СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме :"Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания контрольной работе соответствуют ФГОС. Работа создана на основе базы данных ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме :"Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного"»

Контрольная работа по теме

« Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного»

1 вариант

  1. 1.  Из послания российского монарха

«Когда же мы Божьей волей с крестоносной хоругвью всего православного христианского воинства ради защиты православных христиан двинулись на Казань, и одержали победу над Казанью, и со всем войском невредимые возвращались восвояси, что могу вспомнить о добре, сделанном нам людьми, которых ты называешь мучениками? А вот что: как пленника, посадив в судно, везли с малым числом людей сквозь безбожную и неверную землю! Если бы рука Всевышнего не защитила меня, смиренного, наверняка бы я жизни лишился.

Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог дал нам тогда наследника –– сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым решили, что мы уже в небытии и, забыв наши благодеяния, а того более –– души свои и присягу нашему отцу и нам –– не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего отдалённого родственника князя Владимира, а младенца нашего хотели погубить, подобно Ироду…

Когда же мы по Божью милосердию всё узнали и полностью уразумели и замысел этот рассыпался в прах, поп Сильвестр и Алексей Адашев и после этого не перестали жесточайше притеснять нас и давать злые советы, под разными предлогами изгоняли наших доброжелателей, во всём потакали князю Владимиру, преследовали лютой ненавистью нашу царицу Анастасию и уподобляли её всем нечестивым царицам, а про детей наших и вспомнить не желали.

А после этого собака и давний изменник, князь Семён Ростовский, который был принят нами в Думу не за свои достоинства, а по нашей милости, изменнически выдал наши замыслы литовским послам, пану Станиславу Довойне с товарищами, и поносил перед ними нас, нашу царицу и наших детей…»

  1. Назовите автора данного документа. Укажите век, в котором он жил. Укажите его бывшего сподвижника, переписка с которым считается выдающимся примером публицистики той эпохи.

  2. Какие обвинения автор выдвигает в адрес своих приближённых в данном документе? Укажите любые три обвинения.

  3. Какую продолжительную войну вела Россия в период жизни автора данного документа? Укажите два любых итога данной войны.



  1. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

1)Напишите на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой от­ра­же­ны на карте.

2) Напишите на­зва­ние города, в ко­то­рый был совершён ка­ра­тель­ный поход пра­ви­тель­ствен­ных войск, со­про­вож­дав­ший­ся массовыми убийствами.

3)  Напишите цифру, ко­то­рая обозначает «неофициальную столицу» го­су­дар­ства после отъ­ез­да царя из Москвы.


3.  Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

Какие суждения, от­но­ся­щи­е­ся к событиям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Россия по­бе­ди­ла в этой войне.

2) Во время войны пра­ви­тель­ство сняло огра­ни­че­ния на право пе­ре­хо­да крестьян к дру­го­му хозяину.

3) Противником Рос­сии в войне была Швеция.

4) Во время войны об­ра­зо­ва­лось новое го­су­дар­ство Речь Посполитая.

5) В ходе войны про­изо­шло ужесточение внут­рен­ней политики.

6) Война про­хо­ди­ла в за­вер­ша­ю­щий период об­ра­зо­ва­ния единого Рус­ско­го государства.



4.

Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Данная марка выпущена в период перестройки в СССР.

2) На марке изображено венчание на царство монарха, портрет которого помещён в центре марки.

3) Царствование монарха, изображённого на марке, отличалось миром и отсутствием кровопролития внутри страны.

4) В период правления монарха, изображённого на марке, к России было присоединено Астраханское ханство.

5) Современником монарха, изображённого на марке, был A. Л. Ордин-Нащокин.



5.

Какие из зданий, пред­став­лен­ных ниже, были по­стро­е­ны в годы цар­ство­ва­ния правителя, в честь рож­де­ния ко­то­ро­го была со­ору­же­на изображённая выше церковь?

 

 





Контрольная работа по теме

« Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного»

2 вариант



  1. Из записок иностранца, современника событий

«Крымский царь Девлет-Гирей приказал запалить слободы

и подгородные монастыри, отсюда огонь перекинулся на весь город Москву и Кремль. Прекратился звон колоколов. Все колокола расплавились и стекли в землю. Никто не мог спастись от этого пожара. После пожара ничего

не осталось в городе.

Так осуществились пожелания земских и угроза великого князя. Земские желали, чтобы этот двор сгорел, а великий князь грозился земским, что

он устроит им такой пожар, что они не сумеют его потушить. Великий князь рассчитывал, что и дальше он будет играть с земскими так же, как начал. Он хотел искоренить неправду правителей и приказных страны, а у тех, кто

не служил его предкам верой и правдой, не должно было оставаться в стране ни роду, ни племени. Он хотел устроить так, чтобы новые правители, которых он посадит, судили бы по судебникам без подарков, дач и приносов. Земские господа вздумали этому противиться и препятствовать и желали, чтобы двор сгорел, чтобы опричнине пришёл конец, а великий князь управлял бы по их воле и пожеланиям. Тогда всемогущий Бог послал эту кару, которая приключилась через посредство крымского царя Девлет-Гирея.

С этим пришёл опричнине конец, и никто не смел поминать опричнину под следующей угрозой: виновного обнажали по пояс и били кнутом

на торгу. Опричники должны были возвратить земским их вотчины. И все земские, кто только оставался ещё в живых, получили обратно свои вотчины.

Хотя всемогущий Бог и наказал Русскую землю так тяжко и жестоко, что никто и описать не сумеет, всё же нынешний великий князь достиг того, что по всей Русской земле, по всей его державе –– одна вера, один вес, одна мера! Только он один и правит! Всё, что ни прикажет он, всё исполнится

и всё, что запретит, действительно остаётся под запретом. Никто ему

не перечит: ни духовные, ни миряне».

  1. Укажите десятилетие, в которое происходили описываемые события. Назовите великого князя, о котором идёт речь в отрывке. Назовите государство, правителем которого был упоминаемый в тексте Девлет-Гирей.

  2. Укажите любые две задачи, которые, по мнению автора, великий князь пытался решить с помощью опричной политики. Укажите одно любое последствие опричной политики, названное автором.

  3. Укажите название неофициального совещательного органа, оказавшего большое влияние на политику упоминаемого в отрывке великого князя

в первые годы его самостоятельного правления.

  1. Укажите любые две реформы, которые были проведены в период существования данного органа.



  1. Выполните задания по карте.

1)Назовите город, обозначенный на схеме цифрой «1».Начало формы

2)Заполните пропуск в предложении: «Территория, обозначенная на схеме штриховкой, вошла в состав Российского государства в середине _____________________ в.» Ответ запишите словом.Конец формы

 

  1. Назовите город, обозначенный на схеме цифрой «2».


  1. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны Начало формы

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «2», был основан российскими землепроходцами.

2) Поход по маршруту, обозначенному в легенде схемы цифрой «5», возглавлял Ермак Тимофеевич.

3) Покровский собор, что на Рву (храм Василия Блаженного) был возведён в Москве в честь успешного завершения похода, маршрут которого обозначен в легенде схемы цифрой «4».

4) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», был присоединён

к Российскому государству в период правления того же монарха, при котором произошли походы, обозначенные на схеме стрелками.

5) На схеме обозначена и подписана река, по которой в древности проходил торговый путь, связывавший Русь со странами арабского Востока.

6) На схеме обозначен город, явившийся отправной точкой путешествия, описанного в «Хождении за три моря».

Конец формы

 

  1. Выполните задания



Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Исторический деятель, изображенный на монете, погиб в походе, которому она посвящена.

2) Поход, которому посвящена монета, был начат при первом царе из династии Романовых.

3) Современником исторического деятеля, изображённого на монете, был русский первопечатник Иван Фёдоров.

4) В результате похода, которому посвящена монета, к России была присоединена Восточная Сибирь.

5) Поход, которому посвящена монета, описан в произведении Афанасия Никитина «Хождение за три моря».Начало формы

  1. Какое сооружение было возведено в правление царя, при котором состоялся указанный на монете поход? В ответе запишите цифру, которой это сооружение обозначено.

  1. 2)

  1. Начало формы

  2. 4)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!