СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России

Нажмите, чтобы узнать подробности

 РЕФЕРАТ:КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

Просмотр содержимого документа
«Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

“ Средняя общеобразовательная школа № 58 г. Брянска”






РЕФЕРАТ





КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА РОССИИ












Выполнил:

воспитатель МБОУ СОШ №58

г.Брянска

Морозикова Наталья Владимировна




Брянск 2020


СОДЕРЖАНИЕ:


Введение………………………………………………………………………………………………………………......3-4

1.Содержание духовно-нравственного воспитания………………………………………….5-8

2.Национальный воспитательный идеал…………………………………………………………..9

3.Цели и задачи духовно-нравственного воспитания………………………………….…..10-12

4.Формы и методы нравственного воспитания………………………………………………..13-14

5.Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания……..15-16

Заключение…………………………………… ………...………………………………………………………………17

Список литература………………………………………………………………………………………………......18



























Введение
Возрождение России – это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е., воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно-нравственных и патриотических качеств и национального самосознания.

Духовно-нравственное воспитание – очень важная, сложная и кропотливая работа, в которой заинтересовано и государство, и общество. Она должна быть многоплановой, систематической и целенаправленной. Работа требует координации усилий всех государственных органов, общественных объединений и организаций, традиционных религиозных объединений по формированию у молодежи патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Данная концепция призвана поддержать важнейшее для государства и общества направление внутренней политики – воспитание граждан Российской Федерации как сознательных и достойных восприемников отечественной истории и культуры через усвоение ими высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе ценностей, отражающих богатство, своеобразие и единство культур народов России.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и остается актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. Глубокая духовность древнерусского образования обусловила его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры.

В настоящее время в российском обществе сохраняются духовно-нравственные проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, такие как: наличие молодежных экстремистских и асоциальных неформальных организаций, детская безнадзорность и преступность, злоупотребление ПАВ, наркомания и другие.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения остается приоритетной и актуальной. Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств(совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

  • нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости);

  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно -нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой).

Это давало и дает возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах:

  • культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

  • нравственно-этическом (в контексте нравственного учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, миром);

  • гражданственно-патриотическом (на основе примеров трудовых и военных подвигов, героических поступков);

  • этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа).

Данные положения позволяют выделить причины целесообразности продолжающегося обращения школы к духовно-нравственному воспитанию обучающихся:

  1. наличием контингента обучающихся, лишенных в большинстве своем возможности получить в рамках семьи традиционное православное воспитание и приобщение к ценностям национальной русской культуры что во многом обуславливается особенностями микросоциума школы;

  2. наличием заинтересованного данной проблемы педагогического коллектива;

  3. заинтересованностью родителей и учащихся данной проблемой;

  4. наличием устоявшихся связей школы с учреждениями, способными оказать помощь в реализации этой программы;

  5. наличием уже имеющихся положительных результатов духовно-нравственного воспитания в работе школы, заложивших основу для дальнейшей работы в данном направлении.












1.Содержание духовно-нравственного воспитания

Содержание духовно-нравственного воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

  • усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

  • общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России;

  • содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессио-нальные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

  • семейной жизни;

  • культурно-регионального сообщества;

  • культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

  • российской гражданской нации;

  • мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Соответственно традиционным источникам нравственности

определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

1. ПАТРИОТИЗМ

Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:

  • Любовь к России;

  • Любовь к своему народу;

  • Любовь к своей малой родине;

  • Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

В нашей стране коллективные формы жизнедеятельности всегда имели приоритет над индивидуализмом. Социальная солидарность не только наша национальная традиция, но и одно из важнейших условий модернизации страны. Ее следует рассматривать как возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде, как поддержку (социальную, педагогическую, духовную и т.д.), которую общество готово оказывать человеку, как заботу личности об интересах общества. Социальная солидарность раскрывается в ценностях:

  • Свобода личная и национальная;

  • Доверие на всех уровнях общества;

  • Справедливость;

  • Милосердие;

  • Доброта;

  • Честь и честность;

  • Достоинство.

3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Российские народы образуют российскую гражданскую нацию. Их объединяет общая историческая судьба, культура, ментальность, русский язык. Россиян сплачивают глобальные вызовы эпохи, на которые можно ответить только сообща. Единство нации, в первую очередь, воплощается в российском государстве, которое необходимо рассматривать как исторически сложившийся способ взаимодействия и развития российских народов в общей социокультурной традиции. Гражданственность основана на ценностях:

  • Правовое государство;

  • Гражданское общество;

  • Долг;

  • Закон;

  • Правопорядок;

  • Межэтнический мир.

4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ

Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При государственные и муниципальные школы в нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом, контексте школьники могут усваивать системные представления о:

  • Вере в Бога;

  • Религиозных организациях;

  • Святости и благочестии

5. СЕМЬЯ

Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:

  • Любовь и верность;

  • Здоровье и благополучие;

  • Почитание родителей;

  • Забота о старших и младших;

  • Продолжение рода;

6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО

Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает ценности:

  • Познание и истина;

  • Креативность и инновационность;

  • Целеустремленность и настойчивость;

  • Трудолюбие;

  • Бережливость

7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО

Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

  • Жизнь;

  • Родная земля;

  • Красота;

  • Гармония

8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Российская идентичность соотносится с системой общечеловеческих ценностей. Это одно из условий ее устойчивости. У россиянина необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним, что возможно через принятие ценностей:

  • Планета Земля;

  • Мир во всем мире;

  • Многообразие культур и народов;

  • Прогресс человечества;

  • Международное сотрудничество

Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: «Мы – российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом.


























2.Национальный воспитательный идеал

Воспитание – это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем.

Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е.  того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

  • в соответствии с национальным приоритетом;

  • исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

  • согласно Конституции Российской Федерации;

  • согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных общеобразовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.













3.Цели и задачи духовно-нравственного воспитания

В наше время, когда у детей всё меньше и меньше остаётся настоящих примеров для подражания, когда их родина меркнет перед могуществом американского общества, а духовная жизнь беднеет с каждым днём, перед педагогами встала основная задача – помочь ребёнку в развитии его личности в самореализации и саморазвитии. Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на создание условий, необходимых для этого. Поэтому приоритетными направлениями воспитательной деятельности стали: патриотизм, гуманизм и нравственность. Следует выделить и особую важность включения духовно-нравственных отношений и в семейное воспитание. Семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребенка, используемой им затем в качестве инструмента освоения социальной среды.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности

· личностная культура;

· социальная культура;

· семейная культура.

Личностная культура – это:

    • готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – «становиться лучше»;

    • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

    • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

    • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

    • осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

    • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями;

    • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

    • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций.

Семейная культура – это:

    • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

    • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

    • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода

    • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений;

    • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

    • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

    • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

    • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.

Социальная культура – это:

    • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

    • вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

    • адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;

    • готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

    • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

    • способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;

    • забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;

    • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

    • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

    • духовную, культурную и социальную преемственность поколений;

    • укреплению национальной безопасности;

    • повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны.

Воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.












4. Формы и методы нравственного воспитания

Формы нравственного воспитания бывают индивидуальными и массовыми (промежуточные — в небольших группах). Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки и в известной мере дополняют друг друга. 

Индивидуальное нравственное воспитание позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего мира, условий жизни того или иного индивида, использовать наиболее эффективные в данном случае методы влияния. Кроме того, в индивидуальном воспитании происходит непосредственное взаимодействие двух личностей: воспитателя и воспитуемого. В результате возникает неповторимая, эмоционально-нравственная атмосфера, своеобразное магнитное поле между полюсами двух сердец. 

В определенной мере недостатки индивидуального нравственного воспитания преодолеваются в воспитании массовом, которое к тому же усиливает позитивное воздействие индивидуальной работы. Хорошо известно, что в коллективах нередко возникает та духовная атмосфера, которая активно содействует выработке моральных убеждений личности, приобщению ее к нравственной культуре. В коллективах срабатывают механизмы коллективной психологии (подражание, внушение и т.д.), которые также оказывают воздействие на нравственный мир человека. И весьма важно не ограничиваться одним лишь нравственным просвещением, но формировать навыки нравственного поведения. 

Методы нравственного воспитания:

  1. методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

  2. методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

  3. методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

  4. методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). 

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которым стремится человек. 
Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества. Для младших подростков характерно стремление к самовоспитанию. К окончанию школы у некоторых юношей и девушек возникает духовная потребность сознательного самосовершенствования. 
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.






























5. Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

• нравственного примера педагога;

• социально-педагогического партнёрства;

• индивидуально-личностного развития;

• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

• социальной востребованности воспитания.

В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя. Первоочередной задачей обучения и воспитания в общеобразовательной школе является формирование и духовно-нравственное развитие личности гражданина России. Решение этой задачи не может быть локализовано в учебно-воспитательном процессе. Для ее решения необходима гражданская позиция педагогического коллектива школы. Российская идентичность не будет сформирована у школьников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание школьников. Необходимо последовательно и терпеливо формировать воспитательную культуру школы и ее социально-культурного окружения. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ. Программы воспитания и социализации должны иметь непрерывный и комплексный характер, быть интегрированы со всеми компонентами образовательного и социально-воспитательного пространства. Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся, как воспитательная задача, на поиск решения которой направлена учебно-воспитательная деятельность.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

      • истории России, российских народов, своей семьи, рода;

      • жизненного опыта своих родителей, предков;

      • традиционных российских религий;

      • произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

      • периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

      • фольклора народов России;

      • общественно полезной и личностно значимой деятельности;

      • учебных дисциплин;

      • других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности:

    • урочную;

    • внеурочную (культурные практики);

    • внешкольную (социальные практики);

    • семейную;

    • общественно полезную.

Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий (праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д.), а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Мероприятия внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.) организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.Во внеурочной и внешкольной деятельности формируются преимущественно эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. При этом школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий является важным вариативным компонентом программ воспитания и социализации школьников. Обязательным требованием изучения определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы. При этом все компоненты воспитательного пространства общеобразовательной школы направлены на достижение единой цели – обеспечение духовно-нравственного развития личности гражданина России.




Заключение:

Воспитание человека  предусматривает развитие у него с малых лет умения пользоваться своими силами: духовными, культурными, общественными, семейными, — а также создание такой социальной среды, в которой возможна полноценная реализация его жизненного потенциала. В воспитании в равной мере, но с разными возможностями участвуют школа, семья, государство, религиозные организации, СМИ и другие социальные институты.

Гражданская национальная идентичность в современной России – неотъемлемое условие развития общества и государства. Наша гражданская идентичность основана на нравственных ценностях нашего народа. При этом важным компонентом национальной концепции «Мы – российский народ» является отечественная религиозно-культурная традиция, включающая в себя традиционные российские религии, гармонию их отношений и взаимодействий.

Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.












Список литературы:

1. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт. – М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2012. – 288 с.

2. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. –С.49.

3. Подласый И.П. Педагогика новый курс. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 256 с.

4. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский – М.: РИО МГТА, 2003.

5. Данилюк А.Я. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». ФГОС второго поколения,2009.

6.Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации – www.vestnik.edu.ru/proect.html

7.Конституции Российской Федерации ( ст. 9, п. 6; ст. 14).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!