Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании кафедры Зам. директора по учебной работе
дисциплин Забейда Л.Е.
Протокол № 7 от 31.08.2018 г «__ »__________2018 г.
Зав. кафедрой
______________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по научно-методической работе
_______________Ф.И.О.
«___»____________2018 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине УДб.16 География
Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах
г.Опочка 2018 год
Общие положения
Результатом освоения учебной дисциплины являются освоенные знания и усвоенные умения учебной дисциплины.
Формой аттестации по УД является дифференцированный зачет.
1. Результаты освоения УД, подлежащие проверке знаний и умений, формирующихся в процессе освоения УД.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять ресурсную базу для жизни и хозяйственной деятельности человека по географическим характеристикам;
- объяснять географические законы и закономерности современного промышленного и сельскохозяйственного производства, международного географического разделения труда (МГРТ), географическую суть глобальных проблем человечества;
- называть и показывать на карте все программные географические объекты;
- определять особенности экономико-географического положения объектов;
- прогнозировать изменения в структуре и размещении населения и хозяйства в мире, в МГРТ;
- место России в МХ и МГРТ;
- прогнозировать пути решения современных глобальных проблем человечества;
- использовать полученные знания при изучении других учебных дисциплин.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- изменение политической карты мира под влиянием современных международных отношений;
- ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши, Мирового океана, климатических, космических на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;
- последствия опустынивания, обезлесения;
- последствия антропогенного загрязнения геосферы;
- темпы роста народонаселения Земли, отдельных регионов и стран мира;
- темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду;
- тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве;
- изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов мира и отдельных стран;
- миграционные процессы в мире и влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов;
- причины демографического взрыва и демографического кризиса в ряде стран и регионах мира и их последствия;
- распространение мировых религий на планете;
- особенности отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства;
- различия в уровнях экономического развития стран и регионов;
- изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности в структуре хозяйства;
- географические особенности стран «новой индустриализации», «переселенческого типа», « нефтеэкспортирующих»;
- специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава, структуры их хозяйства, участие в МГРТ;
- причины возникновения глобальных проблем человечества, стратегию устойчивого развития.
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных:
сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
креативность мышления, инициативность и находчивость; метапредметных:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
2. Формы контроля и промежуточной аттестации (формы промежуточной аттестации указываются в соответствии с учебным планом образовательного учреждения)
Таблица 1
Виды контроля | Формы контроля |
Входной контроль | Контрольная работа (тестирование) |
Раздел 2: «Политическая карта мира» | Контрольная работа |
Раздел 4: « География мировых природных ресурсов» |
Контрольная работа |
Раздел 6: « Регионы мира» География населения и хозяйства Зарубежной Европы.
География населения и хозяйства Латинской Америки. | Контрольная работа ( тестирование).
Контрольная работа ( тестирование).
|
Рубежный контроль (оценка за семестр 1, 2 семестр) | Отметка в журнале как округленное по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных студентами. |
Промежуточная аттестация |
дифференцированный зачет. ( в форме тестирования). |
3. Оценка освоения теоретического курса УД
3.1. Общие положения
Основной целью оценки освоения УД является оценка освоенных умений и усвоенных знаний.
3.2. Типовые вопросы и задания
Основное содержание контроля знаний
Входной контроль по учебной дисциплине
( варианты контрольной работы)
Вариант 1:
Вспомните основные этапы формирования политической карты мира. Как изменялась политическая карта в XX в?
Какое количество стран имеется на политической карте мира? Как различаются понятия «страна» и «государство»?
Объясните значение терминов «республика», «монархия», «унитарное государство», «федеративное государство».
Вариант 2:
Приведите примеры экономически развитых стран. На какие группы они подразделяются? Какие страны относятся к «большой семерке»?
Приведите примеры развивающихся стран. По какому признаку проводится их классификация, на какие группы они подразделяются?
Какие события оказали влияние на формирование политической карты в конце 80-х — начале 90 к гг, к каким изменениям на политической карте они привели?
Вариант 3:
1.Какие государства появились на политической карте после 1990г? В каком регионе таких государств больше всего?
2.Приведите примеры территорий, на которых продолжаются региональные конфликты. Какие стороны противоборствуют друг с другом, в чем сущность этих конфликтов.
Какие геополитические проблемы начали разрешаться в последнее время?
3.На какие группы подразделяются страны на политической карте по следующим признакам: величина территории, численность населения, географическое положение, формы административно-территориального устройства, форма правления? Приведите примеры стран, относящихся к каждой группе.
Варианты тестовых заданий
по разделу 2: «Политическая картина мира».
Вариант 1
1. Большее число стран мира относится:
1) к экономически развитым;
2) к развивающимся;
3) к странам с переходной экономикой.
2. К экономически развитым странам относят:
1) Германию и США;
2) Германию, США, Австралию;
3) Германию, США, Австралию, Южную Корею;
3. Установите соответствие:
Тип развивающихся стран Страны
1) ключевые: А. Тайвань, Гонконг, Сингапур.
2) отсталые Б. Непал, Чад, Гаити.
В. Индия, Бразилия, Аргентина.
4. Форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному лицу и передается по наследству, называется:
1) республика;
2) монархия;
3) диктатура.
5. Установите соответствие:
Форма правления Страны
1) монархия; А. Франция, Италия, Португалия.
2) республика. Б. Япония, Греция, Испания.
В. Великобритания, Нидерланды, Бельгия.
6. Большинство монархий на современной политической карте мира сосредоточено:
1) в Европе;
2) В Африке;
3) в Латинской Америке.
7. Большинство стран мира на политической карте по форме правления относятся:
1) к республикам;
2) к монархиям;
8. К федеральным государствам относятся:
1) Германия;
2) Германия и Франция;
3) Германия, Франция и Украина
Вариант 2
1. Политическая карта мира:
окончательно сформирована;
продолжает формироваться.
2. К экономически развитым странам относят:
1) США и Японию;
2) США, Японию, Канаду;
3 США, Японию, Канаду, Нидерланды.
3. Количество развитых стран превышает количество развивающихся стран:
1) в Европе;
2) в Европе и Северной Америке;
3) в Европе, Северной Америке и Азии;
4. Установите соответствие:
Тип развивающихся стран Страны
1) экспортеры нефти: А. Египет, Бразилия, Нигерия.
2) новые индустриальные. Б. Кувейт, Катар, Бруней.
В. Республика Корея, Сингапур.
5. Большинство новых индустриальных стран располагается:
1) в Южной Америке;
2) в Юго-Восточной Азии;
3) в Западной Азии.
6. Ели высшая законодательная власть в государстве принадлежит выборному органу страны, то такая форма правления называется:
1) монархия;
2) республика;
3) доминион.
7. Установите соответствие:
Форма правления Страны
1) монархия; А. Испания, Япония, Бельгия.
2) республика. Б. Марокко, Франция, Непал.
В. Гвинея, Либерия, Турция.
8. К абсолютным монархиям относятся:
1) Саудовская Аравия;
2) Саудовская Аравия и Таиланд;
3) Саудовская Аравия, Таиланд и Марокко.
9. К унитарным государствам относятся:
1) Италия;
2) Италия и Франция;
3) Германия, Франция и Япония..
Ответы
1 вариант. 1. Суверенным государством. 2.2. 3.2. 4.1 – В, 2 – Б. 5.2. 6. 1 – В, 2 – А. 7.1.8.1. 9.1.
2 вариант. 1.2. 2.3. 3.2. 4. 1 - Б, 2 – В. 5.2 6.2. 7.1 – А, 2 – В. 8.1. 9.3.
Варианты контрольной работы
по разделу 4: « География мировых природных ресурсов»
Вариант 1 :
1. Что такое природные ресурсы, на какие группы они подразделяются? Что называется ресурсообеспеченностью, в каких единицах она измеряется?
В настоящее время поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях: «вширь» и «вглубь». Что означают эти термины и в каких странах мира преобладают эти направления?
Вариант 2:
1.Как соотносятся понятия «природа», «природная среда», «географическая среда»?
2.Какие природные ресурсы относятся к ресурсам Мирового океана? Какие из них используются наиболее интенсивно? В чем заключаются проблемы использования этих видов ресурсов?
Вариант 3:
1. Приведите примеры стран с богатой ресурсной базой и с ограниченной ресурсной базой. Имеется ли связь между ресурсным потенциалом страны и уровнем ее развития? Обоснуйте свою точку зрения.
2. С течением времени и развития производительных сил прямая зависимость человека от природы уменьшалась. Настанет ли такое время, когда человек не будет зависеть от природной среды?
Вариант 4 :
1. К современным экологическим проблемам относят дефицит минеральных ресурсов, оскудение биологических, опустынивание. Каковы причины их возникновения и возможные пути решения?
2. Какая взаимосвязь существует между двумя проблемами: 1) рационального использования природных ресурсов; 2) охраны окружающей среды от загрязнения?
Варианты тестовых заданий к контрольной работе по разделу 6:
« Регионы и страны мира».
по теме: География населения и хозяйства Зарубежной Азии.
I вариант
1.Большинство монархий Зарубежной Азии находятся в:
1) Центральной и Восточной Азии;
2) Юго-Восточной Азии;
3) Южной Азии;
4) Юго-Западной Азии.
2.Развитие сельского хозяйства в Зарубежной Азии ограничивается недостатком:
1) земель и тепла;
2) тепла и трудовых ресурсов;
3) трудовых ресурсов и воды;
4) воды и земель.
3.Найдите ошибку в перечне многонациональных стран Зарубежной Азии:
1) Индонезия; 2) Иран; 3) Япония; 4) Индия.
4.Очень высокой плотностью населения в Зарубежной Азии выделяется государство:
1) Монголия; 2) Саудовская Аравия; 3) Афганистан; 4) Бангладеш.
5.Установите соответствие между странами Зарубежной Азии и ведущими отраслями их промышленности.
Страна:
1. ОАЭ.
2. Тайвань
3. Оман.
4. Бангладеш.
Отрасль промышленности:
А. Нефтяная.
Б. Электронная.
В. Легкая.
6.Найдите ошибку в перечне стран Зарубежной Азии, занимающихся выращиванием и экспортом чая:
1) Китай; 2) Индия; 3) Шри-Ланка; 4) Ирак.
7.Самый большой по площади субрегион Зарубежной Азии — это:
1) Центральная и Восточная Азия;
2) Юго-Восточная Азия;
3) Южная Азия;
4) Юго-Западная Азия.
8.Укажите наиболее плотно населенную часть Китая:
1) северная; 2) восточная; 3) южная; 4) западная.
9.Китай занимает первое место в мире по производству:
1) электроэнергии и стали;
2) стали и хлопчатобумажных тканей;
3) хлопчатобумажных тканей и минеральных удобрений;
4) минеральных удобрений и электроэнергии.
10.Мегалополис Токайдо расположен в Японии на:
1) севере страны;
2) юге страны;
3) западном побережье;
4) восточном побережье.
11.В Японии практически отсутствуют виды транспорта:
1) железнодорожный и автомобильный;
2) автомобильный и трубопроводный;
3) трубопроводный и речной;
4) речной и железнодорожный.
12.Укажите самый крупный город (городскую агломерацию) Индии:
1) Дели; 2) Калькутта; 3) Бомбей; 4) Мадрас.
13.Главный район выращивания пшеницы расположен в Индии на:
1) севере; 2) востоке; 3) юге; 4) западе.
14.Укажите страну Зарубежной Азии, имеющую самые высокие темпы экономического роста:
1) Япония;
2) Малайзия;
3) Китай;
4) Сингапур.
15.Какие страны Зарубежной Азии не входят в ОПЕК:
1) Кувейт, Саудовская Аравия;
2) Индонезия, ОАЭ;
3) Китай, Филиппины;
4) Иран, Катар.
II вариант
1.Внутриконтинентальными государствами Зарубежной Азии являются:
1) Монголия и Ирак;
2) Камбоджа и Ирак;
3) Ирак и Непал;
4) Непал и Монголия.
2.Наиболее важный минеральный ресурс Зарубежной Азии, определяющий ее место в международном разделении труда, — это:
1) железная руда; 2) нефть; 3) каменный уголь; 4) алмазы.
3.Найдите ошибку в перечне религий, имеющих в Зарубежной Азии многочисленных последователей:
1) протестантизм; 2) мусульманство; 3) буддизм; 4) индуизм.
4.Крупным районом трудовой иммиграции в Зарубежной Азии являются страны:
1) побережья Тихого океана;
2) Южной Азии;
3) Персидского залива;
4) побережья Средиземного моря.
5.Найдите ошибку в перечне наименее развитых в промышленном отношении государств Зарубежной Азии:
1) Сингапур; 2) Мьянма; 3) Йемен; 4) Непал.
6.Установите соответствие между странами Зарубежной Азии и ведущими подотраслями их сельского хозяйства.
Страна:
1. Индонезия.
2. Израиль.
3. Монголия.
4. Филиппины.
Подотрасль сельского хозяйства:
А. Выращивание риса.
Б. Субтропическое земледелие.
В. Пастбищное животноводство.
7.Самый большой по численности населения субрегион Зарубежной Азии — это:
1) Центральная и Восточная Азия;
2) Юго-Восточная Азия;
3) Южная Азия;
4) Юго-Западная Азия.
8.Самый крупный город (городская агломерация) Китая — это:
1) Пекин; 2) Шанхай; 3) Харбин; 4) Сеул.
9.Укажите главные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на юго-востоке Китая:
1) рис и чай;
2) чай и пшеница;
3) пшеница и хлопчатник;
4) хлопчатник и рис.
10.Религии, наиболее распространенные в Японии, — это:
1) мусульманство и буддизм;
2) буддизм и синтоизм;
3) синтоизм и буддизм;
4) буддизм и мусульманство.
11.Большую часть импорта Японии составляют:
1) различные виды топлива;
2) металлургическое сырье;
3) продовольственные товары;
4) машины и оборудование.
12.Укажите самый многочисленный этнос в Индии:
1) бенгальцы; 2) хиндустанцы; 3) сикхи; 4) индийцы.
13.Главный район черной металлургии расположен в Индии на:
1) севере; 2) востоке; 3) юге; 4) западе.
16.Укажите страну Зарубежной Азии, относящуюся по уровню социально-экономического развития к группе среднеразвитых:
1) Израиль;
2) Турция;
3) Китай;
4) Индия.
14.Какая страна Зарубежной Азии не входит в АСЕАН:
1) Индонезия;
2) Сингапур;
3) Япония;
4) Филиппины.
Оценивание тестовых результатов
Критерии оценивания
«отлично» - получают студенты, справившиеся с работой (90 – 100%).
«хорошо» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80% от общего количества.
«удовлетворительно» - соответствует работе 50 – 70% правильных ответов.
«неудовлетворительно» - соответствует менее 50% правильных ответов.
Вычисление коэффициента усвоения:
Критерии оценивания теста:
К =а/р;
К – коэффициент усвоения;
а – число правильно выполненных студентом операций;
р – число операций по эталону.
оценки | % |
«5» | 90 - 100 |
«4» | 80 |
«3» | 50 – 70 |
«2» | менее 50 |
оценки | К |
«5» | от 0,9 до 1,0 |
«4» | от 0,8 до 0,9 |
«3» | от 0,7 до 0,8 |
«2» | до 0,7 |
Варианты тестовых заданий к контрольной работе по разделу 6:
« Регионы и страны мира».
по теме: География населения и хозяйства Латинской Америки:
I вариант
1.В Латинской Америке отсутствуют:
1) развивающиеся государства; 2) приморские государства; 3) федерации; 4) монархии.
2.Выберите латиноамериканские государства, которые не имеют выхода к Мировому океану:
1) Уругвай и Парагвай; 2) Парагвай и Боливия; 3) Боливия и Перу; 4) Перу и Уругвай.
3.Установите соответствие между странами Латинской Америки и их полезными ископаемыми.
Страна:
1. Венесуэла.
2. Чили.
3. Ямайка.
4. Боливия.
Полезное ископаемое:
А. Бокситы.
Б. Оловянные руды.
В. Медные руды.
Г. Нефть.
4.Латинская Америка занимает первое место среди регионов мира по обеспеченности ресурсами:
1) почвенными; 2) водными; 3) гидроэнергетическими; 4) земельными.
5.Наиболее распространенный в Латинской Америке язык — это:
1) английский; 2) французский; 3) испанский; 4) португальский.
6.Самыми крупными городами (городскими агломерациями) Латинской Америки являются:
1) Мехико и Рио-де-Жанейро;
2) Рио-де-Жанейро и Лима;
3) Лима и Сан-Паулу;
4) Сан-Паулу и Мехико.
7.В настоящее время население Латинской Америки:
1) растет только за счет миграционного притока;
2) растет только за счет естественного прироста;
3) растет и за счет миграционного притока, и за счет естественного прироста;
4) сокращается из-за естественной убыли и миграционного оттока.
8.Выберите группу стран Латинской Америки, в которых металлургия достигла довольно высокого уровня развития:
1) Мексика, Чили и Бразилия;
2) Колумбия, Венесуэла и Панама;
3) Боливия, Уругвай и Парагвай;
4) Никарагуа, Гондурас и Гватемала.
9.Каскад ГЭС, в том числе мощнейшая гидроэлектростанция в мире, действует в Латинской Америке на реке:
1) Амазонка; 2) Парана; 3) Ориноко; 4) Рио-Гранде.
10. Найдите ошибку в перечне стран Латинской Америки, специализирующихся на экспорте кофе:
1) Мексика; 2) Колумбия; 3) Куба; 4) Бразилия.
11. Государство Парагвай относится к субрегиону Латинской Америки:
1) Средняя Америка; 2) Андские страны; 3) страны бассейна Ла-Платы.
12. Найдите ошибку в перечне природных ресурсов, по запасам которых Бразилия является одним из мировых лидеров:
1) водные; 2) лесные; 3) почвенные; 4) агроклиматические.
13. Наибольшая плотность населения наблюдается в Бразилии на:
1) северо-западе страны;
2) северо-востоке страны;
3) юго-востоке страны;
4) юго-западе страны.
14. Выберите сельскохозяйственные культуры, по сбору которых Бразилия занимает одно из первых мест в мире:
1) картофель и сахарная свекла;
2) сахарная свекла и сахарный тростник;
3) сахарный тростник и апельсины;
4) апельсины и картофель.
15. Современная «экономическая столица» Бразилии — это:
1) Рио-де-Жанейро; 2) Сан-Паулу; 3) Сальвадор; 4) Буэнос-Айрес.
II вариант
1.В Латинской Америке отсутствуют:
1) внутриконтинентальные государства;
2) островные государства;
3) развитые государства;
4) зависимые территории.
2.Большая часть Латинской Америки в начале XIX в. являлась колониями:
1) США и Великобритании;
2) Великобритании и Испании;
3) Испании и Португалии;
4) Португалии и США.
3.Установите соответствие между странами и их полезными ископаемыми.
Страна:
1. Суринам.
2. Чили.
3. Мексика.
4. Куба.
Полезное ископаемое:
А. Бокситы.
Б. Никелевые руды.
В. Селитра.
Г. Нефть.
4.Более половины земельной площади в Латинской Америке занято:
1) лесами;
2) пастбищами;
3) обрабатываемыми землями;
4) пустынями и высокогорьями.
5.Наиболее распространенная в Латинской Америке религия — это:
1) протестантизм; 2) католицизм; 3) мусульманство; 4) традиционные верования.
6.Самыми крупными по численности населения странами Латинской Америки являются:
1) Мексика и Венесуэла;
2) Венесуэла и Аргентина;
3) Аргентина и Бразилия;
4) Бразилия и Мексика.
7.В Латинской Америке:
1) преобладает городское население;
2) сельское и городское население примерно равны по численности;
3) преобладает сельское население;
4) имеется только сельское население.
8.Выберите группу стран Латинской Америки, в которых машиностроение достигло довольно высокого уровня развития:
1) Перу, Эквадор и Колумбия;
2) Венесуэла, Суринам и Гайана;
3) Мексика, Бразилия и Аргентина;
4) Боливия, Парагвай и Уругвай.
9.Один из крупнейших в мире центров производства меди находится в Латинской Америке в районе:
1) Амазонской низменности;
2) Бразильского плоскогорья;
3) Ла-Платской низменности;
4) пустыни Атакама.
10.Найдите ошибку в перечне стран Латинской Америки, специализирующихся на экспорте бананов:
1) Панама; 2) Гондурас; 3) Эквадор; 4) Чили.
11.Государство Сальвадор относится к субрегиону Латинской Америки:
1) Средняя Америка; 2) Андские страны; 3) страны бассейна Ла-Платы.
12.Найдите ошибку в перечне минеральных ресурсов, большими запасами которых обладает Бразилия:
1) железные руды; 2) марганцевые руды; 3) бокситы; 4) нефть.
13.Численность населения Бразилии составляет примерно:
1) 100 млн. чел.; 2) 120 млн. чел.; 3) 140 млн. чел.; 4) 160 млн. чел.
14.Выберите сельскохозяйственные культуры, по сборам которых Бразилия занимает одно из первых мест в мире:
1) рис и бананы; 2) бананы и соя; 3) соя и чай; 4) чай и рис.
15.Прежняя столица Бразилии — это:
1)Рио-де-Жанейро; 2) Сан-Паулу; 3) Сальвадор; 4) Буэнос-Айрес.
Оценивание тестовых результатов
Критерии оценивания
«отлично» - получают студенты, справившиеся с работой (90 – 100%).
«хорошо» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80% от общего количества.
«удовлетворительно» - соответствует работе 50 – 70% правильных ответов.
«неудовлетворительно» - соответствует менее 50% правильных ответов.
Вычисление коэффициента усвоения:
Критерии оценивания теста:
К =а/р;
К – коэффициент усвоения;
а – число правильно выполненных студентом операций;
р – число операций по эталону.
оценки | % |
«5» | 90 - 100 |
«4» | 80 |
«3» | 50 – 70 |
«2» | менее 50 |
оценки | К |
«5» | от 0,9 до 1,0 |
«4» | от 0,8 до 0,9 |
«3» | от 0,7 до 0,8 |
«2» | до 0,7 |
Варианты тестовых заданий к дифференцированному зачету по учебной дисциплине к промежуточной аттестации.
Вариант 1
1. Какая из указанных стран Латинской Америки имеет выход только к Атлантическому океану?
а) Мексика; г) Колумбия;
б) Боливия; д) Аргентина.
в) Панама;
2. Какое островное государство Латинской Америки имеет наибольшую площадь?
а) Доминиканская Республика;
б) Куба;
в) Гаити;
г) Гренада;
д) Ямайка.
3. В какой из указанных стран Латинской Америки преобладают креолы?
а) Мексика;
б) Бразилия;
в) Багамские острова;
г) Гаити;
д) Уругвай.
4. Какие из названных городов образуют крупнейшие агломерации Латинской Америки и не являются морскими портами?
а) Рио-де-Жанейро;
б) Лима;
в) Буэнос-Айрес;
г) Сан-Паулу;
д) Сантьяго.
5. В каком варианте неверно указаны ресурсы, которыми обладает данная страна?
а) водные ресурсы — Бразилия;
б) оловянные и сурьмяные руды — Боливия;
в) вольфрамовые и серебряные руды — Ямайка;
г) лесные ресурсы — Колумбия;
д) медные руды и селитра — Чили.
6. Какая страна Латинской Америки входит в первую десятку стран по производству автомобилей, телевизоров и радиоприемников?
а) Аргентина; г) Гайана;
б) Бразилия; д) Доминиканская Республика
в) Мексика;
7. Какая страна Латинской Америки является экспортером пшеницы, а также входит в первую десятку стран по поголовью крупного рогатого скота?
а) Аргентина;
б) Мексика;
в) Венесуэла;
г) Перу;
д) Куба.
8. Выберите вариант, в котором верно указано направление сдвига производительных сил, осуществляемого в результате региональной политики:
а) Мексика — на юг;
б) Венесуэла — на север;
в) Бразилия — в Амазонию;
г) Аргентина — к заливу Ла-Плата.
9. Выберите верное утверждение.
а) Бразилия опережает Индию по доле в мировом ВВП.
б) Основные производственные мощности Аргентины сосредоточены в Пампе, где сложился один из крупнейших в мире агропромышленных комплексов.
в) Хозяйственное «лицо» Андских стран определяется нефтеперерабатывающей промышленностью, работающей на привозном сырье, а также международным туризмом.
г) В Бразилии отсутствуют территории с преобладанием малотоварного потребительского сельского хозяйства.
10. Порт Тампико в Мексике специализируется на:
а) экспорте пшеницы;
б) экспорте каменного угля;
в) импорте железной руды;
г) экспорте нефти;
д) импорте леса.
11. Какие страны относят к Северной Америке в экономической и социальной географии?
а) все страны, входящие в организацию НАФТА;
б) все страны материка Северная Америка;
в) Мексику и США;
г) США и Канаду.
12. Каково население Северной Америки?
а) более 300 млн чел.; в) 280 млн чел.;
б) более 1 млрд чел.; г) 30,5 млн чел.
13. Выберите вариант, в котором верно указаны государства, с которыми граничат США, и природные рубежи, по которым эти границы проходят:
а) Мексика — река Гудзон;
б) Куба — озеро Гурон;
в) Канада — озеро Верхнее;
г) Россия — Гибралтарский пролив;
д) Дания — море Бофорта.
14. Выберите верное утверждение.
а) Большая часть негритянского населения проживает на Западе США.
б) Численность населения США равна численности населения Франции и Великобритании вместе взятых.
в) Быстрее всего растет население таких штатов, как Техас, Калифорния и Флорида.
г) Современная американская нация — это результат этнического смешения европейских переселенцев и индейцев.
д) Резкое преобладание мужского населения США над женским отмечается в возрастной группе 50 – 55 лет.
15. Выберите варианты, в которых верно указаны мегало - полисы, к которым относятся названные города:
а) Бостон — Северо-Восточный;
б) Вашингтон — Калифорнийский;
в) Чикаго — Приозерный;
г) Детройт — Калифорнийский;
д) Нью-Йорк — Приозерный.
16. Найдите вариант, в котором неверно указана особенность одного из названных городов:
а) Детройт — «автомобильная столица»;
б) Лос-Анджелес — «авиаракетно-космическая столица» ;
в) Сиэтл — главная вотчина компании «Боинг»;
г) Чикаго — «столица кулинарии»;
д) Хьюстон — «нефтехимическая столица».
17. Какая из указанных характеристик относится к промышленному поясу Центральной и Южной Калифорнии?
а) Главная отрасль специализации — нефтепереработка и нефтехимия;
б) доля в промышленном производстве США — 50%;
в) здесь сосредоточено автомобилестроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение и судостроение;
г) преобладают новейшие наукоемкие отрасли.
18. Какие сельскохозяйственные пояса сформировались на Центральных равнинах?
а) кукурузный;
б) молочный;
в) хлопковый;
г) мясной;
д) пшеничный.
19. Какие из указанных характеристик относятся к Канаде?
а) доля в мировом ВВП — более 20% ;
б) занимает 1-е место в мире по добыче асбеста, урановых и цинковых руд;
в) отрасли международной специализации — горнодобывающая промышленность, цветная металлургия, деревообрабатывающая промышленность и сельское хозяйство;
г) машиностроение известно продукцией автомобилестроения, авиаракетно-космической промышленности и электроники;
д) занимает 1- е место в мире по выпуску высокотехнологичной и наукоемкой продукции.
20. Какой макрорайон США занимает 1-е место в стране по добыче нефти и газа, угля, фосфоритов, по мощности электростанций и нефтехимических комбинатов?
а) Северо-Восток;
б) Средний Запад;
в) Юг;
г) Запад.
21. Какое из указанных государств имеет площадь более 1 млн км2 и омывается Красным морем?
а) Ливия;
б) Эритрея;
в) Мавритания;
г) Судан;
д) ЮАР.
22. Выберите королевство с правильно указанной столицей:
а) Лесото — Каир;
б) Кения — Найроби;
в) Марокко — Рабат;
г) Свазиленд — Претория;
д) Эфиопия — Могадишо.
23. Выберите вариант, в котором для обеих указанных стран характерен очень высокий естественный прирост населения:
а) Египет, Ливия; г) Марокко, ЮАР;
б) Сенегал, Чад; д) Того, Нигер.
в) Сомали, Мали;
24. Выберите вариант, где верно указаны страны с развитой нефтедобывающей промышленностью:
а) Алжир, Габон, Нигерия;
б) Ливия, Гана, ЮАР;
в) Бенин, Уганда, Эфиопия;
г) Египет, Ботсвана, Чад;
д) Судан, Мали, Конго.
25. Какие африканские города-миллионеры не являются столицами?
а) Касабланка;
б) Каир;
в) Аддис-Абеба;
г) Дакар;
д) Лаван.
Вариант 2
1. Какая из указанных стран Латинской Америки имеет выход только к Тихому океану?
а) Мексика; г) Перу;
б) Парагвай; д) Аргентина.
в) Панама;
2. Какие из указанных стран Латинской Америки являются федеративными республиками?
а) Перу; г) Никарагуа;
б) Мексика; д) Венесуэла.
в) Куба;
3. В какой из перечисленных стран Латинской Америки преобладают метисы?
а) Мексика; г) Гаити;
б) Бразилия; д) Уругвай.
в) Ямайка;
4. Какой из названных городов образует одну из четырех крупнейших агломерацией Северной Америки и является морским портом?
а) Мехико; г) Буэнос-Айрес;
б) Лима; д) Кито.
в) Сан-Паулу;
5. Выберите вариант, в котором полезные ископаемые, экспортируемые данной, страной указаны неверно:
а) железные руды — Бразилия;
б) оловянные и сурьмяные руды — Боливия;
в) бокситы — Колумбия;
г) нефть — Венесуэла;
д) медные руды и селитра — Чили.
6. Какая страна Латинской Америки входит в первую десятку стран по добыче нефти?
а) Эквадор;
б) Багамские острова;
в) Аргентина;
г) Мексика;
д) Чили.
7. Какая страна Латинской Америки является экспортером тростникового сахара-сырца, а так же входит в первую пятерку стран по поголовью крупного рогатого скота?
а) Аргентина;
б) Мексика;
в) Венесуэла;
г) Куба;
д) Бразилия.
8. Выберите вариант, в котором верно указано направление сдвига производительных сил, осуществляемого в результате региональной политики:
а) Мексика — к границе с США;
б) Венесуэла — на запад;
в) Бразилия — к верховью реки Уругвай;
г) Аргентина — к заливу Ла-Плата.
9. Выберите верное утверждение.
а) В Мехико, Сан-Паулу и Монтевидео производят около 10% промышленной продукции соответствующих стран.
б) Значение Рио-де-Жанейро как экономического центра не уменьшилось после переноса столицы в Сан-Паулу.
в) Основные производственные мощности Бразилии сосредоточены в Патагонии, где сложился один из крупнейших в мире агропромышленных комплексов.
г) Общим для Андских стран является развитие добываю- щей промышленности. Некоторые страны субрегиона являются лидерами в мировом рыболовстве.
10. Выберите сельскохозяйственные культуры, по производству которых Бразилия занимает 1-е место в мире:
а) какао;
б) кофе;
в) кокосовые орехи;
г) апельсины;
д) сахарный тростник.
11. Какие из указанных стран не входят в регион «Северная Америка», выделяемый экономико-географами?
а) Канада;
б) Мексика;
в) Бразилия;
г) США;
д) Гондурас.
12. Выберите вариант, в котором страны расставлены по мере уменьшения численности их населения:
а) Индия, Индонезия, США;
б) США, Канада, Мексика;
в) США, Великобритания, Россия;
г) Китай, Канада, Бразилия;
д) Китай, Индия, США.
13. Выберите вариант, в котором верно указаны государства, с которыми граничат США, и природные рубежи, по которым эти границы проходят:
а) Мексика — река Рио-Гранде;
б) Куба — озеро Гурон;
в) Канада — Большое Соленое озеро;
г) Россия — пролив Босфор;
д) Дания — Гренландское море.
14. Выберите верное утверждение.
а) Около 80% прироста населения США обеспечивается за счет иммиграции.
б) Большая часть негритянского населения проживает на Западе США.
в) Доля индейцев и эскимосов в населении США - менее 1%.
г) Ухудшение экологической и транспортной ситуации особенно быстро происходит на городских окраинах и приводит к концентрации населения в центрах городов.
д) Примерами американских городов-миллионеров, расположенных на Великих озерах, служат Чикаго, Даллас, Детройт и Бостон.
15. Выберите вариант, в котором верно указана принадлежность города к одному из мегалополисов США:
а) Бостон — Приозерный;
б) Чикаго — Северо-Восточный;
в) Сан-Диего — Калифорнийский;
г) Филадельфия — Приозерный;
д) Хьюстон — Северо-Восточный.
16. Выберите вариант, в котором верно указана особенность одного из названных штатов США:
а) Нью-Йорк — «солнечный штат»;
б) Иллинойс — «штат кактусов»;
в) Техас — «штат ананасов и вулканов»;
г) Мичиган — «автомобильный штат»;
д) Невада — «мастерская нации».
17. Какая из указанных характеристик относится к Северному промышленному поясу США?
а) главная отрасль специализации — нефтепереработка и нефтехимия;
б) доля в промышленном производстве США — 50%;
в) специализируется на выпуске трудоемкой и энергоемкой продукции;
г) преобладают новейшие наукоемкие отрасли;
д) сформировался на побережье Мексиканского залива.
18. Какие сельскохозяйственные пояса сформировались около Великих озер?
а) кукурузный;
б) табачный;
в) хлопковый;
г) мясной;
д) молочный.
19. Выберите неверное утверждение.
а) США экспортируют не только машины и оборудование, но и сырье.
б) Река Миссисипи соединена каналом с системой Великих озер.
в) Среди всех стран мира США занимают 1-е место по внешнеторговому обороту.
г) Из-за отсутствия удобных бухт на побережье Мексиканского залива нет портово-промышленных комплексов.
д) Самый крупный транспортный узел США — Чикаго.
20. Какие из указанных характеристик относятся к Канаде?
а) В промышленности страны представлены все существующие отрасли и подотрасли.
б) Население и хозяйство страны сконцентрированы вдоль ее южной границы.
в) Среди технических культур широко распространены хлопчатник и сахарный тростник.
г) Тихоокеанский экономический район является главным «лесным цехом» страны.
д) Страна занимает 1-е место в мире по выпуску высокотехнологичной и наукоемкой продукции.
21. Выберите неверное утверждение.
а) Африка занимает 1-е место среди других континентов по запасам золота, платиноидов, фосфоритов.
б) Народы, проживающие в Северной Африке, говорят в основном на арабском языке и исповедуют ислам.
в) Для Африки характерны самые высокие в мире темпы урбанизации.
г) Колониальный тип отраслевой структуры хозяйства сохранился лишь в немногих странах Африки.
22. Какие черты колониального типа отраслевой структуры хозяйства названы верно?
а) преобладание высокотоварного сельского хозяйства;
б) отсутствие монокультурной специализации;
в) преобладание торговли и услуг в непроизводственной сфере;
г) большая густота автомобильных дорог;
д) слабое развитие обрабатывающей промышленности.
23. Какие особенности не характерны для Тропической Африки?
а) проживают народности, основные занятия которых охота, рыболовство и собирательство;
б) находятся около 20 наименее развитых стран;
в) сосредоточены главные районы субтропического земледелия, в том числе орошаемого;
г) для большинства населенных пунктов характерен арабский тип города;
д) расположены важнейшие месторождения медных и кобальтовых руд.
24. Какие из указанных отраслей определяют лицо ЮАР в международном географическом разделении труда?
а) нефтяная промышленность;
б) угольная промышленность;
в) цветная металлургия;
г) лесная промышленность;
д) химическая промышленность.
25. Порт Ричардс-Бей в ЮАР специализируется на вывозе:
а) нефти;
б) зерна;
в) каменного угля;
г) железной руды;
д) леса.
Ключ к ответам варианта 1:
1. д. 2. б. 3. д. 4. б; г. 5. в. 6. б. 7. а. 8. в. 9. б. 10. г.
11. г. 12. а. 13. в.1 4. в. 15. а; в. 16. г.1 7. г.1 8. а; б; д. 19. б; в.20.
21. г.2 2. в. 23. д. 24. а. 25. а; д.
Ключ к ответам варианта 2:
1.г. 2. б; д. 3. а. 4. г. 5. в. 6. г. 7. д. 8. а. 9. г. 10. б; д.
11. б; в; д. 12. г. 13. а. 14. в. 15. в.1 6. г. 17. б. 18. а; д. 19. г. 20. б; г.
21. г .22.в; д. 23. в; г. 24. б; в; д. 25. в.
Критерии оценки тестовой работы:
«отлично» - получают студенты, справившиеся с работой (90 – 100%).
«хорошо» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80% от общего количества.
«удовлетворительно» - соответствует работе 50 – 70% правильных ответов.
«неудовлетворительно» - соответствует менее 50% правильных ответов.
Критерии оценивания теста:
К =а/р;
К – коэффициент усвоения;
а – число правильно выполненных студентом операций;
р – число операций по эталону.
оценки | % |
«5» | 90 - 100 |
«4» | 80 |
«3» | 50 – 70 |
«2» | менее 50 |
оценки | К |
«5» | от 0,9 до 1,0 |
«4» | от 0,8 до 0,9 |
«3» | от 0,7 до 0,8 |
«2» | до 0,7 |
4.Информационное обеспечение дисциплины.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. — 5-е изд., переработанное и дополненное. — М.: 2015
2.Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11 классы. — М.: 2012
3.Кузнецов А.П., Ким Э.В. География. Базовый уровень. 10-11 классы.
— М.: 2011
4.Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. — М.: 2012
5.Холина В.Н. География. Профильный уровень. В 2 кн. 10—11 классы.
— М.: 2011, 2013.
Дополнительная литература:
1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. — 5-е изд., переработанное и дополненное. — М.: 2015
2.География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».
3.География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство «Школьная пресса»
4.География и экология в школе XXI века: Научно-методический журнал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»
5.Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11 классы. — М.: 2012
6.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. — М.: 2011
Справочники, энциклопедии:
1.Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко. — М.: 1987
2.Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Осипов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и др. - М.: 2011
3.Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. — М.: 2003
4.Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложение (Компакт-диск). — М.: 2004
5.Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: 2001
6.Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Макаров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004
Интернет-ресурсы:
www.cia.gov/library — сайт ЦРУ США
www.wikipedia.org — сайт общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии
www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО)
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологической службы США
www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов
http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации
По состоянию на 31.08.2018 г.
РАЗРАБОТЧИКИ:
Место работы: ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж».
ДОЛЖНОСТЬ: преподаватель Константинова Светлана Михайловна
ПРИМЕЧАНИЕ
Результаты промежуточной аттестации фиксируются в учебных журналах и оценочной ведомости.