СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные формы, нестандартные материалы и оборудование

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии»









Коррекционная работа с детьми

со стертой формой дизартрии:

нетрадиционные формы,

нестандартные материалы

и оборудование



Методические рекомендации






















Данное пособие является итогом деятельности педагогов реализующих коррекционную работу с детьми со стертой формой дизартрии. В рамках рекомендаций представлен интересный практический материал для внедрения в практику в ДОУ.

Пособие будет полезно учителям-логопедам, педагогам-психологам, старшим воспитателям, воспитателям коррекционных групп.




























Содержание



  1. Направление коррекционной работы с детьми со стертой

формой дизартрии …………………………………………………………… 4

  1. Нетрадиционные формы работы с детьми со стёртой

формой дизартрии …………………………………………………………… 6

  1. Игры и упражнения с использованием нетрадиционного

материала ……………………………………………………………………. 8

  1. Самомассаж ……………………………………………………….36

  2. Игры с пуговицами …………………………………………….... 39

  3. Песочная терапия …………………………………………………43

  4. Су Джок терапия ………………………………………………… 56

Список литературы ………………………………………………………… 60


















I. Направление коррекционной работы с детьми со стертой формой дизартрии

Ни для кого не секрет, что в настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является стертая форма дизартрии. Она характеризуется комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности: артикуляции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи.

Таким образом, по определению Лопатиной Л.В.:

Стертая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга

Все эти симптомы проявляются в нерезко выраженной форме. Дизартрия характеризуется тремя синдромами:

1.Синдром артикуляторных расстройств.

2. Синдром нарушения речевого дыхания.

3. Синдром нарушения голоса.

Следовательно, коррекционная работа с детьми , имеющими стертую форму дизартрии, должна быть направлена на устранение указанных синдромов и включает соответствующие мероприятия, направленные на преодоление артикуляционных расстройств, нормализацию функции дыхания и преодоление нарушений голоса.

*Следует отметить, что при осмотре у ребенка отмечаются особенности в неврологическом и «логопедическом» статусах:
*Дети со стертой дизартрией моторно неловки.
*Мелкая моторика рук плохо развита, дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания.
*Паретичность мышц органов артикуляции (лицо гипомимично, мимическая мускулатура при пальпации твердая или напряжена).

*При стертой дизартрии гиперкинезы проявляются дрожанием, тремором языка и голосовых связок.
*Девиация языка - отклонение языка от срединной линии.
*Гиперсаливация (повышенное слюноотделение).
*Изменен голос, снижен речевой выдох, часто нарушается тембр речи.

Выделяют следующие направления коррекционной работы при стертой дизартрии:

  • Развитие общей моторики.

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

  • Развитие артикуляционной моторики.

  • Развитие фонематических процессов.

  • Развитие общих речевых навыков.

  • Развитие лексико-грамматического компонента языка.

Тяжелая структура речевого нарушения при стертой дизартрии требует комплексного подхода в диагностике и проведении коррекционных мероприятий.

На данный момент в практике разработано и применяется огромное количество коррекционных методов и приемов работы с данными детьми. Опыт показывает, что совместная работа всех специалистов способствует комплексному воздействию на речевые нарушения детей со стертой формой дизартрии.









  1. Нетрадиционные формы работы с детьми со стёртой

формой дизартрии

Работа с детьми дошкольного возраста должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной, а это подталкивает к поиску и использованию нетрадиционных приемов коррекционного воздействия.

С целью формирования и развития всех сторон речи, моторики, а также активизации психических процессов мы используем нетрадиционные формы воздействия.

В практике существуют следующие формы:

Изотерапия –терапевтическое воздействие красками, кистью, цветами. Все это способствует преодолению речевого недоразвития и развития творчества у детей, повышению самостоятельности в повседневной деятельности, индивидуальности и развитию моторики.

Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

Логопедический самомассаж языка, губ, лица (необходим ребенку с дизартрией. )

Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.

Су-Джок терапия обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека).

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.

Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

 Сказкотерапия – способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при комплексном подходе всех специалистов к обучению и коррекции речевых нарушений у детей со стертой формой дизартрии.

Использование различных нетрадиционных форм работы в дополнение к традиционным помогает работе с ребёнком быть динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, а результаты коррекционного воздействия приятно удивляют.


















  1. Игры и упражнения с использованием нетрадиционного

материала

Упражнение «Перекладывание бусин пинцетом»

Цель: развитие координации пальцев руки, автоматизация звуков в словах, развитие концентрации внимания.

Материал: поднос, ячейки с цветными крышками красного, зелёного, розового и жёлтого цвета, чашка с разноцветными бусинами под цвет крышек.

Описание: ребенок ставит перед собой малень­кий поднос, на котором лежат ячейки для бус с крышками красного, зелёного, розового и жёлтого цвета, пинцет и стоит чашка с бусами. Он откручивает крышку каждой ячейки, кладёт её рядом с ячейкой и называет цвет крышки. Затем берет в руки пинцет и, аккуратно захватывая концами бусину, кладет ее в ячейку соответствующего бусине цвета и называет слово с заданным звуком. Так постепенно он перекладывает все бу­сины из чашки на платформу. Заметим, что матери­ал имеет внутренний контроль. Если ребенок неловко работал пинцетом и бусина упала на поднос, он всегда мо­жет увидеть это и исправить ошибку. Работа требует большой точности в движениях.

Варианты: ребёнок пинцетом кладёт розовую бусину в ячейку с розовой крышкой и называет слово со звуком [р], кладёт зелёную бусину в ячейку с крышкой зелёного цвета и называет слово со звуком [з’], кладёт жёлтую бусину в ячейку с жёлтой крышкой и называет слово со звуком [ж], кладёт красную бусину в ячейку с красной крышкой и называет слово со звуком [к].



Упражнение «Разноцветные капли»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.
Материал: два пузырька с разноцветной водой (вода подкрашена пищевыми красками желтого, красного и синего цвета), платформа для заморозки воды, поднос.
Описание: на подносе лежит платформа для заморозки воды. Сверху на платформе отмечены три разноцветных квадратика (красный, синий и желтый) для каждых четырех ячеек. Еще на подносе стоят два пузырька с разноцветной водой. В каждом пузырьке — пипетка с колпачком из толстой резины. Ребенок приносит материал на рабочий стол и начинает по капле переносить воду из пузырьков в ячейки платформы, постепенно наполняя их водой. Затем с помощью пипеток он вновь переносит воду в пузырьки.

Варианты: ребенок переносит капли и называет, например, слова обозначающие транспорт, фрукты, мебель и т.д. Также можно называть слова, содержащие определенный звук


Игра «Сложи цветок по цвету»

Цель: развитие мелкой и общей моторики, закрепление знаний о цвете.

Материал: водонепроницаемые круги – «сердцевинки» основных цветов, прищепки соответствующих цветов по 6 штук на каждый цвет.

Описание: инструктор по плаванию предлагает детям поиграть в игру «Сложи цветок по цвету», напоминает, что вместо лепестков будут прищепки. Необходимо собрать все прищепки со дна бассейна и прицепить к сердцевине соответствующего цвета.


Игра «Смешные человечки»

Цель: формирование представлений о форме предметов, развитие мелкой моторики, умения описывать предмет по его форме.

Материал: резиновые мешочки с мукой.

Описание: по заданию логопеда дети уточняют форму фруктов и овощей.

Например: Яблоко какой формы? (Яблоко круглое). Перец какой по форме? (Перец треугольный). Манго какой формы? (Манго овальный).

Затем ребята «превращают» «смешных человечков» в яблоко, банан, манго, перец.

Варианты: далее можно поиграть в игру «Четвёртый лишний». Манго, банан, перец, яблоко – что лишнее? Почему?



Упражнение «Винтик, еще винтик»

Цель: развитие кисти, концентрация внимания, координация движений.
Материал: две коробки с металлическими шурупами, гайками и шайбами разного диаметра (6 мм, 8 мм)

Описание: ребёнок берёт из одной коробки шуруп и подбирает к нему парную гайку из другой коробки и навинчивает её на шуруп. После показа взрослого это упражнение ребёнок может выполнять самостоятельно.
Варианты: 1) ребенок, навинчивая гайку на шуруп, делает глубокий вдох через нос и на выдохе произносит серию слогов (развитие речевого дыхания, автоматизация звуков); 2) ребенок, навинчивая гайку на шуруп, делает глубокий вдох через нос, затем толчками делает выдох.


Игра «Пальчики мы укрепляем,
мы с катушками играем»

Цель: развитие мелкой моторики по средствам игр с предметами.

Материал: разноцветные деревянные катушки из под ниток

Описание: комплексы с катушкой из-под ниток предназначены для детей 6-8 лет и имеют свои отличительные особенности:

  1. катушка во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательный предмет;

  2. умеренная дополнительная нагрузка при удержании катушки, положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений; развитие мысленных процессов и их произвольность.

Игра «Веселое путешествие на скейтборде»

Цель: развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, ориентировка на плоскости, подготовка руки к письму.

Материал: скейты разных размеров и поверхностей, макет игровой площадки с разметкой.

Описание: детям предлагается макет, проезжая по дорогам которого, дети могут отрабатывать поставленные звуки, слова, состоящие из определенных звуков и конечно же развивать мелкую моторику пальцев рук.

Данное упражнение вызывает у детей неподдельный восторг. Идя в ногу со временем и потребностями детей, им предлагается для игры «скейт» - любимая игрушка подрастающего поколения.


Упражнение «Рисование шнурочком»

Цель: расширение знаний по основным лексическим темам, совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, подготовка руки к письму, развитие воображения.

Материал: ламинированный лист, покрытый драпом, либо бархатом, верёвочка, образец рисунка (волна, кривые линии, круг, овал).

Описание: на каждую схему-рисунок подобраны упражнения для развития мелкой и общей моторики и координации речи с движением.

Три сказки о верёвочке – Осенняя, Зимняя и весенняя рассказывают о том, как верёвочка превращается в предметы, образы, соответствующие темам, с которыми мы знакомим детей на занятиях.

1 этап: выкладывание узоров на столе

Необходимо взять верёвочку длиной 0,5 метра. Выбрать рисунок из образцов (волна, кривые линии, круг, овал)

Положить образец перед ребёнком, попросить его провести пальчиком по линии, затем выложить рисунок на столе, при затруднениях на образце. Линии должны быть чёткими.

2 этап: выкладывание воздушных петелек

Выкладывание петелек на узорах.

Выкладывание петелек лепестки цветка до замыкания рисунка, используя всю длину верёвочки.

3 этап: выкладывание силуэта

Теперь можно перейти к изображению яблока, груши, гриба с использованием образца, верёвочка должна быть такой длины, чтобы ребёнку было удобно.

Структура проведения

1.Знакомство с фрагментом сказки. Напоминаем, что произошло с верёвочкой в прошлый раз, зачитывается отрывок сказки о новом приключении.

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Отгадывание загадок.

4.Положить образец перед ребёнком, попросить его провести пальчиком по линии.

5.Затем выложить рисунок на дощечке. Линии должны быть чёткими.

6. Разминка - упражнение на координацию речи с движением.

7. Просмотр и выставка работ, необходимо похвалить детей.


Предлагаемые тексты

1. Сказка Осенняя. Вот и прошло жаркое лето. Наступила осень, прохладно. Мама связала для своей любимой доченьки красивый шарф. Девочка решила украсить его, взяла пряжу и сделала кисточки. Она приделала их к новому шарфику, а лишнюю верёвочку отрезала. Девочка положила её на подоконник у открытого окна. Подул лёгкий осенний ветерок и дотронулся своей прохладой до верёвочки. Верёвочка пошевелилась и ожила. Взглянув в открытое окно, Верёвочка сказала: «Ах, как там красиво и интересно! Вот бы мне стать осенним листочком» - подумала она, увидев, как за окном кружатся яркие жёлто-красные листья. Вдруг сильный ветер подхватил верёвочку и превратил её в берёзовый листок. Кружась она упала в огород.

2.Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять - (Сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать. (Загибают на каждую строчку по одному пальцу)

Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки)

3.Отгадайте загадку:

Растут – зеленеют, упадут пожелтеют,

Полежат – почернеют. (Листья)

3. Рисование листика верёвочкой.

Поставьте палец на точку, проведите им по линии. Возьмите верёвочку и выложите её на досточке. Молодцы у вас получились красивые листочки!

4. Развитие общей моторики

Мы с вами тоже превратимся в осенние листочки и покружимся.

Листья осенние тихо кружатся, (Плавно кружатся)

Листья нам под ноги ложатся (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (Водят руками по полу)

Будто опять закружиться хотят. (Кружатся, руки в стороны)

Упражнение «Складывание салфеток»

Цель: развитие мелкой моторики, общей координации движений, внимания, закрепление пространственных представлений. Подготовка к сворачиванию и разворачиванию бумаги, одежды.

Материал: Пять салфеток, сшитых из ситца или льна. Салфетки размером 30x30 см или 25x25 см. Линии, по которым мы будем сгибать, отмечены контрастной вышивкой или карандашом. Развернутые салфетки лежат на подносе в определенном порядке друг на друге.

Описание:

  1. Обращаем внимание ребенка на поднос с салфетками.

  2. Просим ребенка перенести поднос на стол.

  3. Поднос ставим перед взрослым на верхний правый угол стола, чтобы освободить место перед ребенком.

  4. Берем верхнюю салфетку и кладем перед ребенком.

5.Указательным пальцем левой руки показываем на нижний левый угол салфетки, где начинается диагональная линия сгиба.

6.Указательным пальцем правой руки проводим вдоль линии снизу вверх.

7. Правой рукой берем нижний правый угол.

8. Левую руку кладем ладошкой вниз на салфетку, на верхний треугольник - придерживаем.

  1. Нижний правый угол совмещаем с верхним левым углом салфетки. Левая рука остается внутри салфетки, а указательным пальцем правой руки придерживаем оба уголка.

  2. Вынимаем левую руку, поворачиваем салфетку линией сгиба к ребенку и проглаживаем ее обеими руками от середины в стороны.

  3. Указательным пальцем правой руки проводим вдоль линии сгиба слева направо, еще раз обращая на нее внимание ребенка.

  4. Отодвигаем салфетку в верхний левый угол.

  5. Берем следующую салфетку.

  6. Проводим указательным пальцем правой руки вдоль линии сгиба слева направо.

  7. Берем левой рукой нижний левый уголок салфетки, а правой рукой нижний правый уголок салфетки и совмещаем с верхними уголками, сначала с левым, а затем с правым.

  8. Разглаживаем линию сгиба обеими руками от середины в стороны.

  9. Еще раз обращаем внимание ребенка на линию сгиба, проводя вдоль нее указательным пальцем.

  10. Отодвигаем салфетку и кладем ее рядом с первой с правой стороны от нее.

  11. Берем следующую салфетку.

  12. Повторяем работу как с первой салфеткой (с 5 пункта по 11 пункт).

  13. Сейчас линия, по которой мы свернули салфетку, находится внизу, а вторая линия сгиба проходит вертикально. Поворачиваем салфетку по часовой стрелке таким образом, чтобы вторая линия сгиба проходила елевой нижней стороны в правый верхний угол.

  14. Проводим вдоль линии сгиба указательным пальцем правой руки, берем нижний угол правой рукой, а левую ладошку кладем на верхний треугольник салфетки.

  15. Совмещаем правый нижний угол салфетки с левым верхним углом, поворачиваем линией сгиба к ребенку и проглаживаем обеими руками в разные стороны.

  16. К

    1

    ладем свернутую салфетку под первую, чтобы было видно, что она составляет половину ее.

3

2



  1. Берем четвертую салфетку и кладем ее перед ребенком.

  2. Повторяем работу, как со второй салфеткой (с п.14 по п.17).

  3. Поворачиваем салфетку по часовой стрелке так, чтобы линия, по которой мы свернули салфетку, была с левой стороны, а вторая линия сгиба располагалась горизонтально.

  4. Проводим вдоль второй линии сгиба слева направо, обращая на нее внимание ребенка.

  5. Левой рукой берем левый угол салфетки, а правой рукой берем правый угол салфетки (двойной).

30. Совмещаем нижние углы с верхними и разглаживаем линию сгиба обеими руками в разные стороны.

3

3

4

1

2

1. Кладем салфетку под вторую, так чтобы было видно, что она составляет ее половину.


32. Берем последнюю салфетку и кладем ее перед ребенком.

33. Показываем на точку в середине салфетки. Поворачиваем салфетку по часовой стрелки на 45градусов углом ребенком.

  1. Правой рукой берем нижний угол салфетки и заворачиваем его к метке в середине салфетки. Линию сгиба проглаживаем двумя руками в разные стороны.

  2. Поворачиваем салфетку по часовой стрелке так, чтобы следующий угол салфетки был направлен на ребенка. Загибаем его таким же образом, как и первый, и так все четыре угла салфетки.

  3. С

    1

    вернутую конвертом салфетку кладем в самом низу, под всеми.

2



3

4


5


  1. Разворачиваем салфетки произвольно, в обратном порядке, начиная с пятой.

  2. Кладем салфетки на поднос в обратном порядке.

Варианты усложнения:

Складывание салфеток в другом порядке - сначала первую, затем третью, затем вторую, потом четвертую и пятую.

Складывание квадратных салфеток без линий сгибов.

Складывание прямоугольных салфеток.

Складывание платочков, полотенец.

Складывание бумаги


Упражнение «Карусель»

Цель: Развитие целенаправленной воздушной струи, правильного выдоха.

Материал: Крышки от мыльных пузырей, к которым прикреплены картинки на нитках.

Описание: логопед предлагает взять в руки крышки на расстоянии 15-20 см от лица и представить, что это карусель. Но чтобы она закружилась, нужно на нее подуть. Необходимо напомнить детям, что воздух мы набираем носом, при этом спина прямая. При выдохе щеки не надуваются. Если у ребенка не получается, необходимо держать пальчиками щеки. В процессе выполнения упражнения логопед читает стихотворение:

Карусели, карусели,

Сели, сели, полетели,

Завертелись, закрутились,

Зажужжали, покатились!

Задрожали, завизжали,

Вместе за руки держались.

Как захватывает дух,

Ух!

Упражнение «Муравейник»

Цель: Развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Материал: Разноцветные перышки, муравей резиновый.

Описание: логопед читает стихотворение:

Кто такой построил дом?

Мы осмотрим все кругом.

Можно внутрь заглянуть,

Если на него подуть.

Логопед предлагает подуть на муравейник. Когда ребенок сдует все перья, внутри появится муравей. Можно предложить ребенку придумать имя муравью. После логопед может предложить спрятать опять муравья в перья, т.е. в его муравейник.


Упражнение «Подуй на перышко»

Цель: Тренировать длинный выдох, умение рационально и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи.

Материал: разноцветные перышки на фломастерах.

Описание: логопед предлагает подуть на перышки, как будто налетел сильный ветер. Сделали вдох носиком, выдох ротиком. Сдуваем перышко.


Игра «Тактильные дорожки»

Цель: автоматизация звуков на этапе звукоподражания одновременно с движением пальца по дорожке, закрепление навыка характеризовать звук по твёрдости – мягкости.

Материал: тактильные дорожки размером 10 х 28 см с символом звука и тактильной дорожкой, фактура которой отражает характеристику звука: мягкий звук – бархат, твёрдый – наждачная бумага, пайедки для отрывистых звуков.

Описание: логопед предлагает вести пальцем по волне, либо надавливать на пайедки (звуки [ч], [ц], [й]) произнося заданный звук. Далее даётся характеристика звука по твёрдости – мягкости с опорой на тактильные дорожки.

[C] - Насос свистит [З’] - Звенит звонок [Ж] - Жужжит пчела [Ц] - Цокают каблучки [C’] - Свистит баллончик

[Ш] - Шипит лопнувшая шина [Ч] - Чухает паровозик [Щ] - Шипит лопнувший шарик [Л] - Гудит корабль [Л’] Гудит моторная лодка [Р’] Тарахтит вентилятор

Упражнения «Буду говорить красиво и неторопливо»

Цель: развития выразительности, мимики, жестов, движений

Материал: карточки с заданиями где изображены предметные картинки, соединенные «звуковой дорожкой»

Описание: педагог доступно объясняет детям, какую роль играет дыхание в речи. В процессе занятий необходимо следить, чтобы дети производили вдох без напряжения, плавно, не поднимая плеч при вдохе и не вытягивая живот на выдохе. Следует также учить детей рационально расходовать воздух при выполнении речевых упражнений. Все упражнения по дыханию начинаются с выдоха.


1.

— Бабушка ждала свою внучку в гости. Она поставила на плиту кастрюлю с супом и чайник. Чайник быстро закипел. Крышка у чайника начала подпрыгивать: п-п-п. И суп в кастрюле закипел: п-п-п.

Педагог предлагает детям найти глазами верхнюю точку на рисунке (чайник) мысленно (в воздухе) поставить указательный палец правой руки возле нее и произносить серию звуков «п» на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» до нижней точки рисунка (кастрюля). Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки (кастрюля) до верхней точки (чайник).




2.

— Жила-была девочка Маша. Она была хорошая, послушная, но все теряла. Так и звали ее дети: Маша-растеряша. Вышла Маша на прогулку, все дети в снежки играют, снеговиков лепят, а у Маши руки замерзли — опять варежки потеряла. Стала греть Маша ладони дыханием: «х-х-х». А мальчики Машины варежки нашли. Согрелись у Маши руки, стала она с остальными детьми снеговика лепить.

Детям предлагается мысленно (в воздухе) поставить указательные пальцы правой и левой рук в верхней точке рисунка (Маша) и двигать их одновременно по «звуковой дорожке» сверху вниз до варежек, сопровождая это движение серией звуков «х» на одном дыхании, и затем — в обратном направлении.

3.

Однажды девочка возвращалась от бабушки. Вдруг туча закрыла солнце и начался сильный дождь. Но девочка не растерялась. Она раскрыла свой зонтик и пошла домой. Капли дождя сильно стучали по зонту: «к-к-к». А девочка улыбалась и отвечала дождинкам: «к-к-к».

Детям предлагается мысленно (в воздухе) поставить в верхней части листа (туча) указательные пальцы обеих рук и произнести сначала тихо, затем громче серию звуков «к» на одном дыхании, сопровождая это движением указательных пальцев (по «звуковой дорожке») до нижней точки (зонтик).

Упражнение повторяется 2-3 раза (громко — сильный дождь; тихо — дождь начинается.)


4.

Стояла на горе старая ветряная мельница. Когда дул ветер, у нее крутились крылья: «ц-ц-ц». Со всей округи привозили зерно на мельницу, чтобы смолоть его на муку, а обратно увозили на телегах мешки с мукой. А колеса нагруженной телеги пели: «ц-ц-ц».

Детям предлагается найти на рисунке мельницу (верх рисунка), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «ц», сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до телеги с мешками (низ рисунка).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от телеги с мешками (низ рисунка) до мельницы (верх рисунка).

5.

- Очень высоко, сквозь облака, летел самолет, мотор его был еле слышен: «л-л-л». Самолет подлетел близко к аэродрому, и мотор стало хорошо слышно: «л-л-л».

Детям предлагается найти на рисунке верхнюю точку (самолет), мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков «л», сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до нижней точки рисунка (аэродром).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки рисунка (аэродром) до верхней (самолет).

6 .

— Жили у бабушки три гуся. Однажды гуляли они у речки и поссорились. Один гусь ушел — он очень обиделся. Гуси решили помириться и стали звать обидевшегося гуся: «г-г-г», а он им отвечал: «г-г-г». Вот так и помирились.

Детям предлагается найти глазами на рисунке верхнюю точку (два гуся), мысленно (в воздухе) поставить около нее указательный палец правой руки и произнести серию звуков «г» на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в заданном темпе до нижней точки (один гусь).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки (один гусь) указательным пальцем левой руки до верхней (два гуся).

7 .

— Подарили Славе самокат. Он часто катался на самокате во дворе с друзьями. Но однажды колесо самоката начало сдуваться: «с-с-с». Достал Слава насос, начал накачивать колесо: «с-с-с». Починил Слава самокат. Рады его друзья, рад и Слава.

Детям предлагается найти на рисунке самокат, мысленно (в воздухе) поставить на него указательный палец правой руки и произнести на одном дыхании серию звуков с, сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» в умеренном темпе до верхнего рисунка (насос).

Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки по «звуковой дорожке» до нижнего рисунка (самокат).

Игра «Непокорные соноры»

Цель: автоматизация и дифференциация сонорных звуков,
развивать фонематическое восприятие; связную речь; мелкую моторику; зрительное восприятие, произвольное внимание, мышление, воображение; межполушарное взаимодействие; закреплять умение обобщать предметы, умение употреблять предлоги, умение делить слова на слоги, умение согласовывать существительные с прилагательными и числительными, умение образовывать родительный падеж существительных;

Материал: перфокарты с заданиями

Описание: ребенку предлагается перфокарта, он должен выслушать задание и соединять картинки, не выходя за пределы рамки. После выполнения задания протереть перфокарты спиртосодержащим веществом.



Перфокарта №1

Предложите ребенку рассмотреть перфокарту, назвать все картинки: сначала перечислить транспорт, затем цветы и продукты питания. Ребенок должен соединить картинки между собой следующим образом: звук Р – в начале слова, середине, конце. Затем предложите ребенку назвать, где какая картинка расположена: комар под сыром, роза над топором и т.д. Соединять картинки необходимо пунктирной линией.


Перфокарта №2

Задание аналогично первому, только ребенок выделяет из слов звук Л, соединяет картинки волнистой линией и называет сначала мебель, затем животных и посуду.


Перфокарта №3

Предложите ребенку рассмотреть и назвать картинки, затем закрыть глаза и вспомнить какие картинки он видел и где они расположены. Ребенку предлагается сначала соединить картинки, в названии которых есть звук Р, а затем, картинки в названии которых есть звук Л. Соединить картинки спиральной линией.

Перфокарта №4

Ребенку необходимо четко назвать картинки, разделить слова на слоги и соединить каждую картинку с нужной схемой.

Усложнение: назвать первый слог в каждом слове и придумать новое слово, которое начинается с этого слога.


Перфокарта №5


Предложите ребенку посчитать одинаковые предметы, соединяя их между собой пунктирной линией следующим образом: один красный шар, два красных шара и т.д.



Перфокарта №6

Предложите ребенку внимательно посмотреть и определить, чего не хватает на картинке: у самолета нет крыла, у журавля нет клюва. Соедините картинки, держа ручку в левой (правой) руке.

Усложнение: ребенку предлагается составить высказывание с этими

словами.


Перфокарта №7

Ребенку предлагается рассмотреть перфокарту и назвать одним словом, что на ней нарисовано, затем посчитать одинаковые предметы, соединяя их между собой спиралевидной линией следующим образом: одно красное платье, два красных платья и т.д. Проводить линию можно двумя руками одновременно с разных сторон прямоугольника.

Примечание: обратите внимание, что в данных словосочетаниях встречается и звук Р, и звук Л.


Перфокарта №8

Ребенку предлагается рассмотреть перфокарту и назвать одним словом, что на ней нарисовано. (Подвох: репа – это овощ). Затем ребенок должен посчитать одинаковые предметы, соединяя их между собой пунктирной линией следующим образом: одно красное яблоко, два красных яблока и т.д. Картинки с яблоками соединяем линией красного цвета, груши - желтого, а репу – синего цвета. Данная инструкция дается один раз, а ребенок должен ее удерживать самостоятельно.

Примечание: обратите внимание, что в данных словосочетаниях встречается и звук Р, и звук Л.


Игра «Подбери словечко»
Цель:
развитие лексико-грамматических категорий.

Материал: деревянная платформа, две пластинки, кольца с картинками

Описание: логопед предлагает ребёнку вращать два диска одновременно и когда они остановятся подобрать словечко, составить фразу в соответствии с картинками в окошке. Педагог поправляет речь ребёнка.

Упражнения с шариком

В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаемые нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положи­тельные эмоции у детей.

Цель: совершенствование артикуляционной моторики

Оборудование: шарик диаметром 2 — 3 см, веревочка длинной 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

О


писание:

  1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на паль­цах обеих рук веревке языком вправо — влево.

  2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

  1. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натяну­та горизонтально.

  2. Язык— «Чашечка», цель — поймать шарик в «Ча­шечку».

  3. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выпле­вывая» его.

  4. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

  5. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

  1. Самомассаж

Самомассаж языка, губ, лица способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния ребёнка. Каждый ребёнок самостоятельно делает массаж с опорой на схему и рекомендации взрослого.

Основная цель массажа губ и лица и языка: повысить рецепторную активность, улучшить кровообращение, улучшить сократительную функцию отдельных мышц (мимических, мышц губ и мышц языка)

Самомассаж языка

Описание: Сначала надо превратить язык в лопа­точку, а потом делать так, как совету­ет Звукознайкин:

Язычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами,

И опять погладим ласково зубами,

Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,

И опять погладим ласково зубами.

А потом похлопаем бережно губами

И в конце погладим ласково губами


Сделай массаж язычку ещё раз. Чувствуешь, как понравился язычку такой массаж? Какой он стал спокойный, расслаб­ленный, готов тебя слушаться и делать всё так, как ты ему велишь.



Самомассаж губ

Описание:

1.Поглаживания в направлении от середины верхней губы к уголкам.


2. Поглаживания в направлении от середины нижней губы к уголкам.

3.Пощипывание (разминание) верхней губы (8-10 раз)

4. Пощипывание (разминание) нижней губы (8-10 раз)

5. Пощипывание двух губ (губы сомкнуты, тремя пальцами)

6. Попеременное поднимание уголков губ: правый угол - левый (губы, зубы сомкнуты)


7. Поднимание верхней губы (5-6 раз)

8. Опускание нижней губы (5-6 раз)


Самомассаж лица

Описание:

Массажные движения проделываются в направлениях:

  1. От середины лба к вискам.


  1. От бровей к волосинистой части головы.


  1. От середины лба вниз, через всё лицо к шее и сбросить напряжение.


Походить пальцами по лицу.

4. В направлении от мочек уха по щекам и крыльям носа.

5.От носа к ушам.

6. Разминание щёчной мышцы.


7.Поглаживание носогубной складки.

8.Разминание мочек ушей.


  1. Игры с пуговицами

В переводе с английского пуговица (button) – «нераспустившийся бутон».

Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач, что означает «защита от злых сил, оберег».

Почему пуговицы?

  • разная фактура;

  • много цветов;

  • оттенков,

  • размеров;

  • форм;

  • доступность приобретения;

  • развивающие возможности.

Игры с пуговицами развивают:

  • мелкую моторику;

  • точность движений;

  • зрительно-пространственную ориентировку;

  • сенсорное развитие;

  • тактильно-кинетическую чувствительность

  • снимают мышечную напряжённость;

  • познавательные процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, речь)

Игра «Найди пару»

Цель: развитие мелкой моторики, связной речи, зрительного восприятия, сенсорное развитие.

Игра «Длинная дорожка»

Цель: развитие мелкой моторики, связной речи, зрительного восприятия, сенсорное развитие.

Игра «Составление пуговичного орнамента»

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, сенсорное развитие, воображение, связную речь.

Игра «Домино»

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, зрительной памяти, сенсорное развитие.

Материал: карта с цветными кружками в виде домино, пуговицы разных цветов (красные, синие, жёлтые, зелёные, розовые).

Описание: ребёнок внимательно рассматривает одну часть «домино», затем используя разноцветные пуговки на второй части, выкладывает точно такой же рисунок. Задание можно усложнить, если после запоминания ребёнком рисунка в первой части, вторую часть предложить выложить с помощью пуговиц по памяти.

Игра «Бусинки»

Цель: развитие невербального мышление (умений анализировать, находить закономерности), развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, сенсорное развитие.

Материал: карты - схемы с нитей бус, разных цветов, расположенные в определённой последовательности, пуговицы разных цветов (красные, синие, жёлтые, зелёные, розовые).

Описание: ребёнок внимательно рассматривает карту – схему нити бус и порядок расположения бус на нити, анализирует, находит закономерность по которому нанизаны бусинки и продолжает эту ниточку с помощью разноцветных пуговиц. Усложнить игру можно, предложив ребёнку вставить недостающие элементы в нить бус, поняв закономерность.

Игра «Волшебные шляпки»

Цель: развитие мелкой моторики, связной речи, воображения, зрительного восприятия, точности движений, сенсорное развитие.

Материал: тематические иллюстрации, «шляпки» разных цветов, наполненные пуговицами разных цветов (красные, синие, жёлтые, зелёные, розовые).

Описание: ребёнок внимательно рассматривает иллюстрацию, рассказывает, что он видит на ней. Затем с помощью цветных пуговиц выкладывает некоторые элементы, например: игрушки на новогодней ёлке, цветы на поляне, листочки на дереве и т. д., делая эту картину более объёмной и красивой. После можно предложить ребёнку составить рассказ по данной иллюстрации, используя для этого героёв из «киндер сюрприз».


Игра «Пуговичный массаж»

Цель: активизация «мануального интеллекта», находящегося на кончиках пальцев рук и ног, сенсомоторное развитие, снятие напряжения. Описание: - опустите руку в коробку;
- поводите ладонями по поверхности пуговиц;
- захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку;
- разными руками захватывать щепотки пуговиц;
- погрузите ступни в коробку с пуговицами;
- произведите ступнями круговые движения;
- пошевелите пальцами ног в коробках;
- перебирайте пуговицы пальцами ног;
- перетирайте пуговицы между ног.
  1. Песочная терапия

«Песочная терапия» (sand-play)

Игра с песком как метод развития ребенка.

Использование игр и игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми со стёртой формой дизартрии весьма эффективно. Дети сами просят заходя в кабинет: «Давайте поиграем с песком». Работая с песком можно снимать психоэмоциональное напряжение ребёнка и развивать мелкую моторику. Для исправления звукопроизношения ребёнка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в песке. При закреплении поставленных звуков в речи можно рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмическими движениями в песке. Принципом работы стала установка «Играй и говори одновременно».

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Игры с песком:

  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость;

  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

  • способствуют расширению словарного запаса;

  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

  • помогают корректировать звукопроизношение

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком используются также и пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.


Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;

  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

  • объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

  • злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

На одном логопедическом занятии при использовании песка можно сочетать работу как над разными сторонами речи.

Примеры некоторых упражнений.

Развитие диафрагмального дыхания.

Перед началом работы необходимо обучить детей следующим правилам: «Набирай воздух через нос, не поднимай плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся дуть чтобы воздушная струя была очень долгой»

«Выровняй дорогу» - от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок ребёнок открывает изображение.

«Ямка» - ребёнок, следуя правилам дыхания через нос набирает воздух, надувая живот и медленно и плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«Помоги зайцу» - в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Дорога к другу» - на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовывать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«Секрет» - в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Добрый великан» - из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка). Ребёнок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

«Путешествие» - на песке лёгкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейка, жуки. С помощью воздушной струи ребёнок передвигает фигурки с заданного места. Выдох на язык - лопаточку можно использовать при постановки свистящих звуков.

«Песочный ветер» (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Артикуляционные упражнения

«Лошадка» - щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щелчкам «скакать по песку» или воде.

«Индюки» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку.

«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлёпать по высунутому языку « пя-пя-пя бя-бя-бя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков

«Заведи мотор машины» - произносить звук [р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук [с], насыпая горку. Вариант этого упражнения – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек со звуком [С] и набрав песок и произнося этот звук, засыпать её.

«Дорожка» - произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлёпывая по песку.

Игра «Совпадение» - логопед закапывает в песок игрушки со звуком [ш]: мышку, мишку, матрёшку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки в названии которых есть звук [ш]. Ребёнок называет игрушку и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха

«Спрячь ручки» - прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Водолаз» - со дна таза ребёнок ребёнок достаёт, называет и откладывает разные игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с дифференцируемыми звуками.

«Два моря» - таз делится перегородкой на две части. Ребёнок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками р разные моря (например «в море [с]» и «море [ш]»).

«Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки защищённые картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок отхлапывает их и раскладывает на две группы.

Формирование слоговой структуры слова.

«Полоски» ребёнок чертит на песке заданной количество полосок, затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку» - лоопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги» - ребёнок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

Словарная работа

«Родные слова» в играх с песком образуются родственные слова: песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей ? лет вводится в пассивный словарь идиоматическое выражение «пропесочить кого-то

«Я делал – я сделал» - глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю (в песок) - закапывал, лью – лил и т. п.

Для обогащения словаря по разным темам используются мелкие муляжи, которые используются для игр с песком.

Совершенствование грамматического строя речи

Игра «Лодочка» - в этом игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

Предлоги от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед.

Приставочные глаголы приплыл, отплыл, построили, пристроили, надстроили.

Наречия: далеко, близко, быстро, медленно, глубоко.

Игра «Чего не стало?» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Это упражнение используется в работе с песком, когда логопед стирает части предметов на песочной картинке, а затем просит ребёнка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«Подбери слово» - ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – лёгкий, блюдце – пластмассовое.

Звуковой анализ слова и предложения

На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

Обучение грамоте

«Напиши на песке» - ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает. Детям 7 лет можно предложить написать на воде короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву. Логопед угадывает задуманное и написанное ребёнком слово.

«Волшебная палочка» .При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

«Построй ступеньки». Тема "Деление слов на слоги". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

«Назови звук» Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

«Найди друга» Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

«Кто это был?» Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

«Какой звук лишний?»
- А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)
- А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:
- р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
- д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

«Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.
- та-ка-па - па-ба-па - та-да-та
- па-ка-та - по-бо-по - да-та-да
- ка-на-па - пу-бу-пу - ла-га-ка
- га-ба-да - пы-бы-пы - га-ка-га

С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

«Какой отличается?» Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

Связная речь

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые предложения, так и сложные.

«Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка – дорисовать песочную картину и составить по ней предложение (Таня держит в руке воздушный шар). Фрагмент проговаривается в момент действия.

«Начни предложение» - ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу.

«Друзья» - при рисовании на песке ребёнок составляет сложные предложения (У Тани воздушный шар, а у Миши – резиновый мяч)

«Что случилось?» - при создании картины на песке или в играх с водой ребёнок составляет сложноподчинённые предложения (Таня горько плачет, потому что её шарик лопнул. Кораблик перевернулся, потому что была буря)

Особенно любят дети сочинять сказки и небылицы.

В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счётные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.

Использование игр и игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми со стёртой формой дизартрии достаточно эффективны. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционной работы: с движениями, игрой с мячом, дыхательной гимнастикой, работой над звукопроизношением, грамматикой, связной речью и т.д.

Мелкая моторика

«Чувствительные ладошки»

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

  • Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

  • Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

  • Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

  • Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

  • «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

  • Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

  • Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

  • Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

  • Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

  • Выложить фишками геометрическую фигуру.

  • Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

  • Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

  • Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

  • Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

  • Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

  • Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

  • Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

"Необыкновенные следы".
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!


  1. Су Джок терапия

Главные достоинства Су Джок терапии: высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, универсальность метода, доступность метода для каждого человека, простота применения

Проекция органов на человека на человека

Игра с «ёжиком»

Цель: Развитие мелкой и тонкой моторики. Развитие умения координировать речь с движениями. Стимуляция активных точек на теле.

Материал: Шарики и кольца Су Джок.

Описание. Логопед предлагает взять в руки шарики - колючих ёжиков и поиграть с ними.

Игра с ёжиком

Ёжик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бок

Надо их размять слегка, (катаем шарик по ребру ладони)

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко. (катаем шарик Су Джок по коленкам)

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка. (катаем шарик за ухом)

Ёж в лесочек убежал, (катаем шарик подушечками пальцев,

Нам «спасибо» пропищал. «ёжик бежит»)


Игра «Осенние листья»

Один, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки с шариком Су Джок) Листья березы, листья рябины, (надеваем кольцо на пальчики, начиная с большого) Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.


Игра «Кольцо»

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам. (сжимаем и разжимаем кисть руки) Станут пальчика сильнее,

А головушка - умнее.


Игра «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок. (поочередно катаем шарик Су Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Игра «На лужок»


На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец)

На зеленый ты лужок

Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке)

Игра «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде, (перекидывать шарик из руки в руку)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке, (сжимать, разжимать шарик в кулачке)


Игра «Вот все пальчики мои»

Вот все пальчики мои

Их, как хочешь, поверни-

И вот этак, и вот так,

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять. Постучали, (постучать пальцами о шарик)

Повертели (повертели шарик на ладошке)

И работать захотели.

Дали ручкам отдохнуть,

А теперь обратно в путь.


Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один. ( катаем шарик по ладошке)

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

это долька для бобра,

А для волка... кожура. (поочередно надевать кольца на пальцы, начиная с большого)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда. (бег пальцами по столу)


Список литературы

  1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.А. Логопедия: учебное пособие для студентов – М.: Просвещение, 1989 – 528 с.

  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приёмы логопедической работы с детьми 6-10 лет. – М.: Издательство «Гном и Д», 2004 – 20с.

  3. Лазаренко О.И. Спорышева Е.В. Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи. – М.: Айрис-пресс, 2007. - 96с.

  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. Учебное пособие к спецкурсу – С.-Петербург: Образование, 1994 – 92с.

  5. Пермяков Л.В., Смирнов Н.Н.Основные упражнения практической жизни. Для педагогов дошкольных Монтессори-групп .- Снежинск, 2004 – 96с.

  6. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 248с.: ил.; 32с вкл цв.

  7. Хилтурен Е.А. Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей/ Елена Хилтунен. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 399.

35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!