«Способы развития рефлексивных способностей обучающихся
- «Каков я как педагог?
- Что я сейчас делаю и почему именно так?
- Почему я получил такой результат, а не иной?
- Как воспринимают и понимают меня ученики?
- Почему я так расстроился (обрадовался, смутился, рассердился)?
- Действительно ли я понимаю своих учеников? Понимают ли они меня?…»
Что же такое рефлексия? И как давно известен людям феномен рефлексии?
Понятие "рефлексия" (от латинского reflexio – «обращение назад») первоначально возникло в философии и означало процесс размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании.
Первыми, кто ввел понятие рефлексии в употребление, были древнегреческие философы
Сократ
Платон
Аристотель
Они усматривали назначение рефлексии в самопознании человека .
С течением времени понятие рефлексии расширили многие ученые, такие как Декарт, Локк, Кант, Гегель и другие. Чаще всего они связывали понятие рефлексии с понятием «совесть».
Что же говорят о рефлексии словари?
- В далевском словаре слово рефлексия помещено в качестве однокоренного к слову рефлекс . Слово рефлекс, имеющее латинский корень, Даль трактует как термин из сферы живописи: отраженный свет. Примеров словоупотребления нет.
- Взяв толковый словарь русского языка С.И. Ожегова (издание 1993 года), мы обнаружим толкование слова рефлексия как книжного термина, означающего следующее: размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В качестве примера словоупотребления приведено: склонность к рефлексии.
- Словарь иностранных слов 1964 года издания. Здесь рефлексия производится от латинского слова reflexio - отражение и толкуется так: размышление; анализ собственных мыслей и переживаний; размышление, полное сомнение и колебаний.
- латинско- русский словарь И.Х. Дворецкого (значения слов представлены такими, каковы они были с III века до н.э. по YII век н.э.).
слово написано через дефис - ре - это приставка (ре-волюция, ре-конструкция). re - flecto, -flex, - flexum, -flexere ) загибать, запрокидывать назад поворачивать, обращать назад, возвратиться, 2) обращать, вспоминать, думать. 3) склонять, смягчать, улучшить, 4) отступать, уходить. Посмотрим теперь на исходный латинский корень flex, отделив приставку re, flecto,-flexi ,- flexere: сгибать - поворачивать - направлять - изменять направление- задавать направление - отклонять от пути - обходить, объезжать- облегчать (в сочетании со словом труд).
- В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
«Рефлексия – это своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга. Это взаимоотражение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого индивида» (Кулюткин, Сухобская, 1996,).
Когда же впервые у человека появляется способность к рефлексии? Что является ее первым объектом? Какие факторы влияют на развитие рефлексивных свойств мышления человека? Можно ли обучать рефлексии?
первые проявления рефлексии отмечаются у детей дошкольного возраста
- В этот период дети способны к идентификации с другими людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами. Ребенок обычно стремится идентифицироваться с образом, который производит на него большое эмоциональное впечатление. Соотнесение своего нравственного «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения, но это и есть начало развития его рефлексивных способностей.
В младшем школьном возрасте
- Главным фактором ее развития становится сама учебная деятельность, успешное овладение которой способствует развитию интеллектуальной рефлексии. Новый вид рефлексии проявляется в поиске и отслеживании оснований собственных мыслительных действий в ситуации решения учебных задач.
Рефлексия на занятии
– это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Прием «Корзина идей».
Рефлексивные методики в работе учителя.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
- рефлексия деятельности
- рефлексия содержания учебного материала
- Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
- Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».
- Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).
фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно» (автор: Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления )
- В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
- В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
- В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету , которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
- 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я
- 3.Урок для меня показался
- 4.За урок я
- 5.Мое настроение
- 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется
- активно / пассивно
- доволен / не доволен
- коротким / длинным
- не устал / устал
- стало лучше / стало хуже
- понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
- легким / трудным интересно / не интересно
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предложите ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
- «Х» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «У» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «-» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент»
- Комплимент-похвала,
- Комплимент деловым качествам,
- Комплимент в чувствах
Пять пальцев
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно…
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки
цель которых – научить адекватно оценивать себя и других.
- краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
- разработка техник и приемов , направленных на перевод не желающего по каким-то причинам рефлектировать школьника в рефлексивную позицию с последующей рефлексией. Так, например, "запрет на "я не могу..."; "я не знаю, как..."; "у меня не получится...". "Эту же мысль" (а на деле совсем другую!) предлагается выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для...; какие умения нужны для этого; какая дополнительная информация .
При этом происходит трансформация пассивного поведения учащегося в направленную рефлексию над опытом своей мыследеятельности.
- Использование магнитофона (или видеомагнитофона) как средства пробуждения и активизации рефлексии учащихся. Происходящее в классе на уроке записывается на магнитофон – например, ответ ученика записывается на магнитофон, и этот ученик получает возможность, прослушивая (или просматривая) запись, увидеть себя со стороны, занять по отношению к своим действиям рефлексивную позицию.
Анализ субъективного опыта-«синквейн»
- В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
- Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна таковы:
- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме (чувства). Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
- Пятая строчка – это синоним из одного слова, повторяющий тему, слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
- 1. Объясняются правила написания синквейна.
- 2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
- 3. Задается тема синквейна.
- 4. Фиксируется время на данный вид работы.
- 5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Классификация рефлекции
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».
- рефлексия содержания учебного материала
используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).
Рефлексия
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».
НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ Г.ЛЕССИНГ