СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по физике в форме ЕГЭ обучающихся 10-х классов

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по физике в форме ЕГЭ обучающихся 10-х классов»

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации

по физике в форме ЕГЭ обучающихся 10-х классов

(углубленный уровень)

1. Назначение экзаменационной работы

Контрольно – измерительные материалы предназначены для проведения процедуры промежуточной аттестации учащихся 10-х классов в форме ЕГЭ по учебному предмету «Физика» (углубленный уровень) с целью определения уровня усвоения обучающимся предметного содержания курса физики.

Форма проведения - письменный экзамен.

Период проведения - май 2024 г.

2. Документы, определяющие содержание и характеристики экзаменационной работы

Содержание и основные характеристики диагностической работы определяются на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС):

1) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413»;

2) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями 2014–2020 гг.).

При разработке диагностической работы учитывается содержание федеральной образовательной программы среднего общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»).

3. Структура экзаменационной работы.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 18 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1).

Часть 1 содержит 15 заданий с кратким ответом, из них 9 заданий с записью ответа в виде числа или двух чисел и 6 заданий на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр.

Часть 2 содержит 3 задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо представить решение задачи или ответ в виде объяснения с опорой на изученные явления или законы.

Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы

Часть работы

Количество заданий


Максимальный

первичный

балл


Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 28

Тип заданий

Часть 1

15

21

75

С кратким ответом

Часть 2

3

7

25

С развёрнутым

ответом

Итого

18

28

100


4. Распределение заданий по содержанию, проверяемым результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования

Содержание диагностической работы охватывает учебный материал курса физики 10-го класса по темам «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика».

В таблице 2 представлено распределение заданий диагностической работы по основным разделам содержания учебного предмета.

Таблица 2. Распределение заданий диагностической работы по основным разделам содержания учебного предмета

№ п/п

Раздел курса физики

Количество заданий

1

Механика (кинематика, динамика, законы сохранения в механике, гидростатика)

7-8

2

Молекулярная физика (МКТ, термодинамика)

5-6

3

Электродинамика (электрическое поле, законы постоянного тока)

5-6

Всего:

18

Приоритетом при составлении варианта работы является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики 10-го класса, овладение методологическими знаниями, применение знаний при объяснении физических явлений и решении задач.

Распределение заданий по блокам проверяемых умений представлено в таблице 3.

Таблица 3. Распределение заданий по блокам проверяемых умений

№ п/п

Предметные требования к результатам обучения

Количество заданий

1.

Владение понятийным аппаратом курса физики

8

2.

Анализ физических процессов и явлений с использованием изученных теоретических положений, законов и физических величин

6

3.

Решение качественных и расчётных задач

3

4.

Владение методологическими умениями

1

Всего:

18


5. Распределение заданий по уровням сложности

В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого.

Задания базового уровня проверяют овладение предметными результатами на наиболее значимых элементах содержания курса физики, входящих в содержание как базового, так и углублённого курсов физики, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.

Задания повышенного уровня сложности проверяют способность экзаменуемых действовать в ситуациях, в которых нет явного указания на способ выполнения и необходимо выбрать этот способ из набора известных участнику экзамена или сочетать два-три известных способа действий.

Задания высокого уровня сложности проверяют способность экзаменуемых решать задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения и необходимо сконструировать способ решения, комбинируя известные участнику экзамена способы. В таблице 4 представлено распределение заданий по уровням сложности.

Таблица 4. Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности заданий


Количество заданий


Максимальный первичный балл


Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 28

Базовый

12

15

54

Повышенный

5

10

36

Высокий

1

3

10

Итого

18

28

100

В приложении 1 приведён обобщённый план экзаменационной работы.

В приложении 2 приведён экзаменационный вариант.

6. Продолжительность экзамена

На выполнение всей экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).

7. Дополнительные материалы и оборудование

Используется непрограммируемый калькулятор (для каждого участника экзамена) с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейка.

8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Правильное выполнение каждого из заданий 1–4, 7, 8, 11–12 и 15 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.

Правильное выполнение каждого из заданий 6, 10 и 14 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

В заданиях на множественный выбор 5, 9 и 13 предполагается два или три верных ответа. Правильное выполнение каждого из заданий 5, 9 и 13 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы. Порядок записи символов в ответе значения не имеет. Выставляется 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Развёрнутые ответы проверяются по критериям экспертами. Максимальный первичный балл за выполнение каждого из заданий с развёрнутым ответом 16 и 17 составляет 2 балла, задания 18 - 3 балла. В критериях оценивания выполнения развёрнутых ответов к каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 28. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается суммарный первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.

Таблица 5. Шкала перевода первичных баллов в отметку

Итоговый балл

0-8

9-17

18-23

24-28

Отметка

2

3

4

5




Приложение 1

Обобщённый план экзаменационной работы по физике

для обучающихся 10-х классов

Используются следующие условные обозначения:

уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.

Контролируемый элемент содержания

Код контро-лиру-емого эле-мента содер-жания1

Предметный результат освоения основной образовательной программы

Код прове-ряемого пред-метного резуль-тата

Уровень сложности

Максимальный балл за задание

Часть1

1

Равномерное прямолинейное движение. Равноускоренное прямолинейное движение

1.1.5, 1.1.6

Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы механики

1, 2

Б

1

2

Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона: для материальной точки в ИСО. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения

1.2.4, 1.2.7, 1.2.8

Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы механики

1, 2

Б

1

3

Импульс материальной точки. Закон изменения и сохранения импульса. Работа силы на малом перемещении. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения и изменения механической энергии

1.4.1, 1.4.3, 1.4.4, 1.4.6–1.4.8

Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы механики

1, 2

Б

1

4

Момент силы. Условия равновесия твёрдого тела. Закон Архимеда

1.3.1, 1.3.3, 1.3.6,

1.5.2, 1.5.4

Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы механики

1, 2

Б

1

5

Механика (кинематика, динамика, законы сохранения в механике, гидростатика)

1

Анализировать физические процессы (явления), используя основные положения и законы механики

3

П

2

6

Механика (кинематика, динамика, законы сохранения в механике, гидростатика)

1

Анализировать физические процессы (явления), используя основные положения и законы механики. Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы механики

3

Б

2

7

Связь температуры газа со средней кинетической энергией поступательного теплового движения его молекул. Уравнение p = nkT. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Изопроцессы

2.1.8, 2.1.9,

2.1.10, 2.1.12

Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы молекулярной физики и термодинамики.

1, 2

Б

1

8

Элементарная работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. КПД. Максимальное значение КПД. Цикл Карно

2.2.6, 2.2.7,

2.2.9, 2.2.10

Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы молекулярной физики и термодинамики.

1, 2

Б

1

9

Молекулярная физика

(МКТ, термодинамика)

2

Анализировать физические процессы (явления), используя основные положения и законы молекулярной физики и термодинамики

3

П

2

10

Молекулярная физика

(МКТ, термодинамика)

2

Анализировать физические процессы (явления), используя основные положения и законы молекулярной физики и термодинамики. Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы молекулярной физики и термодинамики.

3

Б

2

11

Взаимодействие зарядов. Точечные заряды. Закон Кулона

3.1.2,


Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы электродинамики

1, 2

Б

1

12

Постоянный ток. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца.

3.2.1,

3.2.3, 3.2.8, 3.2.9

Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы электродинамики

1, 2

Б

1

13

Электродинамика (электрическое поле, законы постоянного тока)

3

Анализировать физические процессы (явления), используя основные положения и законы электродинамики

3

П

2

14

Электродинамика (электрическое поле, законы постоянного тока)

3

Анализировать физические процессы (явления), используя основные положения и законы электродинамики. Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы электродинамики

3

Б

2

15

Механика.

Молекулярная физика. Электродинамика

1-3

Определять показания измерительных приборов

7

Б

1

Часть 2

16

Механика.


1

Решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью с использованием законов и формул из одного раздела курса физики

5

П

2

17

Молекулярная физика.

2

Решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью с использованием законов и формул из одного раздела курса физики

5

П

2

18

Электродинамика

3

Решать расчётные задачи с использованием законов и формул из одного-двух разделов курса физики

5

В

3

Всего заданий – 18; из них

по типу заданий: с кратким ответом – 15; с развёрнутым ответом – 3;

по уровню сложности: Б – 12; П – 5; В – 1.

Максимальный первичный балл за работу – 28.

Общее время выполнения работы – 2 часа 30 минут (150 мин.).



Приложение 2

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ФИЗИКА

10 КЛАСС

Демонстрационный вариант

Инструкция по выполнению работы

Для выполнения экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут). Работа состоит из двух частей, включающих в себя 18 заданий.

В заданиях 1-4, 7-8, 11-12 ответом является целое число или конечная десятичная дробь. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу в бланк ответов №1. Единицы измерения физических величин писать не нужно.

Ответом к заданиям 5-6, 9-10, 13-14 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланк ответов №1.

Ответом к заданию 15 являются два числа. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу, не разделяя числа пробелом, в бланк ответов №1.

Ответ к заданиям 16 – 18 включает в себя подробное описание всего ходы выполнения задания. В бланке ответов №2 укажите номер задания и запишите его полное решение.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольно-измерительных материалов не учитываются при выполнении работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Часть 1

Ответами к заданиям 1 – 15 являются число или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин писать не нужно.

1 .   Автомобиль движется вдоль прямой дороги. На рисунке представлен график зависимости проекции a его ускорения от времени t. Известно, что при t  =  0 автомобиль покоился. Какой путь прошел автомобиль за промежуток времени от 10 с до 15 с?

Ответ: _________________ м.

2 .   На горизонтальном столе лежит тело массой 5 кг. На него начинает действовать направленная вертикально вверх сила . График зависимости модуля F этой силы от времени t показан на рисунке. Чему равен модуль ускорения тела через 15 секунд после начала действия данной силы? Трение отсутствует.

Ответ: _____________ м/c2.

3.   Мальчик бросил камень массой 100 г под углом к горизонту из точки A. На рисунке в некотором масштабе изображена траектория ABC полета камня.

Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. В точке B траектории модуль скорости камня был равен 8 м/⁠с. Какую кинетическую энергию имел камень в точке C?

Ответ: _________________ Дж.

4 .   На графике показана зависимость модуля силы Архимеда FАрх, действующей на медленно погружаемый в жидкость кубик, от глубины погружения x. Длина ребра кубика равна 10 см, его нижнее основание все время параллельно поверхности жидкости. Определите плотность жидкости.

Ответ: _____________ кг/м3.

5.   Школьник проводит опыты с пружинным пистолетом. Он заряжает в пистолет стальной шарик и стреляет им, измеряя зависимость модуля скорости шарика в момент его вылета из пистолета от величины сжатия пружины перед выстрелом. Жесткость пружины 80 Н/м, масса шарика 30 г. После полного распрямления пружины шарик сразу же вылетает из ствола пистолета. Полученные школьником результаты приведены в таблице.



1,0

2,0

3,0

4,0

5,0

6,0

7,0

8,0

м/с

0,365

0,894

1,414

1,932

2,450

2,967

3,483

4,000

Выберите все верные утверждения о результатах этих опытов на основании данных, содержащихся в таблице.

1.  Когда пружина пистолета сжата на максимальную величину 8 см, в ней запасена потенциальная энергия 256 мДж.

2.  Если начальное сжатие пружины равно 5 см, то модуль импульса шарика в момент вылета из пистолета меньше 0,05 кг · м/с.

3.  Модуль скорости шарика убывает при возрастании величины сжатия пружины.

4.  Трение пружины и шарика о ствол пистолета отсутствует.

5.  Если начальное сжатие пружины равно 2 см, то в процессе выстрела выделяется количество теплоты 4 мДж.

Ответ: _____________

6 . Тело движется вдоль оси Ох из начала координат с постоянным ускорением. Направления начальной скорости и ускорения a тела указаны на рисунке. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А)  Координата х тела в момент времени t

Б)  Скорость тела в момент времени t


ФОРМУЛЫ

1. 

2.  

3. 

4.  


7.   В резиновой оболочке содержится идеальный газ, занимающий объем 16,62 л при температуре 400 К и давлении 200 кПа. Из оболочки выпустили некоторое количество газа и охладили ее содержимое. В результате занимаемый газом объем уменьшился в 4 раза, давление выросло на 50%, а абсолютная температура упала до 250 К. На сколько уменьшилось количество газа в молях внутри оболочки?

Ответ: ___________ моль.

8.   На рисунке приведена зависимость температуры твердого тела от полученного им количества теплоты. Масса тела 2 кг. Какова удельная теплоемкость вещества этого тела?

Ответ: ____________ .



9.   На графике представлены результаты измерения количества теплоты Q, затраченного на нагревание 1 кг вещества 1 и 1 кг вещества 2, при различных значениях температуры t этих веществ.

Выберите все утверждения, соответствующие результатам этих измерений.

1.  Теплоемкости двух веществ отличаются в два раза.

2.  Теплоемкость первого вещества равна теплоемкости второго вещества.

3.  Для изменения температуры 1 кг вещества 1 на 20° необходимо количество теплоты 15 000 Дж.

4.  Для изменения температуры 1 кг вещества 2 на 10° необходимо количество теплоты 7000 Дж.

5.  Начальные температуры обоих веществ равны 10 °C.

Ответ: ____________

10.   В сосуде под поршнем находится вода и водяной пар. Объем сосуда медленно изотермически увеличивают, при этом в сосуде еще остается вода. Как изменяются при этом масса пара и его давление? Для каждой величины подберите соответствующий характер изменения:

1)  увеличилась

2)  уменьшилась

3)  не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 Масса пара

Давление пара



11.   Во сколько раз уменьшится модуль сил взаимодействия двух небольших металлических шариков одинакового диаметра, имеющих заряды  нКл и  нКл, если шарики привести в соприкосновение и раздвинуть на прежнее расстояние?

Ответ: ____________

1 2. Участок электрической цепи состоит из трех резисторов, соединенных так, как показано на рисунке. Сила тока Сопротивления резисторов равны и Каким должно быть сопротивление резистора R, чтобы сила текущего через него тока была равна 2 А?

Ответ: ____________ Ом.

13.   На уединенной неподвижной проводящей сфере радиусом R находится положительный заряд Q. Сфера находится в вакууме. Напряженность электростатического поля сферы в точке A равна 36 В/м. Все расстояния указаны на рисунке. Выберите все верные утверждения, описывающих данную ситуацию.

1)  Потенциал электростатического поля в точке A выше, чем в точке F:

2)  Потенциал электростатического поля в точках B и D одинаков:

3)  Потенциал электростатического поля в точках A и B одинаков:

4)  Напряженность электростатического поля в точке C EC = 9 В/м.

5)  Напряженность электростатического поля в точке B EB = 0.

Ответ: ______________

14.   К источнику тока присоединены два одинаковых резистора, соединенных параллельно. Как изменятся общее сопротивление цепи, сила тока в цепи и напряжение на клеммах источника тока, если удалить один из резисторов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится;

2)  уменьшится;

3)  не изменится.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Общее сопротивление цепи

Сила тока

в цепи

Напряжение на источнике тока






1 5. Объем жидкости измерили при помощи мензурки (см. рис.). Погрешность измерения объема при помощи данной мензурки равна ее цене деления. Укажите объем воды с учетом погрешности измерения.

Ответ: (_____ _____) мл.

Ч
асть 2

Для записи ответов на задания 16-18 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (16, 17 и т.д.), а затем решение соответствующей задачи. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

16.   Папа, обучая девочку кататься на коньках, скользит с ней по льду со скоростью 4 м/с. В некоторый момент он аккуратно толкает девочку в направлении движения. Скорость девочки при этом возрастает до 6 м/с. Масса девочки 20 кг, а папы 80 кг. Какова скорость папы после толчка? Трение коньков о лед не учитывайте.

17.   Идеальный газ изохорно нагревают так, что его температура изменяется на а давление  — в 1,6 раза. Масса газа постоянна. Какова начальная температура газа по шкале Кельвина?

18.   Пылинка, имеющая массу и заряд влетает в электрическое поле вертикального плоского конденсатора в точке, находящейся посередине между его пластинами (см. рис., вид сверху).

Чему должна быть равна минимальная скорость, с которой пылинка влетает в конденсатор, чтобы она смогла пролететь его насквозь? Длина пластин конденсатора 10 см, расстояние между пластинами 1 см, напряжение на пластинах конденсатора 5000 В. Система находится в вакууме.



Система оценивания экзаменационной работы по физике

Задания 1 – 15

Правильное выполнение каждого из заданий 1–4, 7, 8, 11–12 и 15 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.

Правильное выполнение каждого из заданий 6, 10 и 14 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

В заданиях на множественный выбор 5, 9 и 13 предполагается два или три верных ответа. Правильное выполнение каждого из заданий 5, 9 и 13 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы. Порядок записи символов в ответе значения не имеет. Выставляется 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

1

75

6

23

11

5,25

2

2

7

0,4

12

25

3

9,2

8

2500

13

25

4

2700

9

13

14

121

5

15

10

13

15

462

Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

Решение заданий 16-18 части 2 (с развёрнутым ответом оцениваются экспертами). На основе критериев, представленных в приведённых ниже таблицах, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного экзаменуемым ответа выставляется от 0 до 2 баллов за выполнение заданий 16 и 17, от 0 до 3 баллов за задание 18.

Вариант 1

16. Возможное решение. Так как на систему в горизонтальном направлении не действует никаких внешних сил, для системы папа+девочка выполняется закон сохранения импульса в этом направлении. Полный импульс до толчка равен полному импульсу после: где V  — скорость папы и девочки до толчка,   — скорость девочки после толчка, а u  — искомая скорость папы после толчка. Решая это уравнение получаем:

 Ответ: 3,5 м/с.

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом;

II) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);

III) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но допущена ошибка в ответе или в математических преобразованиях или вычислениях.

ИЛИ

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо и достаточно для решения данной задачи, без каких-⁠либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным

критериям выставления оценок в 1 или 2 балла

0

Максимальный балл

2

17. Возможное решение. Изохорный процесс  — это процесс, проводимый при постоянном объеме. Идеальный газ подчиняется уравнению Клапейрона  — Менделеева. В начальном состоянии (до нагревания): После нагревания: Вычтя из второго уравнения первое и приняв во внимание, что получаем соотношение Тогда, начальная температура газа равна

 Ответ: 400 К.

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом;

II) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);

III) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но допущена ошибка в ответе или в математических преобразованиях или вычислениях.

ИЛИ

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо и достаточно для решения данной задачи, без каких-⁠либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным

критериям выставления оценок в 1 или 2 балла

0

Максимальный балл

2

18. Возможное решение. Сила, действующая на частицу в конденсаторе со стороны поля: Связь напряженности электрического поля с напряжением на пластинах конденсатора: где d  — расстояние между пластинами. Второй закон Ньютона в проекции на ось, перпендикулярную пластинам: или

Рассмотрим движение частицы в электрическом поле конденсатора, выбрав оси: Ox вдоль пластины, Oy перпендикулярно вверх на рисунке. Так как пылинка отрицательная, то вектор электрической силы противоположно направлен с вектором напряженности (вверх), по второму закону Ньютона вектор ускорения сонаправлен с вектором силы. Таким образом, движение в поле конденсатора по оси Ox равномерное со скоростью υ, перемещение sx равно длине пластин l. По оси Oy движение равноускоренное, причем проекция начальной скорости на ось Oy равна 0, перемещение  —

Сила со стороны электрического поля действует в вертикальном направлении, в вертикальной плоскости будет движение под действием этой силы, по параболе. Время полета вдоль пластин составляет За это время частица сместится в сторону пластины на Условием пролета насквозь является Откуда получаем минимальную скорость:

Ответ:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом;

II) описаны все вводимые в решение буквенные обозначения физических величин {за исключением, возможно, обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи):

III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);

IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины.

3

Правильно записаны необходимые положения теории и физические законы, закономерности, проведены необходимые преобразования и представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. Но имеется один из следующих недостатков.

Записи, соответствующие одному или обоим пунктам: II и III -представлены не в полном объеме или отсутствуют.

ИЛИ

При ПОЛНОМ правильном решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачеркнуты, не заключены в скобки, рамку и т. п.).

ИЛИ

При ПОЛНОМ решении в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца.

ИЛИ

При ПОЛНОМ решении отсутствует пункт IV, или в нем допущена ошибка.

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев. Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-⁠либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

ИЛИ

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

0












1 Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по физике https://fipi.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!