Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
городского округа город Салават
Республики Башкортостан
Контрольно-измерительные материалы
по предмету «Родной (русский) язык»
4 классы
Пояснительная записка
Назначение контрольных измерительных материалов.
Работа предназначена для проведения процедуры контроля индивидуальной оценки учебных достижений обучающихся 4 классов по учебному предмету «Родной (русский) язык». Представленные в различных видах задания позволят учителю осуществлять контроль формирования универсальных учебных действий.
2. Структура и содержание работы.
Контрольно-измерительный материал представлен в виде тестовой работы. Учащимся предлагаются стандартные задания, которые охватывают основное содержание курса «Родной (русский) язык» за 4 класс. Работа включает задания с выбором ответа, соотнесением и дописыванием ответа. В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности.
3. Система оценивания заданий и работы в целом.
Задание считается выполненным, если выбранный или записанный ответ совпадает с верным ответом. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Общая отметка выставляется с учетом числа набранных баллов.
Оценивание работы производится по следующим критериям:
- от 80 до 100% максимального количества баллов – отметка «5».
- от 60 до 79% максимального количества баллов – отметка «4»;
- от 40 до 59% максимального количества баллов – отметка «3»;
- от 0 до 39% максимального количества баллов – отметка «2»;
Уровневая оценка УУД
Уровень | Оценка |
Продвинутый | 5 |
Высокий | 4 |
Базовый | 3 |
Ниже базового | 2 |
Проверочная работа с использованием контрольно-измерительных материалов по теме «Русский язык: прошлое и настоящее» 3 класс 1 вариант
1. От данных слов образуй однокоренные слова (не менее 3) с помощью суффиксов.
Колокол, _________________________________________________________________
Дуб, _____________________________________________________________________
2. Запиши имена существительные в форме единственного числа. Форму каких существительных не удалось изменить? Запиши эти слова на новой строчке.
Глаза, ножницы, ножи, шахматы, капли, грабли, цветы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Определи род имён существительных в предложении.
Из окна был вид на Москву, похожую на гигантский пирог .
4. Спиши без скобок, предлоги подчеркни.
(На) шли ёжика (на) опушке.(За) шёл (за) другом. (До) шли (до) реки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Отметь указанный неверно тип текста:
а) текст-побуждение; в) текст-описание;
б) текст-повествование; г) текст-рассуждение.
6. Пронумеруй предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
__ Яркое солнце поднималось все выше и выше.
__ Подул свежий ветерок.
__ Наступило чудесное теплое утро.
7. Прочитай текст. Раздели текст на предложения. Поставь нужный знак препинания в конце каждого предложения. Запиши сколько предложений в этом тексте.
Были ли вы когда-нибудь летом в горах как там красиво зима и лето уживаются там без труда вы стоите на леднике и трогаете снег и лёд руками через несколько минут вы уже будете трогать зелёную траву
В этом тексте ___ предложений.
2 вариант
1.От данных слов образуй однокоренные слова (не менее 3) с помощью суффиксов.
Изба, ____________________________________________________________________
Берёза, ___________________________________________________________________
2.Запиши имена существительные в форме единственного числа. Форму каких
существительных не удалось изменить? Запиши эти слова на новой строчке.
Санки, рисунки, овощи, брюки, ладони, очки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Определи род имён существительных в предложении.
На длинном столе в вазе стояла ветка миндаля.
4. Спиши без скобок, предлоги подчеркни.
(За) шёл (за) товарищем. (По) шли (по) улице. (До) плыли (до) островка.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 Отметь указанный неверно тип текста:
а) текст-описание; в) текст-побуждение
б) текст-повествование; г) текст-рассуждение.
6. Пронумеруй предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
__ Умный, честный, мужественный.
__ Самое главное украшение земли - человек.
__ И если все люди будут такими, тогда они смогут сохранить и еще больше украсить нашу планету.
7. Прочитай текст. Раздели текст на предложения. Поставь нужный знак препинания в конце каждого предложения. Запиши сколько предложений в этом тексте.
Приятно вспомнить о лете как пахнет земляникой, малиной и грибами жаворонки с утра до вечера летают в воздухе чья это песня доносится из рощи это малиновка поселилась в кустах смородины.
В этом тексте ___ предложений.
Критерии оценивания
Правильные ответы к заданиям 1 вариант
Номер задания | Правильный ответ (решение) | Баллы |
1 | Колокольчик, колокольня, колокольный, колоколить. Дубовый, дубрава, дубина, дубочек, дубки. | 3 |
2 | Глаз, нож, капля, цветок. Ножницы, шахматы, грабли. | 6 |
3 | Из окна ( с.р.) вид (м.р.) на Москву(ж.р.), похожую на гигантский пирог(м.р.). | 4 |
4 | Нашли ёжика на опушке. Зашёл за другом. Дошли до реки. | 6 |
5 | а) текст-побуждение; | 1 |
6 | 3, 2, 1 | 3 |
7 | Были ли вы когда-нибудь летом в горах? Как там красиво! Зима и лето уживаются там без труда. Вы стоите на леднике и трогаете снег и лёд руками. Через несколько минут вы уже будете трогать зелёную траву. В этом тексте 5 предложений. | 5 |
| Всего баллов | 28 |
Правильные ответы к заданиям 2 вариант
Номер задания | Правильный ответ (решение) | Баллы |
1 | Избушка, избёнка, избушечка. Берёзовый, березняк, берёзочка, берёзушка, подберёзовик. | 3 |
2 | Рисунок, овощ, ладонь. Санки, брюки, очки. | 6 |
3 | На длинном столе(м.р.) в вазе(ж.р.) стояла ветка(ж.р.) миндаля (м.р.). | 4 |
4 | Зашёл за товарищем. Пошли по улице. Доплыли до островка. | 6 |
5 | в) текст-побуждение; | 1 |
6 | 2, 1, 3 | 3 |
7 | Приятно вспомнить о лете. Как пахнет земляникой, малиной и грибами! Жаворонки с утра до вечера летают в воздухе. Чья это песня доносится из рощи? Это малиновка поселилась в кустах смородины. В этом тексте 5 предложений. | 5 |
| Всего баллов | 28 |
- от 80 до 100% максимального количества баллов – отметка «5».
- от 60 до 79% максимального количества баллов – отметка «4»;
- от 40 до 59% максимального количества баллов – отметка «3»;
- от 0 до 39% максимального количества баллов – отметка «2»;
Уровневая оценка УУД
Количество баллов | Уровень | Оценка |
23 - 28 | Продвинутый | 5 |
17 – 22 | Высокий | 4 |
11 – 16 | Базовый | 3 |
0-10 | Ниже базового | 2 |
Проверочная работа с использованием контрольно-измерительных материалов по теме «Язык в действии» 4 класс 1 вариант
1. Соедините фразеологические обороты с их значениями:
Спустя рукава далеко
Сломя голову плохо
За тридевять земель быстро
2. Закончи пословицу.
Семь раз отмерь, _______________
3. Замени данные словосочетания словом-синонимом.
очень тихий разговор – ______________________
водитель автомобиля – ___________________
плод дуба –_________________
4. Узнай словарное слово по лексическому значению и запиши его.
а) обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте,
посылке______________________
б) помещение на вокзале, где можно приобрести билет________________
5. Замени выражения одним глаголом.
клевать носом – ________________
зарубить на носу – ______________
6. Подчеркни устаревшие слова:
Глаза, очи, холод, хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, сторож, страж.
7. Прочитай. Зачеркни лишнее слово в каждой группе слов, к другим словам подбери похожее по смыслу и запиши.
Автомобиль, трамвай, трактор, телевизор ___________________
Суффикс, подлежащее, окончание, приставка_________________
Гитара, скрипка, музыка, балалайка___________________
2 вариант
1. Соедини фразеологические обороты с их значениями:
За тридевять земель быстро
Спустя рукава далеко
Сломя голову плохо
2. Закончи пословицу.
Ученье — свет, _________________
3. Замени данные словосочетания словом-синонимом.
плод дуба –_________________
водитель автомобиля – ___________________
очень тихий разговор – ______________________
4. Узнай словарное слово по лексическому значению и запиши его.
б) транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям ____________________
г) упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир___________
5. Замени выражения одним глаголом.
дать стрекача – __________________
воды в рот набрать – ___________________
6. Подчеркни устаревшие слова:
Глаза, очи, холод, хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, сторож, страж.
7. Прочитай. Зачеркни лишнее слово в каждой группе слов , к другим словам подбери похожее по смыслу и запиши.
Корень, подлежащее, окончание, приставка_________________
Гитара, скрипка, музыка, балалайка___________________
Молоток, чайник, топор, клещи, лопата_________________
Критерии оценивания
Правильные ответы к заданиям 1 вариант
Номер задания | Правильный ответ (решение) | Баллы |
1 | Спустя рукава плохо Сломя голову быстро За тридевять земель далеко | 3 |
2 | Семь раз отмерь, один раз отрежь. | 1 |
3 | плод дуба –желудь водитель автомобиля – шофер очень тихий разговор – шепот | 3 |
4 | Адрес, касса | 2 |
5 | клевать носом – спать зарубить на носу – запомнить | 2 |
6 | Очи, хлад, врата, брег, древо, страж. | 6 |
7 | Автомобиль, трамвай, трактор, телевизор __автобус__ Суффикс, подлежащее, окончание, приставка____корень_____ Гитара, скрипка, музыка, балалайка_____баян______ | 6 |
| Всего баллов | 23 |
Правильные ответы к заданиям 2 вариант
Номер задания | Правильный ответ (решение) | Баллы |
1 | Спустя рукава плохо Сломя голову быстро За тридевять земель далеко | 3 |
2 | Ученье свет, а не ученье – тьма. | 1 |
3 | плод дуба –желудь водитель автомобиля – шофер очень тихий разговор – шепот | 3 |
4 | Поезд, багаж | 2 |
5 | дать стрекача – убежать воды в рот набрать – молчать | 2 |
6 | Очи, хлад, врата, брег, древо, страж. | 6 |
7 | Корень, подлежащее, окончание, приставка____суффикс______ Гитара, скрипка, музыка, балалайка____рояль______ Молоток, чайник, топор, клещи, лопата____пила______ | 6 |
| Всего баллов | 23 |
- от 80 до 100% максимального количества баллов – отметка «5».
- от 60 до 79% максимального количества баллов – отметка «4»;
- от 40 до 59% максимального количества баллов – отметка «3»;
- от 0 до 39% максимального количества баллов – отметка «2»;
Уровневая оценка УУД
Количество баллов | Уровень | Оценка |
19 - 23 | Продвинутый | 5 |
14 – 18 | Высокий | 4 |
9 – 13 | Базовый | 3 |
0-8 | Ниже базового | 2 |
Проверочная работа с использованием контрольно-измерительных материалов по теме «Секреты речи и текста» 4 класс 1 вариант
1. Продолжи высказывание. Текст – это…
а) высказывание, в котором предложения объединены общей темой
б) несколько предложений
в) высказывание, в котором предложения объединены общей темой и связаны по смыслу
2. Отметь указанный неверно тип текста:
-текст-описание
-текст-повествование
-текст-напевание
-текст-рассуждение
3. Предложение по интонации бывают…
а) большие и маленькие
б) громкие и тихие
в) восклицательные и невосклицательные
4.Соедини фразеологизм с его значением.
Собачий холод На краю света
Курам на смех Очень мало
За тридевять земель Когда очень холодно
Кот наплакал Говорить о чѐм-либо несуразном, смехотворном
5. Пронумеруй предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
____Произошёл обвал и перегородил путь овцам.
____Однажды пастух пас большое стадо овец в горах.
____Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой за помощью.
6. Прочитай текст. Раздели текст на предложения. Запиши сколько предложений в этом тексте.
Опадают жёлтые листья с деревьев солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь как сыро птицы улетают в теплые края. ( ____ предложений)
7.По опорным словам составь 3 предложений и запиши их.
Опорные слова: работа, отпуск, море, чайки, лето.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант
1. Продолжи высказывание. Текст – это…
а) высказывание, в котором предложения объединены общей темой
б) несколько предложений
в) высказывание, в котором предложения объединены общей темой и связаны по смыслу
2. Отметь указанный неверно тип текста:
-текст-рассуждение
-текст-описание
-текст-напевание
-текст-повествование
3. Предложение по интонации бывают…
а) восклицательные и невосклицательные
б) большие и маленькие
в) громкие и тихие
4. Соедини фразеологизм с его значением.
Гызутся как собаки Находиться близко
Как курица лапой Обманывать
В двух шагах Жить в постоянной ссоре, вражде
Водить за нос Написано так плохо и неразборчиво
5. Пронумеруй предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
___ Здесь они выводят птенцов.
___Каждую весну на остров прилетают птицы.
___Родители заботливо воспитывают детенышей.
6. Прочитай текст. Раздели текст на предложения. Запиши сколько предложений в этом тексте.
Приятно вспомнить о лете как ослепительно светит солнце свет от него густой и золотистый лучи солнышка греют лицо и руки по синему небу раскинулись пушистые облака. ( ____ предложений)
7.По опорным словам составь 3-5 предложений и запиши их.
Опорные слова: школа, каникулы, море, чайки, лето.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания
Правильные ответы к заданиям 1 вариант
№задания | Правильный ответ (решение) | Баллы |
1 | высказывание, в котором предложения объединены общей темой и связаны по смыслу | 1 |
2 | текст-напевание | 1 |
3 | восклицательные и невосклицательные | 1 |
4 | Собачий холод Когда очень холодно Курам на смех Говорить о чѐм-либо несуразном, смехотворном Кот наплакал Очень мало За тридевять земель На краю света | 4 |
5 | __2__Произошёл обвал и перегородил путь овцам. __1_Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. __3_Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой за помощью. | 3 |
6 | Опадают жёлтые листья с деревьев. Солнце прячется за серые тучи. Часто моросит мелкий дождь. Как сыро! Птицы улетают в теплые края. ( _5_ предложений) | 5 |
7 | 5 предложений составлены (+1 балл за правильное оформление предложений) | 6 |
| Всего баллов | 21 |
Правильные ответы к заданиям 2 вариант
№задания | Правильный ответ (решение) | Баллы |
1 | высказывание, в котором предложения объединены общей темой и связаны по смыслу | 1 |
2 | текст-напевание | 1 |
3 | восклицательные и невосклицательные | 1 |
4 | Гызутся как собаки Жить в постоянной ссоре, вражде Как курица лапой Написано так плохо и неразборчиво В двух шагах Находиться близко Водить за нос Обманывать | 4 |
5 | _2_ Здесь они выводят птенцов. _1_Каждую весну на остров прилетают птицы. _3_Родители заботливо воспитывают детенышей. | 3 |
6 | Приятно вспомнить о лете. Как ослепительно светит солнце! Свет от него густой и золотистый. Лучи солнышка греют лицо и руки. По синему небу раскинулись пушистые облака. (_5_ предложений) | 5 |
7 | 5 предложений составлены (+1 балл за правильное оформление предложений) | 6 |
| Всего баллов | 21 |
- от 80 до 100% максимального количества баллов – отметка «5».
- от 60 до 79% максимального количества баллов – отметка «4»;
- от 40 до 59% максимального количества баллов – отметка «3»;
- от 0 до 39% максимального количества баллов – отметка «2»;
Уровневая оценка УУД
Количество баллов | Уровень | Оценка |
18 - 21 | Продвинутый | 5 |
13 – 17 | Высокий | 4 |
9 – 12 | Базовый | 3 |
0-8 | Ниже базового | 2 |