Контрольная работа «Обособленные члены предложения». Вариант 1
1.Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Я зачарова(н,нн)о брожу по со(н,нн)ым улочкам стари(н,нн)ого города Свияжска. Как много (з/с)десь к..рпичных старых домов (кое)как пр..способл..(н,нн)ых под совреме(н,нн)ое жильё. Всё г..ворит о врем..ни и гн..лые двери и кривые от стар..сти рамы и скособоче(н,нн)ые крылечки.
Под стенами Успенского м..настыря есть откос, с которого хорошо виден бе(з/с)крайний волжский пр..стор с разброс..(н,нн)ыми р..дами голубоватых остр..вов. Я знаю что где(то) там находит..ся устье впадающей в Волгу Свияги давшей имя этому чудо(городку). Давным(давно) доро(ж/ш)ку под стенами м..настыря вымост..ли плитами усадили окультуре(н,нн)ыми деревцами. Падаю в ковыли (не)далеко от дерев..ев пр..чудливо сплетё(н,нн)ых ств..лами под гол..ву кладу рю(г/к)зачок.
Небо над гол..вой свежо голубеет как в ветре(н,нн)ом марте. Ближе к западному краю к его ясной лазур.. пр..мешивает..ся (трудно)ул..вимая жемчужная нить. Я долго лежу под этим небом наслаждаясь свободой.
2. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Вопреки моих стараний я не справился с заданием.
2) Все было выполнено согласно приказу.
3) Мы любим и наслаждаемся музыкой Глинки.
4) Подобравшись поближе, мы замерли.
3. Среди предложений 19–21 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(19)И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению, реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях. (20)Иногда даже награждать спортсмена, легко исправившего свою ошибку, радостными аплодисментами при первом же удобном случае.
(21)Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к себе и к другим.
4. Среди предложений 8–10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(8)Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (9)Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец как ни в чём не бывало. (10)Это искусство, огромное искусство.
5. Среди предложений 1–3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
(1)Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (2)Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (3)Потом я устал от них и смотреть перестал.
Выпишите номер этого предложения.
Контрольная работа «Обособленные члены предложения». Вариант 2
1.Перепишите, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Дальше идут степные места. Уд..вительный вид открывает..ся с горы. Круглые ни(з/с)кие х..лмы ра(з/с)паха(н,нн)ые и засея(н,нн)ые (до)верху разбегают..ся широкими волнами. Заро(з/с)шие кустами овраги в..ются между ними. От деревн.. в разные стороны зигзагами бегут к (не)большим рощам у(з/с)кие дорожки.
Холмы всё мельче и мельче деревьев почти (н..)видно. Вот (не)ожида(н,нн)о открывает..ся бе(з/с)граничная (не)обозримая степь!
А в зимний день (з/с)десь можно ходить по высоким сугробам за зайцами дышать морозным острым воздухом (не)вольно щурит..ся от осл..пительного мелкого сверкания мягкого снега любуясь зелёным цветом неба над красноватым лесом!
А в первые весе(н,нн)ие дни, когда кругом всё бл..стит, сквозь тяж..лый пар талого снега уже пахн..т согретой землёй. На проталинах доверчиво поют жаворонки с весёлым шумом и рёвом из оврага в овраг клубят..ся потоки.
2. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
1) Прочитав статью, я задумался о будущем.
2) Настроение улучшилось благодаря появления солнца.
3) Подростки не всегда прислушиваются и следуют советам.
4) На собрание пригласили не только родителей, но и детей.
3. Среди предложений 18−20 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(18)И никто не вошёл на Фанфаронову гору. (19)Но помню ту таинственную важность, с которой Николенька посвящал нас в эти тайны. (20)Помню и наше уважение и трепет перед теми удивительными вещами, открывшимися нам.
4. Среди предложений 12−14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(12)Второе условие я не помню, какое-то очень трудное. (13)Необходимо пройти, не оступившись, по щёлке между половицами. (14)И третье лёгкое: в продолжение года не видать зайца, всё равно, живого, или мёртвого, или жареного.
5.Среди предложений 5−7 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
(5)Муравейное братство было открыто и было подарено нам. (6)Но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке. (7)И палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа.
Выпишите номер этого предложения.
Критерии оцениваания:
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
K1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов | 4 |
Допущено не более двух ошибок | 3 |
Допущены три-четыре ошибки | 2 |
Допущено пять ошибок | 1 |
Допущено более пяти ошибок | 0 |
K2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущены две ошибки | 1 |
Допущено более двух ошибок | 0 |
K3 | Правильность списывания текста | |
| Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | 2 |
Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | 1 |
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово | 0 |
Максимальный балл | 9 |
Задание 2. Нашёл предложения с ошибкой - 1 балл, исправил оба предложения – 1 балл. Итого 2 балла.
Задание 3. Правильно нашёл предложение – 1 балл. Объяснил постановку знаков препинания – 1 балл. Итого 2 балла.
Задание 4. Правильно нашёл предложение – 1 балл. Объяснил постановку знаков препинания – 1 балл. Итого 2 балла.
Задание 5. Правильно нашёл предложение – 1 балл. Объяснил, схематично указав однородные сказуемые – 1 балл. Итого 2 балла.
Итого: 17 баллов
0-8 – «2»
9-12 – «3»
13-15 – «4»
16-17 – «5»
Ответ к Варианту 1
1.Я зачарованно брожу по сонным улочкам старинного города Свияжска. Как много здесь кирпичных старых домов, кое-как приспособленных под современное жильё. Всё говорит о времени: и гнилые двери, и кривые от старости рамы, и скособоченные крылечки.
Под стенами Успенского монастыря есть откос, с которого хорошо виден бескрайний волжский простор с разбросанными рядами голубоватых островов. Я знаю, что где-то там находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку.
Давным-давно дорожку под стенами монастыря вымостили плитами, усадили окультуренными деревцами. Падаю в ковыли недалеко от деревьев, причудливо сплетённых стволами, под голову кладу рюкзачок.
Небо над головой свежо голубеет, как в ветреном марте. Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивается трудноуловимая жемчужная нить. Я долго лежу под этим небом, наслаждаясь свободой.
2. 1)вопреки моим стараниям… 3) Мы любим музыку и наслаждаемся ею.
3. 20)…награждать спортсмена, /легко исправившего свою ошибку/, ….
4. 9) …встаёт, /быстро вступая снова в танец/, …
5. 3) Потом я устал от них и смотреть перестал.
Ответ к Варианту 2
1.Дальше идут степные места. Удивительный вид открывается с горы. Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются(2) широкими волнами. Заросшие кустами овраги вьются между ними. От деревни в разные стороны зигзагами бегут к небольшим рощам узкие дорожки.(4)
Холмы всё мельче и мельче, деревьев почти не видно. Вот неожиданно открывается безграничная, необозримая степь!
А в зимний день здесь можно ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверкания мягкого снега, любуясь(3) зелёным цветом неба над красноватым лесом!
А в первые весенние дни, когда кругом всё блестит, сквозь тяжёлый пар талого снега уже пахнет согретой землёй. На проталинах доверчиво поют жаворонки, с весёлым шумом и рёвом из оврага в овраг клубятся потоки.
2. 2) …благодаря появлению солнца 3) Подростки не всегда прислушиваются к советам и следуют им.
3. 20)…теми удивительными вещами, /открывшимися нам/.
4. 13) Необходимо пройти, /не оступившись/, по щёлке….
5. 5) Муравейное братство было открыто и было подарено нам.