина число всех δ- и всех π-связей равно соответственно:
а) 2 и 2 б) 6 и 2 в) 5 и 1 г) 8 и 2
6. Гомологами не являются:
а) циклопентан и циклогексан б) бутен и пентен
в) циклопропан и пропан г) этан и гексан
7. Алкадиену соответствует формула:
а) С8Н18 б) С8Н16 в) С8Н14 г) С8Н10
8. Изомерами не являются:
а) циклобутан и 2-метилпропан б) пентен-1 и метилциклобутан
в) бутадиен-1,3 и бутин-1 г) гексан и 2,3-диметилбутан
9. Структурным изомером бутена-1 является:
а) бутин-1 б) 2-метилпропан в) 3-метилбутен-1 г) 2-метилпропен
10. Число π-связей в ациклическом углеводороде состава С5Н8 равно:
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
Часть В
1. Установите соответствие между названием органического соединения и классом, к которому оно принадлежит. В ответе укажите полученную последовательность букв (без цифр, запятых и пропусков).
Формула соединения | Класс соединения |
1) С2Н4 | А) алканы |
2) С3Н8 | Б) арены |
3) С4Н6 | В) алкены |
4) С2Н5 СООН | Г) алкины |
| Д) карбоновые кислоты |
2. Установите соответствие между названием органического соединения и числом δ- и π-связей в этом веществе. В ответе укажите полученную последовательность букв (без цифр, запятых и пропусков).
Название соединения | Число δ- и π-связей |
1) бутен-2 | А) 7 и 1 |
2) пропаналь | Б) 9 и 2 |
3) бутин-1 | В) 9 и 1 |
4) этановая кислота | Г) 11 и 1 |
| Д) 9 и 3 |
Часть С
При сгорании 29 г органического вещества образовалось 33,6 л углекислого газа и 27 г воды. Пары органического вещества в 2 раза тяжелее воздуха. Выведите молекулярную формулу вещества. В ответе укажите сумму атомов всех элементов в составе данного соединения.
2 вариант
Часть А
1.К соединениям, имеющим общую формулу CnH2n , относится:
а) пентан б) пентин в) пентадиен г) пентен
2. Валентный угол в алкенах составляет:
а) 180˚ б) 120˚ в) 109˚28΄ г) 90˚
3. Число первичных, вторичных, третичных и четвертичных атомов углерода в веществе с названием 2,2,4-триметилпентан равно соответственно:
а) 5, 1, 1, 1 б) 2, 1, 1, 1 в) 4, 1, 2, 1 г) 2, 3, 1. 1
4. Тип гибридизации атомов углерода в молекуле пентина-2 слева направо:
а) sp3, sp, sp, sp2, sp3 б) sp3, sp2, sp2, sp,sp3 в) sp, sp3, sp3, sp2, sp г) sp3, sp, sp, sp3, sp3
5. В молекуле пропена число всех δ- и всех π-связей равно соответственно:
а) 8 и 1 б) 7 и 2 в) 2 и 1 г) 1 и 1
6. Гомологами являются:
а) этен и метан б) бутан и пропан
в) циклобутан и бутан г) этин и этен
7. Алкину соответствует формула:
а) С6Н14 б) С6Н12 в) С6Н10 г) С6Н6
8. Какое вещество не является изомером гексана?
а) циклогексан б) 2-метилпентан в) 2,2-диметилбутан г) 2,3-диметилбутан
9. Структурным изомером пентадиена-1,2 является:
а) пентен-1 б) пентан в) циклопентан г) пентин-2
10. Число π-связей в ациклическом углеводороде состава С5Н10 равно:
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
Часть В
1. Установите соответствие между названием органического соединения и классом, к которому оно принадлежит. В ответе укажите полученную последовательность букв (без цифр, запятых и пропусков).
Формула соединения | Класс соединения |
1) С2Н4 | А) спирты |
2) С2Н2 | Б) алканы |
3) С2Н6 | В) алкены |
4) С2Н5 ОН | Г) алкины |
| Д) альдегиды |
2. Установите соответствие между названием органического соединения и числом δ- и π-связей в этом веществе. В ответе укажите полученную последовательность букв (без цифр, запятых и пропусков).
Название соединения | Число δ- и π-связей |
1) пропен | А) 12 и 2 |
2) этин | Б) 6 и 1 |
3) этаналь | В) 3 и 2 |
4) пентен-1-ин-4 | Г) 8 и 1 |
| Д) 10 и 3 |
Часть С
При сгорании 12 г органического вещества образовалось 13,44 л углекислого газа и 14,4 г воды. Пары органического вещества в 30 раз тяжелее воздуха. Выведите молекулярную формулу вещества. В ответе укажите сумму атомов всех элементов в составе данного соединения.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____40_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться таблицей Д.И.Менделеева
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
Тестовая контрольная работа № 4
«Предельные углеводороды»
Часть А. тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотношение.
1.(1 балл). Какое из следующих утверждений неверно?
А. Любой предельный углеводород содержит первичный атом углерода;
Б.Любой предельный углеводород содержит атом углерода в состоянии sp3 – гибридизации;
В. Для алканов характерно большое число типов изомерии;
Г. Молекулы алканов содержат только G связи.
2.(1 балл). Найдите верное утверждение:
А. Два гомолога могут являться изомерами;
Б. Два изомера могут являться гомологами;
В. Два вещества, являются изомерами, могут относиться к различным гомологическим рядам;
Г. Два вещества, состав которых отличается на одну или несколько групп – CH2 -, являются гомологами.
3. (1 балл). Какой тип изомерии характерен для алканов?
А. Изомерия углеводородного скелета;
Б. Изомерия по положению двойной связи;
В. Изомерия по положению тройной связи;
4. (1 балл). Метан в лаборатории получают:
А. Пиролизом бутана; Б. Гидрогенизацией угля;
В. Реакцией Вюрца; Г. Сплавлением ацетилена натрия с гидроксидом натрия.
5. (1 балл). Молекулярная формула пентана:
А. С2Н4. В. С4Н10. Б. С5Н12. Г. С5Н10
6. (3 балла). Валентность атома углерода в молекулах алканов:
А. Равно двум; Б. Равно четырем; В. Равно шести; Г. Равно восьми.
7.(1 балл). Какое утверждение верно:
А. Предельные углеводороды – это соединения в молекулах, которых между атомами углерода и водорода одна двойная связь;
Б. Предельные углеводороды – это соединения в молекулах, которых между атомами углерода и водорода две двойные связи;
В. Предельные углеводороды – это соединения в молекулах, которых между атомами углерода и водорода одна тройная связь.
Г. Предельные углеводороды – это соединения в молекулах, которых между атомами углерода и водорода простые одинарные связи.
8(1 балл). Какое утверждение верно:
А. Алканы горят с образованием углекислого газа и воды;
Б. Алканы хорошо растворимы в воде;
В. Все алканы газообразные вещества;
9. (1 балл). Алканы не взаимодействуют:
А. С кислородом; Б. С хлором; В. С водой; Г. С азотной кислотой.
10. (1 балл). Число G связей в молекуле этана равно:
А. 13 Б. 10 В. 8 Г. 6
11. ( 3балла). Установите оответствие.
Название алкана | Химическая формула вещества |
Этан | А. CН4 |
Октан | Б. С2Н6 |
Нонан | B. С8Н18 |
| Г. С10Н22 |
| Д. С9Н20 |
Часть Б. Задание со свободным ответом
12.( 5 баллов). Рассчитайте объем кислорода метана массой 180 г (н.у.).
13. (3 балла). Дополните определение: « Изомерия – это явление…».
14.(6 баллов). Выберите свойства, характеризующие метан.
А. Твердый, режет стекло; Б. Газообразный, имеет запах;
В. Не растворяется в воде; Г. Имеет слабый металлический блеск
Д. Взаимодействует с галогенами;
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____40_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться таблицей Д.И.Менделеева
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
Контрольная работа № 5
«Углеводороды и их природные источники»
ЗАДАНИЕ (тестовые задания)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
Задание 1
аренов
алканов
алкинов
алкенов
Задание 2
алкинов
алкенов
алканов
аренов
Задание 3 П - связь между атомами углерода имеется в молекуле :
пропена
циклобутана
этанола
бутана
Задание 4 Для алкенов наиболее характерны реакции :
присоединения
замещения
обмена
дегидротации
Задание 5 Бутадиен относится к классу веществ, общая формула которого :
Задание 6 Углеводороды, содержащие в молекуле одну двойную связь называются ...
Эталон(ы) ответа: алкенами
Задание 7 Установите соответствие
этен, этилен | |
пропен, пропилен | |
1 - бутен | |
2 - бутен | |
1 - пентен | |
Задание 8 Углеводороды, содержащие в молекуле одну тройную связь называются ...
Эталон(ы) ответа: алкинами
Задание 9 Структурная изомерия алкенов обусловлена строением углеродного скелета и положением ... связи
Эталон(ы) ответа: двойной
Задание 10 Алкены можно получить в результате:
дегидратации спиртов
галогенированием алканов
реакцией этерификации
дегидрирования алканов
Задание 11 В результате присоединения воды к алканам образуются ...
Эталон(ы) ответа: спирты
Задание 12 Для алкинов характерны реакции :
гидролиза
присоединения
этерификации
дегидратации
Задание 13 Ацетилен не может реагировать с :
метаном
водой
кислородом
водородом
Задание 14
алканов
алкинов
алкенов
аренов
Задание 15 Характерным типом химической реакции для алканов является :
замещения
дегидротация
присоединения
гидрирования
Задание 16 Реакция горения алканов это :
Задание 17 Алканы не могут вступать в реакции :
присоединения
замещения
нитрования
галогенирования
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____40_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться таблицей Д.И.Менделеева
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
Контрольная работа № 6
«Кислородсодержащие органические соединения»
ЗАДАНИЕ (тестовые задания)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
Задание 1 При восстановлении альдегидов образуются .... спирты
Эталон(ы) ответа: первичные
Задание 2 При восстановлении кетонов образуются ... спирты
Эталон(ы) ответа: вторичные
Задание 3 Общая формула альдегидов :
Задание 4 Общая формула кетонов :
Задание 5
спиртов
альдегидов
сложных эфиров
карбоновых кислот
Задание 6 Реакция серебряного зеркала не характерна для :
уксусного альдегида
формальдегида
фруктозы
глюкозы
Задание 7
спиртов
кетонов
сложных эфиров
карбоновых кислот
Задание 8 Производные углеводородов, содержащие в молекуле одну или несколько ОН - групп, называются ...
Эталон(ы) ответа: спиртами
Задание 9 Установите соответствие
метанол | |
1 - прпанол | |
этилен гликоль (этандиол) | |
глицерин (пропантриол) | |
Задание 10 При окислении бутаналя образуется :
бутанол
бутановая кислота
пропиловый эфир бутановой кислоты
бутанон
Задание 11 Изомерами являются :
Задание 12 Установите соответствие
диметил кетон | |
метил этил кетон | |
метил пропил кетон | |
диэтил кетон | |
Задание 13 Общая формула сложного эфира :
Задание 14 Формула олеиновой кислоты это :
Задание 15 Формула стеариновой кислоты это :
Задание 16 Гомологами являются :
Задание 17 Общей формулой жира является :
Задание 18 Высоким содержанием ненасыщенных жирных кислот отличаются :
подсолнечное масло
говяжий жир
бараний жир
оливковое масло
Задание 19 Сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших жирных кислот являются ...
Эталон(ы) ответа: жирами
Задание 20 В результате гидролиза жира образуются жирные кислоты и ...
Эталон(ы) ответа: глицерин
Задание 21 При взаимодействии жира с растворами щелочей образуется глицерин и ....
Эталон(ы) ответа: мыла
Задание 22
Эталон(ы) ответа: этиловым
Задание 23 Общая формула предельных одноатомных спиртов :
Задание 24 Формула фенола :
Задание 25 При окислении первичных спиртов образуются ...
Эталон(ы) ответа: альдегиды
Задание 26 При окислении вторичных спиртов образуются ...
Эталон(ы) ответа: кетоны
Задание 27
дегидротация
присоединение
гидрирование
замещение
Задание 28 Глицерин по номенклатуре ИЮПАК имеет название :
1,2,3 - пропантриол
1,3 - бутандиол
1,2 - этандиол
1,2,3 - бутантриол
Задание 29 В природе углеводы образуются в процессе ...
Эталон(ы) ответа: фотосинтеза
Задание 30 .... - соединения, имеющие химическую природу многоатомных альдегидо или кетоспиртов
Эталон(ы) ответа: моносахариды
Задание 31 ... - соединения, молекулы которых построены из двух остатков моносахаридов
Эталон(ы) ответа: дисахариды
Задание 32 ... - высокомолекулярные вещества, продукты конденсации большого числа молекул моносахаридов
Эталон(ы) ответа: полисахариды
Задание 33 К моносахаридам относятся :
глюкоза
фруктоза
лактоза
сахароза
Задание 34 К дисахаридам относятся :
целлюлоза
сахароза
фруктоза
лактоза
Задание 35 К полисахаридам относятся:
целлюлоза
крахмал
лактоза
фруктоза
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____40_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться таблицей Д.И.Менделеева
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
2.2. Задания для проведения промежуточного контроля в форме дифференцированного зачета
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
Дать определение понятию атом.
Дать определение понятию молекула.
Простое вещество. Какое строение имеют простые вещества (примеры).
Дать определение понятиям эмпирическая и структурная формулы. Привести примеры.
Дать определение понятиям изомеры и гомологи. Привести примеры.
Дать определение ковалентной связи. Привести примеры.
Дать определение ионной связи. Привести примеры.
Дать определение водородной связи. Привести примеры.
Дать определение металлической связи. Привести примеры.
Дать определение σ и π связи. Приведите примеры.
Что такое валентность? Примеры элементов с постоянной валентностью.
Охарактеризовать строение таблицы Менделеева. Сформулировать периодический закон
Описать строение ядра.
Привести строение электронной оболочки атома.
Оксиды. Классификация и номенклатура оксидов.
Гидроксиды. Классификация и номенклатура гидроксидов.
Соли. Классификация и номенклатура солей.
Кислоты. Классификация и номенклатура кислот.
Привести классификацию химических реакций.
Охарактеризовать обратимые и необратимые химические реакции.
Раскрыть сущность понятия скорость химической реакции.
Дать определение понятию химическое равновесие. Привести формулировку принципа Ле Шателье.
Галогены: способы получения, химические свойства, применение.
Кислород: способы получения, химические свойства, применение.
Водород и его соединения: способы получения, химические свойства, применение.
Сера и ее соединения: способы получения, химические свойства, применение.
Углерод и его соединения: способы получения, химические свойства, применение.
Азот и его соединения: способы получения, химические свойства, применение.
Щелочные металлы: способы получения, химические свойства, применение.
Щелочноземельные металлы: способы получения, химические свойства, применение.
Алюминий и его соединения: способы получения, химические свойства, применение.
Железо и его соединения: способы получения, химические свойства, применение.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Вычислите относительную молекулярную массу серной кислоты, химическая формула которой Н2SO4.
Вычислите массовую долю кислорода в SО3.
Какое количество вещества оксида меди (II) содержится в 120 г его массы?
Определите массу гидроксида натрия количеством вещества 2 моль.
Какой объем занимает 4 моль углекислого газа СО2.
Какую массу оксида кальция можно получить при термическом разложении 600 г известняка, содержащего 10% примесей?
Определите массовую долю (в %) КОН в растворе, если КОН массой 40 г растворен в воде массой 160 г.
Какая масса воды образуется при взаимодействии серной кислоты со 100 г 10%-ного раствора гидроксида натрия?
Какое количество теплоты выделится при сгорании в кислороде 12 г водорода. Термохимическое уравнение горения водорода:
2Н2 + О2 → 2Н2О + 571,6 кДж
Вычислите массу осадка, полученного действием раствора, содержащего 8г сульфата меди (II), на раствор, содержащий 10 г гидроксида натрия.
Какой объём газа (н.у.) выделяется, если к раствору, содержащему 53 г карбоната натрия, прилить раствор, содержащий 80 г азотной кислоты?
Термохимическое уравнение реакции горения фосфора:4Р+5О2→2Р2О5 +3010 кДж. Сколько теплоты выделится при сгорании 31 г фосфора?
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
Алканы: способы получения, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение.
Алкены: способы получения, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение.
Алкины: способы получения, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение.
Одноатомные спирты: способы получения, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение.
Альдегиды и кетоны: способы получения, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение.
Карбоновые кислоты: способы получения, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение.
Сложные эфиры: способы получения, номенклатура, химические свойства, применение.
Жиры, применение.
Углеводы. Классификация углеводов. Способы получения моносахаридов, химические свойства, применение.
Аминокислоты: способы получения, названия, химические свойства.
Белки. Их роль в жизни живого.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Относительная плотность органического вещества по водороду равна 27. Вещество содержит 89% углерода и 11% водорода. Определите формулу вещества.
Выведите молекулярную формулу вещества, содержащего 85,7 % углерода и 14,3% водорода. Плотность паров по водороду равна 21.
Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 80%, относительная плотность вещества по водороду равна 15.
Какой объем (н.у.) водорода необходимо затратить для гидрирования 0,1 моль этилена?
Определите, какой объем кислорода (н.у.) затратится на полное сгорание 1,12 л метана?
Какой объем пропена (н.у.) будет израсходован в реакции с водородом, если образуется 7,15 моль пропана?
6,4 г карбида кальция растворили в воде. Какой объем (н.у.) ацетилена при этом выделится?
Глюкозу массой 50 г растворили в 100 г воды. Вычислите массовую долю глюкозы в получившемся растворе.
Вычислите массу уксусной кислоты, затраченную на реакцию с раствором гидроксида натрия массой 120 г с массовой долей щелочи 25%.
Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии уксусной кислоты с 10 г магния, содержащего 20% примесей?
Какая масса фенолята натрия может быть получена при взаимодействии фенола массой 4,7 г с раствором гидроксида натрия, содержащего 2,4 г NаОН.
2.3. Пакет экзаменатора
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА |
Задание : Теоретическое и практическое Теоретические и практические вопросы разбиваются на варианты. В каждом варианте 2 теоретических и один практический вопрос. |
Результаты освоения (объекты оценивания) | Основные показатели оценки результата и их критерии | Тип задания; № задания |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: |
| Перечисляет различные химические элементы и вещества | Теоретические и практические вопросы 1- 66 |
| Классифицирует принадлежность веществ к разным классам химических элементов Выделяет различные классы неорганических соединений Определяет тип реакций химических соединений: восстановление, замены, обмена и др. | Теоретические вопросы 3-5 Теоретические вопросы 15-18 Теоретические вопросы 6-10 |
характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; | Характеризует s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева Излагает общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений | Теоретические вопросы 12-14 Теоретические вопросы 45-55 |
| Излагает свойства неорганических веществ от их состава и строения | Теоретические вопросы 29-31 |
| Выполнение расчетных задач на массовую долю растворов веществ, массу растворенного вещества. Решение экспериментальных задач. | Практические вопросы 33-44 Практические вопросы 56-66 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: |
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии; | Формулирует основные понятия, Имеет представление о атомных s-, p-, d-орбиталях, химической связи, электроотрицательности, валентности, степени окисления, гибридизации орбиталей, Выделяет основные идеи и понятия: пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ Дает примеры кислотно-оснóвных реакций в водных растворах, гидролиза, окисления и восстановления, электролиза, скорости химической реакции, механизма реакции, катализа, теплового эффекта реакции, энтальпии, теплоты образования, энтропии, химического равновесия, константы равновесия, углеродного скелета, функциональной группы, гомологии, структурной и пространственной изомерии, индуктивного и мезомерного эффекта, электрофила, нуклеофила, основных типов реакций в неорганической и органической химии; | Теоретические вопросы 1-2 Теоретический вопрос - 11 Практические вопросы 33-44 Теоретические вопросы 19-22 Практические вопросы 33-34 Теоретический вопрос 5 Теоретические вопросы 19-23 |
| Выполняет расчетные задания на нахождение относительной молекулярной массы, на определение массовой доли химических элементов в сложном веществе | Практические вопросы 33-44 Практические вопросы 56-66 |
Условия выполнения задания 1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется в аудитории 2. Максимальное время выполнения задания: ____30_______ минут 3. Вы можете воспользоваться Периодическая таблица Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей 4. Требования охраны труда: ____________________ 5. Оборудование: _____ Шкала оценки образовательных достижений (для всех заданий) Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки балл (отметка) вербальный аналог | 95 ÷ 100 | «5»-отлично | 75 ÷ 94 | «4»- хорошо | 50 ÷ 74 | «3»- удовлетворительно | менее 50 | «2»- неудовлетворительно | |
3