Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации
по физике в форме ЕГЭ обучающихся 10-х классов
(углубленный уровень)
1. Назначение экзаменационной работы
Контрольно – измерительные материалы предназначены для проведения процедуры промежуточной аттестации учащихся 10-х классов в форме ЕГЭ по учебному предмету «Физика» (углубленный уровень) с целью определения уровня усвоения обучающимся предметного содержания курса физики.
Форма проведения - письменный экзамен.
Период проведения - май 2024 г.
2. Документы, определяющие содержание и характеристики экзаменационной работы
Содержание и основные характеристики диагностической работы определяются на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС):
1) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413»;
2) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями 2014–2020 гг.).
При разработке диагностической работы учитывается содержание федеральной образовательной программы среднего общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»).
3. Структура экзаменационной работы.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 18 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1).
Часть 1 содержит 15 заданий с кратким ответом, из них 9 заданий с записью ответа в виде числа или двух чисел и 6 заданий на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр.
Часть 2 содержит 3 задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо представить решение задачи или ответ в виде объяснения с опорой на изученные явления или законы.
Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы
Часть работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 28 | Тип заданий |
Часть 1 | 15 | 21 | 75 | С кратким ответом |
Часть 2 | 3 | 7 | 25 | С развёрнутым ответом |
Итого | 18 | 28 | 100 | |
4. Распределение заданий по содержанию, проверяемым результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования
Содержание диагностической работы охватывает учебный материал курса физики 10-го класса по темам «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика».
В таблице 2 представлено распределение заданий диагностической работы по основным разделам содержания учебного предмета.
Таблица 2. Распределение заданий диагностической работы по основным разделам содержания учебного предмета
№ п/п | Раздел курса физики | Количество заданий |
1 | Механика (кинематика, динамика, законы сохранения в механике, гидростатика) | 7-8 |
2 | Молекулярная физика (МКТ, термодинамика) | 5-6 |
3 | Электродинамика (электрическое поле, законы постоянного тока) | 5-6 |
Всего: | 18 |
Приоритетом при составлении варианта работы является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики 10-го класса, овладение методологическими знаниями, применение знаний при объяснении физических явлений и решении задач.
Распределение заданий по блокам проверяемых умений представлено в таблице 3.
Таблица 3. Распределение заданий по блокам проверяемых умений
№ п/п | Предметные требования к результатам обучения | Количество заданий |
1. | Владение понятийным аппаратом курса физики | 8 |
2. | Анализ физических процессов и явлений с использованием изученных теоретических положений, законов и физических величин | 6 |
3. | Решение качественных и расчётных задач | 3 |
4. | Владение методологическими умениями | 1 |
Всего: | 18 |
5. Распределение заданий по уровням сложности
В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого.
Задания базового уровня проверяют овладение предметными результатами на наиболее значимых элементах содержания курса физики, входящих в содержание как базового, так и углублённого курсов физики, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.
Задания повышенного уровня сложности проверяют способность экзаменуемых действовать в ситуациях, в которых нет явного указания на способ выполнения и необходимо выбрать этот способ из набора известных участнику экзамена или сочетать два-три известных способа действий.
Задания высокого уровня сложности проверяют способность экзаменуемых решать задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения и необходимо сконструировать способ решения, комбинируя известные участнику экзамена способы. В таблице 4 представлено распределение заданий по уровням сложности.
Таблица 4. Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 28 |
Базовый | 12 | 15 | 54 |
Повышенный | 5 | 10 | 36 |
Высокий | 1 | 3 | 10 |
Итого | 18 | 28 | 100 |
В приложении 1 приведён обобщённый план экзаменационной работы.
В приложении 2 приведён экзаменационный вариант.
6. Продолжительность экзамена
На выполнение всей экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
7. Дополнительные материалы и оборудование
Используется непрограммируемый калькулятор (для каждого участника экзамена) с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейка.
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Правильное выполнение каждого из заданий 1–4, 7, 8, 11–12 и 15 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.
Правильное выполнение каждого из заданий 6, 10 и 14 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
В заданиях на множественный выбор 5, 9 и 13 предполагается два или три верных ответа. Правильное выполнение каждого из заданий 5, 9 и 13 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы. Порядок записи символов в ответе значения не имеет. Выставляется 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.
Развёрнутые ответы проверяются по критериям экспертами. Максимальный первичный балл за выполнение каждого из заданий с развёрнутым ответом 16 и 17 составляет 2 балла, задания 18 - 3 балла. В критериях оценивания выполнения развёрнутых ответов к каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 28. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается суммарный первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Таблица 5. Шкала перевода первичных баллов в отметку
Итоговый балл | 0-8 | 9-17 | 18-23 | 24-28 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Приложение 1
Обобщённый план экзаменационной работы по физике
для обучающихся 10-х классов
Используются следующие условные обозначения:
уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.
№ | Контролируемый элемент содержания | Код контро-лиру-емого эле-мента содер-жания1 | Предметный результат освоения основной образовательной программы | Код прове-ряемого пред-метного резуль-тата | Уровень сложности | Максимальный балл за задание |
Часть1 |
1 | Равномерное прямолинейное движение. Равноускоренное прямолинейное движение | 1.1.5, 1.1.6 | Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы механики | 1, 2 | Б | 1 |
2 | Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона: для материальной точки в ИСО. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения | 1.2.4, 1.2.7, 1.2.8 | Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы механики | 1, 2 | Б | 1 |
3 | Импульс материальной точки. Закон изменения и сохранения импульса. Работа силы на малом перемещении. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения и изменения механической энергии | 1.4.1, 1.4.3, 1.4.4, 1.4.6–1.4.8 | Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы механики | 1, 2 | Б | 1 |
4 | Момент силы. Условия равновесия твёрдого тела. Закон Архимеда | 1.3.1, 1.3.3, 1.3.6, 1.5.2, 1.5.4 | Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы механики | 1, 2 | Б | 1 |
5 | Механика (кинематика, динамика, законы сохранения в механике, гидростатика) | 1 | Анализировать физические процессы (явления), используя основные положения и законы механики | 3 | П | 2 |
6 | Механика (кинематика, динамика, законы сохранения в механике, гидростатика) | 1 | Анализировать физические процессы (явления), используя основные положения и законы механики. Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы механики | 3 | Б | 2 |
7 | Связь температуры газа со средней кинетической энергией поступательного теплового движения его молекул. Уравнение p = nkT. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Изопроцессы | 2.1.8, 2.1.9, 2.1.10, 2.1.12 | Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы молекулярной физики и термодинамики. | 1, 2 | Б | 1 |
8 | Элементарная работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. КПД. Максимальное значение КПД. Цикл Карно | 2.2.6, 2.2.7, 2.2.9, 2.2.10 | Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы молекулярной физики и термодинамики. | 1, 2 | Б | 1 |
9 | Молекулярная физика (МКТ, термодинамика) | 2 | Анализировать физические процессы (явления), используя основные положения и законы молекулярной физики и термодинамики | 3 | П | 2 |
10 | Молекулярная физика (МКТ, термодинамика) | 2 | Анализировать физические процессы (явления), используя основные положения и законы молекулярной физики и термодинамики. Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы молекулярной физики и термодинамики. | 3 | Б | 2 |
11 | Взаимодействие зарядов. Точечные заряды. Закон Кулона | 3.1.2, | Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы электродинамики | 1, 2 | Б | 1 |
12 | Постоянный ток. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. | 3.2.1, 3.2.3, 3.2.8, 3.2.9 | Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы электродинамики | 1, 2 | Б | 1 |
13 | Электродинамика (электрическое поле, законы постоянного тока) | 3 | Анализировать физические процессы (явления), используя основные положения и законы электродинамики | 3 | П | 2 |
14 | Электродинамика (электрическое поле, законы постоянного тока) | 3 | Анализировать физические процессы (явления), используя основные положения и законы электродинамики. Применять при описании физических процессов и явлений величины и законы электродинамики | 3 | Б | 2 |
15 | Механика. Молекулярная физика. Электродинамика | 1-3 | Определять показания измерительных приборов | 7 | Б | 1 |
Часть 2 |
16 | Механика. | 1 | Решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью с использованием законов и формул из одного раздела курса физики | 5 | П | 2 |
17 | Молекулярная физика. | 2 | Решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью с использованием законов и формул из одного раздела курса физики | 5 | П | 2 |
18 | Электродинамика | 3 | Решать расчётные задачи с использованием законов и формул из одного-двух разделов курса физики | 5 | В | 3 |
Всего заданий – 18; из них по типу заданий: с кратким ответом – 15; с развёрнутым ответом – 3; по уровню сложности: Б – 12; П – 5; В – 1. Максимальный первичный балл за работу – 28. Общее время выполнения работы – 2 часа 30 минут (150 мин.). |
Приложение 2
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ФИЗИКА
10 КЛАСС
Демонстрационный вариант
Инструкция по выполнению работы
Для выполнения экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут). Работа состоит из двух частей, включающих в себя 18 заданий.
В заданиях 1-4, 7-8, 11-12 ответом является целое число или конечная десятичная дробь. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу в бланк ответов №1. Единицы измерения физических величин писать не нужно.
Ответом к заданиям 5-6, 9-10, 13-14 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланк ответов №1.
Ответом к заданию 15 являются два числа. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу, не разделяя числа пробелом, в бланк ответов №1.
Ответ к заданиям 16 – 18 включает в себя подробное описание всего ходы выполнения задания. В бланке ответов №2 укажите номер задания и запишите его полное решение.
При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольно-измерительных материалов не учитываются при выполнении работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.
Часть 1
Ответами к заданиям 1 – 15 являются число или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин писать не нужно. |
1
. Автомобиль движется вдоль прямой дороги. На рисунке представлен график зависимости проекции a его ускорения от времени t. Известно, что при t = 0 автомобиль покоился. Какой путь прошел автомобиль за промежуток времени от 10 с до 15 с?
Ответ: _________________ м.
2
. На горизонтальном столе лежит тело массой 5 кг. На него начинает действовать направленная вертикально вверх сила
. График зависимости модуля F этой силы от времени t показан на рисунке. Чему равен модуль ускорения тела через 15 секунд после начала действия данной силы? Трение отсутствует.
Ответ: _____________ м/c2.
3. Мальчик бросил камень массой 100 г под углом к горизонту из точки A. На рисунке в некотором масштабе изображена траектория ABC полета камня.
Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. В точке B траектории модуль скорости камня был равен 8 м/с. Какую кинетическую энергию имел камень в точке C?
Ответ: _________________ Дж.
4
. На графике показана зависимость модуля силы Архимеда FАрх, действующей на медленно погружаемый в жидкость кубик, от глубины погружения x. Длина ребра кубика равна 10 см, его нижнее основание все время параллельно поверхности жидкости. Определите плотность жидкости.
Ответ: _____________ кг/м3.
5. Школьник проводит опыты с пружинным пистолетом. Он заряжает в пистолет стальной шарик и стреляет им, измеряя зависимость модуля скорости
шарика в момент его вылета из пистолета от величины
сжатия пружины перед выстрелом. Жесткость пружины 80 Н/м, масса шарика 30 г. После полного распрямления пружины шарик сразу же вылетает из ствола пистолета. Полученные школьником результаты приведены в таблице.
| 1,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 7,0 | 8,0 |
м/с | 0,365 | 0,894 | 1,414 | 1,932 | 2,450 | 2,967 | 3,483 | 4,000 |
Выберите все верные утверждения о результатах этих опытов на основании данных, содержащихся в таблице.
1. Когда пружина пистолета сжата на максимальную величину 8 см, в ней запасена потенциальная энергия 256 мДж.
2. Если начальное сжатие пружины равно 5 см, то модуль импульса шарика в момент вылета из пистолета меньше 0,05 кг · м/с.
3. Модуль скорости
шарика убывает при возрастании величины
сжатия пружины.
4. Трение пружины и шарика о ствол пистолета отсутствует.
5. Если начальное сжатие пружины равно 2 см, то в процессе выстрела выделяется количество теплоты 4 мДж.
Ответ: _____________
6
. Тело движется вдоль оси Ох из начала координат с постоянным ускорением. Направления начальной скорости
и ускорения a тела указаны на рисунке. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ А) Координата х тела в момент времени t Б) Скорость тела в момент времени t | ФОРМУЛЫ 1. 2. 3. 4. |
7. В резиновой оболочке содержится идеальный газ, занимающий объем 16,62 л при температуре 400 К и давлении 200 кПа. Из оболочки выпустили некоторое количество газа и охладили ее содержимое. В результате занимаемый газом объем уменьшился в 4 раза, давление выросло на 50%, а абсолютная температура упала до 250 К. На сколько уменьшилось количество газа в молях внутри оболочки?
Ответ: ___________ моль.
8. На рисунке приведена зависимость температуры твердого тела от полученного им количества теплоты. Масса тела 2 кг. Какова удельная теплоемкость вещества этого тела?
Ответ: ____________
.
9. На графике представлены результаты измерения количества теплоты Q, затраченного на нагревание 1 кг вещества 1 и 1 кг вещества 2, при различных значениях температуры t этих веществ.
Выберите все утверждения, соответствующие результатам этих измерений.
1. Теплоемкости двух веществ отличаются в два раза.
2. Теплоемкость первого вещества равна теплоемкости второго вещества.
3. Для изменения температуры 1 кг вещества 1 на 20° необходимо количество теплоты 15 000 Дж.
4. Для изменения температуры 1 кг вещества 2 на 10° необходимо количество теплоты 7000 Дж.
5. Начальные температуры обоих веществ равны 10 °C.
Ответ: ____________
10. В сосуде под поршнем находится вода и водяной пар. Объем сосуда медленно изотермически увеличивают, при этом в сосуде еще остается вода. Как изменяются при этом масса пара и его давление? Для каждой величины подберите соответствующий характер изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
11. Во сколько раз уменьшится модуль сил взаимодействия двух небольших металлических шариков одинакового диаметра, имеющих заряды
нКл и
нКл, если шарики привести в соприкосновение и раздвинуть на прежнее расстояние?
Ответ: ____________
1
2. Участок электрической цепи состоит из трех резисторов, соединенных так, как показано на рисунке. Сила тока
Сопротивления резисторов равны
и
Каким должно быть сопротивление резистора R, чтобы сила текущего через него тока была равна 2 А?
Ответ: ____________ Ом.
13. На уединенной неподвижной проводящей сфере радиусом R находится положительный заряд Q. Сфера находится в вакууме. Напряженность электростатического поля сферы в точке A равна 36 В/м. Все расстояния указаны на рисунке. Выберите все верные утверждения, описывающих данную ситуацию.
1) Потенциал электростатического поля в точке A выше, чем в точке F:
2) Потенциал электростатического поля в точках B и D одинаков:
3) Потенциал электростатического поля в точках A и B одинаков:
4) Напряженность электростатического поля в точке C EC = 9 В/м.
5) Напряженность электростатического поля в точке B EB = 0.
Ответ: ______________
14. К источнику тока присоединены два одинаковых резистора, соединенных параллельно. Как изменятся общее сопротивление цепи, сила тока в цепи и напряжение на клеммах источника тока, если удалить один из резисторов?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится;
2) уменьшится;
3) не изменится.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Общее сопротивление цепи | Сила тока в цепи | Напряжение на источнике тока |
| | |
1
5. Объем жидкости измерили при помощи мензурки (см. рис.). Погрешность измерения объема при помощи данной мензурки равна ее цене деления. Укажите объем воды с учетом погрешности измерения.
Ответ: (_____
_____) мл.
Ч
асть 2
Для записи ответов на задания 16-18 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (16, 17 и т.д.), а затем решение соответствующей задачи. Ответы записывайте чётко и разборчиво. |
16. Папа, обучая девочку кататься на коньках, скользит с ней по льду со скоростью 4 м/с. В некоторый момент он аккуратно толкает девочку в направлении движения. Скорость девочки при этом возрастает до 6 м/с. Масса девочки 20 кг, а папы 80 кг. Какова скорость папы после толчка? Трение коньков о лед не учитывайте.
17. Идеальный газ изохорно нагревают так, что его температура изменяется на
а давление — в 1,6 раза. Масса газа постоянна. Какова начальная температура газа по шкале Кельвина?
18. Пылинка, имеющая массу
и заряд
влетает в электрическое поле вертикального плоского конденсатора в точке, находящейся посередине между его пластинами (см. рис., вид сверху).
Чему должна быть равна минимальная скорость, с которой пылинка влетает в конденсатор, чтобы она смогла пролететь его насквозь? Длина пластин конденсатора 10 см, расстояние между пластинами 1 см, напряжение на пластинах конденсатора 5000 В. Система находится в вакууме.
Система оценивания экзаменационной работы по физике
Задания 1 – 15
Правильное выполнение каждого из заданий 1–4, 7, 8, 11–12 и 15 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.
Правильное выполнение каждого из заданий 6, 10 и 14 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
В заданиях на множественный выбор 5, 9 и 13 предполагается два или три верных ответа. Правильное выполнение каждого из заданий 5, 9 и 13 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы. Порядок записи символов в ответе значения не имеет. Выставляется 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.
Номер задания | Правильный ответ | Номер задания | Правильный ответ | Номер задания | Правильный ответ |
1 | 75 | 6 | 23 | 11 | 5,25 |
2 | 2 | 7 | 0,4 | 12 | 25 |
3 | 9,2 | 8 | 2500 | 13 | 25 |
4 | 2700 | 9 | 13 | 14 | 121 |
5 | 15 | 10 | 13 | 15 | 462 |
Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
Решение заданий 16-18 части 2 (с развёрнутым ответом оцениваются экспертами). На основе критериев, представленных в приведённых ниже таблицах, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного экзаменуемым ответа выставляется от 0 до 2 баллов за выполнение заданий 16 и 17, от 0 до 3 баллов за задание 18.
Вариант 1
16. Возможное решение. Так как на систему в горизонтальном направлении не действует никаких внешних сил, для системы папа+девочка выполняется закон сохранения импульса в этом направлении. Полный импульс до толчка равен полному импульсу после:
где V — скорость папы и девочки до толчка,
— скорость девочки после толчка, а u — искомая скорость папы после толчка. Решая это уравнение получаем:
Ответ: 3,5 м/с.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Приведено полное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; II) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями); III) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины | 2 |
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев: Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но допущена ошибка в ответе или в математических преобразованиях или вычислениях. ИЛИ Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо и достаточно для решения данной задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 или 2 балла | 0 |
Максимальный балл | 2 |
17. Возможное решение. Изохорный процесс — это процесс, проводимый при постоянном объеме. Идеальный газ подчиняется уравнению Клапейрона — Менделеева. В начальном состоянии (до нагревания):
После нагревания:
Вычтя из второго уравнения первое и приняв во внимание, что
получаем соотношение
Тогда, начальная температура газа равна
Ответ: 400 К.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Приведено полное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; II) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями); III) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины | 2 |
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев: Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, и проведены необходимые преобразования. Но допущена ошибка в ответе или в математических преобразованиях или вычислениях. ИЛИ Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо и достаточно для решения данной задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1 или 2 балла | 0 |
Максимальный балл | 2 |
18. Возможное решение. Сила, действующая на частицу в конденсаторе со стороны поля:
Связь напряженности электрического поля с напряжением на пластинах конденсатора:
где d — расстояние между пластинами. Второй закон Ньютона в проекции на ось, перпендикулярную пластинам:
или
Рассмотрим движение частицы в электрическом поле конденсатора, выбрав оси: Ox вдоль пластины, Oy перпендикулярно вверх на рисунке. Так как пылинка отрицательная, то вектор электрической силы противоположно направлен с вектором напряженности (вверх), по второму закону Ньютона вектор ускорения сонаправлен с вектором силы. Таким образом, движение в поле конденсатора по оси Ox равномерное со скоростью υ, перемещение sx равно длине пластин l. По оси Oy движение равноускоренное, причем проекция начальной скорости на ось Oy равна 0, перемещение —
Сила со стороны электрического поля действует в вертикальном направлении, в вертикальной плоскости будет движение под действием этой силы, по параболе. Время полета вдоль пластин составляет
За это время частица сместится в сторону пластины на
Условием пролета насквозь является
Откуда получаем минимальную скорость:
Ответ:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Приведено полное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; II) описаны все вводимые в решение буквенные обозначения физических величин {за исключением, возможно, обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи): III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями); IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. | 3 |
Правильно записаны необходимые положения теории и физические законы, закономерности, проведены необходимые преобразования и представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. Но имеется один из следующих недостатков. Записи, соответствующие одному или обоим пунктам: II и III -представлены не в полном объеме или отсутствуют. ИЛИ При ПОЛНОМ правильном решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачеркнуты, не заключены в скобки, рамку и т. п.). ИЛИ При ПОЛНОМ решении в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца. ИЛИ При ПОЛНОМ решении отсутствует пункт IV, или в нем допущена ошибка. | 2 |
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев. Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа. ИЛИ В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
1 Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по физике https://fipi.ru