Определите тему и основную мысль текста. Составьте простой назывной план.
Найдите в тексте все слова с пропущенными буквами. Запишите эти слова, разделив на два столбика по виду орфограмм.
Маленький человек выходит позн…вать и пост…гать большой мир.4 Всему он диви´тся, интересуется всем, к чему прик…сается.
Почему на небе вдруг забл…стел в солнечном оз…рении к…сой клин журавлей6? Отчего он перем…щается в голубой дали, вытягивается то в одну, то в другую сторону, но не расп…дается и всё время как бы сохраняет в неприк…сновенности свою изначальную к…сину? Словно дрожит, развивается3 в вышине к…сыночка. Да это к…сяк птиц летит, кр…суется, а потом вдруг к…сается груды облаков и пропадает в них.
А кто это выск…чил из тр…вянистых зарослей и быстро и деловито переб…рает своими длинными лапами? Уж не к…сить ли траву он соб…рается этими тонкими ходулями? Да ведь этот паук и прозывается к…синогой! Не углядишь его на земле, наступишь и после долго видишь к…сящие движения мёртвых лапок. К…си, к…синожка, обк…си нам дорожку1!
Так пожалеем же всякое творение природы и будем внимательно и осторожно ходить по земле.
Вспомните, какие орфограммы мы изучали в пятом классе. Дополните записи в теоретических тетрадях по теме «Корни с чередованием гласных»
Ударение | Суффикс -а- Правило ослика ИА | Конечная согласная корня | Значение корня |
| Мер-мир Пер-пир Тер-тир Жег-жиг Стел-стил Чет-чит Исключения: сочетать, сочетание, сочетающийся | Скак-скоч Исключения: скачу, скачок | Мак – погружать в жидкость Мок – пропускать жидкость Равн – одинаковый Ровн – гладкий, прямой Исключения: равняйся, поравняться, уровень, ровная, поровну |
Запомнить! Плав- пишется под ударением и без ударения. Плов- пишется в словах пловец и пловчиха |
Составьте предложения со словами, в которых встречаются корни гар-гор, зар-зор, мер-мир, жег-жиг, лаг-лож. Нужно составить 5 пар предложений, в которых будут встречаться слова с разными вариантами написания этих корней.