Контрольная работа по теме «Лексика» 6 класс 1вариант
1. Дайте определение понятий:
Диалектные слова – это ___________________________
Профессиональные слова – это________________________
Неологизмы – это ______________________
Историзмы- это_________________________
2 Соотнесите слова с группами. Каменный, зеницы, автомобиль, перст, бурак, доска Общеупотребительные Необщеупотребительные
3. Подберите синонимы к фразеологизмам.
Сломя голову ___________________________ Засучив рукава ___________________________________
Повесить нос ________________________ След простыл
4. Фразеологизмы - это_____________________
5. Распредели по группам: архаизмы – историзмы
А) боярин Ж) городовой
Б) стрельцы З) кушак
С) ланиты И) алтын
Д) чело К) цирюльник
Е) веретено Л) ветрило
6. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) между двух огней 3)Как звезд на небе
2) Ни два ни полтора 4) Лежать мертвым грузом
7. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими: Недавно мы с друзьями обсуждали наши хобби.
Ребята заключили пари. Все работали с энтузиазмом.
8. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении. В саду горит костёр рябины красной.(С.Есенин). Ходят волны по реке, жёлтые, свинцовые
9 .Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном. ХРУСТАЛЬНЫЙ
10. Запишите фразеологизмы со словом нога_____________________
11. Запишите, графически объясните написание пропущенных орфограмм
Р..стительность, выр..щенный, к..саться, утв..рь,ск..чок,прил..гательное,пол..жение,з..рница,заг..рать,прик..сновение.
12. Разобрать по членам предложения.
Старший приказал брату Федьке бежать во весь дух в деревню и звать народ.
Контрольная работа по теме «Лексика» 6 класс 2 вариант
1. Дайте определение понятий:
Заимствованные слова – это
Устаревшие слова – это
Фразеологизмы – это
2. Соотнесите слова с группами: Ветер, зубило, фиксаж, омшаник, мороз, окно Общеупотребительные Необщеупотребительные
3. Подберите синонимы к фразеологизмам.
Делать из мухи слона________________________ Рукой подать
Зарубить на носу _______________________ Намотать на ус
4. Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:
Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров.
Ваши аргументы убедительны.
В дверях гостиницы нас встретил консьерж.
5. «Четвёртое лишнее» ( найдите устаревшее слово и подчеркните его) Обувь : кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки Одежда : пальто, плащ, шуба, кафтан . Игры : шашки, бирюльки, шахматы, лото .
6. Распредели по группам: архаизмы – историзмы
А) кафтан Ж) одеяние
З) капот
С) цирюльня И) вещун
Д) орало К) десница
Е) уста Л) кольчуга
7. Составьте синонимический ряд к словам:
Большой
Плохо
8 Установите соответствия между фразеологизмами и их значениями.
A. чесать язык 1. замолчать, воздержаться в разговор
Б. придержать язык 2. выведывать что-либо
B. тянуть за язык 3. болтать, сплетничать
9. Запишите фразеологизмы со словом Вода_____________________
10. Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.
11. Запишите, графически объясните написание пропущенных орфограмм
Р..стительность, выр..щенный, к..саться, утв..рь,ск..чок,прил..гательное,пол..жение,з..рница,заг..рать,прик..сновение.
12. Разобрать по членам предложения.
Мама держит их всегда в ежовых рукавицах.