Контрольная работа к уроку №19
Выполнил:
Чиркин Александр Петрович,
группа 2002,
13.01.2022 г.
1. Что побудило свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста передать образ совершения Богослужения письменно?
Таинство Причащения апостолами совершалось ежедневно после Вознесения Господня, оно было соединено с чтением Священного Писания, пением псалмов и молитв. Под благодатным воздействием Святого Духа апостолы свободно раскрывали в чинопоследованиях сущность Божественной Литургии. Ситуация сохранялась при приемниках апостолов в I-II веках благодаря высокой духовности древних христианских общин. Действуя под руководством Святого Духа, благодаря строгости аскетической жизни, члены Церкви соучаствовали в Божественном творчестве составляя разнообразные Литургии, но при этом учитывалось:
Совершителем первой Тайной Вечери и Всякой Божественной Литургии был Господь Иисус Христос, он лишь делегировал право соучаствовать в ней епископам и пресвитерам, поэтому не было «свободы Литургического творчества» о котором говорят Западные богословы.
В Литургиях с величайшим благоговением и трепетом сохранялось каждое слово произнесенное Божественным Учителем. Сотворчество было возможно благодаря аскетической дисциплинированности и никогда не выходило за определенный внешний канон.
С оскудением духовности церковные люди ещё более тщательно сохраняли Апостолькое Предание, чувствуя духом границы своего творчества.
С появлением ересей и падением духовности появились злоупотребления в совершении Божественной Литургии. Это побудило свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста передать образ совершения Богослужения письменно с приведением её в стройность и единообразие.
2. Назовите три главные части Литургии. Почему Божественная Литургия так разделяется?
Литургия разделяется на три главные части:
Проскомидия (что значит принесение, в первые времена, верующие приносили для совершения её хлеб и вино), на ней приготовляется вещество для таинства св. причащения.
Литургия оглашенных, на этой части верующие приготовляются к таинству св. причащения.
Литургия верных, на этой части совершается таинство св. причащения.
3. Для проскомидии употребляется 5 просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом 5-ю хлебами 5000 человек. Как называется часть большой просфоры, которая вынимается для самого таинства? Вынутые частицы из оставшихся 4-х просфор раскладываются в особом порядке на дискосе рядом. Что символизирует собой такое расположение частиц?
В проскомидии сначала вынимается из большой просфоры часть для совершения таинства. Эта часть называется Агнцем, так ка служит образом Иисуса Христа, приносимого в жертву подобно тому, как в Ветхом Завете прообразом Его служил агнец пасхальный, которого иудеи, по повелению Божию, ежегодно закалывали и ели в праздник Пасхи в память освобождения от рабства египетского. Агнец полагается среди дискоса и надрезывается на четыре части. Потом священник, воспоминая, как один из воинов пронзил копьем ребро Спасителя на кресте, прободает копием правую сторону Агнца.
Затем вынимается частица из второй просфоры, в честь Божией Матери, она полагается на дискосе по правую сторону от Агнца.
Далее вынимаются девять частиц из третей просфоры и полагаются на дискосе по левую сторону Агнца рядами по три. Эти частицы вынимаются в честь:
Иоанна Предтечи;
Св. пророков;
Св. апостолов;
Святителей;
Мучеников;
Преподобных;
Безсребренников;
Праведных Иоакима и Анны и празднуемого святого;
В честь того святого, чья Литургия совершается.
Из четвёртой просфоры вынимаются частицы о здравии живых, они полагаются на дискосе перед Агнцем.
Из пятой просфоры вынимаются частицы об умерших, они полагаются тоже перед Агнцем за частицами о живых.
О расположении частиц на дискосе Симеон, архиепископ Солунский говорит следующее: «…некоторым образом Сам Иисус, созерцаем и всю Единую Церковь Его. В средоточии всего видим Его, Истинный Свет, Вечную Жизнь, Им же стяжанную, освящаемую и хранимую: ибо Сам Он присутствует здесь под образом Хлеба, полагаемого на средине. Частицею же с правой стороны изобразуется Матерь Его; с левой – святые Ангелы, а внизу – благочестивое собрание всех уверовавших в Него. Здесь великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, получивших обожение благодатью от Истинного Бога, воплотившегося ради них. Здесь – будущее Царство и откровение вечной жизни»
4. Какие два важнейших события вспоминаются на проскомидии в символических действиях и словах молитвы?
В символических действиях и словах молитвы на проскомидии вспоминаются помимо прочих два важнейших события: Рождество Иисуса Христа и Его страдания, с пророчествами о них и прообразованиями. Дискос знаменует и вифлеемскую пещеру, и Голгофу, звездица – вифлеемскую звезду и крест, покровы – пелены рождественские, пелены и плащаницу, бывшие во гробе Спасителя, потир – ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос, приготовление Агнца – суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием – прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя.
На часах, читаемых во время проскомидии, особенно шестом и девятом, так же кратко вспоминаются крестные страдания Иисуса Христа. Этими краткими предварительными молитвами верующие приготовляются к торжественному воспоминанию страданий и смерти Господа, какое совершается во время самой Литургии.
5. Какие события жизни Иисуса Христа изображаются на Литургии оглашенных?
На Литургии оглашенных изображается жизнь Иисуса Христа от Его воплощения до страданий. В первые века христианства к Литургии оглашенных допускались те, кто готовился к принятию таинства крещения, т.е. находились в числе оглашенных. Образ совершения и составные части Литургии оглашенных указывают на её огласительный, т.е. поучительный характер. Например:
Пение изобразительных псалмов с особенной ясностью изображают плоды пришествия Сына Божия на землю.
В церковном гимне «Единородный Сыне и Слове Божий» выражена полнота попечения Бога о спасении рода человеческого и раскрывается тайна Божиего Домостроительства спасения человека: проповедь Божественного учения, вольные страдания и крестная смерть Спасителя, которой Он победил грех и смерть.
Малый вход означает явление Иисуса Христа на проповедь после крещения Его.
Чтение Апостола – книги содержащей в себе деяния св. апостолов и послания их. Апостол читается прежде Евангелия потому, что Иисус Христос после избрания апостолов послал их пред Собою с предварительной проповедью для приготовления слушателей к принятию Его учения.
Чтение Евангелия. В нем содержится учение Самого Иисуса Христа.
6. Повеление оглашенным выйти из храма должно побуждать самих верующих внутренне спросить себя: достойны ли они предстоять в храме при совершении великого Таинства? Процитируйте и поясните это повеление. Какая часть Литургии следует после?
Литургия оглашенных завершается словами: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите». Повеление оглашенным выйти из храма побуждает верующих внутренне спросить себя о том достойны ли они предстоять в храме при совершении великого таинства, а так же научает удаляться от прочих людей и напоминает о разлучении добрых от злых, которое произойдет на страшном суде Христовом.
За Литургией оглашенных следует Литургия верных, на этой части Божественной литургии в храме могут присутствовать только одни верные, т.е. принявшие крещение и не имеющие тяжких грехов.
С уважением, Чиркин Александр Петрович.