Конспект урока
Вид занятий: практикум
Тема урока: «Пиши, как Моне» (копирование работы)
Тип урока: урок изучения нового материала (Урок закрепления знаний и формирования ЗУН)
Цель: Объяснение нового материала, получение практических навыков, развитие творческих способностей, получение представления о уже сформированных ЗУН учащихся ГБУДО г. Москвы «ДХШ №7», активизация зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому)
Задачи:
Образовательные: (О)
- познакомиться с импрессионистической техникой и научиться ее копировать
общие задачи:
- обучить аспектам рисунка и живописи (композиционное решение, цвет, линия, пятно, перспектива, настроение, идея)
- обучить созданию своего целостного живописного пейзажного произведения
Развивающие: (Р)
- развивать творческие способности и ЗУН учащихся
- развивать воображение и память учащихся, их внимание (устойчивость и концентрацию), остроту восприятия, мыслительные процессы (правополушарное мышление в особенности)
- воздействовать на эмоционально-волевую, мотивационную, познавательную сферы развития учащегося
- развивать мелкую моторику, влияющую на речевые процессы и мышление
- познакомить с эмпирическими и теоретическими методами познания: наблюдение, сравнение, дедукция, индукция, моделирование
Воспитательные: (В)
- воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе;
- воспитывать заботливое отношение к друг другу, взаимовыручку
- воспитывать этические нормы, современные этические реалии, учить нравственным понятиям
- открыть для учащихся мир эстетики, художественного взгляда, слова, воспитать наблюдательность, зоркость, меткость художественного образа
- знакомить с художественной грамоты (живописной) и историей создания картин, историей искусств, биографией известных живописцев
- воспитывать патриотические чувства, культивировать любовь к природе, любовь к Родине
Оборудование:
Визуальный ряд: репродукции картин Клода Моне, в том числе, «Маковое поле у Аржантея»
Музыкальный ряд: -
Литературный ряд: лекция с демонстрацией репродукций
Для учащихся: карандаш простой, ластик, лист А4 (обыкновенный), гуашевые краски, баночка с водой, кисти, палитра
Для учителей: репродукции картин, лекционные материалы, план-схема по написанию пейзажа
Оформление доски: развеска репродукций картин в центральной части меловой доски или при ее отсутствии – в ручном режиме
Список литературы, использованной при подготовке к уроку:
Козлов В.И. Уроки изобразительного искусства в школе: проектирование, методика проведения, конспекты, рефлексия: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль — «Изобразительное искусство и дополнительное образование») / В. И. Козлов. — Москва: Издательство ВЛАДОС, 2019. - 365 с.
Сокольникова Н. М., Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил.
Поле маков у Аржантёя. Клод Оскар Моне [Электронный ресурс] / Клод Оскар Моне. Поле маков у Аржантёя: сайт о художниках и картинах. – 2018. – Режим доступа: https://legacy-time.ru/works-art/5/ (Дата обращения: 05.05.2020 г.)
Импрессионизм в живописи, или Ловцы прекрасного мгновенья [Электронный ресурс] / Импрессионизм в живописи, или Ловцы прекрасного мгновенья: Арт-журнал. – 2020. – Режим доступа: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/impressionizm-v-zhivopisi-ili-lovcy-prekrasnogo-mgnovenya (Дата обращения: 05.05.2020 г.)
План урока: (исходя из тайминга в 1 час – по уроку в художественной школе в среднем)
Приветствие с вопросно-ответной деятельностью (5 мин).
Объявление темы урока, лекционная часть или теоретический блок, вопросно-ответная деятельность, демонстрация репродукций (20 мин).
Практическая работа учащихся с пояснениями и инструктажем (копирование работы мастера) (30 мин).
Подведение итогов урока (1-2 мин).
Завершение урока.
Ход урока:
Приветственное слово.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите на доску, пожалуйста. Как вы думаете, чье это произведение? А какую технику напоминает?
Это «Маковое поле у Аржантея» Клода Моне. С этим художником мы уже познакомились. С импрессионизмом мы с вами сталкивались на наших занятиях, в том числе – не прошлом уроке. А кто помнит, что мы писали на прошлом занятии? А как связан этюд с импрессионизмом? Каких импрессионистов вы можете назвать? А какие шедевры импрессионистов помните? А кто умеет различать Эдуарда Мане и Клода Моне? (вопросно-ответная деятельность)
Клод Моне «Маковое поле у Аржантея»
Масло, 1873 год, 50 * 65 см
Дорогие ребята, сегодня, мы с вами займемся копированием: поучимся работать в импрессионистической технике. Пусть у каждого из вас будет частичка Франции с цветущим маковым полем.
Теоретический блок:
Импрессионизм — это влиятельное, масштабное, переломное течение в искусстве заключительной трети XIX и начала XX столетия. Нередко историю живописи делят на периоды до и после импрессионизма. Это течение заложило основы изобразительного искусства XX века со всеми его многочисленными авангардными стилями. И хотя сейчас импрессионистское творчество кажется более близким к классической традиции, чем к современному искусству, для современников идеи импрессионистов были подобны свежему ветру, ворвавшемуся в мир увядающего академизма и салонной живописи.
Импрессионизм и вправду сравним с дуновением ветра, трепетом листьев, бликами солнца на морской ряби. Сама суть этого творческого метода — в отражении изменчивости окружающей реальности. Импрессионисты старались уйти от статичного изображения мира и сделать картины более живыми. Они стремились отразить движение, наполняющее природу, передать в произведениях изменения воздуха, теней, света. Художник-импрессионист пытался уловить ускользающее мгновение и запечатлеть настроение момента.
Импрессионизм — термин, образованный от французского слова «впечатление» (impression). Глядя на картины импрессионистов, кажется, что они написаны торопливыми мазками, будто художник старался как можно быстрее перелить на холст переполнявшие его эмоции. Одному из первых критиков импрессионизма, Луи Леруа (Louis Leroy), такая манера даже показалась небрежной. Вот он и назвал свой фельетон о Салоне Отверженных, где выставлялись картины первых импрессионистов, L'Exposition des impressionnistes, что можно перевести как «Выставка впечатленцев».
Леруа острил и язвил, но термин прижился и стал искусствоведческим. Теперь его уже применяют, конечно, безо всякой иронии.
Особенности импрессионизма.
Рассматривая шедевры импрессионизма, созданные мастерами этого направления, можно выделить их общие черты: конкретность места и времени действия; на импрессионистских картинах всегда запечатлено мгновение «здесь и сейчас», с учётом освещения, времени суток, погоды, угла зрения; акцент на главное (с точки зрения художника); глядя на картины импрессионистов, зритель словно бросает вместе с ним взгляд в толпу или на природу, выхватывая из реальности краски, силуэты, эмоции, образы — но не сосредотачиваясь на деталях; сиюминутность; возникает ощущение, что мир на картине живёт, люди идут, реки текут — и через мгновение изображение изменится; визуальные эффекты; это ощущение подчёркивают блики, мерцание, трепетание, дрожь, рябь и другие «маркеры» изменчивости; жизненность, будничность сюжетов.
Поскольку импрессионисты «ловили мгновение», они отказались от традиционных академических сюжетов — исторических, мифологических, религиозных. Главными темами стали пейзажи и сцены из повседневной жизни. Они живописали современность, не чуждаясь простых и даже «низменных» (с академической точки зрения) сцен.
Демократический подход к выбору сюжетов скандализировал консервативную публику: вместо привычных Венер им предлагали взглянуть на танцовщиц, вместо наполненных высокими идеями сюжетов они видели пикники и кабаки. Импрессионизм — это новая техника и новый взгляд.
Отвечая на вопрос, что такое импрессионизм, необходимо подчеркнуть, что это нечто большее, чем стиль. Это философия, идейная позиция, набор художественных методов, охватившее разные области культуры течение. Дело было не только в том, что живописцы-импрессионисты стали писать картины с определёнными стилистическими особенностями. Они предложили новый взгляд на мир, выйдя из студийных стен.
Веками мастера писали в студиях сюжетные полотна, портреты и даже пейзажи. Это не позволяло передать нюансы, связанные с естественным освещением. Например, рисуя закат, художник передавал некое умозрительное, обобщённое представление о закате.
Эдуард Мане «Партия в крокет»
Стремясь поймать и перенести на холст мимолётное впечатление, импрессионисты противопоставили студии пленэр. В это время появились тюбиковые краски, что дало возможность работать на природе или на улицах города.
Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр зимним утром»
Это позволило писать мир именно таким, каким художник видел его в момент создания картины. Но оказалось, что традиционные методы живописи не подходят для такой работы! Возникла необходимость в создании особой техники. Её особенности: отказ от чётких контуров; отказ от детализации и прорисовки (впрочем, иногда на импрессионистских картинах часть изображения прорисована, часть — нет); отказ от лессировки, то есть от нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета, что характерно для классической школы; использование этюдных мазков — энергичных, крупных; раздельное наложение мазков; отказ от смешивания красок — это одна из ключевых особенностей импрессионистской техники.
Живописцы-импрессионисты отказались от использования палитры и создавали оттенки, нанося мазки чистых цветов близко друг к другу (интересно, что чёрную краску практически не использовали, создавая тёмные зоны за счёт визуальных эффектов). Поэтому на импрессионистские произведения нужно смотреть с определённого расстояния. Ребята, кто помнит, о каком термине тут идет речь? (пространственное смешение цветов)
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»
Однако новаторская техника была только частью тех изменений, которые принёс в живопись импрессионизм. Выяснилось, что при естественном освещении в различное время суток, в тени или на ярком солнце, предметы не всегда выглядят так, как мы привыкли видеть их в комнате или на классических картинах. Например, когда солнце бьёт в глаза, мы щуримся, и это меняет восприятие, а если небо заполоняет грозовой фронт, мир обретает контрастную чёткость.
Это замечательно продемонстрировал Клод Моне в цикле картин «Стога сена».
Клод Моне «Стога сена» (1)
Клод Моне «Стога сена» (2)
Клод Моне «Стога сена» (3)
Клод Моне «Стога сена» (4)
С другой стороны, отражение мира «как он есть» было у импрессионистов не таким, как в реализме. Повысилась роль субъективности восприятия, которая впоследствии набрала ещё большую силу у постимпрессионистов, «диких» фовистов и представителей других новаторских течений.
Клод Моне «Шторм. Побережье Бель-Иль»
Великие художники-импрессионисты
Первые импрессионистские ноты появились в пейзажах известных мастеров. Предтечами импрессионизма считаются Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) и Уильям Тёрнер (William Turner).
Предшественники импрессионизма.
Эжен Делакруа «Вид моря с вершин Дьеппа»
Предшественники импрессионизма.
Уильям Тёрнер «Восход с морскими чудовищами»
Интересно, что на развитие импрессионизма оказало влияние творчества Кацусики Хокусая и других японских пейзажистов.
Как отдельное течение импрессионизм начал формироваться в 1860-х годах, а первая выставка, объединившая новаторов, состоялась в 1874 году. Тогда же, кстати, Луи Леруа напечатал свой фельетон, благодаря которому у направления появилось название.
Эдуард Мане «В саду»
Наибольшее влияние на развитие нового стиля оказали:
Эдуард Мане (Édouard Manet) и Клод Моне (Claude Monet) — два великих импрессиониста с похожими фамилиями. Их знакомство началось с путаницы на выставке и ссоры (Мане поздравляли с успехом Моне), но эта забавная ситуация стала началом большой дружбы;
Эдгар Дега (Edgar Degas), певец театрального мира, оперы и кафешантанов. Один из немногих живописцев-импрессионистов, избегавший пленэра;
Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) — первый среди художников направления, которого признал свет;
Альфред Сислей (Alfred Sisley) — мастер лирического пейзажа.
Большой вклад в развитие импрессионистской живописи внесли Камиль Писсарро (Camille Pissarro), Фредерик Базиль (Frédéric Bazille), Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte) и художница Берта Моризо (Berthe Morisot).
Учитель: Теперь поговорим подробно о самой картине, избранной нами для копирования. Итак, о какой картине я говорю? (повторяем название для закрепления материала)
На картине «Поле маков», представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена Моне Камилла и их сын Жан в поле неподалёку от дома в Аржантёе. Как и на многих других работах Моне, Камилла нарисована с зонтиком в руке, и его изящные очертания придают картине особое впечатление.
Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур (моделями для которой также послужили Камилла и Жан) на вершине холма. Они соединены с фигурами на первом плане едва заметной пробегающей по траве тропинкой.
Моне писал «Поле маков» на пленэре, на небольшом переносном холсте. Хотя картина передает естественное, спонтанное ощущение, она тщательно скомпонована. Это выражается не только в том, что художник дважды повторил на ней фигуры, но и выбором ракурса, который установлен таким образом, что яркие маки, заполняющие левую часть композиции, расположены по диагонали, вдоль которой идут Камилла и Жан, словно выходя при этом за рамки картины. Насыщенный цвет и движение, которым наполнен этот участок картины, находится в выверенном контрасте со спокойными тонами правого верхнего края полотна, где терракотовая крыша дома искусно связывает задний план с передним планом композиции.
Приглушенные тона. На большей части этой картины не видны отдельные мазки кисти. Однако приглушенные тона на относительно гладкой, покрытой тонким слоем краски поверхности этого участка картины имеют вкрапления ярких, волнующих алых штрихов.
Дом среди деревьев. Просто нарисованный на заднем плане дом расположен на линии горизонта. Его крыша связывает задний план картины с передним планом, а палевые станы образуют разрыв в темной зелени, смягчая переход между полем и небом. На грубо прорисованном небе Моне оставил видимыми отдельные участки холста.
Пара на заднем плане. Фигура мальчика прорисована несколькими штрихами кисти - белой, розовой, черной и кремовой краской. Женщина в чёрном (цвет, которым редко пользовался Моне) держит зонтик. Её шляпка нарисована в виде завитков, черной и белой краской.
Желтые штрихи. Несмотря на то, что красный цвет остаётся преобладающим, Моне набрасывает по всей композиции желтые штрихи. Они проявляются в виде тонких узоров, образующих желтые цветы на заднем плане картины, и в виде отдельных пятен, рассыпанных на переднем плане среди красных маков.
Красное на зелёном. Моне был сильно увлечён контрастом между красными маками и зелёной травой. Желая передать впечатление от маков, Моне не стал детально прорисовывать цветы, обозначив их красными мазками, постепенно уменьшающимися в перспективе.
Пара на переднем плане. Черты лица Жана обозначены тремя точками. Ленту на его шляпе Моне написал тем же красным цветом, что и маки. Зонтик лежит на руке Камиллы. Его сине-лиловая и цвета полыни ткань, окруженная тонким палевым бликом, ярко выделяется на бледном фоне травы.
Однажды Моне признался, что две самые большие страсти в его жизни - это живопись и садоводство. Когда он писал цветы, обе эти страсти объединялись. В «Поле маков», как и на многих других своих полотнах, Моне наслаждается дикорастущими, яркими цветами. Известны несколько прекрасных натюрмортов Моне со срезанными цветами, однако больше всего он любил писать цветы, росшие в его садах, сначала в Аржантёе, а позже в Живерни.
Практическая часть.
Учитель: Прослушав теоретическую часть, мы с вами начинаем копировать произведение. Помните о своеобразии и при этом схожести гуашевой техники с масляной, в которой написан оригинал. Помните о тех акцентах, которые вы только что прослушали. Если нужно будет что-то повторить, дайте знать. Буду к каждому подходить, подсказывать, если это будет необходимо. Не страшно, если вы что-то не запомнили: главное – вдохновение и как вы думаете, что еще важно? Правильно, впечатление!
Также вывешу вам на доску мой разработанный план с последовательностью написания пейзажа. Обращайте на него внимание.
Сначала разметьте области пространства приблизительно и карандашом, затем начинайте работать красками с прописи планов. Отправная точка – линия горизонта, прокройте сначала самые большие пространства неба и земли. После – двигайтесь к деталям и более утонченным образам. Не спешите. И помните, что у вас формат А4, формат оригинала иной.
Практическое задание состоит в копировании работы Клода Моне «Маковое поле у Аржантея». Дети выслушивают советы и рекомендации, после приступают к работе карандашом, затем – красками и кистью. Обязательна консультация с учителем при индивидуальной работе.
Завершение работы. Подведение итогов. Прощание.
Учебные работы (предполагаемые):
Критерии оценки:
Передача композиционной целостности | Передача цветового и тонального единства | Пропорциональная соотнесенность (соответствие) | Эмоциональное состояние | Пластические и художественно-выразительные средства (характер мазка, письма) | Расставление акцентов (соответствие или собственное решение) |
| | | | | |