Просмотр содержимого документа
«Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР».»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР»
музыкальный руководитель
Т.И. Джиоева
Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дети овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование
движений, появляется их выразительность.
Коррекционная ритмика – это обобщенное понятие, своеобразный вид кинезотерапии, основанной на взаимодействии музыки, движения, слова.
Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова. Коррекционные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в развитии ребенка.
Задачи коррекционной ритмики:
1. Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций, правильной осанки, походки, грации движений.
2. Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитие ловкости, силы, выносливости, организаторских способностей.
3. Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма, способности выразительно двигаться в соответствии с данным образом, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание личностных качеств, умения правильно выполнять правила выполнения упражнений.
Методы музыкально-ритмического образования детей с проблемами в развитии направлены на:
Формирование основ музыкальной культуры, овладение ребенка определенными способами и средствами выражения, присущими разным видам музыкальной деятельности, методов и приемов музыкально-ритмического обучения т воспитания детей с проблемами определяются:
целями и задачами коррекционно-музыкального развития детей;
специфическими особенностями воздействия музыки как одного из видов искусства;
возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей (их интересами и склонностями, уровнем подготовки, особенностями и степенью отклонений в их развитии);
разнообразием форм организации музыкальной деятельности; объемом и качеством музыкальной информации;
мастерством педагога, уровнем владения специальными педагогическими технологиями и технологиями музыкального развития.
Специфические особенности средств коррекционной ритмики:
ходьба и маршировка в различных направлениях;
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения активизирующие внимание;
счетные упражнения, формирующие чувство музыкального ритма;
ритмические упражнения, пение;
упражнение на формирование темпа, ритма, интонации;
самостоятельная музыкальная деятельность;
игровая деятельность;
упражнения на развитие творческой инициативы.
При проведении коррекционно-ритмических занятий необходимо регулирование двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психических и физических сил и следующего за ним отдыха. Отбор методических приемов с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.
Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях
(с движениями, театрализованной деятельностью) по отношению к ребенку с проблемами проявляются, прежде всего, в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.
Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в коррекционной работе с детьми с проблемами (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а так же в развитии музыкальных способностей.
Коррекционная направленность ритмических занятий обусловлена поэтапностью коррекционной работы при устранении различных нарушений в развитии.
Вне зависимости от направления дефектологической подготовки (логопедия, олигофрено-, сурдо-, тифло- педагогика) в образовательных организациях следует особое внимание уделить коррекционной ритмике.